| | Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Бургонова Г. Н. профессор Международного банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук Пименова А. Л. профессор Международного Банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье дается анализ новых законодательных и нормативных документов в области бухгалтерского учета и аудита, их влияние на аудиторские услуги при проведении проверки бухгалтерской финансовой отчетности. Впервые представлены методические рекомендации по проведению проверки финансового результата предприятий, учитывающие новые изменения в формировании формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» | Ключевые слова: аудиторские услуги, аудиторские процедуры, стандарты аудита, прибыль, выручка, расходы | Значительные изменения в мировой экономике, возрастание роли международной интеграции, высокие темпы развития рыночных отношений в России определяют все большее развитие и необходимость аудиторских услуг как в области проведения проверок финансовой отчетности, так и оказания сопутствующих аудиту услуг. Формирование финансовой отчетности — не только обязанность, вытекающая из предписаний законодательства, но и насущная необходимость для предоставления информации ее пользователям — собственникам, инвесторам, кредиторам; партнерам по бизнесу, руководителям и др. для принятия обоснованных и экономически эффективных управленческих и инвестиционных решений. Таким образом, возрастает роль аудита, прежде всего как основного инструмента повышения качества и прозрачности финансовой отчетности, сформированной на основе Российских законодательных и нормативных документов, а также Международных стандартов. В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р) отмечено, что продолжится работа по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций. Будет повышена ответственность за своевременность и содержание раскрываемой информации. Важнейшей задачей при этом является совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международных стандартов.
В 2010 г. введены в действие новые законодательные и нормативные документы в области формирования финансовой отчетности и оказания аудиторских услуг. В частности, к ним относятся:
— Федеральный закон № 208-ФЗ от 27.08.2010 «О консолидированной финансовой отчетности»;
— Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22 /2010, утверждено приказом Минфина России от 28.06. 2010 г., № 63-н);
— приказ Министерства Финансов РФ № 66-н от 02.08. 2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности»;
— Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, определяющие порядок составления и представления аудиторского заключения.
Возникает необходимость, в соответствии с вышеперечисленными документами, в новом методическом подходе к проведению обязательного аудита бухгалтерской финансовой отчетности. Следует также отметить и большую значимость профессионального подхода к составлению и представлению аудиторского заключения, так как обязательному аудиту подлежит значительное число организаций и предприятий, в частности*:
1) открытые акционерные общества;
2) кредитные организации, бюро кредитных историй;
3) страховые организации, общества взаимного страхования;
4) товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды;
5) государственные и муниципальные унитарные предприятия, объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых за один год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса которых превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (если иные минимальные значения не установлены законом субъекта Российской Федерации для муниципальных унитарных предприятий);
6) другие организации, финансовые показатели деятельности которых превышают минимальные значения, указанные в предыдущем пункте;
7) предусмотренные федеральными законами государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц, и т. п.
Кроме того, в соответствии с новым законом «О консолидированной отчетности», обязательному аудиту подлежит годовая консолидированная финансовая отчетность. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью. Таким образом, у аудиторских организаций возникает дополнительная ответственность при проведении проверок и подписании аудиторских заключений. На наш взгляд, порядок оказания услуг аудиторам в области проверки финансовой отчетности должен быть четко определен во внутрифирменных стандартах аудиторской организации, которые основывались бы на новых изменениях в законодательной и нормативной базе РФ. Такие стандарты должны учитывать специфику планирования аудиторской проверки, получение аудиторских доказательств, оформление результатов проверки и предоставление информации руководству лиц, подлежащих аудиту.
В приложениях к внутрифирменным стандартам должны быть отражены шаблоны рабочих документов аудитора, вопросники, необходимые по ходу проведения проверки, раскрыты типичные ошибки, встречающиеся в ходе оказания аудиторских услуг. При рассмотрении типичных ошибок необходимо принять во внимание ПБУ 22 /2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», которое определяет, что неправильное отражение (или отсутствие отражения) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации может быть обусловлено, в частности:
● неправильным применением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
● неправильным применением учетной политики организации;
● неточностями в вычислениях;
● неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
● неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
● недобросовестными действиями должностных лиц организации.
Разработка внутрифирменных стандартов, определяющих методику проведения проверки финансовой отчетности, должна проводиться по определенным направлениям, исходя из целей и задач аудита. Так как целью аудита бухгалтерской отчетности является оценка достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях, то для осуществления поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Проверка форм бухгалтерской отчетности, проверка их взаимосвязи.
2. Проверка правильности оценки и формирования статей отчетности.
3. Проверка правильности формирования финансового результата организации и отражение его в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
3. Проверка правильности формирования сводной (консолидированной) отчетности.
4. Установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета и налогообложения действующим в проверяемом периоде нормативным документам.
По каждому из выделенных направлений должна быть разработана и утверждена определенная методика проведения проверки финансовой отчетности, которая учитывала бы все законодательные и нормативные документы как в области бухгалтерского учета и налогообложения, так и аудита и гражданского законодательства.
В качестве примера рассмотрим методические подходы к формированию внутрифирменного стандарта «Аудит правильности формирования финансового результата организации и отражение его в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Аудитор должен подтвердить на основе формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» финансовый результат и порядок его формирования. Данные отчета заполняются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32-н и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № 33-н. В международной практике формирование отчета о прибылях и убытках определено в разделе «Принципы», МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО 2 «Запасы», МСФО 18 «Выручка», МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике», МСФО 12 «Налоги на прибыль».
МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» раскрывает статьи, которые должны быть представлены, в частности: выручка; результаты операционной деятельности; затраты по финансированию; доля прибылей и убытков ассоциированных организаций и совместной деятельности, учитываемых по методу участия; налоговые расходы; прибыль или убыток от обычной деятельности; результаты чрезвычайных обстоятельств; чистая прибыль или убыток. Учитывая данное требование МСФО, на наш взгляд, целесообразно будет планировать аудиторскую проверку финансовых результатов по этим статьям.
Следует обратить особое внимание на то, что в соответствии с новым приказом Министерства Финансов РФ № 66-н от 2 августа 2010 года, начиная с формирования годовой отчетности за 2011 год, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и коды ее строк будут изменены.
В качестве источников информации при проверке правильности формирования финансовых результатов выделяют первичные документы, а также используются данные аналитического и синтетического учета по счетам: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», а также информация Отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
В зависимости от вида деятельности, учетной политики организации, аудиторская организация должна сформировать перечень необходимых документов для проведения проверки финансовых результатов. Шаблоны таких перечней должны быть отражены в приложениях к внутрифирменному стандарту, определяющему порядок проведения аудита финансовых результатов.
Учитывая изменения, внесенные Министерством Финансов РФ в структуру формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», можно предложить следующий порядок оказания аудиторских услуг в области проверки финансовых результатов экономических субъектов, представленный в таблице.
Таблица
Порядок оказания аудиторских услуг в области проверки финансовых результатовСтрока отчета | Код строки отчета | Аудиторские процедуры | Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 2110 | Проверка сумм доходов, полученных от обычных видов деятельности фирмы. Такими доходами считают: выручку от продажи продукции (товаров); поступления, связанные с выполнением работ или оказанием услуг. | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 2120 | Проверка сумм расходов по обычным видам деятельности фирмы, которые непосредственно связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) в отчетном периоде. | Валовая прибыль | 2100 | Проверка валовой прибыли. Ее раскрывают как разницу между показателями с. 2110 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и с. 2120 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» Если получен отрицательный результат, то на с. 2100 данные должны быть указаны в круглых скобках. | Коммерческие расходы | 2210 | В производственных фирмах аудитору следует проверить точность отражения по этой строке затрат по сбыту продукции (работ, услуг). Такие затраты учитывают по Дебету счета 44 «Расходы на продажу». Торговые фирмы на с. 2210 отражают сумму издержек обращения. Они также учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». | Управленческие расходы | 2220 | Проверка точности отражения по этой строке общепроизводственных расходов. | Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | Проверка точности определения прибыли по основным видам деятельности | Доходы от участия в других организа-циях | 2310 | Проверка доходов от совместной деятельности, вкладов в уставные капиталы других фирм (включая проценты по ценным бумагам). | Проценты к получению | 2320 | Проверка суммы процентов, которые получила организация: 1. по займам, предоставленным другим компаниям; 2. от банка организации за использование денег на расчетном или депозитном счете компании. | Проценты к уплате | 2330 | Проверка процентов, которые фирма уплачивает по полученным банковским кредитам и займам от других предприятий . | Прочие доходы | 2340 | Проверка прочих доходов в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы», которые могут включать: доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от продажи имущества компании (основных средств, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства или материалов); доходы от списания оценочных резервов; штрафы и пени, неустойки по хозяйственным договорам и др.; | Прочие расходы | 2350 | Проверка прочих доходов в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы», которые могут включать: затраты по сдаче имущества в аренду; затраты по продаже и списанию имущества фирмы; затраты по оплате услуг банка; штрафы, пени и неустойки, которые необходимо заплатить другим фирмам за нарушение условий хозяйственных договоров и др. | Прибыль (убыток) до налогообложения | 2300 | Проверка определения финансового результата (прибыль или убыток) до налогообложения по всем видам деятельности. | Текущий налог на прибыль | 2410 | Проверка расчетов и взаимосвязи суммы налога на прибыль, начисленной к уплате в бюджет за отчетный период и отраженной в налоговой декларации. | Чистая прибыль (убыток) отчетного пе-риода | 2400 | Проверка формирования конечного финансового результата на основе предыдущих аудиторских процедур. |
Данные методические подходы можно использовать при разработке остальных внутрифирменных стандартов аудиторской организации, связанных непосредственно с проведением аудиторской проверки.
С нашей точки зрения, комплексное создание внутрифирменных стандартов аудиторской организации, исходя из выдвинутых задач проведения аудиторской проверки, позволяет значительно повысить качество аудиторских услуг. В свою очередь, это будет способствовать жесткому соблюдению всех требований и принципов формирования финансовой отчетности, таких как достоверность, полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности. |
| |
|
|