Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Чурсин А. А.
заместитель директора по науке ИМЭБ Российского университета дружбы народов (Москва),
доктор экономических наук, профессор

Кокуйцева Т. В.
научный сотрудник ИМЭБ Российского университета дружбы народов (Москва)

Закон управления конкурентоспособностью
В статье формулируются базовые постулаты управления конкурентоспособностью. Анализируется связь между проведением политики формирования конкурентных преимуществ и положением точки безубыточности фирмы. На основе выдвинутых постулатов управления конкурентоспособностью формулируется закон управления конкурентоспособностью
Ключевые слова: управление конкурентоспособностью, точка безубыточности, постулаты, экономический закон

Современный финансово-экономический кризис, как и Великая Депрессия 1929–1933 гг., способен вызвать глубокие изменения во всех сферах жизни. Кризис — это время поворотных событий в мировой истории: выдвижения новых гипотез, создания новых теорий и концепций. Кризис стимулировал проведение научных исследований, связанных с изучением роли государства и способности экономической системы к саморегулированию и устойчивому развитию. Одно из таких научных направлений состоит в исследовании основ управления конкурентоспособностью наукоемких отраслей промышленности РФ в условиях кризиса.
В своих предыдущих работах авторы настоящей статьи глубоко исследовали вопросы управления конкурентоспособностью промышленности. [1, 2, 3, 4] В них был подробно рассмотрен процесс выхода российских организаций на международные рынки, определена конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции, раскрыта экономическая эффективность инноваций. Основное внимание в этих работах было уделено вопросам разработки теории и практики создания системы управления конкурентоспособностью организации. Подход авторов основывался на использовании современных информационных технологий, применении математического моделирования процессов разработки продукции, внедрении методов проектирования больших организационно-экономических систем, а также расчете показателей производства и экономического состояния организации.
В этих работах было предложено определение системы управления конкурентоспособностью организации. По мнению авторов, такая система позволяет:
— сознательно воздействовать на конкурентоспособность продукции как на относительную характеристику, которая отражает отличие данного товара от продукции конкурентов по степени соответствия потребностям общества и по затратам на их удовлетворение;
— сохранять и расширять рынки сбыта с учетом предъявляемых рынком требований к продукции с помощью деятельности, направленной на изменение качественных характеристик продукции и отношений с производителями-конкурентами;
— обеспечивать устойчивый рост прибыли в процессе развития организации.
В работах авторов высказана также гипотеза о том, что существует объективная необходимость в управлении не только процессом производства, но и конкурентоспособностью товаров, организаций и отраслей промышленности с помощью проектирования больших организационно-экономических систем.
Развивая эти идеи, авторы анализировали эволюцию экономики в периоды мировых кризисов, а также рассматривали результаты, полученные представителями различных экономических подходов, и прежде всего, сторонниками кейнсианской парадигмы. В результате, авторы сформулировали первый постулат управления конкурентоспособностью. Он состоит в том, что в периоды депрессии и экономической стагнации для обеспечения роста объемов производства и сбыта продукции необходимо интенсивное управление конкурентоспособностью с привлечением значительных финансовых ресурсов, которое позволяет создавать конкурентные преимущества у товаров и организаций. Такое управление осуществляется до тех пор, пока затраты на создание конкурентных преимуществ не прекратят обеспечивать прирост дохода, после чего потребуется смена поколений выпускаемой продукции.
Авторы считают, что создаваемые конкурентные преимущества должны максимизировать прибыль организации благодаря росту объема продаж и установлению цены, которая не только полностью покрывает издержки, но и позволяет получить желаемую норму прибыли. Максимизация прибыли может быть достигнута за счет выпуска высокотехнологичной продукции инновационного характера.
Второй постулат управления конкурентоспособностью, сформулированный авторами, звучит следующим образом: для поддержания в долгосрочном периоде максимального значения прибыли необходимо создание конкурентных преимуществ, связанных не только с улучшением базисных характеристик продукции, но и с внедрением в производство новых товаров, ранее не присутствовавших на рынках, за счет применения достижений фундаментальной и прикладной науки. Для создания конкурентных преимуществ, приносящих доход в долгосрочной перспективе, необходимо применять радикальные инновации, которые базируются на крупных открытиях и изобретениях и служат основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии.
Анализ функционирования организации в диапазоне, ограниченном критическими точками, в качестве которых выступают точки безубыточности, максимизации прибыли и минимизации издержек, показывает, что чем меньше объем производства в точке безубыточности, тем более привлекательным с инвестиционной точки зрения, и соответственно, более конкурентоспособным является производство. Это означает, что управление конкурентоспособностью должно осуществляться с самого начала производства продукции и до достижения момента, когда организация начнет получать прибыль от реализации.
Необходимо учитывать и то, что точка безубыточности рассчитывается для производств, разрабатывающих и применяющих инновационные технологические решения, с учетом издержек на создание конкурентных преимуществ, то есть, затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также внедрение инновационных технологий. По нашим оценкам, затраты на НИОКР должны находиться на уровне 30% от общих суммарных затрат организации в период активного управления конкурентоспособностью. Рост затрат на НИОКР на начальной стадии работ, когда еще не внедрены технологии в производство и выпускается продукция предыдущего поколения, ведет к тому, что точка безубыточности сдвигается вправо. Это объясняет распространенное нежелание организаций начинать инвестирование в производство, требующее инновационных разработок. Однако после внедрения новой продукции в производство она будет пользоваться большим спросом, нежели товары конкурентов. Кроме того, произойдет снижение затрат на НИОКР. Кривая прибыли примет вид линии, выпуклой вниз, то есть, выручка и прибыль начнут расти более быстрыми темпами. В графическом виде описываемый процесс показан на рис. 1.
Рис. 1. Точка безубыточности с учетом инновационных разработок

Из анализа функций издержек и прибыли фирмы следует, что в процессе производства переломной точкой является объем выпуска, при котором достигается минимум предельных издержек и максимум предельной прибыли. Начиная с этого момента, рост объема производства сопровождается увеличением предельных издержек и уменьшением предельной прибыли. К этому времени происходит некоторое насыщение рынка данным товаром, кроме того, конкуренты начинают производить товары-заменители. Вполне закономерно, что при отсутствии внедрения инновационных решений, технологий, новых способов производства или маркетинговой политики такая тенденция может превратиться в неконтролируемый процесс, способный привести к падению спроса на продукцию, снижению конкурентоспособности организации, вытеснению ее с рынка и, в дальнейшем, к банкротству. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо заранее организовать управление конкурентоспособностью организации, нацеленное на внедрение новых инновационных технологий и решений на производстве.
Развивая идеи, лежащие в основе первых двух постулатов управления конкурентоспособностью, сформулируем третий постулат, состоящий в том, что процесс управления конкурентоспособностью продукции, организации или отрасли необходимо осуществлять постоянно. Если управление конкурентоспособностью не дает должного эффекта и достигнута точка равновесия предельных издержек и предельной прибыли, то требуется изменить стратегию управления конкурентоспособностью с помощью проведения SWOT-анализа, или анализа сильных и слабых сторон продукции и организации, внедрения планирования и прогнозирования, проведения новой закупочной, производственной, финансовой, сбытовой и маркетинговой политики с целью воздействия на факторы, которые могут повысить конкурентоспособность продукции.
Совершенствование мер по управлению конкурентоспособностью увеличивает затраты в краткосрочном периоде, однако уже в длительном периоде вследствие внедрения более экономичных инновационных технологий и роста конкурентоспособности продукции краткосрочные затраты окупятся, позволяя увеличить предельную и совокупную прибыль.
Своевременное принятие мер по наращиванию конкурентных преимуществ выпускаемого товара или внедрение в производство нового товара с более высокими потребительскими свойствами не исключает возможности возникновения различных рисков, способных повлиять на конкурентоспособность продукции. Из этого следует четвертый постулат управления конкурентоспособностью: управление конкурентоспособностью необходимо проводить более активно в случае, когда возрастают риски, способные каким-либо образом вызвать рост издержек производства, снижение спроса на выпускаемую продукцию, а также получение прибыли на уровне, который ниже запланированного значения. При этом момент окончания активной фазы в управлении конкурентоспособностью зависит от особенностей развития отдельных отраслей и организаций. Так, в некоторых предприятиях и секторах экономики управление конкурентоспособностью должно постоянно проводиться в активном режиме. Этот принцип имеет особенное значение для рынков, функционирующих в режиме совершенной конкуренции и олигополии, на которых быстро появляются новые игроки.
Исходя из анализа теорий, посвященных изучению роли рынка и регулирования, спроса и предложения, инноваций и конкурентных преимуществ, а также опираясь на выдвинутые нами постулаты управления конкурентоспособностью, сформулируем закон управления конкурентоспособностью в общем виде.
Закон управления конкурентоспособностью — это экономический закон, отражающий зависимость спроса на товар от его конкурентных преимуществ, созданных с помощью инноваций и поддерживаемых непрерывным их внедрением, которое обеспечивает увеличение жизненного цикла товара и позволяет его производить до тех пор, пока окупаются затраты на поддержание конкурентных преимуществ, а доход от реализации товара обеспечивает устойчивый рост предприятия.
Производство любого товара определяется уровнем развития производственных отношений и производительных сил, достигнутым в организации. При этом каждая организация стремится повысить конкурентоспособность своей продукции. Чтобы добиться этой цели, организация должна заранее рассчитать момент времени, когда затраты на создание конкурентных преимуществ приблизятся к величине дохода, который обеспечивает стабильное экономическое развитие. К этому моменту товаропроизводителю необходимо подготовить товары следующего поколения, на которые предъявляется высокий спрос, и осуществить их продвижение на рынок.
По мнению авторов, предлагаемый ими закон управления конкурентоспособностью имеет большое значение для развития экономической теории. Новый закон может найти широкое применение в теории и практике управления различными отраслями экономики России, осуществляющей переход на инновационный путь развития.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка инструментов государственного стимулирования и управления инновационным развитием наукоемких отраслей промышленности РФ в кризисных и посткризисных условиях», проект №10-02-00087а.


Литература
1. Чурсин А.А. Инновации и рынок. — М.: Машиностроение учебное пособие, 2004. — 243 с.
2. Чурсин А.А. Управление конкурентоспособностью организации РФ. — М.: ФГУП «НТЦ «Информтехника», 2006 — 357 с.
3. Чурсин А.А. Исследование предпосылок к созданию теории управления конкурентоспособностью объектов // Social and economic review. Scientific Journal, Faculty of Social and Economic relations. — 2008. — №1. — vol.6. Словакия, г. Тренчин Trencianskej univerzity Alexandra Dubceka — С. 90–95.
4. Чурсин А.А. Инновации и инвестиции в деятельности организации. — М.: Машиностроение, 2010. — 469 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия