| | Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Плоткин Б. К. профессор кафедры коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Гогин Д. Ю. доцент кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье излагаются основные положения взаимосвязи производственных и сбытовых запасов, отражающих «вход» и «выход» предприятия-товаропроизводителя как логистической системы. Выведены математические выражения величины производственного запаса в зависимости от размера сбытового запаса, надежности поставок, интенсивности отгрузки, запасоемкости. Практические рекомендации направлены на формирование производственных и сбытовых запасов в современных условиях | Ключевые слова: логистика, производственный запас, сбытовой запас, надежность поставок, запасоемкость | В цепях поставок центральное место отводится так называемой фокусной фирме, в качестве которой, как правило, выступает предприятие-товаропроизводитель. Такое предприятие как логистическая система включает три звена: 1) на «входе» системы — производственные запасы, 2) запасы, характеризующие внутреннее состояние системы — запасы незавершенного производства, 3) на «выходе» — сбытовые запасы. Каждый вид запасов предприятия-товаропроизводителя имеет свое назначение и соответственно этому обладают своими свойствами.
Производственные запасы — это запасы материальных ресурсов, предназначенные к производственному потреблению по изготовлению новой продукции или оказанию услуг. Иными словами, производственные запасы «обслуживают» производство данного предприятия, вследствие чего они являются инертными. При всей важности и необходимости производственных запасов они в целом играют отрицательную роль, ибо в них иммобилизуются («омертвляются») материальные и финансовые ресурсы предприятия. Одним из императивов логистики является требование к предприятиям работать на минимальных производственных запасах. По-существу, весь инструментарий логистики, прежде всего, система поставок «точно в срок», направлен на удовлетворение указанного требования.
Сбытовые запасы — это запасы произведенной продукции, предназначенной к реализации. В данном случае готовая продукция выступает как товар, а сбытовые запасы рассматриваются как форма товарного запаса предприятия. Товарная сущность сбытовых запасов свидетельствует о том, что производимая продукция должна удовлетворять требования множества предприятий-покупателей, в том числе оптовой и розничной торговли. При этом следует иметь в виду то, что покупатели руководствуются своими собственными потребностями и независимо друг от друга формируют спрос на данный товар. Вследствие отмеченного назначения сбытовые запасы являются мобильными.
Мобильность сбытовых запасов означает, что в них — до достаточно высокого уровня — не происходит иммобилизация ресурсов.
Производственные запасы дислоцированы на «входе» предприятия как логистической системы, а сбытовые запасы — на «выходе» системы. Между ними располагаются запасы незавершенного производства в форме совокупности материальных ресурсов в незаконченных изделиях или в форме межцеховых заделов.
Запасы незавершенного производства присутствуют на всех этапах технологического процесса и только в самом конце последнего технологического звена полуфабрикат получает статус готовой продукции. Следовательно, в запасах незавершенного производства аккумулируются, а вместе с этим, омертвляются значительные массы материальных ресурсов.
С точки зрения производственной логистики, запасы незавершенного производства могут интерпретироваться как внутрипроизводственные потоки. Дислокация рассматриваемых запасов определяется технологическими маршрутами производственного процесса изготовления продукции. В процессе производства материальные ресурсы — по мере своего продвижения по технологическому маршруту — изменяет свой вид, т.е. последовательно принимает следующие формы: заготовки, детали, узлы, полуфабрикаты. Фокусное предприятие в цепи поставок представлено на схеме (рис. 1).
Важно отметить, что полуфабрикаты даже в максимальной готовности еще не являются готовой продукцией и остаются частью незавершенного производства (см. рис. 1).
Производственные и сбытовые запасы в структуре предприятия функционируют как независимые системы и управляются службами соответственно снабжения (закупок) и сбыта (продаж). В связи с этим возникает вопрос о том, как связаны между собой производственные и сбытовые запасы и как эта связь проявляется в производственно-коммерческой деятельности. | | | Рис. 1. Фокусное предприятие в цепи поставок | Как было показано, такая связь объективно существует, поскольку производственные запасы — через производство — трансформируются в сбытовые запасы готовой продукции. Однако каждый вид указанных запасов функционирует в своем режиме. Движение производственного запаса обусловлено той или иной периодичностью поступления материальных ресурсов на предприятие от поставщиков и интенсивностью отпуска их в производство. Движение сбытового запаса определяется договорными обязательствами данного предприятия по отношению к своим потребителям и выполнением поставок вне таких обязательств.
«Вход» предприятия как логистической системы в значительной мере носит детерминированный характер, поскольку определяется договорами поставок. Однако на формирование производственного запаса оказывают влияние и стохастическиек факторы. Так, возможны отклонения от запланированного режима поставок: именно поэтому в структуре производственного запаса предусматривается страховая часть.
Производственный запас может исчисляться в днях обеспеченности производства материальными ресурсами tоб:
tоб= f(R),
где R — надежность снабжения (поставок).
Сбытовые запасы, будучи по существу товарными в большей степени, носят стохастический характер, поскольку их величина зависит от спроса предприятий-покупателей производимой продукции и конъюнктуры рынка на данный товар:
VСБ = f (D),
где D — спрос на данный товар, т.е. производимую продукцию.
В целом сбытовой запас в стоимостном выражении определяется совокупным спросом на производимую продукцию:
VСБ = f (∑Dj),
где 1, 2, ... j ... n — ассортимент производимой продукции.
Наличие стохастичности свидетельствует о существовании, по крайней мере, корреляционной зависимости между производственными и сбытовыми запасами или, что то же самое, между «входом» и «выходом» предприятия как логистической системы.
Согласно требованию корреляционно-регрессионного анализа, при формировании статистического массива исследуемые величины должны корреспондировать между собой. Это означает, что производственные и сбытовые запасы рассматриваются в полном объеме на определенную дату или период (неделя, месяц) согласно данным складского учета.
Статистический массив для корреляционно-регрессионного анализа формируется по следующей схеме:
№№ пп | Дата | Объем сбытового запаса, тыс. руб. (хi) | Объем производственного запаса, тыс. руб. (уi) | 1 | 2 | 3 | 4 |
С точки зрения управления совокупным запасом предприятия, целесообразно в качестве независимого признака (х) принять сбытовые запасы, а в качестве зависимой величины — производственный запас (у):
y = f(x).
Теснота связи между величинами измеряется с помощью коэффициента корреляции (r), который вычисляется по формуле: | | | при этом коэффициент регрессии будет равен:
k = r σy / σx ,
где Х, Y — соответственно средние значения исследуемых величин;
σx, σy — среднеквадратические отклонения.
Проведенное исследование и выполненный расчет показали слабую тесноту связи между производственными и сбытовыми запасами (r < 0,35), а коэффициент регрессии — до 0,1. Такой уровень корреляции характерен для предприятий с традиционной системой снабжения по договорам поставки. Более того, нередки случаи, когда корреляционная зависимость не просматривается.
Для производственно-коммерческой деятельности предприятия связь производственных и сбытовых запасов целесообразно выражать аналитически как VПР = f(VСБ), т.е. в виде детерминированной модели.
Величина производственного запаса может быть определена по следующей формуле:
VПР = CM tоб / T ,
где CМ — сумма материальных затрат в общих издержках производства за исследуемый период;
Т — исследуемый период в днях (месяц, квартал, год);
tоб — обеспеченность производства материальными ресурсами в днях.
В свою очередь обеспеченность зависит от надежности снабжения (поставок) R и определяется по следующей эмпирической формуле:
tоб = 1/R2 + 10/R2 (1 – R) (0 < R < 1).
Результаты расчета по приведенной формуле представлены в табл. 1.
Таблица 1
Обеспеченность производства материальными ресурсами в зависимости от надежности снабжения
Надежность поставок, R | 1 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 |
---|
Обеспеченность в днях | 1 | 2,5 | 4,7 | 6,2 | 14,0 | 24,0 |
---|
Надежность снабжения представляет собой вероятность поступления материальных ресурсов на предприятие в соответствии с условиями договора поставки — по срокам, количеству и качеству.
Для большинства видов сырья, материалов и комплектующих изделий надежность поставок находится в пределах 0,5–0,8. При относительно высокой надежности поставки целесообразно осуществлять малыми партиями через небольшие интервалы. Поставки, выполняемые по системе «точно в срок», обладают высокой надежностью — от 0,95 до 1.
Величина сбытового запаса как запаса готовой продукции в товарной форме выражается следующей формулой:
VСБ = Q t / T ,
где Q — объем производства и реализации продукции предприятием;
t — периодичность — интервал — отгрузки продукции потребителям в днях;
Т — исследуемый период в днях (месяц, квартал, год).
В течение времени t происходит накопление готовой продукции и формирование партий отгрузки.
Приведенная формула показывает, что сбытовой запас равен среднесуточной реализации, умноженной на интервал отгрузки продукции потребителям.
Объем — стоимость реализованной продукции включает все издержки производства и прибыль. Стоимость реализованной продукции состоит из следующих статей затрат:
1) материальные затраты (СM) — «Материалы»;
2) оплата труда с начислениями — «Труд»;
3) амортизационные начисления — «Амортизация»;
4) накладные (инфраструктурые) расходы;
5) налоги и платежи;
6) прибыль.
Все перечисленные статьи затрат (за исключением статьи «Материалы) могут быть учтены коэффициентом m, тогда объем реализации будет равен:
Q = СM × m.
В таких отраслях экономики как машиностроение и приборостроение материальные затраты составляют от 10% до 30% от общей стоимости производимой продукции. Следовательно, параметр m находится в пределах от m = 3 до m = 10. Таким образом, размер сбытового запаса может быть выражен через величину материальных затрат:
VСБ = CМ×m×t / T .
В свою очередь материальные затраты могут быть выражены через величину производственных и сбытовых запасов путем выделения CМ из представленных ниже формул:
CМ = VПР ×T / tоб , CМ = VСБ ×T / m×t .
Отсюда следует равенство:
VПР ×T / tоб = VСБ ×T / m×t
тогда зависимость производственного запаса от запаса сбытового выразится формулой:
VПР = VСБ × tоб / m×t .
Полученная формула иллюстрирует связь производственного запаса со сбытовым. Это означает, что при формировании производственных запасов следует учитывать и величину сбытового запаса.
Связь производственных запасов и сбытовых может быть выражена через запасоемкости производства и реализации.
Под запасоемкостью производства (a) и запасоемкостью реализации (в) понимается величина соответствующих запасов, приходящихся на единицу (руб) произведенной и реализованной продукции. В этом случае объем производства и объем реализации (Q) рассматриваются как равные величины.
Запасоемкость производства:
a = VПР / Q .
Запасоемкость реализации (сбыта): b = VСБ / Q.
Через величины соответствующих запасоемкостей выражается объем производства и реализации:
Q = VПР / a , Q = VСБ / b .
Из представленного равенства следует отношение:
VПР / a = VСБ / b ,
отсюда производственный запас равен:
VПР = VСБ × a / b .
Полученная формула также подтверждает необходимость формирования производственного запаса, ориентируясь на величину запаса сбытового.
Согласно положениям коммерческой логистики нормативная запасоемкость производства не должна превышать 3 коп./руб. или 3% от объема производства, в то время как запасоемкость реализации может достигать 30 коп/руб. Следовательно, нормативная величина производственного запаса в общем случае должна быть на уровне 10% от сбытового запаса.
В любом случае сбытовые запасы являются первичными по отношению к запасам производственным. Это означает, что последние формируются после того, как будут определены спрос и сбытовые запасы. Последовательность формирования производственного запаса иллюстрируется схемой (рис. 2). | | | Рис. 2. Последовательность формирования производственного запаса | Представленная последовательность предусматривает координацию снабжения и сбыта как системы со своими запасами. Иными словами, сбыт определяет производственно-коммерческую деятельность предприятия.
Механизм связи производственного и сбытового запасов функционирует в условиях свободного прохождения материального потока от «входа» и до «выхода». Такое прохождение потока возможно, если на предприятии имеет место постоянный и устойчивый сбыт. В том случае, когда сбыт, т.е. «выход» заблокирован вследствие утери конкурентоспособности производимой продукции, соответствующим образом должно прекратиться поступление на «вход» материальных ресурсов. Следовательно, служба снабжения обеспечивает материальными ресурсами только конкурентоспособное производство.
Согласно требованиям маркетинга и логистики, производственно-коммерческая деятельность предприятия должна быть строго ориентирована на спрос и учитывать конъюнктуру рынка. Кроме всего прочего, спрос является основой для формирования производственных и сбытовых запасов — «входа» и «выхода» предприятия как логистической системы.
Производственная программа, как выражение платежеспособного спроса — это, прежде всего, запланированный объем готовой продукции и в зависимости от интенсивности отгрузки определяет величину сбытового запаса. После того, как выявится величина сбытового запаса, можно приступить к организации производственного запаса согласно предлагаемым моделям.
Все это говорит о том, что в цепях поставок, прежде всего, следует отрегулировать «выходы» каждого звена данной цепи. Важно отметить, что «выход» характеризует результативность системы. В этом случае реализуется логистическая концепция SCM — «управление цепями поставок», поскольку достигается сопряжение звеньев логистической цепи. |
| |
|
|