Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Бикеева М. В.
доцент кафедры статистики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (г. Саранск),
кандидат экономических наук


Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия
В статье рассмотрены проблемы реструктуризации предприятий. Трудности проведения реструктуризации предприятий связаны с дефицитом знаний в этой области. Отмечена недостаточность теоретической проработки проблемы с учетом особенностей российских условий
Ключевые слова: реструктуризация, факторы внешней и внутренней среды, концепции реструктуризации предприятий, реформирование, реорганизация

В условиях рынка предприятие должно само определять и прогнозировать свои долгосрочные цели и стратегию развития. Быстрые изменения во внешней среде диктуют необходимость использования новых методов и подходов к управлению предприятиями. У руководителей российских предприятий растет понимание важности формирования стратегических целей развития. Однако решение этой задачи осложняется тем, что многие из них оказались в информационном вакууме. С одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, с другой — отсутствие четких ориентиров для выбора направлений развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации стратегии развития существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и в практической деятельности многих отечественных предприятий они используются крайне редко. В рыночных условиях хозяйствования предприятие должно обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, проводить адекватные стратегические, тактические и оперативные изменения. Одним из современных подходов к осуществлению структурных преобразований является реструктуризация предприятия.
В переводе с английского «реструктуризация» — это перестройка структуры чего-либо. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину «реструктуризация компании» можно дать следующее определение: Реструктуризация компании — это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее составляющих), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Характеристика факторов, оказывающих влияние на поведение компании, представлена в табл. 1.

Таблица 1
Характеристика факторов, влияющих на позицию компании
ФакторыХарактеристика
Политические факторы— законодательство
— политическая стабильность
— формы собственности
Экономические факторы— уровень жизни
— капитал
— поставщики
— потребители
— конъюнктура
— цены
Правовые факторы— законодательные требования к организации бизнеса, к налогообложению
Социальные факторы— нормы поведения
— уровень образованности
Ресурсные факторы— люди
— природные ресурсы
— территория
— инфраструктура
Технологические факторы— развитие науки
— развитие технологии
Стратегические цели— экономичность
— конкурентоспособность
— внедрение нововведений
Миссия— предлагаемые товары (услуги)
— группы потребителей
— место и роль на рынке
— технология (процессы, инновации)
— философия (ценности, мотивация)
— имидж (ответственность)
Структурные факторы— структура и функции
— организационные характеристики (управленческий персонал, методы решения проблем)
— человеческий фактор, неформальная структура организации

Реструктуризация является высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий, так как позволяет добиться существенного повышения эффективности. Поэтому необходимость реструктуризации хозяйствующего субъекта не является специфической задачей только для российской экономики. В промышленно развитых странах, реструктуризация является естественным и, по сути, систематическим процессом, что обусловлено рядом факторов, характеризующих глобальные тенденции развития постиндустриального общества.
В российской экономике наблюдаются процессы, обусловленные глубокими трансформационными изменениями. Переход к рыночной экономике привел к спаду объемов производства и потребления. При любом варианте развития макроэкономики преобразования внутри предприятий неизбежны в связи с необходимостью активного приспособления к изменениям внешних условий. Зависимость между макроэкономическими реформами, реструктуризацией предприятий и восстановлением экономики представлена на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь экономических реформ с реструктуризацией предприятий

Попытки радикально реструктурировать предприятия часто не приводят к желаемым результатам. Исследование показало, что почти половина опрошенных руководителей предприятий признали свою неспособность не только реструктурировать, но и обеспечить эффективное управление предприятиями с учетом новых реальностей [1].
Трудности в проведении эффективной реструктуризации предприятий связаны с дефицитом необходимых знаний и компетенций в этой области с учетом особенностей российских условий. В настоящее время существуют концепции, в которых формулируются механизмы и правила для осуществления процесса реструктуризации. Большинство из них основываются на зарубежном опыте.
В научной литературе реструктуризация предприятия стала широко исследоваться, начиная с 80-х гг. прошлого столетия и работах М. Хэммера, Д. Чампи, М. Портера, А. Томсона, Т. Питерса и др.
За последние десятилетия XX в. практически ни одна ведущая корпорация мира не смогла избежать рискованной и болезненной процедуры радикального реструктурирования. Промедление и попытки обойтись без серьезных изменений привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка 500 ведущих мировых корпораций. Выбор той или иной концепции определяется спецификой предприятия и условиями конкуренции.
Можно выделить следующие наиболее актуальные концепции реструктуризации предприятий, сложившиеся в зарубежной практике (см. табл. 2).

Таблица 2
Современные концепции реструктуризации предприятий
Год, этап развитияКонцепция рест-руктуризацииРазработчики
60–70-е годы XX в.Реструктуризация на основе концепции маркетингаП. Друкер, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен
70-е годы XX в.Реструктуризация на основе концепции «совершенного предприятия»Б. Ричардсон
70-е годы XX в.Реструктуризация на основе концепции «минимализма»Гарвардская школа бизнеса и консалтинговая фирма «Артур Д. Литтл»
1975 г.Реструктуризация на основе концепции организационного развитияФ. Хьюз, Д. О’Шонесси, Международная ассоциация консультантов при участии членов Портсмаус Консалтинг Груп
80-е годы XX в.Реструктуризация на основе концепции создания бизнес-единицСпециалисты консультационной компании МакКинзи
90-е годы XX в.Реструктуризация на основе ресурсной концепцииГ. Хамелл, К. Прахалад, С. Дежу, Ж. Морэн, Ж.-Л. Арегль
1993 г.Реструктуризация на основе концепции «ре-инжиниринга бизнес-процессов»М. Хэммер, Дж. Чампи

Для российской экономической науки процесс реструктуризации относительно новое явление и многие отечественные ученые отождествляют данное понятие с более известными терминами как «реформирование», «реорганизация». Возникает необходимость разобраться в этих понятиях.
Реформирование предприятий — это комплексный и системный процесс изменений, результатом которого является создание внутренних условий дня эффективного управления ресурсами и на этой основе привлечения инвестиций. Реформирование может осуществляться с помощью реструктуризации и реинжиниринга предприятия, а также просто касаться реорганизационных преобразований (см. рис. 2.)
Рис. 2. Формы осуществления реформирования предприятия

Отождествление реструктуризации и реформирования происходит вследствие единства цели — приведение предприятия в соответствие с изменениями внешней среды, но понятие реформирования гораздо шире. Реструктуризацию в данном контексте можно рассматривать как определенную концепцию с набором конкретных инструментов и методов, используемых предприятием при реформировании.
Следует различать понятия «реструктуризация» и «реорганизация» предприятия. В экономическом словаре понятие «реструктуризация» рассматривается как «изменение структуры активов и затрат, проводимое либо предприятиями, объявившими себя банкротом и осуществляющими установленную законом процедуру выхода из такого состояния, либо фирмами, пытающимися повысить цену своих акций с целью предотвращения перехвата акций» [2]. Данное определение близко по смыслу к понятию реорганизации предприятия, вследствие чего и происходит отождествление этих двух понятий.
Реорганизация предприятия означает прекращение его деятельности с переходом его имущественных прав и обязанностей к другим юридическим лицам и его структурное преобразование. Порядок реорганизации предприятия определен Гражданским кодексом РФ, Законом об акционерных обществах, Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и др. правовыми актами. Целью реорганизации является получение эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства и др. Формами реорганизации согласно Гражданскому кодексу РФ являются: слияние и присоединение, выделение и преобразование.
Понятие реорганизации предприятия, на наш взгляд, гораздо уже, чем его реструктуризация. Отождествление предмета реструктуризации с предметом реорганизации не позволяет раскрыть смысл реструктуризации как комплексного явления, внешнее проявление которого не ограничиваются установленными формами. Необходимость реструктуризации возникает не только у предприятий, находящихся в неблагоприятном или кризисном состоянии. Значительный интерес к реструктуризационным преобразованиям проявляют руководители процветающих предприятий с целью расширения сферы деятельности.
Реструктуризация необходима в ситуациях, когда:
— предприятие находится в состоянии глубокого кризиса;
— текущее положение предприятия можно признать удовлетворительным, но прогнозы его деятельности являются неблагоприятными;
— реструктуризации могут подвергнуться благополучные, быстрорастущие предприятия в целях отрыва от ближайших конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ.
В научной литературе XXI в. появляются более обобщенные подходы к пониманию сущности процесса реструктуризации предприятий [3]. Ценность данного подхода состоит в том, что в нем увязываются такие базовые элементы, как «оптимизация системы функционирования предприятия», «требования внешнего окружения», «стратегия развития», «повышение эффективности и конкурентоспособности». Такой подход наиболее полно раскрывает сущность реструктуризации, дает системное и комплексное представление об этом процессе.
Единого подхода к проблемам реструктуризации предприятий не существует. Реструктуризация промышленного предприятия представляет собой комплексный процесс структурных преобразований и нововведений, базирующийся на основополагающих принципах маркетинга, направленного на обеспечение устойчивого, эффективного развития предприятия и наращивание стоимости его бизнеса. Систематизация научных взглядов на сущность и содержание реструктуризации промышленного предприятия представлена в табл.3.
Таблица 3
Сущность и понимание реструктуризации промышленного предприятия

При этом под реструктуризацией средствами маркетинга следует понимать процесс функциональной перестройки системы взаимодействия между коммерческой и производственной структурами предприятия в целях преодоления противоречий между внешней и внутренней средой его деятельности [4].
Планируя проведение реструктуризации, как и любого мероприятия по изменению и преобразованию, необходимо определить методологическую основу данного процесса, выявив систему целей, задач, методов его реализации.
Реструктуризация предприятия, базирующаяся на основополагающих принципах маркетинга, улучшает механизм сочетания производства и потребления посредством мониторинга влияния принимаемых решений на развитие как производ­ственной, так и коммерческой деятельности предприятия. Выявленный платежеспособный спрос потенциальных потребителей и маркетинговые каналы реализации продукции приводятся в соответствие с аналогичными рыночными ориентирами предприятий-изготовителей.
В результате формируется база для составления ориентированной маркетинговой программы поддержки любого рода мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия на рынке.


Литература
1. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др.; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. — 2-е изд., доп. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. — 603 с.
2. Жучкова Ю.А. Реструктуризация промышленного предприятия на принципах маркетинга: Автореф. дисс. канд. экон. наук. — Саранск, 2006. — 18 с.
3. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.
4. Водопьянов А.В. Реструктуризация промышленного предприятия с использованием средств маркетинга // Экономические науки. — 2008. — № 7(44). — С. 242–245.
5. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижения сопротивления преобразованием. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 288 с.
6.Карлина Т. Реструктуризация компаний в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — № 4. — С. 106–114.
7. Короткова Т. Маркетинговая методология реструктуризации бизнеса // Маркетинг. — 2006. — № 5. — С. 90–98.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия