| | Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Щесняк К. Е. докторант Российского университета дружбы народов (г. Москва),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается структура финансовых ресурсов предприятия, выявляется совокупность общих принципов стратегического планирования, а также специфических принципов финансового стратегического планирования | Ключевые слова: стратегическое управление, принципы планирования, финансовая стратегия | Многие российские корпорации недооценивают значение финансовых стратегий, что осложняет их функционирование в рыночной среде, затрудняет поиск стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном, стабильном сотрудничестве.
Финансовая стратегия призвана обеспечить позиционирование корпорации на рынке капитала, расширение взаимосвязей с внешней предпринимательской средой, формирование и эффективное использование финансового ресурсного потенциала и его консолидацию. Структура финансовых ресурсов предприятия приведена на рис.1. | | | Рис. 1. Структура финансовых ресурсов предприятия | Определяя финансово-экономическую политику компаний, обеспечивая инвесторов и кредиторов достоверной информацией об их финансово-экономическом положении и являясь одним из основных факторов обеспечения инвестиционной привлекательности компаний, финансовая стратегия занимает центральное место в стратегическом управлении.
При разработке финансовой стратегии следует руководствоваться как общими принципами формирования стратегии, так и специфическими принципами разработки финансовой стратегии.
Формирование стратегии — важнейшая функция стратегического управления, в основе которой лежит миссия компании, анализ рыночных альтернатив, ее социально-экономический потенциал.
Наличием глобальных стратегий и их исполнением отличаются крупные корпоративные и институциональные инвесторы в силу публичного характера капитала. В целом закономерности поведения на рынке можно отметить у всех участников, что обусловлено «характером» денежных средств, которыми они управляют.
Преследование спекулятивной доходности в краткосрочном периоде, характерное для развивающихся рынков, является доминирующей стратегией большинства компаний. Для инвесторов, придерживающихся такой стратегии, характерны:
— краткосрочный горизонт планирования бизнеса и/или отдельного проекта/сделки;
— мотивированность явлениями текущего периода (например, стремительным ростом цен на недвижимость и арендных ставок);
— отсутствие навыков эффективного управления, что порождает дополнительные риски.
В результате важным фактором принятия инвестиционного решения становится возможность окупаемости инвестиций в ближайшей перспективе, часто без учета адекватной оценки качества активов и рисков.
Ориентация на долгосрочную доходность свойственна инвесторам, которые управляют «длинными» деньгами, а также тем, кто намерен продавать активы покупателям, обладающим такими деньгами. Это пенсионные и страховые фонды, а также инвесторы, которые уже сегодня задумываются о продаже актива через пять-десять лет.
Один из аспектов стратегии консервативных инвесторов — выбор региона или страны для инвестирования. Чтобы сделать его правильным, инвесторы ориентируются по рейтингу надежности. До осени 2006 г. Россия не имела рейтинга инвестиционного уровня, что не позволяло большинству иностранных инвесторов вкладывать средства в российские проекты. Когда же ведущие рейтинговые агентства присвоили Российской Федерации «инвестиционный рейтинг», многие инвесторы выделили инвестиционные средства на российские рынки.
В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии функционирования в процессе выполнения принятых планов. При этом необходимо обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования.
Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение понятия «принцип»: «принцип (от лат. principium — начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.» В толковом словаре русского языка В.И. Даля: «принцип — научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают».
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.
В развитии внутрифирменного планирования в зарубежных корпорациях можно выделить несколько этапов. Идея о том, что предвидение как прообраз функции планирования в более современном понимании является исходным моментом любого управления, восходит еще к классикам науки управления (А. Файолю, Л. Гьюлику, Л. Урвику и др.), т.е. к эпохе формирования корпораций в период до второй мировой войны. В это же время в крупных фирмах начала появляться структура, регулярно занимающаяся текущим планированием производственно-хозяйственной деятельности. Однако для годового (или же среднесрочного) внутрифирменного планирования характерны традиционные методологические принципы — оно обращено внутрь фирмы (основано на рассмотрении предприятия как «закрытой» системы) и служит, прежде всего, инструментом распределения внутрифирменных ресурсов, а также рациональной организации, координации, контроля деятельности внутрикорпоративных подразделений.
В современной отечественной науке и практике планирования, помимо указанных классических принципов планирования, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др. Все они достаточно подробно раскрыты в научной и учебной литературе по планированию [1, 2, 3, 4].
Рассмотренные классические и общеэкономические принципы планирования применимы и к разработке финансовой стратегии. Вместе с тем, специфические черты финансового стратегического планирования такие как: приоритетность финансового стратегического плана над другими планами, понимание реальных возможностей предприятия, учет большого числа факторов внешней и внутренней среды, направленность на перспективу и др. являются предпосылкой для существования своих специфических принципов финансового стратегического планирования.
Принцип целенаправленности предполагает ориентацию на четко сформулированную стратегическую цель деятельности предприятия. Все планируемые организационно-финансовые мероприятия должны обеспечивать достижение именно заданной цели. Реализация данного принципа обеспечивается применением метода дерева целей — совокупности соподчиненных и структурированных целей, начиная с главной цели и завершая целями первого уровня управления.
Принцип перспективности. Финансовое стратегическое планирование направлено на долгосрочную перспективу. Последствия принимаемых стратегических решений играют определяющую роль в судьбе предприятия на протяжении длительного времени. Нужно помнить, что стратегические ошибки очень сложно исправить. Более того, никакими оперативными методами нельзя изменить последствия стратегической ошибки.
Принцип приоритетности. Выбирая ту или иную финансовую стратегию, руководство предприятия должно быть готово последовательно придерживаться ее линии, подчиняя свои тактические действия стратегическим приоритетам. Однако, ввиду своей долгосрочности, стратегическое управление осуществляется в области высокой неопределенности, поэтому руководство предприятия всегда должно быть готово к проведению корректирующих изменений. Все эти изменения должны быть обоснованы и не следует допускать того, чтобы они выходили за рамки согласованной концепции развития предприятия. Долгосрочная стратегическая линия является приоритетной и определяющей по отношению ко всей последующей работе. Выбранная финансовая стратегия и путь ее реализации служат основой для построения всех оперативных планов деятельности предприятия.
Принцип реализуемости. При постановке долгосрочных целей и определении стратегии их достижения учитываются реальные возможности предприятия. Поставленные цели должны быть реализуемы, а задачи — выполнимы. Когда предприятие только внедряет систему стратегического планирования, то на первоначальном этапе должны быть поставлены условно легкодостижимые стратегические цели, чтобы они точно были реализованы. Работающий механизм стратегического планирования компенсирует в будущем возможные небольшие потери от того, что предприятие перераспределило свое внимание между текущей и стратегической деятельностью.
Принцип итеративности (поэтапности). Внедрение финансовой стратегии в жизнь производится поэтапно: решение долгосрочных задач происходит через реализацию среднесрочных и краткосрочных целей. Таким образом, конечная стратегическая цель достигается путем детальной последовательной работы. Здесь очень важно понимать, что нужно постоянно контролировать реализацию стратегии. Чем более долгосрочна стратегия, тем больше должно быть точек контроля исполнения стратегии. Для более эффективного управления реализацией стратегии, как правило, выделяют ряд стратегических проектов развития. По каждому такому проекту развития определяются цели и результаты, составляется план работ, формируется проектная команда, определяется система мотивации и т.д.
Принцип итеративности в стратегическом управлении означает еще и то, что сам процесс разработки стратегии требует того, чтобы по всему циклу стратегического менеджмента проходили несколько раз. Предприятия вынуждены это делать потому, что, к сожалению, в циклическом процессе нет начала. А значит и нельзя точно определить с чего нужно начинать разработку стратегического плана: с анализа или с постановки целей. Чтобы поставить цель, нужны результаты анализа, чтобы провести анализ, нужны какие-то ориентиры по целям. Единственный способ разорвать этот замкнутый круг — использование итерационного подхода к разработке стратегического плана предприятия.
Принцип комплексности. Всесторонний анализ и учет информации позволяет своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Для того чтобы разработать эффективную финансовую стратегию, необходимо учесть большое число факторов. При этом, даже в большей степени, нужно изучать внешнюю среду, но и про предприятие (внутреннюю среду) также забывать нельзя. Необходимо отслеживать все проблемные вопросы предприятия, знать каким внутренним ресурсом сейчас располагает предприятие, сможет ли оно реализовать задуманную стратегию. Правда, здесь необходимо помнить, что особенно в начале внедрения стратегического планирования предприятие может сразу не справиться с большим объемом обрабатываемой информации. Поэтому нужно сразу же учиться отсекать все ненужное и сосредотачиваться только на приоритетных факторах, которые предприятие может учесть в настоящий момент времени при разработке финансовой стратегии.
Принцип непрерывности мониторинга (сканирования) тенденций развития. Сканирование производится по трем основным направлениям:
экономическое сканирование — анализ и оценка динамики макроэкономических показателей, экономической ситуации в отрасли конкурентов, положения на финансовом рынке;
техническое сканирование — анализ и оценка изменений в ходе научно-технической конкуренции, появления принципиальных новшеств: нетрадиционное использование известных технологий;
политическое сканирование — оценка обшей политической ситуации, стабильности правительств, а также политического риска вложений в данный регион, системы государственного регулирования экономики.
Сканирование предполагает сбор информации, оценку и прогноз значимости для корпорации важнейших изменений во внешней социально-экономической и технологической среде в целях подготовки стратегических решений на высших эшелонах управления.
Принцип селективности. Селективность финансового стратегического планирования связана с выделением определенных стратегических зон хозяйствования — отдельных сегментов рынка. Критерии выбора зон хозяйствования могут быть различными, и определяются миссией и глобальными целями предприятия.
Принцип стратегической конкуренции. Стратегическая конкуренция — относительно новый феномен в бизнесе. Она может оказать такое же влияние на производительность бизнеса, какое индустриальная революция в свое время оказала на производительность отдельного работника.
В основе стратегической конкуренции лежит:
— конкурентное взаимодействие — динамическая система, включающая в себя взаимодействие конкурентов, клиентов, сотрудников, а также финансовых и других ресурсов;
— умение предвидеть последствия вмешательства в систему и прогнозировать новые модели устойчивого динамического равновесия;
— наличие свободных ресурсов, которые могут быть использованы на различные цели в настоящий момент, даже несмотря на то, что выгоды от их использования не гарантированы;
— умение достоверно предсказать риск и отдачу для обоснования использования ресурсов;
Стратегия основана на вовлечении и участии в ней всей компании, поскольку неспособность задействовать свои ресурсы против стратегической конкуренции оппонента может привести к нарушениям рыночного равновесия.
Естественная конкуренция мало изменяет поведение участников рынка в отличие от стратегической конкуренции, которая хорошо продумана и обоснована, и ее результаты могут привести к радикальным изменениям в короткий период времени.
Естественная конкуренция эволюционна. Стратегическая конкуренция революционна. Стратегическая конкуренция ведет к «сжатию» времени в отличие от естественной конкуренции, ускоряет течение времени: в результате реализации стратегии конкурентные изменения могут происходить каждые несколько лет, а при естественной конкуренции такая эволюция может потребовать поколений.
Естественная конкуренция основана на малорисковом методе проб и ошибок: небольшие изменения, которые кажутся полезными, постепенно принимаются и сохраняются; к ним добавляются другие небольшие изменения, идет постепенное обучение без необходимости прогнозирования. Таким образом, происходит своего рода адаптация к существующим условиям, естественный отбор. По этим причинам естественная конкуренция консервативна, постепенна и производит почти незаметные изменения в краткосрочном периоде.
Стратегическая же конкуренция нацелена на возможность произвести существенные изменения в конкурентной среде, имеет революционный характер. Однако стратегическая конкуренция имеет и ограничения:
— стратегическое поражение может быть таким же стремительным, как и стратегический успех;
— готовность к защите имеет значительное конкурентное преимущество перед нападением. Стратегический успех обычно зависит от культуры и особенностей поведения конкурентов, их знания друг о друге.
В соответствии с традиционной моделью развития, в бизнес-стратегии длительные периоды естественной конкуренции обычно прерываются внезапными сдвигами в отношениях противников в результате стратегических действий. При этом успешное использование стратегической конкуренции наиболее агрессивным конкурентом на рынке может сделать его методы планирования и распределения ресурсов условием выживания для других участников рынка, в результате чего владение методами стратегической конкуренции будет необходимым требованием для адаптации к внешней среде, в которой большинство изменений будут представлять собой результат стратегических действий.
Естественная конкуренция — это фундамент, на котором должна строиться любая стратегическая конкуренция. Различия между конкурентами, с одной стороны, являются предпосылкой для выживания в естественной конкуренции. С другой стороны, отличия могут дать одному из конкурентов преимущество над остальными.
Классические экономические теории бизнес-конкуренции достаточно упрощены и являются скорее препятствием для прогресса, поскольку основаны на представлении о конкуренции как о статическом (а не динамическом) равновесии в статической экономике. С нашей точки зрения, развитие стратегической конкуренции приведет к следующим изменениям конкурентной среды:
— появление участников рынка различных размеров — от очень крупного до малого, спектр которых будет постоянен в течение длительного времени;
— участники рынка, которые выживают и преуспевают, будут иметь уникальные конкурентные преимущества — за счет особых комбинаций времени, места, продуктов и клиентов;
— для любого конкурента всегда найдутся другие конкуренты, которые будут ограничивать преимущества, поэтому пределы и границы конкурентного равновесия будут постоянно меняться по мере того, как какой-либо из конкурентов меняется, адаптируется, растет или реорганизуется;
— постоянный конфликт между участниками рынка будет существовать вдоль тех границ, где возможности для конкуренции равны;
— небольшой конфликт будет иметь место там, где есть явное преимущество;
— бизнес-конкуренция будет иметь несколько фронтов, со своими конкурентами на каждом из них. При этом любое перемещение ресурсов изменит конкурентный баланс, по крайней мере, на двух фронтах — если один фронт будет усилен, то другие будут ослаблены;
— способность сосуществовать в условиях изменений во внешней среде станет основополагающим фактором, поскольку, чем больше переменных факторов во внешней среде, тем меньше число выживших конкурентов.
— успешность выхода нового конкурента на рынок будет зависеть от его способности найти и развить конкурентное преимущество в некотором секторе рынка.
Мы полагаем, что использование приемов стратегической конкуренции приведет к существенному росту эффективности и позволит управлять будущим компании.
Вместе с тем, для каждого вида предпринимательской деятельности могут быть выявлены свои принципы финансового стратегического планирования.
Таким образом, совокупность принципов, лежащих в основе процесса финансового стратегического планирования, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Принципы финансового стратегического планирования
Общие принципы планирования | Принципы финансового стратегического планирования | Необходимости планирования | Перспективности | Единства планов | Приоритетности | Непрерывности планирования | Реализуемости | Гибкости | Итеративности | Точности | Комплексности | Комплексности | Непрерывности мониторинга | Эффективности | Селективности | Оптимальности | Стратегической конкуренции | Участия | |
|
| |
|
|