| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА | | Атаева В. Х. доцент кафедры аудита и финансового контроля Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук Гаджиева Н. А. доцент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук Цапиева О. К. заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный экономист РФ
| |
| | В статье рассматриваются проблемы экономического развития сельских территорий как основного фактора обеспечения устойчивого развития Республики Дагестан. Определены основные ресурсы развития сельских территорий региона. Дана характеристика кластеров агробизнеса и туристической индустрии. Показаны их точки роста | Ключевые слова: устойчивость, сельская территория, устойчивое развитие, кластер, агробизнес, туризм | УДК 316.334; ББК 60.546 | Сельские муниципальные районы в Республике Дагестан являются развивающимися территориальными социально-экономическими системами с нестабильной устойчивостью [1].
Основными проблемами развития сельских районов, требующих решения являются [1]:
— низкий уровень жизни населения по сравнению с г. Махачкалой — столицей Республики Дагестан и среднероссийским уровнем;
— нерациональное использование ресурсов территории;
— отсутствие системы партнерства между властью, бизнесом и населением в период институциональных преобразований
В Республике Дагестан в сельских районах, особенно горных, возникла критическая проблема закрепления населения. Появился стереотип, согласно которому, лишь уехав из сельского района, можно приобщиться к «нормальным» стандартам образования, отдыха, лечения, культуры, коммунальных и других услуг. Достаточное количество дагестанской молодежи, увлеченное идеей «больших денег» переезжает минуя Махачкалу в другие регионы России, не получив навыки проживания в городах, и вносит понимание псевдолиберализма в повседневную жизнь [4,5].
Поэтому, важнейшим направлением экономического развития Дагестана является политика обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
Основополагающими ресурсами, способствующими реализации устойчивого развития сельской территории, должны стать:
— природно-ресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внутреннего и внешнего спроса на территориальный продукт;
— принципы размещения населения должны быть неизменными, а тип производства и освоения природных ресурсов может быть изменен. Это позволит увеличить эффективность и комфортность освоения ресурсов и снизить социальную и коммунальную нагрузку сельских муниципальных поселений;
— формирование эффективной системы самоорганизации местного сообщества через укрепление местного самоуправления и формирование гражданских институтов.
— обеспечение энергетической безопасности территории за счет местных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии;
— рациональное использование природных богатств территории, соблюдение экологического императива;
— формирование и развитие транспортной инфраструктуры, усиливающей геополитический и экономический статус территории;
— развитие сферы услуг за счет привлечения и поддержки среднего и малого предпринимательства;
— рассмотрение сельскохозяйственного производства как фактора эндогенного потенциального развития экономики территории, обеспечивающего и удовлетворяющего как ее потребности, так и нужды мегаполисов;
— сочетание природных ландшафтов сельских территорий, их уникальные природные, исторические памятники и культурное наследие должны стать визитной карточкой и основой для развития рекреации, как доходной индустрии экономики. [2,3]
Ключевым условием успеха развития сельских территорий Дагестана является становление «новой экономики» районов, способной существенно повысить конкурентоспособность территории в т.ч. и в аспекте социальных стандартов жизнедеятельности.
В соответствии с контекстом вышеизложенного принципиальной отличительной особенностью стратегического варианта развития сельских территорий является подход к развитию территории районов через кластерные сети. [2]. Технологическая цепочка может носить локальный характер и быть не полной (усеченной) или увязанной в систему цепочек.
Развитие кластеров в сельских территориях Республики Дагестан сдерживается низким уровнем образования и квалификации рабочей силы, устаревшими технологиями, нехваткой доступного капитала и слабым развитием общественных институтов.
Необходимо отметить, что однозначного варианта кластерной структуры не существует. Ее содержание зависит непосредственно от определенного местоположения, ресурсов и их качественной и количественной характеристики, информационной и транспортной инфраструктуры и других факторов.
Миссия сельской территории — достижение новых стандартов качества жизни людей при эффективном сочетании экологически чистых производств с уникальным природным комплексом. В данной формулировке миссии, ставшей результатом множества обсуждений и уточнений, зафиксированы следующие установки [2,3].
Ключевой ценностью развития территории является качество жизни людей, которое напрямую связано с эффективностью экономики, основанной на использовании природных и рекреационных местных ресурсов, и поэтому сельские территории Дагестана можно представить как зону профильного промышленного и сельскохозяйственного производства с глубокой переработкой природных ресурсов, комплексной туристско-культурной зоной, выгодным и удобным пространством для инвестиций и комфортного места для жизни [3].
В соответствии с миссией, целями и задачами социально-экономического развития сельских территорий определились основные стратегические направления и кластеры их развития.
Кластер — развитие агробизнеса.
Цель — создание необходимой базы на территории для организации агробизнессистемы саморазвития с элементами внешних возможностей, повышение уровня жизни в сельских поселениях на основе развития конкурентоспособных сельскохозяйственных производств с использованием инновационных технологий.
Площадь сельхозугодий республики составляет 3349,8 тыс. га (66.6% от общей площади республики), в том числе пашня — 524,8 тыс. га (10,4%), многолетние насаждения — 67,5 тыс. га (1,3%), залежи — 4,8 тыс. га (0,1%), сенокосы и пастбища — 2752,7 тыс. га (54,8%). Более половины пашни и многолетних насаждений, а также 63% орошаемых земель приходится на равнинную зону. Здесь возделываются практически все виды культур, и производится свыше 66% зерна, 78% овощей, 80% подсолнечника, 84% винограда. В равнинной части развито также птицеводство (свыше 83% яиц).
Вместе с тем, в предгорной и горной зонах имеется большой потенциал для животноводства, так как здесь расположены 85% пастбищ и сенокосов. Именно поэтому в этих зонах производится свыше 53% мяса, 55% молока и 68% шерсти.
Реализация стратегической цели развития агробизнеса осуществляется посредством решения следующих задач:
1. Создание районной сельскохозяйственной информационно-консультационной службы, обучение и повышение квалификации кадров администраций муниципальных образований.
2. Осуществление функционального зонирования территорий на основе бонитировки земель с определением приоритетного режима сохранения плодородия и рекомендаций по получению набора продукции в интересах территории.
3. Создание единого объединения (агро-производственного холдинга) хозяйствующих субъектов с целью взаимовыгодной кооперации по производству, переработке и сбыту продукции.
4. Активное вхождение и участие в национальном проекте «Развитие АПК» и инвестиционных региональных проектах.
5. Развитие предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и сфере услуг.
6. Полное техническое перевооружение имеющихся сельскохозяйственных средств производства, внедрение инновационных проектов по переработке сельхозпродукции.
7. Создание устойчивой кормовой базы.
8. Производство высококачественных товаров, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках при стабильных поставках.
9. Решение проблемы бедности и достижения обеспеченности сельского населения общественными услугами в среднесрочный период.
10. Формирование гражданского самосознания в сельских сообществах.
Проблемы, осложняющие эффективное развитие агробизнеса:
— отсутствие районной сельскохозяйственной информационно — консультационной службы, слабая обратная связь с республиканскими и федеральными учреждениями и службами;
— отсутствие системы подготовки кадров и закрепления их в поселениях (национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе»);
— неразвитость рынка земель сельскохозяйственного назначения;
— неразвитость банковской и страховой инфраструктуры;
— недостаточная степень информированности сельского населения об имеющихся для него возможностях и порядке получения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам; отсутствие консультационной помощи по выдаче и порядку оформления кредитов, содействию в предоставлении залогов (поручительства) на уровне муниципальных поселений (национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»);
— отсутствие инфраструктурной сети заготовительных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке продукции и потребительских кредитных кооперативов (национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»);
— отсутствие реестра фермерских хозяйств в соответствии с процедурами регистрации принадлежащих фермерам земельных участков, имущества и принадлежащих им хозяйственных построек;
— отсутствие оборудованных современных рынков для реализации местными сельхозпроизводителями продукции;
— слабое развитие организационно-институциональной инфраструктуры местных сельских сообществ. В дореформенной экономике селообразующие функции выполняли сельскохозяйственные предприятия, многофункциональная роль которых в процессе рыночных трансформаций не была учтена. Все свелось к приватизации земли и имущества, передаче инфраструктурных объектов на баланс местных администраций, не располагающих достаточными ресурсами и отработанными организационно-экономическими механизмами для их содержания;
— слабое развитие в поселениях сферы услуг и несельскохозяйственного бизнеса, в том числе посредством малого предпринимательства в использовании рекреационного и культурно-исторического потенциала территорий.
Точки роста кластера агробизнеса:
— создание системы сельскохозяйственного производства, в котором все звенья движения продукта к прилавку будут находиться внутри нее, т.е. создание единых районных агропроизводственных холдингов, в которые войдут на добровольной основе товаропроизводители, сервисные структуры, переработчики, сбытовики и другие структуры;
— развитие различных форм и видов сельскохозяйственной кооперации;
— усиление специализации в растениеводстве — производство картофеля, овощей, растительных кормов; в животноводстве — мясное, молочно-товарное, мясомолочное;
— реализация малозатратных быстроокупаемых инновационных проектов;
— создание инвестиционных фондов;
— создание районных крестьянских банков и кредитование среднезатратных проектов;
— развитие подсобных промыслов, в том числе сбор продукции садов и дикорастущих ягод;
— малоэтажное жилищное строительство, развитие местной стройиндустрии;
— развитие конструктивного диалога власти с бизнесом и гражданскими институтами сельского сообщества;
— развитие несельскохозяйственных форм бизнеса (сфера услуг, рекреация, туризм);
— развитие местной теплоэнергетики.
Основные социально-экономические результаты развития агробизнеса:
— становление многоукладного эффективного агробизнеса, в том числе повышение товарности подворий;
— наращивание темпов в развитии производства растениеводческой и животноводческой продукции;
— создание современной социальной и информационной инфраструктуры жизнедеятельности в сельских поселениях;
— самодостаточное развивающееся сельское сообщество.
Эффективность работы аграрно-промышленного производства будет определяться уровнем профессиональной подготовки сельских товаропроизводителей, их информированностью о новых технологиях в растениеводстве, животноводстве, промышленной переработке сельскохозяйственного сырья, высокоурожайных сортах растений и плодоовощных культур, высокопродуктивных породах скота, возможностях их приобретения, ценах, о состоянии рынка и др. сфер коммерческой деятельности (партнерах в производстве, хранении и реализации продукции, кредитах и т.п.). Квалифицированную помощь специалистов предполагается оказывать через систему информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей всех форм собственности. Реализация информационных возможностей будет осуществляться в рамках сельскохозяйственного кооперирования различных видов и форм участия между производителями сельскохозяйственной продукции, ее переработчиками, организациями общественного питания и др. участниками данного сегмента экономической деятельности.
Проект создания районных агропроизводственных холдингов основан на мобильной системе управления с претворением в жизнь принципов «производство — переработка — реализация» и максимальным вовлечением всех возможных потенциальных субъектов муниципальных сельских и городских поселений в его деятельность.
Индустриально-аграрный характер организации ведения сельского хозяйства и перерабатывающих на его базе производств с последующей сбытовой деятельностью позволит решить не только проблему продовольственной безопасности, но и ряд социальных аспектов развития сельских территорий.
Кластер — развитие туристской индустрии.
Цель — разработка проектных направлений в сфере туризма и создание необходимой базы для реализации конкретных инвестиционных проектов, создание конкурентоспособной туристской индустрии на основе многофункционального туристско-рекреационных центров [6].
Основными предпосылками развития курортно-рекреационного комплекса являются сложившиеся условия в республике: природно-климатические, историко-этнографические, социально-экономические, а также культурные традиции.
Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие большого числа объектов историко-культурного наследия при активной государственной (хотя бы информационной) поддержке могут обеспечить быстрое развитие туристско-рекреационной сферы и стать существенным фактором конкурентоспособности республики.
Помимо весьма разнообразных предгорных и горных ландшафтов, а также теплого Каспийского моря с его песчаными пляжами, территория Дагестана выгодно отличается своими климатическими условиями, ценными минеральными водами и лечебными грязями различного химического и газового состава. В республике имеется 300 источников минеральных вод, большинство из них на сегодня остается невостребованным.
Уникальность Дагестана как перспективного рекреационного региона состоит именно в сочетании «Горы — Море», что позволяет организовать разнообразные виды отдыха. Морское побережье, горные и предгорные районы Республики Дагестан являются уникальным регионом России, который по составу и качеству своих климатобальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте.
Дагестан — район резких природных контрастов, представляет большой интерес для туризма. Чрезвычайно интересен Центральный или Горный Дагестан, который состоит из малодоступных отрогов Главного Кавказского хребта, Андийского хребта и узких, глубоко врезанных речных долин. На территории Южного Дагестана расположен уникальный горный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов (Шалбуздаг — 4149 м; Базардюзи — 4466 м; Ярыдаг — 4100 м. над уровнем моря), где могут проводиться чемпионаты России по всем категориям сложности. Большое будущее имеет охотничий туризм в высокогорном Дагестане и в Аграханском и Кизлярском заливах.
В горах Дагестана разбросаны остатки многочисленных крепостей. Одно из наиболее достопримечательных мест Северного Кавказа — аул Гуниб — бывшая крепость Шамиля. Великая Кавказская стена «Дагбары» с остатками башен (VI век), древние сооружения в окрестностях Кала-Корейш Дахадаевского района (IX–X века) и другие представляют большой интерес для туристов.
Дагестан имеет определенную материальную базу туристского комплекса, с довольно развитыми транспортными и торговыми сетями, средствами коммуникации, традиционными центрами народных промыслов, наличием резервов трудовых ресурсов. Имеющаяся на сегодня структура туристско-рекреационного комплекса позволяет принять более 25 тыс. туристов и отдыхающих, обеспечить отдых и оздоровление свыше 70 тысяч детей и подростков.
Реализация главной стратегической цели туристского кластера может осуществляться посредством решения следующих задач:
1. Осуществление функционального зонирования территории с выделением туристско-рекреационных зон с определением приоритетного режима землепользования и хозяйственной нагрузки на них.
2. Определение ключевых объектов туристского показа и разработка предложений по их включению в состав туристских маршрутов и инвестиционных проектов.
3. Привлечение внешних инвестиций в развитие объектов инфраструктуры туризма, подготовка инвестиционных площадок, концентрация финансовых ресурсов за счет развития резидентных лизинговых и страховых компаний.
4. Разработка предложений по созданию локальных туристских комплексов и отдельных объектов туристской инфраструктуры с определением их специализации. Оценка инвестиционной емкости создания локальных туристских комплексов и экономической эффективности, подготовка проектной, технической и инвестиционной документации.
5. Оценка объемов капитальных вложений в реконструкцию, ремонт и развитие объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктур.
6. Строительство инфраструктурной базы туристско-рекреационного комплекса.
7. Организация образовательных услуг для подготовки кадров для сферы туризма, в том числе — переобучение населения выделенных туристских центров.
8. Привлечение и создание транспортных компаний, обеспечение транспортными средствами в целях эффективного трансферта туристов.
9. Формирование каналов реализации туров по территориям через внешние франчайзинговые и турагентские сети.
10. Обеспечение информационно-маркетингового сопровождения турпродуктов и раскручивание туристических брэндов.
11. Встраивание продуктовых брэндов в региональный туристский брэнд.
12. Повышение эффективности управления объектами природного и культурного наследия, находящимися в государственной собственности.
13. Развитие сопутствующих туризму видов экономической деятельности (народно-художественные промыслы) и услуг в муниципальных поселениях.
Факторы, осложняющие использование туристско-рекреационного потенциала:
— количественный недостаток и низкое качество существующей туристской инфраструктуры;
— деградация объектов индустрии отдыха и развлечений;
— недостаточная проработка туристского продукта, использующего все возможности природного, культурно-исторического потенциала территорий, доминирование точечных тур-продуктов и нехватка комплексных туров;
— неразвитость инфраструктуры всех видов туризма;
— отсутствие комфортной информационной среды;
— недостаточность квалифицированных научных, управленческих и производственных кадров, способных обеспечить эффективное функционирование объектов инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений;
— правовые риски, связанные с несовершенством законодательства в сфере туризма, сложностями в выделении земельных участков под инвестиционные площадки;
— отсутствие сформированной системы подготовки и переобучения кадров в сфере деятельности туризма и повышения квалификации персонала в сфере гостеприимства;
— муссирование негативной информации в Центральных СМИ о террористической деятельности в Республике Дагестан;
— негативное отношение к Дагестану и дагестанцам в центральной России, возникшее в результате криминального поведения отдельных лиц дагестанской молодежи в преимущественно русских регионах России.
Точки роста кластера туристической индустрии:
— создание современной инфраструктурной базы туристкой деятельности в соответствии с имеющимися рекреационными ресурсами и объектами показа, в том числе инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой;
— строительство дорог;
— создание природных парков;
— развитие видов туризма — историко-мемориального, гостевого сельского, экологического (треккинга, велосипедного), рыболовного, спортивного (скалолазание, лыжные гонки), познавательного, изыскательского, ярмарочного, фестивального (военно-исторические и приключенческие игры) и др.
— развитие локальных туристических зон с высоким уровнем концентрации увязанных между собой объектов туристского показа, позволяющих за счет их комбинирования в составе различных комплексных туров создавать значительную добавленную стоимость;
— развитие разветвленных кооперационных связей туристских компаний и организаций в сфере туристской инфраструктуры с усилением внутренней конкурентной среды;
— развитие международных интеграционных туристических связей по проекту «Граница. Взаимоотношения Дагестана, Азербайджана, Ирана в Южном Дагестане»;
— развитие малого и среднего предпринимательства в сфере народных промыслов и производства сувенирной продукции из серебра, развитие сферы проведения досуга и развлечений.
К основным социально-экономическим результатам развития туризма на сельских территориях Дагестана, могут быть отнесены:
— создание на территории современной конкурентоспособной инфраструктуры туризма, обеспечивающей соответствующими услугами растущие потоки въездных туристов;
— существенное увеличение числа прибывающих в район туристов;
— увеличение количества дней пребывания туристов на территории;
— увеличение числа туристов, повторно посещающих территорию;
— высокие стандарты качества обслуживания туристов с расширенным спектром предоставляемых услуг;
— значительное увеличение доходов туристских предприятий, бюджетов муниципальных поселений и населения;
— повышение эффективности работы предприятий других отраслей, расположенных на территории муниципальных образований;
— рост числа новых рабочих мест;
— привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу территории;
— развитие малого предпринимательства;
— улучшение качества жизни (в том числе улучшение здоровья) населения за счет обеспечения благоприятных условий для активного, разнообразного и полноценного отдыха;
— сохранение и возрождение историко-культурного наследия территорий, рациональное использование его природно-рекреационного потенциала.
Создание сетевой инфраструктуры многофункционального туристско-рекреационного комплекса с опорными центрами в районных центрах и сельских поселениях.
Основной экономический потенциал сельских территорий для развития туристического кластера сохраняется в полосе системообразующей инфраструктуры — автотранспортных и железнодорожных магистралей, линий электропередач. Все они рассматриваются как реальные полюсы экономического роста и концентрации населения, центры сосредоточения возможных производств и других видов экономической деятельности для обеспечения туристических услуг на сельской территории.
Стратегический сценарий развития сельских территорий опирается на современный постулат экономического развития о том, что недостаточно только просто владеть ресурсами. Продуктивное использование ресурсов составляет основу конкурентоспособности. Компании могут повышать производительность ресурсов за счет более эффективного производства уже существующей продукции или за счет изготовления продукции, имеющей большую потребительскую ценность. Самыми конкурентными становятся не те территории и компании, которые имеют доступ к дешевым факторам производства, а те, которые применяют наиболее совершенные технологии и эффективные методы использования своих факторов производства. Данная постановка вопроса весьма актуальна, так как новая парадигма отвечает на вопрос организации рационального природопользования с точки зрения защиты окружающей среды и конкурентоспособности предприятий. Очень важно, чтобы использование ресурсов было эффективным и чтобы внедряемые инновации повышали их производительность. Необходимо создавать имидж территории как успешной для компаний, строящих свою деятельность на основе экономической логики, которая устанавливает четкую взаимосвязь между окружающей средой, производительностью, инновациями и конкурентоспособностью.
Главным аспектом стратегии является развитие муниципального сообщества на основе гражданского самосознания жителей сельских территорий, формирования эффективной системы социальной поддержки, совершенствования системы образования и управления. Эволюционное развитие территориального сообщества зависит от человеческого капитала, суть которого состоит в социальном воспроизводстве населения в различных проявлениях, таких как вопросы демографии, квалификации и компетенции, духовной сферы и культуры, социальных институтов.
В условиях сельских территорий демографическая политика должна быть направлена на:
— стабилизацию численности населения;
— увеличение средней продолжительности жизни;
— создание условий для повышения рождаемости;
— снижение смертности населения;
— модернизацию и развитие системы образования;
— модернизацию и развитие системы здравоохранения;
— пропаганду и формирование здорового образа жизни;
— обеспечение доступности гарантированных социальных услуг и качественного социального обслуживания населения;
— обеспечение социальной поддержки граждан, имеющих на то право, и оказание адресной социальной помощи остро нуждающимся жителям района.
Инвестиции в образование являются ключевым фактором конкурентоспособности и развития экономики территорий. Несмотря на то, что в сфере образования они имеют более длительный срок окупаемости, переход на новую траекторию развития невозможен без создания современной образовательной среды, подготовки высококвалифицированных кадров и формирования соответствующей предпринимательской культуры.
Необходимо сохранить и приумножить историческое и духовно-культурное наследие территорий, повысить роль культуры в процессах социальных и экономических преобразований, в силу того, что земля Дагестана — уникальная территория с древней историей и пересечением культур.
Социальная сфера является важнейшей составляющей, определяющей духовно-нравственное развитие общества. Ее развитие зависит от вовлечения жителей в процесс управления территорией на основе формирования коммуникаций и социальных сетей, формирования гражданских институтов и развития института местного самоуправления.
Для реализации заявленной цели — достижения высокого качества жизни населения необходимо существенно повысить производительность труда и капитала. Это невозможно сделать без концентрации ресурсов в тех областях, где улучшение принесет наиболее значимые результаты по ключевым позициям бизнеса или отношениям с другими субъектами, а также без соответствующих структурных изменений в экономике сельских территорий без концентрации усилий на ключевых источниках развития. |
| |
|
|