| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Метелев И. С. заведующий кафедрой коммерции и логистики Омского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается комплекс демографических и социальных проблем, связанных с трансграничной миграцией населения. Предпринята попытка обобщить методы количественной оценки миграционных потоков. Проведен краткий сравнительный анализ применяемых подходов к определению последствий нелегальной миграции. Статья характеризуется проблемной направленностью и предполагает проведение дальнейших исследований | Ключевые слова: трансграничная миграция, демографическая проблема, миграционные потоки, нелегальная миграция | УДК 331.556.2; ББК У24(0)07 | Современные масштабы притока и роль в экономической жизни трудовых трансграничных мигрантов — принципиально новое явление для России. Она постепенно становится страной мигрантов, приобретает новое качество. Это не просто неизбежный, жизненно необходимый, но и болезненный, конфликтный процесс. В страну приходят новые люди, формируется новое качество «старых», возникают новые группы в сложной и динамично меняющейся палитре общественных отношений. Стремительное и неожиданное появление нового элемента в культурной, этнической, социальной картине мира неизбежно нарушает прежние равновесия, формирует почву для появления сложнейших проблем и конфликтов.
Масштабные миграции концентрируют два спектра проблем глобализации, обладающих существенным конфликтным потенциалом: экономические, вызванные притоком новых рабочих рук, и культурные, обусловленные контактами представителей различных культур. Фокус проблем миграционной политики России смещается в социально-культурную сферу, особое значение приобретают вопросы социализации иммигрантов, их адаптации и интеграции.
Исходя из долгосрочных демографических, экономических, и политических интересов России, без иммигрантов не обойтись. Особенно значимо сокращение численности трудовых ресурсов: по прогнозу Федеральной службы статистики, в 2007–2025 гг. сокращение населения в трудоспособном возрасте составит 16,2 млн человек.
Независимо от избранной стратегической линии социального развития России, проблемы интеграции иноэтничных мигрантов выходят на передний план. Во-первых, в России насчитывается несколько миллионов иммигрантов с неурегулированным правовым статусом. Во-вторых, проблемы адаптации жизненно важны для временных трудовых мигрантов (на 2011 г. квота по стране составляет 1,7 миллионов человек). В-третьих, потребности в интеграции испытывают и российские соотечественники, прибывающие по программе репатриации.
Среди россиян преобладает жесткое неприятие интеграции мигрантов в российский социум. Рестрикционная миграционная политика поддерживается подавляющим большинством россиян. Опросы ведущих социологических центров (Левада-Центр, ФОМ, ВЦИОМ) демонстрируют, что абсолютное большинство опрошенных считает необходимым ограничить въезд «представителей некоторых национальностей» в свой регион или населенный пункт и одобрили бы депортацию «инородцев». Доля россиян, настроенных толерантно к мигрантам и готовых поддержать политику интеграции иммигрантов, не превышает 25%.
Социально-экономическое развитие России диктует устойчивый внутренний спрос на труд мигрантов, востребованный, в первую очередь, на рабочих местах, характеризующихся плохими или тяжелыми условиями труда, сезонностью, низкими заработками, к которым местное население индифферентно.
Обеспечение социально-политической стабильности, постоянный мониторинг и контроль взаимоотношений мигрантов и принимающего населения, предупреждение конфликтных ситуаций являются непременными условиями иммиграционной политики, а ее центральным моментом становится адаптация трудовых иммигрантов и интеграция иммигрантов. Первоочередной задачей становится разработка и совершенствование процедур селективного привлечения иммигрантов и трудовых мигрантов с учетом их квалификации, образования, возможностей адаптации, странам происхождения и других критериев. На передний план выходит не столько этническая принадлежность иммигрантов, сколько возможность их экономически оправданного использования в экономике России и учета.
Однако оценки зачастую различаются, что связано с самим предметом исследования — нелегальными мигрантами, точную численность которых определить невозможно. Тогда встаёт естественный вопрос о методах оценки численности этой части иностранных граждан и об источниках необходимой для того информации.
Явление нелегальной миграции связано с такими экономическими и социальными проблемами, как уклонение от налогов, нарушение трудового права и жилищного кодекса, эксплуатация детского труда, преступность, наркоторговля, контрабанда, работорговля, проституция, распространение венерических заболеваний и образование этнических группировок. Использование нелегальной рабочей силы оказывает влияние на зарплаты и уровень безработицы на национальном рынке труда, а также на экономическое бремя налогоплательщиков в связи с тем, что косвенно вынуждает органы власти увеличивать расходы на медицинские и образовательные услуги, социальные пособия и обеспечение правопорядка. Оценка численности нелегальных мигрантов — важный показатель для проведения государственной миграционной, демографической, экономической, социальной политики, правоохранительной деятельности, а также политики в области занятости и охраны труда.
Однако прежде чем приступить к непосредственному изложению методов оценки стоит дать точное определение объекту исследования, то есть самому понятию «нелегальный мигрант». В зарубежной литературе существует множество терминов, образованных различными комбинациями прилагательных «незаконный» (irregular), «нелегальный» (illegal), «недокументированный» (undocumented), «неавторизованный» (unauthorized), «скрытый» (clandestine) с существительными «мигрант» (migrant), «иммигрант» (immigrant), «иностранец» (alien), «иностранный гражданин» (foreign national), и выражений, таких как «человек без документов» (фр. sans-papier), «подпольный иммигрант» (ит. clandestino), «теневой субъект» (shadow person), которые характеризуют этот статус физических лиц. Однако в некоторых исследованиях они имеют разную интерпретацию в связи с широкой трактовкой исследуемого явления.
В самом общем смысле под нелегальной миграцией подразумевается любое перемещение на территорию государства, нарушающее законодательство, определяющее условия въезда в страну и пребывания на ее территории. По другому определению, нелегальный мигрант — человек, пересекший границу государства или находящийся на ее территории без официального разрешения, иначе говоря, — неавторизованный мигрант. Наконец, в эту категорию также попадают индивиды, официально въехавшие в страну, но находящиеся на ее территории нелегально, например, ожидающие депортации беженцы, которым было отказано в убежище, или так называемые квазилегальные мигранты. Стоит также принимать во внимание, что мигрант, законно прибывший в страну и пребывающий в ней, но занимающийся деятельностью, нарушающей законодательство государства, тоже признается нелегальным.
Таким образом, при нарушении одного из трех условий (разрешение на въезд в страну, вид на жительство/разрешение на временное проживание и трудовую деятельность, не противоречащую законодательству) можно говорить о факте нелегальной миграции.
В зарубежной научной литературе существует несколько классификаций методик подсчёта численности нелегальной миграции, например, на основе деления:
● по взаимодействию с объектом исследования — прямые и косвенные [1];
● по времени наблюдения, т.е. рассматривающие нелегальную миграцию как показатель запаса (на определенный момент времени) или как показатель потока (за период времени) [2];
● по источникам информации или ведомствам, их представляющим [3];
● по виду нелегальной миграции, т.е. группирующие иностранцев по типу нарушения условий въезда, пребывания или трудовой деятельности [4];
● по странам, проводящим оценку явления [5].
Главной и объединяющей чертой, присущей всем статистическим методам, является то, что все они в качестве источника информации используют официальные базы данных для оценивания масштабов нелегальной миграции. К таким базам данных относятся:
● перепись населения;
● статистика смертности и рождаемости;
● система учёта населения при помощи идентификационных карт или индексов;
● сведения о числе отказов в выдаче виз;
● информация о регистрации и контроле международных пассажиропотоков;
● данные о количестве запросов на предоставление убежища;
● статистика, предоставляющая информацию о числе выданных разрешений на трудовую деятельность и видов на жительство.
Однако стоит сразу оговориться, что не во всех странах производится сбор упомянутых сведений и формирование соответствующих источников информации, более того, не всегда есть возможность получить доступ к данным, необходимым для проведения исследования.
Проще всего определить численность нелегальных мигрантов можно при помощи так называемого уравнения демографического баланса, которое выглядит следующим образом: P=P0+(N-M)+(I-E)+X.
В данной формуле переменные P и P0 представляют собой численность населения, выявленную при проведении двух последовательных переписей населения. Разница между переменными N и M называется естественным приростом населения, если N>M, или естественной убылью, если N
Метод соотношения полов (Sex-ratio method) предполагает оценку количества нелегальных мигрантов не для страны, в которой они пребывают, а для страны, из которой они приехали, однако он обеспечивает более детализированный подсчёт, благодаря введению дополнительных предпосылок. В основе методики соотношения полов лежит вполне разумное предположение о том, что большую часть нелегальных мигрантов представляют мужчины. Главным показателем, который используется при подсчете незаконных иностранцев, является количество мужчин, приходящихся на 100 женщин, или так называемый коэффициент соотношения полов (sex-ratio). Сравнивая фактическое соотношение количества мужчин и женщин, выявленных в ходе переписи населения в стране, уроженцами которой являются мигранты, с теоретической пропорцией, рассчитанной для нее и для страны пребывания, становится возможным получить ожидаемое количество нелегальных мигрантов.
Подобное исследование было проведено в Мексике, граждане которой эмигрируют в основном в США. В работе были представлены разные способы оценки нелегальных мигрантов за рубежом, использовавшие доступные источники информации и основывавшиеся на различных предпосылках. Тем не менее, основной подсчёт был произведен, исходя из следующих соображений [7]:
● Условно все мигранты представлены в четырех категориях, разделяющих их на легальных (L) и нелегальных (U), а также на мужчин (M) и женщин (F). Приведенный ниже вывод формулы одинаков для каждой возрастной группы (от 0 до 65 лет, всего 13 групп по 5 лет).
● Коэффициент соотношения полов для легальных и нелегальных мигрантов может быть выражен соответственно, как b = ML / FL и с = MU / FU где ML, FL, MU, FU — численность мужчин и женщин, находящихся в законном и незаконном положении.
● a = (ML + MU) / (FL + FU) – тот же показатель для всего населения (который также дополняется данными о естественном приросте или убыли населения). Откуда следует, что
a * FL + a * FU = b * FL + c * FU , то есть, что FU = FL * (b – a) / (a – c).
● Следовательно, общую численность нелегальных мигрантов определенного возраста оказывается возможным оценить по формуле, полученной сложением FU и MU:
I = FU + MU = FU * (1 + c) = FL * (b – a) / (a – c) * (1+ c).
Коэффициенты a, b и c, представляющие пропорции соотношения полов, соответственно, для всего числа мигрантов, его легальной и нелегальной частей, могут быть получены на основе любых подходящих источников информации. Что касается исследования, проведенного в Мексике, то необходимые сведения касательно половозрастного распределения мигрантов были взяты из переписей населения Мексики, США, а также данных, предоставленных американской иммиграционной службой INS, с помощью которых были еще и проанализированы характеристики мигрантов, принявших американское гражданство. Поскольку коэффициент с может быть оценен, также как и различные изменения коэффициента а, только в зависимости от показателей смертности и рождаемости, то было получено около 15 различных комбинаций этих параметров, исходя из которых удалось оценить примерное количество нелегальных мигрантов, колебавшееся в границах от 1,3 до 3,9 млн человек [8].
В заключение отметим, что в России не проводятся серьезные исследования, направленные на количественную оценку масштабов нелегальной миграции, которая является одним из наиболее значимых демографических, экономических и социальных явлений начала 21 века.
Требуется масштабное исследование влияния, которое оказывает нелегальная миграция на рынок труда, настроения в обществе, демографическую ситуацию в стране и регионах, развитие неформального сектора экономики. Это необходимо, чтобы, в конечном итоге, оценить количественно воздействие нелегальной миграции на различные сферы жизни общества в интересах разработки и проведения определенной государственной политики. |
| |
|
|