| | Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Евтодиева Т. Е. доцент Самарского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Предметом исследования в данной статье являются условия хозяйствования со стороны переосмысления логистической деятельности. Представлены новые организационные формы логистики со стороны ее системной и сетевой организации | Ключевые слова: логистическая деятельность, логистическая сеть, формы организации логистики | Непрерывный характер развития экономики определяет необходимость изменения способов, методов и форм организации бизнеса и использование новых концепций его реализации. В силу того, что логистика является одной из составляющих экономической системы общества, ее развитие напрямую связано с общими эволюционными тенденциями. В силу этого возникает необходимость адаптации организационных форм логистики, обеспечивающих формирование и поддержание параметров логистической деятельности на требуемом уровне в зависимости от условий окружающей среды и внутренних факторов развития компании, а также определяющих перспективы интеграции между логистическими партнерами.
Изменения форм организации логистики имеют закономерную эволюционную природу в силу следующих обстоятельств: трансформации идеологии управления; необходимости сосредоточения не столько на сокращении затрат, сколько на целях роста прибавочной стоимости; увеличения всеобщей информированности, институциализации самой информации; внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса; нового понимания механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях организации. Учет отмеченных особенностей указывает на неизбежность перехода от иерархических образований к плоским структурам, отличающимся прозрачностью, эффективностью принятия управленческих решений и большей адаптивностью [5].
Концептуальные основы системной формы организации изложены в трудах как зарубежных, так и российских ученых.
Несмотря на значительное количество работ по проблемам организации логистической деятельности, следует отметить, что в настоящее время целостного рассмотрения проблемы трансформации логистической парадигмы в условиях постиндустриализма пока не предложено. Отсутствует также единый подход к решению ряда принципиальных теоретических вопросов. Прежде всего, это касается применяемой терминологии, позволяющей отличать системную форму от сетевой, научной классификации форм и разновидностей логистического системного и сетевого взаимодействия, что затрудняет организацию логистической деятельности.
Системная форма организации логистики предполагает сознательную, основанную на сотрудничестве, ориентированную на результат деятельность с целью создания и доставки потребителю повышенной ценности [3]. Данная форма организации нашла свое отражение посредством формирования логистических систем.
Анализ и обобщение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяют выделить четыре основных принципа синтеза логистических систем, однозначно признаваемых в научной среде: сложность, делимость, целостность и структурированность. Остальные признаки либо механически перенесены из теории систем и основ системотехники и не всегда объективно раскрывают содержательные характеристики логистической системы, либо недостаточно аргументированы.
Принципы, задающие свойства логистической системы, позволяют выделить признаки системной формы организации логистической деятельности. Наличие целостной структурности, то есть сочетания объектов, взаимосвязанных друг с другом, позволяют обеспечить системе новые интегративные качества. Четко фиксированное положение элементов по отношению друг к другу и целому осуществляется посредством прямых и обратных связей. Существование цели или функциональной направленности с учетом иерархичности структуры и наличием структурированных и функционально организованных элементов позволяет придти к новым выводам.
Характеризуя в целом системную форму организации, выделим некоторые особенности, раскрывающие положительные и отрицательные ее стороны:
1) системная форма организации предполагает иерархическое построение, жесткое закрепление функций за структурными элементами, компромиссное либо единоличное разрешение всех разногласий, возникающих на нижестоящих уровнях;
2) системная форма организации допускает, что каждый структурный элемент (подсистема, звено) имеет собственные критерии оптимальности, отражающие его внутренние интересы;
3) системная форма базируется на нодальной структуре организационного построения и предполагает как централизованное, так и децентрализованное управление;
4) доминирующими организационными структурами при системной форме организации логистики являются структуры функционального типа;
5) системная форма организации при формировании структуры управления допускает как объектную, так и функциональную ориентацию;
6) системная форма организации использует две модели построения структуры управления — административную и контрактную.
С ростом динамики развития рыночного пространства и усложнения управления социально-экономическими процессами объективно появляется необходимость в установлении длительных отношений между участниками экономической деятельности, что соответствует сетевой форме управления [4, 5]. В сетевой структуре, также как и в любом другом типе организации, особое место отводится выполнению логистических функций. Проявлением сетевого подхода в логистике является активизация деятельности в экономике по формированию логистических сетей.
В научной литературе [1, 6, 7] к рассмотрению логистических систем подходят с точки зрения экономики сетей, в которой действует посыл, что сеть принадлежит одной компании или группе компаний, имеющих единый интерес. В связи с этим традиционно выделяют два класса логистических сетей: сети внутренней логистики и сети внешней логистики. Рассмотренные подходы отражают способы организации внутренней и внешней логистики и описывают сетевые характеристики, являющиеся обязательным атрибутом всех современных эффективных организаций, ориентированных на долгосрочную ценность клиентов, а не на одноразовость транзакций с ними. Этим объясняется отсутствие четких разграничений в понимании термина «логистическая система» и «логистическая сеть», что приводит к подмене одного термина другим, сложности разграничения области функционирования логистической цепи и сети.
Идентификационной характеристикой, позволяющей четко разграничить системную и сетевую формы организации логистики и на основании этого сформулировать определение логистической сети является признак. В самом общем виде любая сеть, в том числе и логистическая, обладает, по крайней мере, тремя признаками: во-первых, в сети участвуют как минимум три компании контрагента; во-вторых, участники согласовывают, но не объединяют свои функции и устанавливают долгосрочные взаимосвязи; в-третьих, контрагенты осуществляют операции на основании заключенного между ними контракта.
Отмеченных признаков не достаточно для отражения сетевой формы организации, поэтому представим характеристики логистических сетей в сравнении с системами в табл.1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика логистических систем и логистических сетей
Ключевые характеристики | Логистическая система (системная форма) | Логистическая сеть(сетевая форма) | Автономность сторон | отсутствует | присутствует | Методы управления | административные | рыночные | Интеграция | вертикально-горизонтальная | горизонтальная | Длительность взаимоотношений | долгосрочные/ среднесрочные | среднесрочные/ краткосрочные | Форма взаимодействия участников | применение власти | сотрудничество | Основа взаимодействия | взаимозависимость | общие цели | Используемый ценовой механизм | закрытое ценообразование: нормирование затрат, бюджетирование | открытое ценообразование | Форма закрепления договорных отношений | классический контракт | неоклассический контракт | Степень равноправности взаимоотношений | этноцентризм | полицентризм |
С учетом вышесказанного логистическую сеть будем рассматривать как совокупность принципиально равноправных и независимых партнеров, между которыми установлены взаимосвязи по экономическим потокам, основанные на взаимных обязательствах и ответственности, функционирующие за счет общей ресурсной базы.
Логистическая сеть имеет горизонтальную направленность (в этом ее кардинальное отличие от логистической системы) и основывается на использовании специализации и отлаженном сотрудничестве с поставщиками товаров и услуг. Сущностными характеристиками сетевой формы организации являются следующие:
1) в сетях происходит отказ от иерархического построения структур и жесткого закрепления функций за структурными элементами (узлами) сетей;
2) в сетях имеется множество субъектов, находящихся в отношениях равноправного партнерства;
3) взаимоотношения между субъектами подчиняются четким правилам, задающимся не процедурами (что свойственно для иерархических образований — логистических систем), а организацией действий, т.е. моделью координации;
4) основой взаимодействия в логистических сетях является учет интересов каждого участника логистической сети и умение управлять взаимоотношениями;
5) логистические сети полагаются больше на рыночный механизм, чем на административные процессы в управлении потоками ресурсов;
6) сеть предполагает использование коллективных активов нескольких фирм, расположенных на разных стадиях стоимостной цепочки;
7) участники логистической сети сосредотачивают усилия только на ключевых компетенциях.
Сетевая форма организации логистики должна рассматриваться с точки зрения формирования достаточно гибкой полицентрической структуры, позволяющей входящим в нее юридически независимым компаниям, имеющим собственные цели, конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов [2]. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедурах. Указанные особенности позволят трансформировать организации, имеющие иерархические (системные) формы управления в сетевые формы, являющиеся максимально приближенными к современным условиям. Однако следует отметить, что в условиях традиционной экономики чаще отмечают необходимость трансформации сетей в системную форму, которая позволяет достигать конкурентного преимущества за счет жесткого контроля над цепочкой создания ценностей. |
| |
|
|