| | Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Межевич Н. М. главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук, профессор Жабреев А. А. соискатель докторской степени Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург),
кандидат социологических наук Жук Н. П. аспирант Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург)
| |
| | В статье проанализировано влияние процессов глобализации на развитие процесса образования. Даны характеристики общемировым современным тенденциям инновационного развития, рассмотрены региональные аспекты данного процесса и перспективы развития инновационного образования в регионах РФ | Ключевые слова: глобализация, экономика знаний, инновационное образование, региональная инновационная система | Глобализация, как совокупность всех процессов, посредством которых происходит инкорпорация населения планеты в единое мировое сообщество, глобальное сообщество [1], дает значительный импульс развитию экономики знаний и системы инновационного образования. Мировая экономика становится глобальной — «под глобальной экономикой мы понимаем такую, которая в реальном времени работает как единое целое в мировом пространстве, все равно касается ли это капитала, менеджмента, труда, технологии, информации или рынков» [2].
С развитием сети Интернет и спутниковой связи информационное поле стало глобальным — его не ограничивают ни расстояния, ни государственные границы. Благодаря формированию единого глобального коммуникационного поля и развитию сектора информационных и коммуникационных технологий процесс образования обогатился инструментарием интерактивных форм обучения: интерактивное дистанционное образование, он-лайн конференции и обсуждения в режиме реального времени, доступ к сетевым библиотекам и банкам данных. Все это придает дополнительный импульс к развитию инновационного образования и ускоренному распространению знаний посредством глобальной коммуникационной сети.
Одной из главенствующих тенденций современного развития экономики становится усиление взаимосвязи развития национальных экономик, экономик отдельных регионов с развитием мирового хозяйства в целом. Данная тенденция является результатом действия процессов глобализации, оказывающих влияние не только на социально-экономическое развитие стран в целом, но также и на его отдельные направления, в том числе развитие системы образования и инновационной экономики.
Процессы глобализации играют ключевую роль в эволюции процессов инновационного развития. Современные инновации развиваются в условиях открытой глобальной экономики, характеризующейся открытым рынком, высоким уровнем конкуренции, наличием систем глобальных коммуникаций и ростом скорости генерации инноваций и их распространения. Как результат этого процесса резко повысилась интенсивность взаимодействий между странами, компаниями, сообществами во всех сферах хозяйственной и общественной жизни.
Можно выделить следующие основные направления влияния глобализации на инновационный процесс [3]:
1) Ускорение. Время, необходимое для запуска новых продуктов существенно уменьшилось, как и жизненный цикл самих продуктов. Ключевую роль в этом направлении играет развитие информационных и коммуникационных технологий, позволившее сформировать банки данных, глобальные сети передачи и распространения информации, технику ее обработки.
2) Межфирменное сотрудничество и развитие сетевых организационных структур.
3) Функциональная интеграция и сотрудничество внутри предприятий.
4) Сотрудничество фирм с центрами производства знаний — государственными и частными лабораториями, университетами, центрами академической и прикладной науки.
5) При общем увеличения объема международной торговли и росте в этом объеме доли услуг растет и роль передачи знаний. Это приводит к изменению бизнес-моделей, в частности, распространению аутсорсинга как формы организации экономической деятельности.
6) Опора на международную стандартизацию, широкое применение принципов всеобщего управления качеством.
Глобализация изменила парадигму регионального развития, резко усилив роль регионов в мировой экономике, и сделав инновационное развитие неотъемлемой составляющей современного региона.
Новый регионализм характеризуется снижением роли протекционистских мер в экономической политике и фокусированием на векторе открытой экономики. Открытая экономика предопределяет, что межрегиональные взаимодействия имеют место в условиях открытых коммуникаций. Это означает, что все участники имеют свои собственные интересы, нацелены на активное включение в мировую экономику, они независимы и свободны в принятии решений относительно взаимодействий через границу и имеют возможности для подобных взаимодействий. Происходит усиление связей между компаниями и «мозговыми» центрами — держателями знаний и компетенций, такими как университеты, академические и прикладные научные центры, исследовательские центры, консалтинговые структуры.
Важно отметить, что в современной открытой экономике доля трансфера знаний в общем объеме международной торговли стабильно возрастает. Чтобы удержать конкурентные позиции, компании должны быть гибкими, быстрыми и искать новые возможности, включая инновационные решения и технологии, а также делать ставку на кадры. Постепенно старая моноцентрическая бизнес-модель трансформируется в новую открытую бизнес-модель, где активно используется сетевой подход и инвестиции в знания, доказывающие свою эффективность в современных условиях открытого рынка.
Как отмечает профессор С.П. Капица «сегодня экономика знаний определяет развитие общества и бросает вызов привычной концепции рынка, поскольку распространить рыночные законы на знания невозможно. Знания обладают способностью бесконтрольно умножаться и распространяться — поскольку обмен идеями ведет к приумножению знаний каждого индивидуума. В конечном итоге система образования и формирует экономику знаний. Специалисты только сейчас начинают понимать, какое место занимает экономика знаний в нашем мире»[4].
При рассмотрении экономики знаний можно выделить два основных процесса. Первый — производство фундаментальных знаний, второй — прикладное знание. Фундаментальные знания локально концентрируются в нескольких центрах, в то время как прикладное знание обладает высокой скоростью распространения [5].
Мировые тенденции в области развития образования, науки, инновационной деятельности можно охарактеризовать следующим образом [6]:
1. «Болонский процесс»: введение двухцикловой (начиная с Берлинской конференции — трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр — магистр — доктор).
2. «Копенгагенский процесс»: введение единых требований к профессиональному образованию средней ступени, создание европейской рамки квалификаций, развитие образования взрослых (концепция «непрерывного образования»).
3. Абсолютный и относительный рост числа студентов.
4. Глобализация, интернационализация и открытость образования.
5. Рост расходов на высшее образование в государственных бюджетах, расходах корпораций, физических лиц.
6. Рост числа работников сферы высшего образования.
7. Развитие дистанционного обучения.
8. Рост возраста обучающихся в сфере высшего образования и превращение образования в постоянный процесс, сопровождающий всю жизнь человека.
9. Мобильность знаний, инноваций и их носителей.
10. Утрата классическими университетами монополии на единство научных исследований и образовательного процесса. Появление «корпоративных университетов». Воссоздание специализированных академических институтов, решающих стратегические задачи.
11. Углубление специализации звеньев комплекса наука — образование — инновации.
Важную роль в развитии инновационных процессов играет развитие сетевых форм организации, т.к. именно сети выступают проводниками информации, знаний, компетенций, а также являются неотъемлемым элементом институциональной среды инновационного развития. «В условиях возросшего дефицита таких ресурсов как информация, знание, компетенция и время, данная форма в большинстве случаев позволяет за счет обмена между участниками сети повысить эффективность деятельности ее участников» [7].
Таким образом, в силу влияния процессов глобализации процесс инновационного развития не является больше закрытым внутренним процессом ни для компаний, ни для региональных инновационных систем, ни для региональных систем образования. Однако наряду с влиянием глобализационных процессов имеет место процесс регионализации, который направлен на поддержание определенного уровня «замкнутости» регионального комплекса наука — образование — инновации.
Следует отметить, что федеративное устройство России предопределяет формирование и развитие социальных институтов под влиянием специфических внешних и внутренних условий, характерных для каждого конкретного региона. В этой связи регионы Северо-Запада, а особенно крупные города в силу своего геополитического расположения и концентрации научно-исследовательских и учебных учреждений, испытывают большее влияние процессов глобализации на развитие системы образование. Здесь гораздо быстрее адаптируются и внедряются лучшие мировые практики в области образования, получают широкое распространение интерактивные формы обучения, реализуются академические программы обменов для учащихся и т.д. В тоже время, в силу влияния общероссийских тенденций снижения объемов и численности исследователей, образовательный и научно-исследовательский комплекс преимущественно сконцентрированы в рамках региональных научно-исследовательских центров и центров экономической активности. Так, «наряду с сокращением численности исследователей в целом по округу, отмечается тенденция роста численности исследователей с учеными степенями кандидата и доктора наук в отдельных регионах, особенно в Архангельской и Мурманской областях, Республике Карелии и Республике Коми. В определенной степени это свидетельствует о регионализации научных исследований» [8].
В условиях глобальной экономики залогом построения инновационной экономики становится именно развитие и совершенствование системы образования — системы инновационного образования. Компетенция и производительность трудовых ресурсов преимущественно определяют темпы и перспективы развития экономики инновационного типа.
Таким образом, следует подчеркнуть значение составляющих триады наука — образование — инновации в развитии экономики инновационного типа. Все три составляющие являются тесно-взаимосвязанными и подпитывающими друг друга, однако, именно образование играет ключевую роль в подготовке кадров для инновационной системы региона.
Современная региональная инновационная система — это открытая система, которая заинтересована в привлечении ресурсов, специалистов, а также экспансии своей активности через внешние, в том числе международные взаимодействия. Этот тезис имеет особую актуальность для макро региона Северо-Запад, геополитическое положение которого предопределяет участие в системе международных взаимодействий.
Региональная инновационная система одновременно является частью национальной инновационной системы и проводником ее идеологии, приоритетов, норм и моделей взаимодействия. В то же время это самостоятельный субъект, стратегия развития которого также базируется на собственных особенностях, ресурсах, влияющих факторах, и который также формирует собственные приоритеты развития, институциональную среду, механизмы развития и т.д.
«Инновационная система — это такой приводной механизм научно-промышленного развития, который применяется в большинстве современных государств. Ее главная задача — обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И именно к этой модели мы сегодня и стремимся» [9].
Региональная инновационная политика достаточно новое явление в России, и российские регионы находятся в стадии формирования региональных инновационных стратегий. Что касается национальной инновационной политики — предпринимаются попытки реанимировать национальную инновационную систему, которая в настоящий момент представляет собой больше мозаику региональных инновационных комплексов, базирующихся на выживших в переходный период научно-исследовательских центрах, чем единую систему. Однако постепенно растет новая волна участников инновационной системы, курс на интеграцию науки и образования активизировал деятельность университетов, в том числе в сфере адаптации образовательных инноваций и развития международных связей.
Как было отмечено выше, инновационное развитие немыслимо без параллельного развития и модернизации образовательной системы. Ведь именно образовательная система должна формировать кадры для инновационного развития. Качество кадрового потенциала имеет краеугольное значение для реализации планов модернизации и инновационного развития страны. Более того, от качества функционирования системы образования зависит не только инновационное развитие, но и экономическое развитие региона, страны в целом. «Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентной его экономического развития» [10].
При наличии подобных внешних условий эффективность работы системы образования во многом зависит от способности разработки, адаптации и внедрения инновационных элементов как непосредственно в образовательный процесс, так и в сфере управления образованием.
Как же определить, какое образование является инновационным? Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике на своем официальном сайте предлагает нам следующую трактовку данного понятия: «Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем — по мере необходимости — приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное» [11].
В современном понимании система инновационного образования включает не только традиционные системы образования и повышения квалификации, все больше распространяется концепция «непрерывного образования», которую, несомненно, можно отнести к типу инновационного образования.
Концепция «непрерывного образования» получила наиболее широкое распространение в последнее десятилетие. Сущность концепции непрерывного образования состоит в постоянном создании прибавочного элемента знания на протяжении всей активной фазы человеческой жизни. Этот процесс начинается с получением специального или высшего образования и продолжается во время трудовой деятельности. В отличие от традиционной системы повышения квалификации, непрерывное образование предполагает значительно большее разнообразие форм получения нового знания, включая как теоретические, так и практические аспекты, а также наличие существенной личностной мотивации. Становление системы непрерывного образования основывается на двух взаимосвязанных тенденциях: вторжении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс [12].
Таким образом, система непрерывного образования выступает не отдельной стадией образовательного процесса, а в качестве эффективного механизма интеграции образования, науки и производства.
Основные принципы концепции полностью соответствуют принципам глобализации: знание без границ (как пространственных, так и временных), открытость и мобильность, непрерывное интенсивное развитие.
Поиск механизмов формирования системы инновационного образования в условиях ориентации на построение инновационной экономики становится стратегическим приоритетом для Российской Федерации. «Когда мы говорим о том, что является главным для страны в будущем, то мы снова и снова возвращаемся к одному и тому же вопросу: главное — обеспечить в будущем конкурентоспособность нашей экономики, нашей страны и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. А мы не сможем обеспечить никакой конкурентоспособности, если не перейдем на инновационный путь развития экономики. В свою очередь, инновационный путь развития экономики невозможен без инвестиций в человека: в образование и в здравоохранение. И поэтому для нас это не какая-то мода, не какая-то текущая рутина — это действительно столбовой путь развития России на ближайшие десятилетия»[13].
В условиях глобализации системы образования развиваются современные инструменты инновационного образования: международные научные молодежные форумы, системы грантовой поддержки ученых, международные стажировки, возможность доступа к ресурсам ведущих научных библиотек мира, оперативного общения со специалистами других стран и т.д. Данные формы уже развиваются в ВУЗах России, в частности в первых рядах выступают ВУЗы Санкт-Петербурга, и, прежде всего, Санкт-Петербургский государственный университет.
С точки зрения участия государства в развитии системы инновационного образования на современном этапе, немаловажную роль играет национальный проект «Образование».
Формирование инфраструктуры инновационного образования в рамках национального проекта «Образование» предусматривает следующие действия [14]:
● разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;
● развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов;
● реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;
● создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
Тем не менее, несмотря на усилия, предпринимаемые для построения системы инновационного образования, на современном этапе система образования в России снижает свою мировую конкурентоспособность.
Процессы глобализации, нашедшие отражение в трансформации мировой системы образования, представляют собой вызов для российской системы образования. Этот вызов может являться как возможностью, так и угрозой для развития национальной образовательной системы. Каков будет вектор этого воздействия, зависит от качества усилий, предпринимаемых на федеральном, региональном, местном уровнях власти, научным сообществом, бизнес сектором, образовательными учреждениями, конкретными личностями, получающими образование.
Перед современной образовательной политикой стоит задача создать такие условия для развития региональных образовательных систем, которые бы активизировали возможности интеграции в мировое образовательное пространство, а также стимулировали рост качества образования за счет внедрения инновационных элементов. |
| |
|
|