| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Садыхов Р. О. соискатель Института экономики Национальной академии наук Азербайджана (г. Баку)
| |
| | В статье обоснован подход к использованию инвестиционного потенциала рынка ценных бумаг Азербайджана, и проанализированы основные направления Государственной программы «Развитие рынка ценных бумаг в Азербайджанской Республике». Предложены направления оздоровления рынка ценных бумаг, определены ее приоритеты, принципы, способы реализации | Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовый рынок, рынок IPO, корпоративное управление, рыночная капитализация | УДК 336; ББК 65.05 | В Азербайджане в последние 10 лет сложился современный рынок ценных бумаг — акций приватизированных государственных предприятий и вновь возникших акционерных обществ, государственных и корпоративных облигаций, векселей, фьючерсных и опционных контрактов. Приняты целый ряд нормативных актов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также «правила поведения» участников фондового рынка.
Все большую актуальность обретают исследования взаимосвязей последних в процессе капитализации компаний путем размещения ценных бумаг на фондовом рынке Азербайджана. Следует подчеркнуть, что заниженная рыночная капитализация большинства отечественных компаний не позволяет привлекать значительные объемы финансовых средств, что ограничивает их динамичное развитие.
В целях усовершенствования рынка ценных бумаг в Азербайджанской Республике Президент Азербайджана 16 мая 2011 г. подписал Государственную программу «Развитие рынка ценных бумаг в Азербайджанской Республике в 2011–2020 годах». Развитие рынка ценных бумаг в Азербайджанской Республике будет проводиться в шести направлениях [1].
История азербайджанского рынка ценных бумаг
В Азербайджане рынок ценных бумаг был создан в начале XX века, и первоначальное размещение ценных бумаг проводилось со стороны банков. В 1913 году Бакинским Купеческим Банком были выпущены первые акции. В первые два десятилетия XX века в Баку действовали акционерные общества, большинство из которых занимались нефтедобычей [2].
В Советском Азербайджане, как и на всем пространстве бывшего СССР, основным видом ценных бумаг были выигрышные государственные облигации.
Рынок ценных бумаг заново стал возрождаться после обретения республикой независимости, что обусловило переход к рыночной экономике и формирование фондового рынка.
26 июля 1999 года был подписан Указ Президента Азербайджанской Республики «Об обеспечении деятельности Государственного комитета по ценным бумагам при Президенте Азербайджанской Республики», заложивший основу рынка ценных бумаг в суверенной стране. После этого была создана инфраструктура рынка ценных бумаг и нормативно-правовая база, состоящая из более 70 положений, правил и нормативов, соответствующая мировым стандартам и современным принципам рыночных отношений.
Система государственного урегулирования рынка ценных бумаг предполагает прежде всего прозрачность происходящих на рынке процессов и, соответственно, сведение к минимуму возможных рисков. В этом аспекте в нормативно-правовой базе особое внимание уделено таким направлениям, как защита прав инвесторов, систематическое распространение информации о состоянии рынка, недопустимость незаконных инсайдеровских сделок, воспрепятствованию манипуляции ценами и др. Наряду с этим был разработан новый механизм обращения акцизных марок для табачных и алкогольных изделий, разработаны правила регулирования рынка долговых обязательств и ведения учёта залоговых операций, формирования цивилизованного лотерейного рынка, была организована работа по защите прав акционеров, на высоком уровне поставлена работа Национального депозитарного центра, был проведен учёт с целью обращения регулирования государственных приватизационных паёв (чеков) и опционов.
15 февраля 2000 года при организационной поддержке ГКЦБ была создана Бакинская фондовая биржа (БФБ). В функции БФБ входит организация торгов всеми видами ценных бумаг согласно азербайджанскому законодательству, оказание депозитарных услуг членам биржи, также услуг по ведению реестра всех держателей ценных бумаг, в том числе государственных ценных бумаг [3].
В настоящее время 37 профессиональных участников имеют лицензию на осуществление деятельности на рынке капитала. Среди них 3 депозитария, 2 реестродержателя, 1 фондовая биржа, 1 клиринговая организация, 2 управляющие компании, 15 брокеров и 13 дилеров.
Существенную роль в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг в Азербайджане играет техническая помощь международных организаций, проекты которых способствуют изучению и внедрению мирового опыта в новые сферы национальной экономики. В 2003–2004 годах был реализован 18 месячный проект ТАСIS «Развитие рынка ценных бумаг Азербайджанской Республики» стоимостью 1 млн 300 тыс. ЕВРО, финансируемый Евросоюзом. В рамках проекта со стороны специалистов британской компании « Securities Research Assosiates « были проведены тренинги, экспертиза нормативно-правовой базы, подготовлен свод требований для работы на рынке ценных бумаг, создана электронная сетевая система ГКЦБ [4].
Капитализация рынка акцийГосударства — участники СНГ | Капитализация рынка акций, млн долл. США | Капитализация рынка акций/ВВП, % |
---|
по состоянию на 01.01.08 | по состоянию на 01.01.09 | по состоянию на 01.01.08 | по состоянию на 01.01.09 |
---|
Азербайджанская Республика | | | 19,5 | 25,6 | Республика Армения | 105 | 176 | 1,00 | 1,50 | Республика Беларусь | Данные не представлены | 103 | Данные не представлены | 0,18 | Республика Казахстан | 53 830 | 31 130 | 40,84 | 23,64 | Республика Молдова | 663 | 716 | 14,04 | 11,85 | Российская Федерация | 1 266 442 | 365 413 | 99,80 | 26,40 | Республика Таджикистан | 4 | 430 | 0,10 | 8,40 | Украина | 109 164 | 23 542 | 76,48 | 19,08 | Источник: О состоянии и тенденциях развития рынка ценных бумаг в государствах — участниках СНГ (информационно-аналитический обзор) Исполнительный комитет СНГ. Москва, 2009 год.
Современное состояние рынка ценных бумаг Азербайджана
В мировой практике известны три модели рынка ценных бумаг: небанковская (практикуется в США); банковская (характерна для Германии); смешанная (развита в Японии и России). В первом случае в качестве посредников на рынке выступают небанковские компании по ценным бумагам, что до недавнего времени полностью вписывалось в модель азербайджанского рынка, поскольку сами банки второго уровня не могли напрямую выходить на фондовый рынок и должны были обращаться за помощью к посредническим структурам, которые зачастую сами и создавали. Однако с 2010 года Центробанк Азербайджана устранил эти ограничения, благодаря чему сами банки теперь могут выходить на рынок, что приблизило нас к так называемой немецкой модели рынка ценных бумаг. Но на нашем рынке остались брокерские, дилерские структуры и другие профессиональные участники рынка, выполняющие посреднические функции. Таким образом, можно констатировать, что азербайджанский рынок ценных бумаг действует в рамках смешанной модели, не вписываясь четко в рамки небанковской и банковской.
В настоящее время достигнута договоренность о реализации мультидонорской программы FIRST « Помощь в создании рынка небанковских корпоративных облигаций 14 июля 2005 года между ГКЦБ и британской компанией Emerg ing Market Economics Limited заключено Грантовое Соглашение о реализации 12 месячного проекта технической помощи. Сдерживающим фактором для активного развития корпоративного рынка, является зачастую отсутствие полноценной информации местных компаний о преимуществах рынка ценных бумаг, где по небольшим процентным ставкам можно приобрести свободные денежные средства.
Кроме того, при принятии решения об эмиссии облигаций компания должна быть готова к тому, что потенциальные инвесторы будут иметь возможность получить информацию о ее финансово-хозяйственных показателях. К сожалению, не все компании страны пока готовы к этому. В целом, для обеспечения прозрачности всех участников рынка ценных бумаг основная цель Госкомитета по ценным бумагам — это вывод компаний на листинг в БФБ и обеспечение ликвидности их ценных бумаг, то есть стимулирование спроса и предложения. Ведь в посткризисный период инвесторы хотят видеть прозрачную отчетность, они заинтересованы в том, чтобы процесс управления бизнесом осуществлялся эффективно, качественно и чтобы они могли влиять на это управление.
Несмотря на то, что на фондовом рынке страны внедрены также акции и долговые инструменты, инвестиционные фондовые паи на азербайджанском рынке ценных бумаг все еще отсутствуют. Поэтому, в первую очередь, необходимо их внедрение, с другой стороны, инвестиционные фонды способны институционализировать инвестиционные возможности на рынке, то есть посредством привлечения мелких инвестиций фонды будут превращаться в крупных институциональных инвесторов.
Такие возможности стимулируют к вхождению на рынок компаний и корпораций, имеющих потребность в инвестициях, что, в свою очередь, требует от них большей прозрачности, приведения своей деятельности в соответствии с международными стандартами.
В течение 2005–2009 годов совокупный торговый оборот Бакинской фондовой биржи увеличился с 4,1% ВВП до 9,6% ВВП. В течение этого периода торговый оборот БФБ увеличился в 6,4 раза, в том числе объем торгов государственными облигациями — в 9,7 раза, объем операций по корпоративным облигациям — в 23,3 раза[3].
На увеличение объема операций с корпоративными облигациями влияет не только рост операций с облигациями, эмитированными Азербайджанским ипотечным фондом, но и с расширением круга участников этого рынка. Микрофинансовые и лизинговые компании с конца 2009 года и более активно в 2010 году стали привлекать средства путем выпуска долговых облигаций, а не как ранее через получение банковских кредитов. Это также способствовало резкому увеличению объема операций с облигациями.
Итак, суммарный оборот биржевых сделок по всем инструментам на Бакинской фондовой бирже (БФБ) за январь 2011 года составил 181,1 миллиона манатов, увеличившись по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 28,7 процентов.
Рынок корпоративных ценных бумаг вырос в 2,3 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 46,7 миллиона манатов. Это объясняется ростом объема операций с корпоративными облигациями в 2,6 раза, а количество сделок выросло в 1,5 раз — до 16.
Основным финансовым инструментом на учетном сегменте в Азербайджане стали государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и Ноты ЦБА. А такие инструменты как коммерческие, казначейские и банковские векселя, корпоративные облигации и др. виды краткосрочных обязательств не заняли должную нишу на рынке. Межбанковский денежный рынок обеспечивает перераспределение денежных средств между банками в форме межбанковских депозитов и кредитов на короткие сроки для реализации активных операций, регулирования балансов, выполнения требований регулирующих органов, и в частности ЦБА. ЦБА на данном сегменте представляет кредиты коммерческим банкам в порядке рефинансирования.
По данным Национального депозитарного центра Азербайджана (НДЦ) в январе-июле 2010 года оборот рынка ценных бумаг в стране был на более чем 60% сформирован операциями по дополнительной эмиссии акций. В этот период заключено более ста внебиржевых сделок суммарным объемом 13,2 млн. манатов. Всего же НДЦ зарегистрировал 3554 сделки с ценными бумагами с суммарной номинальной стоимостью 285,8 млн. манатов. Даже если принять во внимание, что речь идет о номинальной стоимости акций, которая в большинстве случаев больше реальной рыночной, то все равно объемы оборота выглядят достаточно внушительными. Тем более, что данная статистика не учитывает сделок с государственными ценными бумагами, формирующими более 70% всего рынка ценных бумаг страны[5].
Сейчас самое время для дальнейшего развития рынка капитала в Азербайджане создавать необходимую инфраструктуру, обеспечить эффективность фондового рынка, увеличить потенциал участников финансового рынка, расширить количество инструментов, применяемых на финансовом рынке, а также развивать механизм коллективных инвестиций, что возможно через создание инвестиционных фондов.
Создание инвестиционных фондов в Азербайджане приведет к институциональным изменениям на фондовом рынке страны и углублению рынка. Именно инвестиционные фонды способствуют выходу на рынок новых инструментов, что позволит расширить предложения на фондовом рынке. Сегодня на рынке проводятся операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, но доля госбумаг превышает 80 процентов. Хотя в последние годы удельный вес госбумаг на фондовом рынке снизился с 90 до 80%, преимущественная часть операций на рынке проходит с ценными бумагами госсектора.
Проблемы развития рынка IPO в Азербайджане
Проведение IPO является очень сложным процессом, на который компания тратит большие деньги, время и усилия. Поэтому к IPO необходимо тщательно готовиться, чтобы все преимущества не превратились в недостатки. В азербайджанкой практике примеров неудачного проведения IPO пока нет. Все компании, прошедшие процедуру IPO, получили в полной мере все преимущества этого инструмента. Однако неудачное IPO возможно, если стратегия развития компании не продумана, если выход на финансовый рынок является преждевременным, а также вследствие других неграмотных действий руководства предприятия. Такие компании только ухудшают свое финансовое положение (из-за высоких затрат на IPO) и приобретают управленческие проблемы (из-за потери части контроля над компанией).
В Азербайджане, несмотря на то, что пройдены крупные этапы приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено и одной из проблем при таком перераспределении является проблема перехода крупных промышленных предприятий к модели публичной компании.
В условиях современной азербайджанской экономики роль фондового рынка продолжает неуклонно возрастать. Ежегодно увеличивается количество отечественных компаний, желающих провести IPO. Тем не менее, некоторые компании, планирующие IPO, сталкиваются с проблемой корпоративного управления. Многие из них в начале 1990-х гг. рассчитывали, что будут развиваться либо за счет собственных средств, либо посредством банковского кредитования. Однако на сегодняшний день этих способов недостаточно, и самым правильным путем привлечения средств для развития бизнеса является выход на фондовую биржу.
На первичное размещение акций на бирже в большинстве своем решаются крупные компании, многие из которых являются лидерами отраслей, а также государственные предприятия. У компаний малой и средней капитализации этот вопрос в повестке дня стоит гораздо реже. Среди основных причин такой тенденции — низкий уровень корпоративного управления и нежелание раскрывать о себе информацию перед потенциальными инвесторами. Между тем полное выполнение условий выхода на биржу, в том числе внедрение корпоративного управления, позволяет эмитенту качественно и количественно расширить круг инвесторов, увеличить рыночную стоимость компании, а также придать ценным бумагам наибольшую привлекательность, тем самым стимулируя развитие бизнеса.
Примером эффективной структуры корпоративного управления в современной Азербайджане являются — ОАО «МБА», имеющий лучший уровень раскрытия информации для инвесторов.
Механизм экономического роста в Азербайджане, запущенный с помощью ускоренного развития сырьевого сектора, пришел в движение. Он начинает функционировать все лучше и уже в меньшей степени зависит от количества «нефтяных» и «газовых» денег, вбрасываемых в экономику: стал работать внутренний спрос. Рост экономики обеспечивают в основном наиболее конкурентоспособные сегменты в каждой отрасли. Именно они будут активно участвовать в процессах слияний и поглощений, выходить на IPO.
Можно выделить три основных фактора, способствующих развитию публичного рынка в Азербайджане. Во-первых, избыточная денежная ликвидность вызывает спрос на основные инструменты инвестирования на рынке капиталов. Капиталу необходимо куда-то перетекать, воспроизводя самого себя. В то же время динамичное развитие отдельных отраслей, концентрация капитала, активное развитие процессов слияний и поглощений требуют значительных финансовых средств. Это заставляет игроков не просто пересматривать механизмы их привлечения, но и использовать в своей конкурентной борьбе весь спектр предлагаемых рынком возможностей привлечения финансирования.
Во-вторых, для многих азербайджанских компаний особенно остро встает вопрос повышения капитализации своей компании, особенно в связи с тем, что большинство отечественных компаний имеет заниженную рыночную стоимость. А реальную оценку может дать только публичный рынок. К тому же для выхода на мировые рынки капитализация играет немаловажную роль, позволяя не только оценивать игрока, но и привлекать крупные заемные средства. Другим важным моментом в развитии компании становится желание не зависеть от одного или нескольких стратегических инвесторов. И в этом случае выход на публичный рынок позволяет менеджменту компании получить независимость в принятии управленческих и финансовых решений.
В-третьих, необходимость диверсификации своего бизнеса. Многие акционеры готовы поделиться частью своего бизнеса, чтобы иметь возможность приобрести активы в других отраслях и секторах экономики. В этом плане публичный рынок позволяет не просто получить значительные средства от продажи акций, но и произвести размещение своих акций среди широкого круга инвесторов и защитить свой бизнес от нежелательного вторжения отдельных игроков, не давая им возможность сконцентрировать в своих руках крупный пакет акций компании[6].
Прежде всего, для эффективного развития индустрии первичных размещений необходимо создать базовые условия. Одно из таких условий — стабильность и предсказуемость правил взаимоотношений между бизнесом и властью, направленная прежде всего на защиту прав собственности. Другим немаловажным моментом развития инструмента IPO будет создание эффективной структуры азербайджанского фондового рынка. Третьим критерием развития IPO в Азербайджане является необходимость становления отечественных институциональных инвесторов, таких как паевые, страховые и пенсионные фонды. Ну и, конечно, на развитие рынка IPO будет влиять правовая среда, регламентирующая эту сферу. Соблюдение этих условий позволит сделать инструмент привлечения капитала эффективным независимо от размера и принадлежности компании.
В то же время интерес азербайджанского делового сообщества к проблеме привлечения инвестиций, поиска новых и эффективных форм финансирования обусловлен самим развитием рынка. Отечественная экономика переживает всплеск деловой активности. В этих условиях выпуск ценных бумаг, их открытое размещение на биржевых площадках и дальнейшее свободное обращение позволили бы компаниям значительно расширить свои инвестиционные планы, дало бы толчок формированию целой прослойки крупных игроков рынка, которые смогли бы на равных конкурировать с зарубежными компаниями.
Конечно, в Азербайджане происходит накопление внутренних капиталов, что ведет к росту отечественного фондового рынка. Однако данные изменения в настоящее время пока не в полной мере способствуют формированию необходимых условий для бурного развития публичного рынка в стране.
Это позволяет ожидать качественных изменений в развитии рынка IPO Азербайджане, выхода большего числа эмитентов на фондовый рынок, формирования широкого круга публичных компаний.
Основные направления Государственной программы «Развитие рынка ценных бумаг в Азербайджанской Республике в 2011–2020 годах»
Развитие рынка ценных бумаг в Азербайджанской Республике в 2011–2020 годах в рамках утвержденной 16 мая 2011 года Президентом Азербайджана государственной программы будет проводиться в шести направлениях:
1. Совершенствование организационной и операционной инфраструктуры рынка капитала. Предусматриваются создание новой на рынке ценных бумаг системы торговли, расчетов, регистрации, интеграция этой системы с системой платежей, организация и автоматизация центральной депозитарной системы и упрощение механизмов по операциям с ценными бумагами. Ведутся также работы по переводу торговли ценными бумагами в сторону организованного рынка, проводятся мероприятия для создания института «маркетмейкеров».
2. Стимулирование спроса на рынке ценных бумаг. Цель — формирование институциональных инвесторов, разрешение банкам на непосредственное участие на рынке капитала, повышение потенциала брокеров и дилеров. Планируется проведение дополнительных мероприятий для широкого применения передовых стандартов корпоративного управления, совершенствования финансовой отчетности и защиты прав инвесторов.
3. Расширение спектра предложений финансовых инструментов на рынке ценных бумаг. Это послужит импульсом для расширения первичного и вторичного рынков корпоративных и государственных облигаций, увеличения и диверсификации предложений коллективного инвестирования.
4. Усиление регулятивного потенциала. Предусматриваются совершенствование механизмов лицензирования деятельности профессиональных участников рынка, формирование системы отчетности и контроля над профессиональными участниками рынка. Также планируется создание единой электронной информационной системы и системы контроля, что в целом увеличит доверие к рынку. Запланированы меры для усиления аналитического потенциала Комитета, являющегося регулятором на рынке ценных бумаг Азербайджана.
5. Применение и расширение мер, нацеленных на просвещение и обучение. Предусматривается проведение специальных мероприятий для обучения и просвещения потенциальных эмитентов и профессиональных участников рынка, в том числе по организации специализированных программ в средствах массовой информации. Также приоритетным направлением является повышение образовательного потенциала лиц, занятых обучением, посредством программ «train the trainers».
6. Совершенствование законодательства. В целях укрепления законодательной инфраструктуры и совершенствования защиты прав инвесторов планируется внесение дополнений и изменений, а также принятие новых законодательных актов, регулирующих рынок ценных бумаг [7].
Перед Министерством финансов поставлена задача до 2015 г. осуществить меры по развитию опыта касательно финансовой отчетности частных и государственных предприятий, обеспечению применения стандартов международной и национальной финансовой отчетностей. ГКЦБ в 2016–2018 гг. будут проведены работы с целью формирования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность рейтинговых агентств, и по поощрению их деятельности.
До 2013 г. в стране ожидается принятие нового закона «О рынке ценных бумаг», отвечающего передовому международному опыту. В 2013 г. планируется создание оптимальной системы выпуска и регистрации ценных бумаг и внедрение системы международной нумерации ценных бумаг (коды ISIN). |
| |
|
|