Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Губарьков С. В.
заведующий кафедрой финансов и сервиса филиала Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске,
кандидат экономических наук, доцент


К вопросу формирования концептуальных основ инновационного развития высшей школы России
В статье показано, что созданные национальные, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также университетские комплексы могут успешно выполнять роль «опорных точек инновационного развития» в системе высшего образования России. Рассматривается методология «опорных точек инновационного развития» системы ВПО РФ, базирующаяся на концепции «экономики, основанной на знаниях», интегрированной с концепциями «устойчивого развития» и «инновационных систем»
Ключевые слова: национальный университет, федеральный университет, национальный исследовательский университет, университетские комплексы

В настоящее время высшая школа является важнейшим интеллектуальным источником развития российского общества. Будучи выразителями новых идей, университеты, как основное звено системы высшего образования, аккумулируют творческую энергию интеллектуальной элиты, выполняя тем самым объединительную функцию для решения различных федеральных и региональных социально-экономических задач. Данную функцию вряд ли способен осуществить какой-либо иной социальный институт.
Весьма показательно, что проблемы современного высшего образования воспринимаются многими странами, включая и Россию, в неразрывной связи с проблемами национальной безопасности, с решением глобальных проблем современности, с преодолением разрыва, парадоксальным образом возникшего между человеком и созданной им цивилизацией. В этом плане кризис российской высшей школы усугубляется кризисом мировой образовательной системы в целом, не готовой дать ответы на вызовы современности, находящейся в процессе перехода к системе ценностей нового сообщества, основанного на экономике знаний. Несоответствие конечных результатов современного высшего образования поставленным и вновь выдвигаемым целям, — в этом кроется первоисточник кризиса образовательной системы.
«Социальная модернизация России, ее переход к информационной технологии невозможен без реформирования образовательной системы — таков исходный пункт философии образования» *. Однако реализация данного требования в существенной степени осложняется за счет отдельных специфических особенностей, а также вследствие ошибок, допущенных в предшествующей авторитарной организации отечественного образовательного пространства. Дело в том, что от прежней советской системы образования мы отказались, а новая система находится в стадии формирования; к тому же не найдено оптимального сочетания федеральной и региональной систем образования внутри самой России. Все это не может не сказываться на организационной стороне системы образования, а также на его методах и содержании, что, в свою очередь, свидетельствует об актуальности рефлексии самой идеи современного университета, прежде всего, в плане выявления методологии инновационного развития, как непосредственно вуза, так и всей системы высшего профессионального образования.
Как известно, глобальные интеграционные процессы обуславливают повышение требований к конкурентоспособности всех субъектов мировой экономики, что явилось одним из основных факторов перехода экономики России на инновационный путь развития. Важнейшее звено в формировании национальной инновационной системы России — безусловно, система высшего профессионального образования. Меры, принимаемые в последние годы Минобрнауки России, направлены на поиск и формирование наиболее эффективных структур инновационного развития высшей школы. Эти меры, по нашему мнению, способствуют выявлению таких образовательных структур, которые могли бы послужить локомотивом развития всей высшей школы России и, в первую очередь, эти структуры должны способствовать инновационному развитию высшей школы.
Так, за последние два года в России сформирована сеть федеральных и национальных исследовательских университетов (НИУ). В 2008 г. вышел Указ Президента России «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов», благодаря которому были созданы Национальный исследовательский ядерный университет (на базе Московского инженерно-физического института (государственного университета)) и Национальный исследовательский технологический университет (на базе Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов») *. Далее в 2009 г. были созданы 12 НИУ, а весной 2010 г. — еще 15 НИУ. Что касается федеральных университетов, то первые два были созданы специальными распоряжениями Правительства РФ в порядке эксперимента еще в 2006 г. — Сибирский и Южный федеральные университеты. Однако активная фаза их формирования пришлась на 2009–2010 гг., когда были созданы сразу пять федеральных университетов *:
1. Северный (Арктический) федеральный университет на базе Архангельского государственного технического университета;
2. Казанский (Приволжский) федеральный университет на базе Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова — Ленина;
3. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина на базе Уральского государственного технического университета — УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;
4. Дальневосточный федеральный университет на базе Дальневосточного государственного университета;
5. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.
В итоге в 2010 г. все 7 федеральных университетов были преобразованы в федеральные государственные автономные образовательные учреждения ВПО. Также в 2009 г. вышел Федеральный Закон РФ, определивший специальный статус в виде научно-образовательных комплексов для двух ведущих вузов России — МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Фактически эти вузы стали единственными национальными университетами с особыми полномочиями, дающими право *:
● реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований;
● проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям).
Таким образом, созданные национальные, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также университетские комплексы, на наш взгляд, вполне могут выполнять роль «опорных точек инновационного развития» в системе высшего образования России.
Управление инновациями в системе высшего профессионального образования на концептуальном уровне, безусловно, является прерогативой Минобрнауки России и Правительства РФ. Однако, анализ действующих нормативно-правовых актов, способствующих активизации инновационной деятельности вузов в России свидетельствует об отсутствии целостной концепции, определяющей особенности управления инновационным развитием системы высшего профессионального образования Российской Федерации. Частично существующий пробел восполнен в работах отечественных авторов. В частности, значительный вклад в области управления инновационной деятельностью вузов внесли В.Р. Атоян, Г.А. Балыхин, А.Д. Викторов, Т.П. Воронина, В.А. Садовничий, А.В. Суворинов, В.М. Филиппов, Ю.В. Шленов, В.Е. Шукшунов и другие.
Вместе с тем, последние изменения в системе высшего профессионального образования требуют учета новых структур в образовательном пространстве России для совершенствования концепции инновационного развития системы ВПО РФ. В этой связи, нами разработана концепция «опорных точек инновационного развития» системы высшего профессионального образования Российской Федерации, в которой учтены эти значительные изменения, произошедшие в отечественной системе образования. Представляется, что предлагаемую концепцию целесообразно развивать на базе концепции «экономики, основанной на знаниях», интегрированной с концепциями «устойчивого развития» и «инновационных систем».
Здесь уместно привести мнение Г.А. Балыхина, подчеркивающего важность названных концепций для развития отечественной системы образования: «Кардинально новой чертой эпохи является становление экономики знаний, возникновение, если можно так выразиться, «умной экономики», где образование, наука и производство объединены в единый саморазвивающийся организм. Переход к интеллектуальной экономике можно рассматривать как императив XXI века, как непреложное требование, создающее условия для экономического роста и социального развития без разрушения, напротив, на основе сохранения и возрождения окружающей среды и резкого сокращения потребления минеральных, а отчасти и биологических ресурсов» *.
В предлагаемой концепции в качестве «опорной точки инновационного развития» системы ВПО РФ следует рассматривать образовательное учреждение, имеющее особый статус в системе высшего профессионального образования, содержащее в своем составе научные, инновационные и производственные подразделения, либо входящее в качестве структурного элемента в комплекс вышеназванных подразделений и действующее с целью решения задач развития инновационной деятельности в регионе. К таким «опорным точкам инновационного развития» в современной системе высшего образования России, как уже упоминалось, можно отнести национальные, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также университетские комплексы. И действительно, рассматривая цели и задачи создания вышеназванных структур, можно выделить устойчивую направленность на развитие инновационной деятельности, как самих структур, так и национальной инновационной системы в целом.
Структура научных и прикладных знаний, предлагаемая нами в рамках методологии «опорных точек инновационного развития» системы ВПО РФ, представлена на рисунке 1.Основу этой методологии составляют 4 подхода и 6 принципов. Рассмотрим их детально.
1. Инновационный подход — ориентирован на решение социально-технологических задач России на основе активизации инновационной деятельности и включает стратегический маркетинг, НИОКР, подготовку и запуск производства, его сопровождение и распространение (диффузию) инновации (включая научно-технические и проектные услуги, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность). Учебно-научная подготовка специалистов на инновационной основе позволяет им включаться в реальный творческий процесс создания новой конкурентоспособной разработки и обеспечения условий ее реализации у потребителя. А это повышает их мотивацию к выбору образовательного уровня, овладению методологической культурой деятельности, мобилизации личных способностей. Дальнейшее развитие подхода лежит в области инновационного менеджмента.
2. Системно-проектный подход — используется как философия управления, метод выживания в условиях переходной экономики. Формирование «опорных точек инновационного развития» системы ВПО РФ направлено на построение открытой, сложной, социально-экономической, относительно самостоятельной, комплексной системы. Главная задача — формирование целостной развитой среды, необходимой для реализации инновационного подхода с возможным выделением 3-х подсистем: научно-образовательной, научно-инновационной и социально-культурной. Ее назначение — обеспечение цивилизованного пути к профессиональному успеху через образованность и культуру; формирование арсенала гибких образовательных технологий, интегрирующихся с промышленными, информационными, деятельностными, социальными технологиями, приобретающими все более инновационный характер; обеспечение кадровой политики по поддержке перехода страны на инновационный путь развития; при этом формирование «опорных точек» в целом, их структурных элементов, процедур функционирования и технологических задач целесообразно осуществлять на основе методологии проектного менеджмента.
3. Интеграционный подход — как развитие системного подхода в части обеспечения взаимосвязанности частей в единое целое, предполагает углубление сотрудничества компонентов «опорных точек». Комплексный характер «опорных точек» позволяет им стать интеграционным ядром, вокруг научно-образовательной деятельности которого возможно объединение сопряженных видов деятельности многих учреждений, организаций и предприятий, отношения между которыми строятся на различной организационно-правовой основе.
4. Региональный подход — предопределен всем ходом социально-экономического развития России, государственной политикой и стратегией регионализации, обусловленной реформированием всех сфер жизни общества, переходом к рыночной экономике и делегированием многих полномочий центра на места. При этом регионализация образования может выступить фактором не только социально-культурного, но и социально-экономического развития регионов. Каждый регион специфичен, поэтому можно говорить лишь об общих подходах к формированию «опорных точек», также как неизбежны отличия в принципах, методах и результатах.
К основным принципам в методологии «опорных точек инновационного развития» системы ВПО РФ, по нашему мнению, можно отнести:
1. Принцип специфичности «опорной точки» как субъекта инновационной деятельности. Специфичность проявляется в ярко выраженной инновационной направленности развития «опорной точки», что находит свое отражение в целях и задачах создания национальных, федеральных и национальных исследовательских университетов, а также университетских комплексов;
2. Принцип инфраструктурной составляющей национальной инновационной системы. Формирование и деятельность «опорной точки» неразрывно связано с созданием технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, центров коммерциализации научных разработок и прочих инфраструктурных элементов национальной инновационной системы;
3. Принцип инновационной площадки. Именно на базе «опорных точек» Правительство РФ и Минобрнауки России реализуют большую часть инновационных программ и проектов, способствующих, в том числе, повышению инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям, развитию рынка объектов интеллектуальной собственности, активизации малого предпринимательства и пр.;
4. Принцип формирования регионального инновационного центра. Несмотря на разные задачи создания и масштабность деятельности национальных, федеральных, национальных исследовательских университетов и университетских комплексов, тем не менее, каждая из этих организаций в определенной степени решает социально-экономические задачи своего региона с упором на его инновационное развитие;
5. Принцип комплексности и интегрированности. Действие этого принципа проявляется в интеграции науки, образования и производства при создании «опорных точек» и при решении крупных социально-экономических задач в своей деятельности. Также этот принцип актуален и при выработке подходов, обеспечивающих интеграцию инновационных образовательных программ «опорных точек» в мировое образовательное пространство. Все это способствует принятию взвешенных решений в условиях глобализации сферы высшего образования;
6. Принцип многоуровневой составляющей. С учетом перехода российской системы высшего профессионального образования на двухуровневую модель «бакалавриат — магистратура», именно на базе «опорных точек» проводится интенсивная апробация этой модели с последующим распространением опыта на другие вузы России.
В целом, следует отметить, что реализуемые в настоящее время действия Правительства РФ и Минобрнауки России направлены в основном на формирование и поддержку национальных, федеральных и национальных исследовательских университетов. К сожалению, деятельность университетских комплексов, активно функционирующих в России и, немало способствующих инновационному развитию регионов, выпала из внимания вышеназванных структур. Такой подход, по нашему мнению, свидетельствует о недостаточном внимании властных структур к процессам формирования региональных инновационных систем, поскольку один федеральный университет на весь федеральный округ не может решить все проблемы, связанные с инновационным развитием региона. А университетские комплексы, как показывает практика, в состоянии решать многие из насущных региональных проблем, в том числе, в области активизации инновационной деятельности.
В заключение отметим, что, в конечном счете, конкурентоспособность российской экономики определяется и будет определяться тем, насколько активно осуществляются и используются научные открытия, наукоемкие изобретения и инновационные технологии, как быстро и масштабно они становятся эффективными ресурсами развития отечественного рынка. При этом становится очевидным, что формирование национальной инновационной системы России в ближайшем будущем будет неразрывно связано с созданием и функционированием «опорных точек инновационного развития» системы высшего профессионального образования Российской Федерации.
Рис. 1. Структура научных и прикладных знаний в рамках методологии «опорных точек инновационного развития» системы высшего профессионального образования Российской Федерации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия