| | Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Пименова А. Л. профессор Международного Банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье представлены методологические подходы совершенствования оказания аудиторских услуг с учетом законодательного и нормативного регулирования аудита в РФ. Анализируется международный опыт, регулирующий аудиторскую деятельность. Раскрываются стандарты, определяющие порядок оказания эффективных аудиторских услуг. Впервые предлагается модульный подход к формированию данных стандартов | Ключевые слова: аудиторские услуги, аудитор, стандарты аудита, качество аудита | В России аудит появился сравнительно недавно, но развивается очень быстрыми темпами. Это связано, прежде всего, с острой необходимостью грамотной проверки финансовых отчетов экономических субъектов для собственников предприятий, инвесторов и потенциальных инвесторов, кредиторов, управленцев, а также многих других заинтересованных пользователей данной информации.
Различные источники предлагают свое определение аудита, например, американская ассоциация бухгалтеров в «Положении об основных концепциях аудита», называет аудитом систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям. Международная федерация бухгалтеров определяет аудиторские услуги как независимое исследование финансовой отчетности или связанной с ней финансовой информации предприятия, независимо от формы собственности. Многие отечественные исследователи (Ю.А. Данилевский, Е.М. Гутцайт, В.А. Луговой, В.В. Скобара, А.К. Солодов, М.А. Терехов, К.Л. Угольников и др.) под аудитом понимают процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Это связано с тем, что экономическая деятельность осуществляется в условиях предпринимательского риска, прежде всего, жесткой конкурентной борьбы, роста инфляции, введения новых законодательных и нормативных документов, вероятности сокращения правительственных субсидий и др.
На основании финансовых отчетов пользователи принимают необходимые решения, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, поэтому одной из важнейших задач аудита является снижение риска появления неточных сведений в представленной информации.
В соответствии с Федеральным законом № 307–ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1] аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, с целью выражения мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка учета действующему законодательству РФ.
За двадцать лет в нашей стране аудит прошел большой и сложный путь развития. В настоящее время на рынке аудиторских услуг действует более 400 тыс. российских организаций, а также зарубежных компаний, в том числе межконтинентальные аудиторские корпорации «Deloitte», «Ernst &Young», «KPMG», «PricewaterhouseCoopers». По данным Министерства Финансов РФ [2], только за 2009 г. аудиторские организации провели обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности 84871 клиента, что на 5,7% (4606 чел.) превышает количество таких клиентов в 2008 г.
Среди клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых подверглась аудиту, 30% клиентов имеют выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг менее 20 млн руб.; 45% клиентов — от 20 до 200 млн руб.; 21% — от 200 млн до 2 млрд руб.; 4% — более 2 млрд руб.
Наибольшее число клиентов занято в оптовой и розничной торговле (30%), обрабатывающем производстве и строительстве (по 12%), транспорте и сельском хозяйстве (по 4%). Все это еще раз доказывает, что аудит в России имеет устойчивые тенденции развития и является перспективной отраслью страны.
Сегодня продолжается реализация комплекса мер по повышению достоверности и надежности финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Основные направления данной работы определены Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р. Согласно Программе [2], в сфере аудиторской деятельности работа должна быть сосредоточена на усилении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и аудиторов, развитии саморегулирования в этой сфере, а также ужесточении требований к независимости аудиторов и строгому следованию их нормам профессиональной этики. Однако следует отметить, что за незначительно короткий срок в РФ была сформирована система законодательного и нормативного регулирования аудита, введен Федеральный закон, разработаны и действуют национальные стандарты, другие нормативные документы в этой области. Кроме того, следует отметить, что в Российском аудите присутствуют основные черты модели оказания аудиторских услуг, характерные для стран с развитой рыночной экономикой:
— широкий охват аудиторскими услугами различных типов предприятий (по формам собственности, отраслям, размерам и т. д.);
— наличие ежегодного обязательного и инициативного аудита;
— широкий спектр сопутствующих услуг, осуществляемых аудиторами;
— сосуществование транснациональных, больших, средних и мелких аудиторских фирм, а также аудиторов-индивидуальных предпринимателей;
— жесткая конкуренция на рынке аудиторских услуг по характеру близкая к совершенной;
— наличие профессиональных общественных объединений;
— сочетание государственного регулирования аудиторской деятельности с общественным регулированием;
— многоуровневая система подготовки и переподготовки кадров и др.
Большинство клиентов обращается в аудиторские организации именно для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [1], обязательный аудит проводится в:
1) открытых акционерных обществах;
2) кредитных организациях, бюро кредитных историй;
3) страховых организациях, обществах взаимного страхования;
4) товарных и фондовых биржах, инвестиционных фондах;
5) государственных и муниципальных унитарных предприятиях, объем выручки которых от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн руб., или сумма активов баланса которых превышает на конец отчетного года 20 млн руб. (если иные минимальные значения не установлены законом субъекта Российской Федерации для муниципальных унитарных предприятий);
6) других организациях, финансовые показатели деятельности которых превышают минимальные значения, указанные в предыдущем пункте;
7) случаях, предусмотренных федеральными законами (государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц и др.).
В соответствии с федеральным законодательством, к аудиторским организациям, подлежащим обязательной проверке, предъявляются все большие требования. Исходя из этого важнейшими направлениями развития системы регулирования аудиторской деятельности на ближайшую перспективу являются: завершение формирования основного комплекта федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; совершенствование внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; повышение требований к организации внутреннего контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; развитие саморегулирования аудиторской профессии.
Стандарты аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита, а также сопутствующих ему услуг. Помимо этого, стандарты включают в себя положения о порядке подготовки аудиторов и оценке их квалификации (Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В настоящее время существуют стандарты нескольких уровней:
— международные;
— национальные;
— внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм — внутрифирменные)
Работу по формированию международных стандартов финансовой отчетности и аудита организует Международная федерация бухгалтеров — МФБ (IFAC), которая была создана в 1977 г. Совет МФБ учредил Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который занимается разработкой стандартов и положений в области финансового аудита и сопутствующих ему услуг. Международные стандарты призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результатов аудиторской деятельности во всем мире. В то же время Международные стандарты аудита не отменяют национальные положения, существующие в ряде стран мира. Всего принято более 50 стандартов и Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров.
Реформирование системы контроля качества аудита в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА) предполагает неуклонное повышение уровня подготовки персонала и качества оказываемых услуг при помощи внедрения новейших методологических разработок, как со стороны самих аудиторских организаций, так и со стороны профессиональных аудиторских объединений. Новые требования к системе контроля качества аудита сформулированы в МСА 220R и Международном стандарте по контролю качества 1 (МСКК 1), в соответствии с которыми подготовлены и одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ следующие правила (стандарты): № 7 — «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», № 34 — «Контроль качества в аудиторских организациях» и новый федеральный стандарт «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» (ФСАД 4/2010).
Требования указанных выше стандартов предполагают усиление внутреннего контроля за оказанием аудиторских услуг на всех стадиях аудита от предварительного планирования до формирования аудиторского мнения и выдачи аудиторского заключения. В связи с тем, по нашему мнению, кроме общих стандартов, особое внимание следует уделить формированию внутрифирменных стандартов аудиторской организации.
Следует отметить, что внутрифирменные стандарты должны способствовать регламентированию деятельности аудиторов в рамках конкретной аудиторской организации, раскрывать методические основы проведения аудиторских проверок, что и будет способствовать повышению качества аудиторских услуг. Кроме того, они призваны обеспечить дополнительную основу для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и другими экономическими субъектами.
Внутрифирменные стандарты оказания аудиторских услуг компании должны удовлетворять следующим требованиям:
1) целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
2) преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
3) полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
4) единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.
В соответствии с Требованиями, предъявляемыми к внутренним стандартам аудиторских организаций, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности [2], руководители должны самостоятельно выбрать направления формирования внутренних документов, таким образом, чтобы они способствовали эффективной работе организации. Внутренние стандарты можно классифицировать по определенным группам, в зависимости от их назначения (табл.1). | | Таблица 1
Классификация внутренних стандартов аудиторской деятельности | | В дополнение к перечисленным внутренним стандартам аудиторских организаций разрабатываются методики, внутренние инструкции и положения, перечень процедур, рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие документы вспомогательно-технического характера, раскрывающие подходы аудиторской организации к проведению аудита, которые могут быть представлены в виде приложений.
При формировании внутренних стандартов целесообразно использовать системный подход, основанный на нормативной и функционально-операционной информации о фирме как о единой системе. Применительно к аудиторской организации под функциями системы целесообразно понимать состав работ по стадиям и объектам аудита, видам сопутствующих аудиту услуг и специальных заданий, а также комплексы задач, связанных с управлением аудиторской фирмой, в том числе и контролем за применением внутренних стандартов. Для обеспечения такого подхода в аудиторской организации следует создать Методический совет или определить группу специалистов не только в области планирования и комплексного проведения проверок, но и в области управления, так как, чтобы добиться успеха, фирмам приходится выходить на новые рынки и противостоять конкуренции крупнейших зарубежных компаний. На начальном этапе внедрения системного подхода разработчиками должна быть четко сформирована организационная структура компании, определены функции и обязанности каждого отдела и подразделения. При этом необходимо учитывать все факторы, влияющие на систему: объемы выполняемых работ; численность персонала и их квалификационный уровень; спектр предлагаемых услуг; стоимостную оценку вложенных инвестиций и др.
Практическому воплощению системного, нормативного и функционально-операционного подходов к формированию внутренних стандартов аудиторских организаций способствует модульность их структуры. Состав модулей как относительно обособленных элементов в совокупности внутренних правил аудиторских организаций логично представить в соответствии с определенной классификацией. Например, методическое обеспечение проведения проверок целесообразно скомпоновать из модулей, соответствующих стадиям и объектам аудита, на основе Общего плана, который должен быть определен во внутрифирменном Стандарте «Планирование». Имея общий план аудита, можно сформировать отдельные модули, предназначенные для обеспечения выполнения стадий аудита, по видам каждой стадии работ, а также по объектам и при необходимости по субъектам аудита. При формировании Общего плана необходимо учитывать типовые особенности аудируемых предприятий: вид деятельности; форму собственности; отнесение к малым, средним или крупным предприятиям.
Таким образом, каждая группа стандартов требует определенного подхода, поэтому разработка и внедрение взаимосвязанных модулей позволит систематизировать и обеспечить эффективную деятельность всей аудиторской организации. Завершающим этапом создания аудиторской фирмы, как функциональной системы на базе комплекса разработанных модулей, будет написание компьютерной программы, которая может иметь различные конфигурации в зависимости от пользователей: менеджеров и руководителей; аудиторов и специалистов; служащих по работе с персоналом и др. |
| |
|
|