Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ахметов А. Р.
аспирант Башкирского государственного университета (г. Уфа)

Совершенствование управления малым бизнесом в условиях экономического кризиса
В статье рассматриваются современные методы контроля и бизнес-решений в системе управления малым бизнесом в условиях рыночной экономики, а также методы контроля в системе управления транспортом в организации с помощью GPS- мониторинга
Ключевые слова: малый бизнес, эффективное использование ресурсов, коммерческая организация, система GPS- мониторинга, внутренний бизнес-процесс
УДК 334; ББК 65.29

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», малыми называют предприятия, фирмы и компании со следующей численностью производственного и административно- управленческого персонала:
— в промышленности, строительстве и транспорте — до 100 чел.;
— в сельском хозяйстве и науке — до 60 чел.;
— в бытовом обслуживании и розничной торговле — до 30 чел.;
— в торговле (оптовой) и остальных отраслях — до 50 чел.
Очевидно, что приведенный критерий является далеко не идеальным. Согласно ему, даже такие крупные объекты как, например, заводы-автоматы и т. п., могут оказаться в списке малых предприятий. Поэтому сейчас разрабатываются и другие, более адекватные реальности критерии определения малого бизнеса. В частности, все большее распространение получают критерии, характеризующие годовой объем производства и реализации продукции (работ, услуг); оснащенность основными фондами и др. Например, в последнее время часто упоминается концепция так называемой мелкой фирмы, под которой понимается фирма с численностью персонала до 20 чел. и годовым объемом выручки до 10 млн. руб. [2].
Важнейшими признаками финансового положения малой фирмы являются: платежеспособность, состояние и использование оборотных средств, выручка, рентабельность, соблюдение финансовой и расчетной дисциплины, наличие свободного остатка средств на расчетном счете, отсутствие просроченной задолженности по платежам в бюджет, поставщикам ресурсов и банкам. Основными внутренними источниками средств, а, следовательно, важнейшими факторами, определяющими устойчивое финансовое положение малых фирм, выступает поступление выручки и реализованной прибыли. За счет этой прибыли покрывается существенная доля собственных затрат фирмы, финансируются капитальные вложения, реализуется погашение кредитов банков, формируется прирост собственных оборотных ресурсов и вносятся платежи в госбюджет.
Таким образом, под финансовым состоянием фирмы понимается ее способность финансировать свою деятельность за счет собственных источников и, прежде всего, реализованной прибыли. Финансовое состояние фирмы характеризуется:
— обеспеченностью собственным капиталом, необходимым для расширенного воспроизводства;
— рациональностью его размещения по видам трудовых и материально-технических ресурсов;
— эффективностью использования этих ресурсов;
— платежеспособностью, конкурентоспособностью и финансовой устойчивостью. Важнейшим условием финансовой устойчивости является состояние и структура не только внутренней, но и внешней финансовой среды фирмы, т. е. ее финансового окружения. Зачастую эффективность функционирования предприятия зависит от внешней среды в большей мере, чем от него самого.
Внешняя финансовая среда обеспечивает бесперебойное движение в рыночной экономике заемных финансов, в том числе инвестиций, капиталовложений, ценных бумаг, и реализуется через банки, фонды, страховые, венчурные и лизинговые компании, отечественных и иностранных инвесторов, а также других субъектов, имеющих свободные финансовые ресурсы. Эти субъекты формируют рыночную инфраструктуру заемных финансов, включая структуру инвестиций, капиталовложений и ценных бумаг. Таким образом, финансовый рынок — это совокупность экономических отношений, складывающихся между продавцами и покупателями финансовых ресурсов. Причем в качестве продавцов в них участвуют перечисленные субъекты рыночных отношений, а в качестве покупателей финансовых ресурсов выступают малые предприятия, фирмы и компании [5].
Можно констатировать, что внутренняя и внешняя финансовая среда малого бизнеса органически взаимосвязаны в единой финансовой системе, которая, в свою очередь, находится в органическом взаимодействии с основной, т. е. производственной и хозяйственной деятельностью малых фирм и компаний. Поэтому попытки изолированного анализа, планирования и управления лишь результатами деятельности (в частности, выручкой, реализованной и чистой прибылью как важнейшими источниками внутренних финансовых ресурсов), т. е. «выходом» из системы, приводят к дисбалансу экономики и финансов. Это означает существенные просчеты и потери как на микроуровне (в смежных фирмах и компаниях), так и в масштабе городов, регионов, отраслей и страны в целом. В действительности реализованная прибыль — это результирующий параметр, представляющий разницу между выручкой и себестоимостью реализованной продукции. Но выручка как стоимостное выражение реализованной продукции (работ, услуг) — это функция трудовых и материально-технических ресурсов, а себестоимость — стоимостной измеритель затрат этих же ресурсов, которые в обоих случаях определяются наличием и структурой собственных и заемных финансовых средств, направляемых, соответственно, на прирост указанных ресурсов или сокращение их удельных затрат.
Другим примером системного характера финансовой среды малого бизнеса является ее взаимодействие с ценой. Известно, что последняя, в части удельной прибыли, создает источник собственного капитала фирмы. Вместе с тем, этот капитал, используемый в качестве инновационных инвестиций, приводит к сокращению удельных затрат трудовых и материально-технических ресурсов, а следовательно, удельной себестоимости и собственной продажной цены. Реализуя свой товар по рыночной цене, превышающей собственную, фирма получает не только обычную прибыль, как и другие предприятия, но и сверхприбыль, которая является дополнительным источником собственных финансовых ресурсов, инвестиций и капиталовложений.
Балансирование и оптимизация структуры продукции (работ, услуг) со структурой трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов по видам, времени и в пространстве — центральная проблема экономики государства и бизнеса, так как именно степень соответствия этих структур определяет объем и структуру получаемой фирмой прибылью (реализованной и других видов), а, следовательно, ее собственных инвестиций. В то же время степень этой сбалансированности и оптимальности находится в прямой зависимости от объема и структуры (воспроизводственной, технологической) этих инвестиций. Учесть перечисленные прямые и обратные взаимосвязи производства, экономики и финансов, их системность, сбалансированность и оптимальность, рассчитать экономическую эффективность внутренней и внешней финансовой среды в управлении малым бизнесом с учетом их взаимодействия невозможно без применения систем современных рыночных моделей, методов и ПЭВМ. Опыт практической реализации этих моделей, базирующихся на применении специального линейного, дискретного динамического, блочного, эвристического и целочисленного программирования, показал, что уже сегодня возможна разработка принципиально новых методик и технологий. Данные формы представляют пример рационально сбалансированного и оптимального бизнес-планирования и управления собственной продажной ценой, общей и чистой выручкой, себестоимостью валовой и товарной продукции, реализованной, балансовой и чистой прибылью, фондами потребления и накопления. Сюда же можно отнести процессы бизнес-планирования и управления собственным капиталом, направляемым на прирост трудовых и материально-технических ресурсов (или сокращение их удельных затрат), а также собственными капиталовложениями (в новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт производственных, складских и офисных помещений) [2].
В соответствии с Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», к субъектам малого предпринимательства относятся организации, у которых:
во-первых, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не превышает 25% в их уставном капитале;
во-вторых, средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 чел.;
в-третьих, выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.;
в-четвертых, приобретение статуса субъекта малого предпринимательства возможно только в случае, если эти условия соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим [4].
В условиях экономического кризиса важно глубже изучить методы и формы контроля, которые на данный момент широко используется в бизнесе. На современном этапе управления малыми предприятиями и бизнесом все чаще стали применяться различные формы программного контроля. Например, это может быть установка программы «Радмин» на стационарные компьютеры для проверки рабочего времени своих работников, а также для выявления того, чем они занимаются в реальном времени. Существуют и другие программы, в частности, «ПАРУС-Предприятие 7», сутью которого является систематизация внутренних бизнес-процессов. К примеру, система «ПАРУС-Предприятие 7» предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различной отраслевой принадлежности (торговля, сфера услуг, элементарное производство, реклама и СМИ, общественное питание, туризм, иностранные компании и др.). Это простая, удобная, но в то же время мощная полнофункциональная система, позволяющая автоматизировать бухгалтерский учет, основные торговые процессы и складской учет, расчет заработной платы и кадровый учет. Пользователями системы могут быть: главные бухгалтеры и бухгалтеры по разделам учета; менеджеры по сбыту и складские работники; специалисты финансово-экономических отделов;
Структура системы и варианты поставки. Система построена по модульному принципу и представляет собой набор модулей, каждый из которых предназначен для автоматизации одного из основных видов деятельности предприятия и может работать как в автономном режиме, так и совместно с другими модулями комплекса, образуя единое информационно-управленческое пространство масштаба предприятия: бухгалтерия; реализация и склад; комплекс; учет договоров; комплектование; заработная плата; кадры.
Каждый модуль может работать как самостоятельное приложение, но в полной мере достоинства модулей реализуются при использовании их в качестве единого программного комплекса с общей базой данных. Бухгалтерская часть комплекса — универсальная полнофункциональная бухгалтерская система с новыми возможностями. Торгово-складская часть комплекса представляет собой систему для автоматизации торговой деятельности. Здесь управление торговлей рассматривается как самостоятельный вид деятельности, выведенный за рамки бухгалтерии. Торговая часть комплекса является отдельным полноценным программным продуктом, отвечающим требованиям менеджеров и ориентированным на них и других работников торговли. Анализ показывает, что можно учитывать и контролировать не только движение товаров, но и состояние финансов, и взаиморасчеты с автоматическим контролем лимита кредитования.
Модуль «Зарплата» позволяет производить полный цикл расчета заработной платы и получать отчеты для Налоговой инспекции и Пенсионного Фонда РФ. Кадровая часть позволяет автоматизировать процесс кадрового учета на предприятии от ведения штатного расписания и приказов по приему и движению кадров до получения различных статистических отчетов.
Учет договоров представляет собой дополнение в складской части комплекса для автоматизации учета договоров. Данная комплектация позволяет учитывать и контролировать договоры о купле продаже, предоставлении услуг и т. д. Можно проследить движение товаров, а также состояние финансов и взаиморасчеты с автоматическим контролем лимита кредитования. Комплектование представляет собой дополнение в складской части комплекса для автоматизации складских процессов на производстве, позволяет облегчить работу персонала, ведущего производственный учет. Решаются такие задачи, как учет нормативных затрат по картам, создание и отработка актов комплектации и разукомплектации со списанием комплекта и оприходованием комплектующих.
Достоинства системы состоят в следующем: широкие функциональные возможности; простота освоения; высокая надежность функционирования; типовые настройки на различные типы предприятий; сокращение затрат на автоматизацию путем выбора оптимальной комплектации с возможностью ее дальнейшего наращивания; возможность анализа учетных данных и информации в базе данных. Система располагает средствами подготовки отчетов практически любого вида. В состав Системы входят все необходимые отчеты, но можно добавить к ним любые — с учетом запросов [6].
Следует отметить еще один вид контроля — отслеживание автотранспорта с помощью системы GPS мониторинга. ТРЭКФОН — это устройство для слежения за перемещением автомобилей и грузов, а также определения местонахождения курьеров. В этих целях следует установить прибор в автомобиле, и можно будет следить за их местонахождением в режиме реального времени. Контроль транспорта предприятия необходим по нескольким причинам. Во-первых, для обеспечения информационной защищенности от недобросовестных сотрудников, безопасности грузоперевозок и передвижения транспорта, для уменьшения расходов, связанных с эксплуатацией транспорта, отслеживания маршрута поездок и местонахождения, определения километража и контроля расхода топлива. Во-вторых, система помогает предельно точно отслеживать все наиболее значимые моменты в работе водителей: расход дизельного топлива (по нормам и пробегу), скоростной режим, учет пробега, время в пути, время остановок. Система покажет, где останавливался водитель, а также адрес остановок. В-третьих, система позволит экономить бензин и расходы на мобильную связь для определения местоположения, уменьшение затрат на ремонт автомобилей, увеличение рабочего пробега и, конечно же, возможность оптимизации работы автопарка предприятия. Это в значительной степени помогает в оптимизации распределения работы автотехники и человеческих ресурсов. Специальное GPS GSM — устройство определяет координаты объекта и передает их на сервер. Принцип работы трекера очень прост, само оборудование является легким в эксплуатации и не требует специального обслуживания. Для работы необходимо просто установить в прибор SIM-карту GSM- стандарта и пройти регистрацию на сервере.
Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты исполнителя и сроки. Проведенные исследования показали, что расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям. Все вышеизложенное дает основание согласиться с авторами Э.А. Арустамовым, А.Н. Пахомкиным, и Т.П. Митрофановой, что осуществление регулярного и качественного учета и контроля за функционированием системы управления предприятием является важным условием ее высокой эффективности [1].


Литература
1. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 336 с.
2. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 496 с.
3. Мельник М.В., Пантелеев А.С. Ревизия и контроль: учебник. — М: Изд-во КноРус, 2009. — 640 с.
4. Елина Л.А. Упрощенный бухучет для малых предприятий (Комментарий к поправкам в Положения по бухгалтерскому учету) // Главная книга. — 2011. — № 2.
5. Дашков Л.П., Данилов А.И. Предпринимательство и бизнес. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. — 304 с.
6. http://www.parus.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия