Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Асанова И. М.
ректор Санкт-Петербургского института гостеприимства,
кандидат педагогических наук, доцент


Система профессионального развития специалистов для сферы туризма в Финляндии
В статье анализируется система подготовки и профессионального развития специалистов для сферы туризма в Финляндии
Ключевые слова: профессиональная подготовка, туризм, Финляндия

Финляндия в настоящее время занимает одно из ведущих мест в мире в области профессионального образования. Система присвоения квалификации не является столь жесткой, как в Великобритании или в Дании, но регламентируется едиными национальными требованиями, в отличие от США.
В финском образовательном стандарте отмечается, что в мировом масштабе все быстрее растущая туристическая отрасль является неплохим средством зарабатывания денег, а также предлагает почти безграничные возможности самореализации для сотрудников данной отрасли. В туристической отрасли действует множество различного рода направлений. Услуги размещения, питания, транспортировки, организации путешествий, составления программ являются так называемыми продуцентами в области туризма. Бюро путешествий и маркетинговые организации связаны, со своей стороны, с рынком. Музеи и другие культурные объекты, стороны, организующие различного рода мероприятия, и розничная торговля содействуют рынку и производству туристической отрасли.
Туристическая отрасль делает упор на осведомленность и владение ситуацией на локальном, региональном, национальном и интернациональном уровнях. Притягательная сила туризма, природа и культура являются тем строительным материалом, из которого создаются необычные предложения и связанные с этим события могут принимать различные формы. Это может быть неспешное пешее путешествие по прохладному осеннему лесу, прерывающееся остановками на кофе и на наблюдение за осенним перелетом стаи журавлей. Можно впервые испытать ощущения от сплавления на байдарках или каноэ с ночлегом у костра. Также событием может стать экскурсия по окрестностям столичного города с посещением великолепных домов местных художников. Можно насладиться южными лучами солнца, лежа под пальмой, или лучами северного сияния арктической полярной ночи. Это может быть самым продолжительным в мире путешествием на поезде или восхождением на самую высокую гору Африки. И в создании подобного рода приключений так или иначе принимают участие работники туристической отрасли.
Туризм предполагает международное сотрудничество. Языковые навыки, интерес к странам и культурам удается реализовать как в своей стране, так и за рубежом.
Туристическая отрасль чувствительна к происходящим в мире изменениям. Природные катаклизмы, терроризм и застой могут поменять приоритеты отрасли. Трудно просчитать ситуацию с обеспеченностью работой в данной отрасли на несколько лет вперед. Туристическая отрасль быстро реагирует на изменения в ту или иную сторону, и ее клиентура вместе с этим радикально меняется. Старение клиентуры и опыт путешествий тормозит разработку новых предложений в туристической отрасли. Важными проблемами также являются сохранение природных и культурных ценностей, поддержание этических принципов под давлением нарастающей популярности туризма. Без экологически чистой и живой природы и сохранения культурного достояния условия для развития туризма представляются сомнительными. Это подразумевает реализацию принципов непрерывного развития на практике.
Работа в области туризма — это ненормированный рабочий день, работа по праздникам и тогда, когда другие находятся в отпусках. У сотрудника в данной области также должна быть постоянная потребность в совершенствовании и обучении — ведь объекты туризма могут быстро меняться.
Чувствующий себя на своем месте сотрудник прост и доброжелателен в общении с клиентами, умеет прислушаться к мнению других людей. Он находчив в случае неожиданных проблемных ситуаций с клиентом и готов (в меру своих возможностей) заговорить на любом языке — будь то финский, шведский, английский или какой-нибудь другой язык. Он понимает, что экономический интерес и ценности непрерывного развития не являются взаимоисключающими, и последние даже могут считаться в туризме предварительным условием первого. И, прежде всего, у него есть горячее желание постоянно осваивать новое в своей области.
Профессиональное мастерство — это когда сила воли, знание, навык и чутье являются мотиваторами в работе специалиста.
Эти составляющие профессионального мастерства осуществляются на практике следующим образом:
Воля — это когда обучающийся по-настоящему заинтересован в обучении, а позднее в работе и связанным с ней обучением. Сила воли подразумевает возможность учиться, вообще и на своих ошибках в частности. Часто главным условием обучения является время. Обучение требует времени для понимания и осмысления материала. И здесь сила воли играет немаловажную роль.
Знание — это владение основополагающими познаниями в выполняемой работе, которые углубляются по мере продвижения, и этот процесс длится на протяжении всей карьеры и жизни.
Навыки требуются при осуществлении на практике накопленных знаний и умений в каждом конкретном случае.
Чутье проявляется в ситуации, когда клиенту нужно создать подлинное ощущение присутствия. Умение слушать клиента — это основное.
Профессиональное мастерство в сфере туризма — довольно широкое понятие. Оно подразумевает владение широким спектром основных навыков отрасли с одной стороны и специализированными — с другой.
Особенностями национальной системы оценки компетенций с целью присвоения профессиональных квалификаций для молодых людей являются следующие.
Каждый учебный модуль оценивается по завершении его изучения. Преподаватель самостоятельно выбирает методы оценки и разрабатывает оценочные материалы. Единственным обязательным требованием является то, что не менее 50 % от всего объема оценки составляют компетентностно-ориентированные задания. Другими словами, нельзя, например, поставить зачет по модулю исходя только из регулярного посещения занятий. В то же время сам факт посещения может быть составной частью зачета.
По итогам обучения студент обязательно представляет так называемый финальный проект. Наличие этого проекта, выполненного в соответствии с определенными требованиями, является необходимой составляющей для присвоения квалификации.
Проект выполняется в течение минимум 2-х месяцев и призван продемонстрировать, что студент владеет всеми необходимыми для присвоения квалификации компетенциями. Финальный проект планируется таким образом, чтобы при его выполнении студент принимал активное участие в полноценной профессиональной деятельности.
Финальный проект может представлять собой комплексное задание, письменную работу, отчет, проектную работу, изготовление изделия. Он всегда включает в себя описание проделанной работы и может быть выполнен студентом абсолютно независимо, либо представлять собой часть групповой работы.
Подготовка финального проекта может быть начата в процессе обучения, даже в самом начале курса, но завершается проработка проекта только после освоения всех учебных модулей.
Финальный проект помогает объединить все полученные профессиональные и социальные компетенции в единую профессиональную квалификацию. Студент сам выбирает тему своего проекта. Задачей преподавателя является общее руководство работой студента.
Помимо финального проекта, который является обязательной частью завершающей оценки, в нее могут быть включены и финальные экзамены. Хотя финальные экзамены и не являются обязательными, но их усиленно рекомендуют проводить во всех учебных заведениях.
Финальные экзамены проводятся в одной из приведенных форм, но чаще представляют собой комбинацию 2–3 форм: письменный экзамен, устный экзамен, демонстрация какого-либо умения. Рекомендуется привлекать работодателей, как для разработки содержания, так и для проведения финального экзамена.
Как видно из описания, финский опыт оценки является не очень затратным. Особенностью его является то, что содержание оценочных работ основано на требованиях не образовательных, а профессиональных стандартов.
Таким образом, методология разработки стандартов (и само понимание образовательного стандарта) различаются в разных странах. Но нельзя не заметить общей тенденции: образовательные стандарты повышают свою «чувствительность» к требованиям общества, рынку труда, возможностям личности. Идет процесс методологического (организационного, педагогического) решения этой проблемы, в него вовлечены учебные заведения, социальные партнеры, органы управления образованием, ученые. Профессионально-образовательные стандарты в любом из принятых в государствах Западной Европы концептуальных форматов направлены на результат, т.е. выступают стандартом результата образования (при многих иных регламентирующих или рекомендательных компонентах). Для совершенствования методик взаимодействия рынка труда и образования необходимо следующее:
1. Более четкое сопряжение рынков труда и образования посредством согласования профессиональных и образовательных стандартов.
2. Ключевые различия между квалификациями разных уровней должны определяться степенью сложности, ответственности, самостоятельности и творчества при решении профессиональных задач и просматриваться в компетенциях.
3. Оценка качества подготовки выпускников, освоивших основную профессиональную образовательную программу начального и среднего профессионального образования, осуществляется в двух основных формах:
– оценка квалификации выпускников (их практических навыков в выполнении профессиональных функций);
– академическая оценка.


Литература
1. История педагогики и образования: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2004.
2. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: Избр. произв. в 4-х т. Т. IY. Кн. 7: Система подготовки туристских кадров. — М., 2002.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
4. Олейникова О.Н. Разработка стандартов профессионального образования и обучения за рубежом. — М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.
5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Сер.: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе» / ИЦПКПС. — М., 2004.
6. Vocational Qualification in Business and Administration, Merkonomi. Opetushallitus. Moniste 37/1998. Oy Edita Ab, Helsinki, 1998.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия