Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Леонов Ю. Е.
старший преподаватель кафедры финансов Дагестанского государственного университета (филиал в г. Кизляре),
соискатель кафедры информационных систем в экономике Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета


Выбор системы распределения продукции и управления запасами товаров производственного назначения
В статье рассматривается структура исходных данных для формирования системы управления товарами производственного назначения. Выделяются основные критерии, в рамках которых необходимо строить систему распределения. На основе выбранных структур сформирована постановка рассматриваемой задачи
Ключевые слова: маркетинг, товары производственного назначения, канал распределения продукции, математическое моделирование, стратегия поведении

В рамках задачи распределения традиционно решаются вопросы выбора каналов, посредством которых продукция компании поступит к клиенту [1]. Эти каналы представляют собой организационные структуры, включающие собственные подсистемы распределения, торговых посредников различных видов и возможностей, которые в совокупности обеспечивают движение товара от производителя к потребителю в пространстве и времени. При этом в общепринятом их понимании указанные каналы должны выполнять следующие основные функции:
— формирование ассортимента. Осуществляется концентрация товаров, различающихся по качеству;
— сортировка и фасовка. Требуется выбрать оптимальный размер единицы продукта (производителю не всегда выгодно производить маленькие упаковки, потребителю — покупать большие);
— хранение. Обычно периоды продажи не сразу следуют за периодами производства;
— транспортировка. Производитель продукции обычно пространственно удален от большинства потребителей на значительные расстояния;
— информирование. Торговые субъекты напрямую контактируют с потребителями, поэтому являются важным источником информации, касающейся предпочтений клиентов и мотивов выбора соответствующего товара;
— финансирование и принятие финансовых рисков. Торговля, будучи элементом цепи реализации товара, должна брать на себя некоторые затраты, связанные с удобством покупки продукта [3].
В современных условиях хозяйствования, особенно в условиях усиления налогового бремени в большинстве сфер деятельности, перед каналами распределения необходимо поставить еще ряд задач и потребовать выполнения функций:
— снижения затрат предприятия, напрямую не связанных с процессом реализации продукции;
— формирования общего позитивного облика предприятия (или комплекса предприятий) в экономической системе и системе взаимодействия с контролирующими органами.
Рассмотрение «транспортной» и «складской» задачи происходит по отдельности или в совокупности до уровня логистики. Но в логистике с ее привязкой системы распределения к возможностям производства, также не решаются поставленные задачи, поскольку во всей системе «производство-распределение» не рассмотрен элемент взаимодействий процессов как внутри предприятия, так и во взаимоотношениях с контрагентами. К этим элементом относится учет — управленческий, бухгалтерский, налоговый во всех его проявлениях и комбинациях. Именно учет для всех структур, с которыми взаимодействует предприятие, является источником информации, он регистрирует все операции, все результаты, он же является источником всех расчетов по всем платежам, не только по оплате, но и при анализе правильности расчетов этих оплат.
Вопрос применения учета в задачах, решаемых логистикой, не является однозначным. Если управленческий учет активно используется, то ни бухгалтерский, ни налоговый практически не учтены. В итоге каналы распределения должны помочь устранить диспропорции производства и потребления и позволить получать максимальную выгоду от специализации.
Аналогичная ситуация складывается и в области хранения. Необходимость надежного обеспечения спроса, подкрепляемая нередко серьезными последствиями в случае недопоставок, требует увеличения размера запасов. Это приводит к временному исключению значительных материальных средств из оборота, но с точки зрения учета и системы повышения фактической прибыли здесь также присутствуют свои плюсы.
Все это вынуждает создавать систему распределения и складского хранения наиболее адекватной сложившейся ситуации.
К необходимости создания запасов и расширения системы распределения приводят следующие «технологические» факторы: дискретность поставок и случайные колебания. Действуя порознь или вместе, разбиваясь на группы определенного рода, они создают тенденцию к увеличению запаса и расширению системы распределения (в фактическом варианте).
Имеются и факторы, определяющие стремление к уменьшению запасов и сокращению сети распределения:
— плата за хранение запаса;
— упущенный доход от отсутствия возможности вложить омертвленные финансовые средства;
— потери в количестве сохраняемого продукта (испарение, усушка, утруска, радиоактивный распад, хищение);
— негативные качественные изменения;
— моральный износ.
Помимо указанных факторов «за» и «против» размера запасов в системе распределения продукции на рынке, налицо и объективные причины их появления, которые определяются причинами:
— накоплением готовой продукции до размеров отгружаемой партии;
— укомплектованием партии поставки, если потребителю отгружается сразу несколько номенклатур продукции;
— упаковкой и затариванием продукции;
— погрузкой в транспортные средства;
— оформлением отгрузочной документации.
С учетом рассмотренных моментов определим основные «технологические» элементы создаваемой математической модели.
1. Принимаемая система распределения-снабжения может быть построена в трех основных вариантах с учетом линейки продаж и системы удовлетворения спроса:
1.1. децентрализованным;
1.2. линейным;
1.3. эшелонированным.
2. Спрос на предметы:
2.1. стационарный, нестационарный;
2.2. детерминированный, стохастический;
2.3. непрерывно распределенный, дискретный;
2.4. зависит от спроса на другие номенклатуры, не зависит от них.
3. Пополнение запасов:
3.1. мгновенная поставка;
3.2. задержка на фиксированный срок;
3.3. случайная задержка с известным распределением длительности;
3.4. добавление элемента экстренной поставки;
3.5. размерность поставки определяется требуемым количеством;
3.6. размерность поставки определяется случайной величиной с характеристиками закона распределения.
4. Функции затрат образуют показатель эффективности принятой системы и учитывают следующие издержки:
4.1. расходы на хранение;
4.2. транспортные расходы и затраты, связанные с заказом каждой новой партии;
4.3. затраты на штрафы и неустойки.
5. Система распределения продукции прямо касается транспортного налога и налога на имущество, а также налога на прибыль и НДС.
6. Политика налоговых платежей должна соответствовать стандартам концепции планирования выездных налоговых проверок.
7. Организационно структура системы распределения должна быть выполнена с учетом пунктов ПБУ 11/2008.
8. Исходя из прагматических настроений клиентов, системы налогообложения поставщика и покупателя должны быть по возможности сравнимы.
Рассмотрим экономико-математическую модель задачи распределения продукции на рынке товаров производственного назначения с коротким циклом производства.
Характеризуя задачу распределения и промежуточного хранения продукции на рынке товаров производственного назначения с коротким циклом производства, отметим следующие особенности:
— большое число признаков, которые необходимо одновременно учитывать при поиске оптимальной системы распределения продукции данного типа;
— широкая и необязательно неизменная линейка производимой и реализуемой продукции;
— подлежащие обработке данные невозможно интерпретировать как выборку из генеральной совокупности;
— подлежащие обработке данные несравнимы друг с другом, так как для одного объекта определяют характеристику с некоторым временным промежутком;
— каждый объект описывается большим числом характеристик, при этом имеющим изменяющуюся приоритетность в зависимости от степени дефицита параметра;
— налицо последовательность процессов: система распределения находится в прямой зависимости от выходных параметров предыдущего периода;
— характеристики процессов нередко имеют высокую корреляцию;
— значения основных характеристик имеют дискретные значения.
Вместе с тем, как применение методов линейного программирования вряд ли реально отражают действительный ход вещей, так и применение методов математической статистики не вполне оправдано по объективным причинам.
Для решения подобной задачи целесообразнее использовать системы дискретного динамического моделирования процессов, а также применять адаптивные системы, позволяющие ступенчато продвигаться в поиске оптимальной системы [3].
Рассмотрим на примере. Пусть существует некоторое множество Q распределений продукции по соответствующим потребителям в данном размере и соответствующим способом, S — множество, определяющее потребности m потребителей в соответствующих номенклатурах, R — множество, определяющее предлагаемый ассортимент. Следовательно:


Литература
1. Божук С. Г., Ковалик Л. Н., Маркетинговые исследования — СПб.: Питер, 2004. — 304 с.
2. Новиков Д.А., Теория управления организационными системами. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 584 с.
3. Федосеев ВВ. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. — М.: Финстатинформ, 1996.
4. Хэй Д., Моррис Д. теория организации промышленности: в 2 т. / Пер. с англ. Под ред. А.Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия