| | Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Бикеева М. В. доцент кафедры статистики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (г. Саранск),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены проблемы реструктуризации предприятий. Трудности проведения реструктуризации предприятий связаны с дефицитом знаний в этой области. Отмечена недостаточность теоретической проработки проблемы с учетом особенностей российских условий | Ключевые слова: реструктуризация, факторы внешней и внутренней среды, концепции реструктуризации предприятий, реформирование, реорганизация | В условиях рынка предприятие должно само определять и прогнозировать свои долгосрочные цели и стратегию развития. Быстрые изменения во внешней среде диктуют необходимость использования новых методов и подходов к управлению предприятиями. У руководителей российских предприятий растет понимание важности формирования стратегических целей развития. Однако решение этой задачи осложняется тем, что многие из них оказались в информационном вакууме. С одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, с другой — отсутствие четких ориентиров для выбора направлений развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации стратегии развития существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и в практической деятельности многих отечественных предприятий они используются крайне редко. В рыночных условиях хозяйствования предприятие должно обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, проводить адекватные стратегические, тактические и оперативные изменения. Одним из современных подходов к осуществлению структурных преобразований является реструктуризация предприятия.
В переводе с английского «реструктуризация» — это перестройка структуры чего-либо. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину «реструктуризация компании» можно дать следующее определение: Реструктуризация компании — это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее составляющих), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Характеристика факторов, оказывающих влияние на поведение компании, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика факторов, влияющих на позицию компанииФакторы | Характеристика | Политические факторы | — законодательство — политическая стабильность — формы собственности | Экономические факторы | — уровень жизни — капитал — поставщики — потребители — конъюнктура — цены | Правовые факторы | — законодательные требования к организации бизнеса, к налогообложению | Социальные факторы | — нормы поведения — уровень образованности | Ресурсные факторы | — люди — природные ресурсы — территория — инфраструктура | Технологические факторы | — развитие науки — развитие технологии | Стратегические цели | — экономичность — конкурентоспособность — внедрение нововведений | Миссия | — предлагаемые товары (услуги) — группы потребителей — место и роль на рынке — технология (процессы, инновации) — философия (ценности, мотивация) — имидж (ответственность) | Структурные факторы | — структура и функции — организационные характеристики (управленческий персонал, методы решения проблем) — человеческий фактор, неформальная структура организации |
Реструктуризация является высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий, так как позволяет добиться существенного повышения эффективности. Поэтому необходимость реструктуризации хозяйствующего субъекта не является специфической задачей только для российской экономики. В промышленно развитых странах, реструктуризация является естественным и, по сути, систематическим процессом, что обусловлено рядом факторов, характеризующих глобальные тенденции развития постиндустриального общества.
В российской экономике наблюдаются процессы, обусловленные глубокими трансформационными изменениями. Переход к рыночной экономике привел к спаду объемов производства и потребления. При любом варианте развития макроэкономики преобразования внутри предприятий неизбежны в связи с необходимостью активного приспособления к изменениям внешних условий. Зависимость между макроэкономическими реформами, реструктуризацией предприятий и восстановлением экономики представлена на рис. 1. | |  | Рис. 1. Взаимосвязь экономических реформ с реструктуризацией предприятий | Попытки радикально реструктурировать предприятия часто не приводят к желаемым результатам. Исследование показало, что почти половина опрошенных руководителей предприятий признали свою неспособность не только реструктурировать, но и обеспечить эффективное управление предприятиями с учетом новых реальностей [1].
Трудности в проведении эффективной реструктуризации предприятий связаны с дефицитом необходимых знаний и компетенций в этой области с учетом особенностей российских условий. В настоящее время существуют концепции, в которых формулируются механизмы и правила для осуществления процесса реструктуризации. Большинство из них основываются на зарубежном опыте.
В научной литературе реструктуризация предприятия стала широко исследоваться, начиная с 80-х гг. прошлого столетия и работах М. Хэммера, Д. Чампи, М. Портера, А. Томсона, Т. Питерса и др.
За последние десятилетия XX в. практически ни одна ведущая корпорация мира не смогла избежать рискованной и болезненной процедуры радикального реструктурирования. Промедление и попытки обойтись без серьезных изменений привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка 500 ведущих мировых корпораций. Выбор той или иной концепции определяется спецификой предприятия и условиями конкуренции.
Можно выделить следующие наиболее актуальные концепции реструктуризации предприятий, сложившиеся в зарубежной практике (см. табл. 2).
Таблица 2
Современные концепции реструктуризации предприятийГод, этап развития | Концепция рест-руктуризации | Разработчики | 60–70-е годы XX в. | Реструктуризация на основе концепции маркетинга | П. Друкер, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен | 70-е годы XX в. | Реструктуризация на основе концепции «совершенного предприятия» | Б. Ричардсон | 70-е годы XX в. | Реструктуризация на основе концепции «минимализма» | Гарвардская школа бизнеса и консалтинговая фирма «Артур Д. Литтл» | 1975 г. | Реструктуризация на основе концепции организационного развития | Ф. Хьюз, Д. О’Шонесси, Международная ассоциация консультантов при участии членов Портсмаус Консалтинг Груп | 80-е годы XX в. | Реструктуризация на основе концепции создания бизнес-единиц | Специалисты консультационной компании МакКинзи | 90-е годы XX в. | Реструктуризация на основе ресурсной концепции | Г. Хамелл, К. Прахалад, С. Дежу, Ж. Морэн, Ж.-Л. Арегль | 1993 г. | Реструктуризация на основе концепции «ре-инжиниринга бизнес-процессов» | М. Хэммер, Дж. Чампи |
Для российской экономической науки процесс реструктуризации относительно новое явление и многие отечественные ученые отождествляют данное понятие с более известными терминами как «реформирование», «реорганизация». Возникает необходимость разобраться в этих понятиях.
Реформирование предприятий — это комплексный и системный процесс изменений, результатом которого является создание внутренних условий дня эффективного управления ресурсами и на этой основе привлечения инвестиций. Реформирование может осуществляться с помощью реструктуризации и реинжиниринга предприятия, а также просто касаться реорганизационных преобразований (см. рис. 2.) | |  | Рис. 2. Формы осуществления реформирования предприятия | Отождествление реструктуризации и реформирования происходит вследствие единства цели — приведение предприятия в соответствие с изменениями внешней среды, но понятие реформирования гораздо шире. Реструктуризацию в данном контексте можно рассматривать как определенную концепцию с набором конкретных инструментов и методов, используемых предприятием при реформировании.
Следует различать понятия «реструктуризация» и «реорганизация» предприятия. В экономическом словаре понятие «реструктуризация» рассматривается как «изменение структуры активов и затрат, проводимое либо предприятиями, объявившими себя банкротом и осуществляющими установленную законом процедуру выхода из такого состояния, либо фирмами, пытающимися повысить цену своих акций с целью предотвращения перехвата акций» [2]. Данное определение близко по смыслу к понятию реорганизации предприятия, вследствие чего и происходит отождествление этих двух понятий.
Реорганизация предприятия означает прекращение его деятельности с переходом его имущественных прав и обязанностей к другим юридическим лицам и его структурное преобразование. Порядок реорганизации предприятия определен Гражданским кодексом РФ, Законом об акционерных обществах, Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и др. правовыми актами. Целью реорганизации является получение эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства и др. Формами реорганизации согласно Гражданскому кодексу РФ являются: слияние и присоединение, выделение и преобразование.
Понятие реорганизации предприятия, на наш взгляд, гораздо уже, чем его реструктуризация. Отождествление предмета реструктуризации с предметом реорганизации не позволяет раскрыть смысл реструктуризации как комплексного явления, внешнее проявление которого не ограничиваются установленными формами. Необходимость реструктуризации возникает не только у предприятий, находящихся в неблагоприятном или кризисном состоянии. Значительный интерес к реструктуризационным преобразованиям проявляют руководители процветающих предприятий с целью расширения сферы деятельности.
Реструктуризация необходима в ситуациях, когда:
— предприятие находится в состоянии глубокого кризиса;
— текущее положение предприятия можно признать удовлетворительным, но прогнозы его деятельности являются неблагоприятными;
— реструктуризации могут подвергнуться благополучные, быстрорастущие предприятия в целях отрыва от ближайших конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ.
В научной литературе XXI в. появляются более обобщенные подходы к пониманию сущности процесса реструктуризации предприятий [3]. Ценность данного подхода состоит в том, что в нем увязываются такие базовые элементы, как «оптимизация системы функционирования предприятия», «требования внешнего окружения», «стратегия развития», «повышение эффективности и конкурентоспособности». Такой подход наиболее полно раскрывает сущность реструктуризации, дает системное и комплексное представление об этом процессе.
Единого подхода к проблемам реструктуризации предприятий не существует. Реструктуризация промышленного предприятия представляет собой комплексный процесс структурных преобразований и нововведений, базирующийся на основополагающих принципах маркетинга, направленного на обеспечение устойчивого, эффективного развития предприятия и наращивание стоимости его бизнеса. Систематизация научных взглядов на сущность и содержание реструктуризации промышленного предприятия представлена в табл.3. | | Таблица 3
Сущность и понимание реструктуризации промышленного предприятия |  | |  | При этом под реструктуризацией средствами маркетинга следует понимать процесс функциональной перестройки системы взаимодействия между коммерческой и производственной структурами предприятия в целях преодоления противоречий между внешней и внутренней средой его деятельности [4].
Планируя проведение реструктуризации, как и любого мероприятия по изменению и преобразованию, необходимо определить методологическую основу данного процесса, выявив систему целей, задач, методов его реализации.
Реструктуризация предприятия, базирующаяся на основополагающих принципах маркетинга, улучшает механизм сочетания производства и потребления посредством мониторинга влияния принимаемых решений на развитие как производственной, так и коммерческой деятельности предприятия. Выявленный платежеспособный спрос потенциальных потребителей и маркетинговые каналы реализации продукции приводятся в соответствие с аналогичными рыночными ориентирами предприятий-изготовителей.
В результате формируется база для составления ориентированной маркетинговой программы поддержки любого рода мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия на рынке. |
| |
|
|