| | Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Минаев Н. Н. заведующий кафедрой экономики и управления городским хозяйством
Томского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук Галямов Ю. Ю. профессор кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук Селиверстов А. А. доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук Шадейко Н. Р. доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Статья посвящена исследованию практики перфоманс-контрактов в России, выявлению препятствий для их массового внедрения и роли в повышении энергоэффективности в жилищно-коммунальном комплексе сибирских городов. Показана необходимость кардинального изменения отношения к энергосбережению и энергоаудиту, неотъемлемой частью которого является развитие институтов энергосервисных компаний. (ЭСКО) | Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, энергосервисные компании, энергоаудит, управление энергосбережением | Неоднократные попытки реформировать жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) последних лет так и не привели к серьёзным положительным сдвигам. ЖКК продолжает деградировать, что проявляется в постоянном ухудшении технического состояния объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также неоправданном росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не соответствующих требуемому качеству их предоставления. По различным оценкам износ основных фондов в целом по отрасли по городам Сибири оценивается от 60% до 80%, при крайне медленном их обновлении (не более 1% в год). Поэтому, для поддержания инженерно-коммунальных систем ЖКК в нормативном состоянии, сегодня требуется колоссальный объём инвестиций. Необходимо при этом заметить, что бюджетные возможности весьма ограничены, а частный капитал в сферу коммунального хозяйства идёт крайне неохотно в силу целого комплекса причин, в качестве главной из которых, пожалуй, можно отметить высокий уровень государственного регулирования цен и тарифов на коммунальные услуги.
Кроме того, энергопотери на этапах генерации, транспортировки и потребления коммунальных услуг в России являются критически высокими (официально такие потери в тарифообразовании обозначают «коэффициентом небаланса»). Данные об энергопотерях в разных городах Сибири фиксируются на уровне от 20% до 60%. Долгое время существовало мнение о том, что в процессе реформ эта проблема решится в результате либерализации цен на топливо и энергию и развития конкуренции среди потребителей, что абсолютно не подтвердилось практикой. В современных социально-экономических условиях развития России удельные расходы топливно-энергетических ресурсов возросли, а приближение цен и тарифов к мировому уровню не только не активизировало энергосберегающие тенденции, но наоборот, ухудшило состояние многих субъектов жилищно-коммунальных отношений (промышленные предприятия, население, объекты муниципальной инфраструктуры и т.д.). При этом, происходит постоянный рост доли стоимости энергоресурсов в структуре затрат на производство продукции: в промышленности — до 40%, в жилищно-коммунальном комплексе — 40–70%.
За последние 5 лет энергоемкость валового внутреннего продукта России возросла на 22,4%, а теплоемкость — на 21%. В то же время известно, что 1% экономии энергоресурсов обеспечивает прирост национального дохода на 0,35%. Уровень оснащения приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов в жилищно-коммунальном комплексе и бюджетной сфере не превышает 5% (кроме электрической энергии). Рост энергоемкости отечественной экономики за последние годы соответствует непроизводительному потреблению и по различным оценкам достигает 400–500 млн т усл. топлива *.
Таким образом, вектор реформ в ЖКК в части энергосбережения должен сопровождаться использованием современных финансовых механизмов. Для развития энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе городов (муниципальных образований) наиболее эффективным финансовым инструментом может являться «перфоманс-контракты» *. Это показывает мировая практика, где энергосберегающие системы внедряются на их основании, а впервые перфоманс-контракты начали свое существование в Америке в конце 70-х годов.
Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет либо привлеченных ЭСКО кредитных средств (внешних инвестиций), либо собственных оборотных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, составляющих экономический эффект от внедрения энергосберегающих технологий. В качестве заказчика могут выступать предприятия и организации различных форм собственности и функционального назначения, товарищества собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительные кооперативы, население и т.д. Внедрение перфоманс-контрактов неизбежно оказывает влияние на изменение схем управления отраслями жилищно-коммунального комплекса. На рис. 1 приведена примерная схема управления системой коммунального хозяйства при внедрении перфоманс-контрактов. | | | Рис.1. Примерная схема управления системой коммунального хозяйства при внедрении перфоманс-контрактов | Привлекательность перфоманс-контракта для заказчика выражается ещё и в том, что оплата услуг ЭСКО происходит только после получения экономического эффекта от энергосбережения, то есть заказчик рассчитывается только за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий *. В этой схеме заказчик не отвлекает собственные средства на реализацию проекта.
Экономический эффект по каждому конкретному проекту в перфоманс-контракте может рассчитываться исходя из снижения различных показателей, например:
— снижение потерь;
— снижение себестоимости выработки 1 Гкал тепла;
— снижение вредных выбросов;
— снижение потребления энергоресурсов на производство 1 единицы продукции и т.п.
В основе перфоманс-контрактов лежит проведение энергоаудита (энергетических обследований). Целью энергоаудита является повышение энергоэффективности зданий и инженерных коммуникаций с помощью рентабельных мероприятий. В российском законодательстве энергоаудит * рассматривается как обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по снижению потребления ТЭР. Энергоаудит проводится для установления эффективности использования предприятиями и организациями ТЭР электрической и тепловой энергии, природного, сжатого, сжиженного и попутного газов, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки, местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, определения резервов экономии ТЭР *.
Схемы проведения энергоаудита могут разниться в зависимости от объекта энергетического обследования. Применительно к ЖКК в качестве объектов выступают объекты генерации коммунальных услуг, коммунальные инженерно-транспортные сети и объекты, где непосредственно происходит потребление коммунальных услуг (жилищный фонд, объекты городской инфраструктуры, промышленные предприятия и т.д.).
Перфоманс-контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно-изыскательские работы и др.), то есть является по своей природе смешанным договором в соответствие со ст. 421 Гражданского кодекса РФ и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию.
Возможны несколько вариантов заключения перфоманс-контрактов:
1) перфоманс-контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке (возможен вариант заключения трехстороннего перфоманс-контракта);
2) заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита — реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика;
3) по условиям перфоманс-контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.
Предметом перфоманс-контракта в жилищно-коммунальном комплексе является выполнение ЭСКО комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий. При этом, период реализации перфоманс-контракта, учитывая специфику отрасли и объектов реализации, может достигать от 1 до 5–6 лет.
Безусловно, для ЭСКО перфоманс-контракт в ЖКК является высоко рисковой сделкой. С одной стороны в определённых схемах рассчитываться с ЭСКО должны собственники жилых помещений, а, учитывая, что в среднем задолженность за предоставленные жилищно-коммунальные услуги достигает 10–15%. Это требует финансовых гарантий, которые могут быть предоставлены либо кредитными организациями, либо со стороны местного бюджета (существующая нормативно-правовая база этого не позволяет сделать). С другой стороны, предлагать такую услугу может только энергосервисная компания, обладающая соответствующими технологиями, оборудованием, кадровым потенциалом и с большим опытом внедрения энергосберегающих технологий.
Поэтому, к основным рискам ЭСКО можно отнести:
— риск неплатежеспособности заказчика;
— риск не квалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования;
— риск предоставления заказчиком недостоверной и (или) не полной информации как на этапе проведения энергоаудита, так и на этапе эксплуатации.
Для минимизации такого основного риска как неплатежеспособность заказчика, до заключения перфоманс-контракта, следует проводить инвестиционный аудит, в рамках которого необходимо дать заключение о платёжеспособности заказчика в долгосрочной перспективе и где чётко определяется график поступления оплаты за услуги ЭСКО. | | | Рис. 2. Примерная схема финансирования инфраструктурных проектов ЭСКО на условиях лизинга | Однако, при очевидных преимуществах перфоманс-контракты не получили широкого распространения в России, тем более удивительно, что эта схема никак не используется при реализации 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ», тогда как в рамках действия этого фонда выделяются значительные финансовые ресурсы, направленные на модернизацию ЖКК (особенно жилищного фонда). На наш взгляд это является серьёзным упущением, ограничивающим с одной стороны участие частного капитала в процессе реформирования ЖКК, а с другой существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств. Причины этого состоят в следующем:
— негибкость бюджетного законодательства, жесткий порядок распределения бюджетных средств, вплоть до утвержденных типовых форм, как государственных контрактов, так и документов, которые должны быть представлены для финансирования в казначейство (наиболее забюрократизированную систему госорганов);
— отсутствие законодательного регулирования порядка выделения экономии в общих платежах от потребителей и направления ее на энергосберегающие проекты;
— не готовность руководителей предприятий ЖКК и курирующих их госорганов работать по не стандартным схемам.
И это несмотря на то, что за последние 5 лет на региональном уровне вопросам энергосбережения в рамках реформирования ЖКК уделяется достаточно много внимания. Во многих регионах утверждены и реализуются долгосрочные инвестиционные программы в области энергосбережения, для модернизации коммунальных систем привлекаются кредиты международных банков. Однако, власти субъектов РФ и муниципальные власти выделяют финансирование под такие проекты по классической бюджетной схеме, заключая государственные и муниципальные контракты на выполнение подрядных работ по реконструкции или модернизации объектов ЖКК. При этом работы, выполненные подрядчиком, оплачиваются за счет бюджетных средств по факту выполнения этапов работ независимо от достижения экономического эффекта от такой модернизации, тогда как по перфоманс-контракту получение экономического эффекта является главным и необходимым условием расчетов за выполненные работы.
Кроме того, институты, отвечающие за эксплуатацию жилищного фонда, часто не имеют необходимой технической документации на обслуживание здания (проекты, схемы энергоснабжения, учетные схемы, сведения о потреблении энергоресурсов и т. п.). Вместе с тем, кадровое обеспечение эксплуатационных организаций пока не в полной мере может реализовать задачи эффективного энергопользования. Составление энергетических паспортов эксплуатируемых жилых зданий на основе энергетического обследования позволит количественно оценить потенциал энергосбережения и наметить пути его реализации.
Другой проблемой на пути внедрения перфоманс-контрактов в системе ЖКК остаётся низкий промышленно-инновационный потенциал вновь создаваемых ЭСКО. В этом случае для отдельных городов и регионов необходимо предусмотреть лизинговую схему финансирования инфраструктурных проектов в ЖКК в целом и проектов ЭСКО в частности. На рис. 2 приведена примерная схема финансирования.
Несмотря на изложенные выше препятствия для заключения перфоманс-контрактов такая эффективная форма сотрудничества в рамках реформирования ЖКК возможна. Реализация энергосберегающих проектов на основе перфоманс-контрактов в рамках реформирования ЖКК позволит повысить эффективность деятельности предприятий ЖКК. При этом оплата за услуги энергосберегающей компании будет производиться только в случае, если действительно в результате внедрения энергосберегающих технологий предприятие получит экономический эффект. |
| |
|
|