| | Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Евтюхов С. А. доцент экономического факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького (г. Екатеринбург),
кандидат технических наук Лукьянов С. А. доцент кафедры мировой экономики Уральского государственного университета им. А.М. Горького (г. Екатеринбург),
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются вопросы влияния глобализации на конкурентный уровень регулируемых рынков в мировой экономике. Анализируются способы преодоления входных барьеров на отраслевые рынки. Обосновывается ключевая роль международного технологического трансферта в проникновении новых фирм на регулируемые рынки | Ключевые слова: глобализация, конкуренция, отраслевые барьеры входа, рыночные структуры | Важнейшей задачей конкурентной политики экономических агентов всех уровней (фирмы, отрасли, экономики) в условиях глобализации мировой экономики является оценка и формирование способности преодоления отраслевых барьеров входа. Решение этой задачи рассматривается не только как условие входа на отраслевой рынок, но также подразумевает, что рациональные экономические агенты в долгосрочном периоде должны получать положительную экономическую прибыль. Способ преодоления отраслевых барьеров входа безусловно является значимым фактором достижения указанной цели.
С точки зрения укоренившихся в отрасли фирм оценка значимости указанного фактора, в свою очередь, является необходимым условием сдерживания входа новых фирм; условием осуществления оптимальной ценовой политики, направленной на защиту своих долгосрочных прибылей; условием выбора конкурентной стратегии, включая кооперативное и некооперативное поведение в отрасли. Для «новичков» оценка значимости барьеров входа является первостепенной не только при принятии собственно решения о входе в отрасль, но и при выборе способа входа в отрасль, что, в свою очередь, трактуется как способность преодолевать отраслевые барьеры входа. С точки зрения государства, оценка значимости отраслевых барьеров входа необходима как в рамках его внешнеторговой политики, нацеленной на поддержание и защиту отечественных отраслей от иностранной конкуренции, так и в рамках определения инструментов политики поддержания и поощрения конкуренции в целях максимизации уровня общественного благосостояния.
Проблема преодоления отраслевых барьеров входа осложняется тем обстоятельством, что не существует универсальной формулы, с помощью которой можно было бы определить высоту данного барьера. Более того, некоторые входные барьеры вообще не поддаются количественному измерению.
Глобализация мировой экономики создает хорошие предпосылки для реализации различных моделей стратегии экономической модернизации, поскольку позволяет странам и фирмам широко заимствовать высокопроизводительные ресурсы для целей развития [1]. В этом контексте международный трансферт технологии выступает как закономерность процесса глобализации мировой экономики. Начиная с середины XX века, международный трансферт технологии становится ключевым фактором экономического роста ряда быстрорастущих экономик мира, реализующих модель догоняющего развития [2]. С одной стороны, он выступает следствием (и индикатором) глобализационных процессов в мировой экономике, поскольку отражает усиление взамозависимости экономических агентов на новом этапе интернационализации хозяйственной жизни. С другой стороны, международный трансферт технологии становится инструментом преодоления барьеров на пути внешнеэкономической экспансии фирм, средством проникновения фирм на новые рынки, в том числе средством создания новых, включая инновационные, предприятий [3].
Рассматривая международный трансферт технологий как способ преодоления отраслевых барьеров входа, можно сформулировать следующие положения:
Во-первых, отраслевые барьеры входа, относящиеся к группе структурно-технологических и являющиеся «заданными» либо структурными особенностями отрасли, либо технологическими параметрами, как правило, могут быть преодолены теми формами международного трансферта технологий, которые непосредственно влияют на структуру рынка, ее динамику и изменения в ней. В этом случае можно говорить о способности к преодолению таких отраслевых барьеров входа, как абсолютные преимущества в издержках, специфичность активов, потребность в квалифицированной рабочей силе, лимитирующее ценообразование, высокие расходы на исследования и разработки и др. Преодоление указанных отраслевых барьеров входа решается либо за счет комплементарности технологий/активов (совместные предприятия), что существенно минимизирует издержки входа в отрасль новых фирм, либо за счет приобретения существующих в отрасли активов (формы прямых зарубежных инвестиций).
Во-вторых, отраслевые барьеры входа, относящиеся к группе поведенческих барьеров и порожденные взаимодействием экономических агентов, как правило, могут быть преодолены посредством таких форм международного трансферта технологий, при которых не происходит появления новой торговой марки, что снижает расходы фирмы на необходимость осуществления рекламных мероприятий, на создание и поддержание лояльности потребителей, снижает издержки потребителей, связанные со сменой потребления торговой марки, а также с реакцией укоренившихся фирм на вход новичков. К формам трансферта технологий, позволяющих преодолевать поведенческие отраслевые барьеры входа, следует отнести лицензионные соглашения, франчайзинг.
О возможности входа в отрасль авиационных пассажирских перевозок
Британский комитет по конкуренции определяет вход новичка как ситуацию, при которой образуется новое предприятие или новые производственные мощности в отрасли [4]. Международная практика авиационных пассажирских перевозок показывает, что в качестве таких форм роста фирмы можно рассматривать «франчайзинг» [5], «совместное использования кода» [6], «соглашения о блокировании мест» [7], «совместно обслуживаемый полет» [8].
Эмпирическая проверка гипотезы о возможности преодоления отраслевых барьеров входа посредством технологического и институционального роста фирмы оценивается с помощью модели бинарного выбора (Probit-модель) (уравнение 1) [9].
P(Entrynf=1) = F(b0 + b1Franch + b2Block + b3Joint + e) (1)
где Entrynf — вероятность преодоления отраслевых барьеров входа посредством технологического и институционального роста фирмы, обеспечивающегося различными формами экспансии фирмы;
F — кумулятивная функция нормального распределения;
Code — фиктивная переменная, принимающая значение «1», если фирма способна осуществить вход в отрасль посредством «совместного использования кода»; «0», в противном случае;
Franch — фиктивная переменная, принимающая значение «1», если фирма способна осуществить вход в отрасль посредством франчайзинга; «0», в противном случае;
Block — фиктивная переменная, принимающая значение «1», если фирма способна осуществить вход в отрасль посредством «соглашения о блокировании мест»; «0», в противном случае;
Joint — фиктивная переменная, принимающая значение «1», если фирма способна осуществить вход в отрасль посредством «совместно обслуживаемого полета»; «0», в противном случае.
Результаты оценки уравнения (1) представлены в табл. 1. | | Таблица 1
Способы преодоления отраслевых барьеров входа в отрасль авиационных пассажирских перевозок России | | * коэффициент значим на 10% уровне значимости;
** коэффициент значим на 5% уровне значимости;
*** коэффициент значим на 1% уровне значимости;
в скобках указаны значения Z-статистики | Эконометрический анализ показал [9], что франчайзинг и совместное обслуживание полета являются эффективными формами экспансии в отрасль авиационных пассажирских перевозок (АПП) России. Причем франчайзинг, как форму выхода на рынки, используют и иностранные авиакомпании.
Так, британская авиакомпания «British Mediterranean Airways» проникла на российский рынок под торговой маркой авиакомпании «British Airways», что вполне оправдано, ибо вход под торговой маркой крупной укоренившейся фирмы позволяет преодолевать не только входные барьеры, но и минимизировать издержки, связанные с входом в отрасль.
Совместное обслуживание полета, с точки зрения экспертов авиаперевозок, также является эффективной формой экспансии в отрасль АПП. Так, например, прибыль крупнейшей авиакомпании Европы «Air France — KLM Group» в IV квартале 2006 года выросла в 6 раз, благодаря выгодам от «совместного обслуживания полетов». Российская практика также показывает выгоды от данной формы экспансии авиакомпаний на новые сегменты рынка АПП РФ.
Согласно результатам эконометрического анализа, «совместное использование кода», а также «соглашение о блокировании мест» в наименьшей степени способствуют преодолению барьеров входа на рынок АПП. Мы это связываем с тем, что использование этих институциональных форм, как правило, требует значительных финансовых затрат, а также сопряжено с достаточно высокими рисками авиакомпаний. |
| |
|
|