| | Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Григорьев В. Ю. соискатель кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются пути и этапы формирования креативного бизнеса с использованием информационных технологий и инновационного стиля управления | Ключевые слова: крупный бизнес, трансформация бизнеса, креативный бизнес | Цель современного бизнеса заключается в получении максимальной эффективности от предпринимательской деятельности, т.е. снижение затрат, повышение объемов выпуска продукции, увеличение прибыли. В этой связи одним из определяющих показателей его успеха является продвижение к лидерству в какой-либо сфере экономической деятельности.
Ключевая особенность современного крупного бизнеса заключается в развитой диверсификации, базирующейся на сочетании различных технических направлений. Как правило, они строятся на основе нескольких базовых технологий и характеризуются широким спектром выпускаемой продукции. Большинство из них использует дивизиональную структуру и представляет собой автономные многоотраслевые комплексы совместно управляемых территориальных отделений (дивизионов), построенных по принципу вертикальной интеграции с замкнутым циклом производства конечного продукта.
С точки зрения проблемы управления, крупный бизнес как структура промышленности развитых стран характеризуется следующими основными признаками [1]:
— наличием 100–200 крупных корпораций с вертикально интегрированными по конечной продукции отделениями или дивизионами;
— диверсификацией (объем собственных работ по функциональному комплексу составляет 80–90%) и широким ассортиментом полнофункциональной конечной продукции;
— развитым внутрикорпоративным программно-целевым и текущим планированием;
— наличием в корпорации пяти и более критических высоких технологий;
— малым объемом межкорпоративных связей, составляющим 10–15% производимого продукта (в натуральном выражении).
По мере развития общественного производства, повышения уровня жизни, формирования разнообразных потребностей и перехода работников к иным внутренним ценностным установкам бизнес менял привычные формы и совершенствовал свою внутреннюю структуру. Только во второй половине XX в. выделяются три периода его развития.
Первый период — «этап гибкой специализации» — характеризуется отходом от установки на массовое производство. Важной предпосылкой для таких сдвигов стал научно-технический прогресс 1950–1960-х гг., обусловивший распространение новых технологий, способствовавших децентрализации и требовавших повышения квалификации работников, роста их самостоятельности.
Второй период охватывал период 1970-е — начало 1980-х гг. и характеризовался, прежде всего, формированием децентрализованных систем управления, осуществлявших передачу права на принятие решений на максимально низкий уровень, что отвечало возросшему творческому потенциалу работников. Эта трансформация, как и предыдущая, еще не затрагивала глубинных, сущностных форм бизнес-процессов.
Третий период (1980-е — первая половина 1990-х гг.) практически завершает историю классического индустриального бизнеса. На данной стадии он превращается в специфическую социальную общность и это резко меняет его внутреннюю структуру. Эти изменения произошли по ряду причин:
ведущую роль в таких бизнес-структурах играют так называемые работники интеллектуальной сферы. От них не в меньшей мере, чем от владельцев, зависит успех, они обладают гораздо большей свободой, чем традиционный наемный персонал, и, как следствие, предпочитают работать как коллеги, а не как подчиненные;
предпринимательская деятельность перестает быть совокупностью отдельных операций, в полной мере превращаясь в процесс. В результате решающие позиции начинают занимать специалисты, обладающие наиболее полной и адекватной информацией о нем;
важным элементом, цементирующим единство участников бизнес-процесса, становится уже не простая материальная зависимость сотрудников от хозяев, а специфическая культурная общность персонала, в рамках которой моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия.
В последние годы ХХ века классический бизнес радикально трансформировался, что было вызвано резким усилением роли работников интеллектуальной сферы в обеспечении эффективности его деятельности, вследствие чего традиционный фактор собственности на средства производства утратил свое основополагающее значение. Он все в большей степени становится антииерархической, а значит и гибкой, структурой.
Важной чертой конца прошлого века стало появление нового экономического порядка, в основе которого лежат совершенные информационные технологии.
Развитие нового экономического порядка привело к широкому распространению малого бизнеса, который может быть организован с минимальными инвестициями и основным достоянием которого являются интеллект и таланты его основателей. В результате бизнес-структура «представляет собой нечто большее, нежели совокупность процессов, большее, чем набор продуктов и услуг, и даже нечто большее, нежели ассоциация трудящихся людей; она является также человеческим обществом, взращивающим, как и все сообщества, специфическую форму культуры» [3]. Развитие подобных структур требует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства и подчинения, их цели приобретают ярко выраженную неэкономическую составляющую. Большая часть персонала стремится «...работать вместе с компанией, например, обрабатывая её информационные потоки, а не на компанию» [4].
Такое объединение стал представлять собой новый тип бизнеса — креативный бизнес1. Креативный бизнес организует деятельность не на основе приказов руководителя, решения большинства и даже консенсуса, а внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Решающим для нашей эпохи становится то обстоятельство, что большее, чем когда-либо, количество людей зарабатывает на жизнь креативным трудом [5]. Впервые мотивы деятельности оказываются выше ее стимулов. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управление индустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.
Креативный бизнес отличается от традиционных типов по следующим параметрам:
— его деятельность отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и принципам экономической целесообразности. Превалирует, как правило, стремление реализовать творческий потенциал, накопленный ранее, разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции, информации. По мере развития бизнеса этот весьма сильный мотив дополняется желанием создать бизнес-структуру как социальную структуру;
— он строится вокруг творческой личности, гарантирующей его устойчивость и процветание. Успех владельцев обусловлен не контролем над большей частью капитала своих фирм, компаний, а тем, что они, как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих возможностей, несут за него ответственность, олицетворяя в глазах общества в первую очередь созданный ими социально-производственный организм;
— такие хозяйственные образования формируют текущую хозяйственную конъюнктуру. Их продукцию обычно составляют качественно новые наукоемкие товары или услуги. Креативный бизнес в большинстве случаев не принимает форму диверсифицированных фирм и конгломератов, сохраняя узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании. Он, радикально изменяя облик современного бизнеса, не отрицает прежних организационных форм. Креативный бизнес выходит за пределы классической индустриальной компании и противостоит централизованным структурам; он способен развиваться, используя внутренние источники, и имеет возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь все новым и новым бизнес-структурам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в наступившем столетии роль креативного бизнеса усилится. Именно этот факт, а не взлет и падение фондовых индексов, отражает реальный масштаб и значение современной технологической революции.
Креативный бизнес воплощает собой тип организации, наиболее адекватный потребностям развития интеллектуального капитала, он естественным образом возникает из самых развитых форм классического индустриального бизнеса. По мнению специалистов, в первые десятилетия XXI в. данные образования станут наиболее конкурентоспособными на мировых рынках. Это неизбежно приведет к ускорению хозяйственной поляризации, породит новые международные проблемы, однако это вполне объективная тенденция интеллектуализации производства, возрастания свободы и перехода к неэкономическим ценностям.
В национальной экономике также наблюдается трансформация бизнес-структур, происходит интенсивное формирование интегрированных корпораций по результатам слияний, поглощений с целью концентрации капитала и усиления конкурентных позиций на рынках сбыта. В то же время активно формируется креативный малый бизнес, использующий инновационный стиль управления бизнес-процессами. |
| |
|
|