Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Юзвович Л. И.
доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного университета им. А.М. Горького (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Международный лизинг как форма привлечения инвестиций в национальную экономику
В статье рассматриваются вопросы теории и практики международного лизинга как формы привлечения инвестиций в российскую экономику, анализируется структура мирового рынка лизинговых услуг, схема международных лизинговых операций, проводится классификация сделок международного лизинга, исследуются проблемы лизинговых операций, их преимущества и недостатки
Ключевые слова: инвестиции, международный лизинг, экспорт, импорт, риск

Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х гг. XX в. Различное оборудование, произведенное в США, было передано по контрактам международного лизинга в другие страны. В этом случае лизингодатель — резидент США имел возможность применять ускоренную амортизацию предмета договора лизинга, а также получать инвестиционные налоговые льготы и таким образом уменьшать стоимость сделки международного лизинга для лизингополучателя — нерезидента. Позднее к этому опыту присоединились фирмы Великобритании и других стран Европы.
Любое государство мировой системы поощряет развитие международного лизинга в интересах стимулирования экономического роста. Однако, острая конкуренция на мировом рынке, несовпадение национального законодательства, методики расчетов налогообложения создают трудности для развития международного лизинга.
Международный лизинг — это предоставление лизингодателем (лизинговой компанией) материальных ценностей иностранному лизингополучателю в аренду на разные сроки. Международный лизинг применяется для стимулирования экспорта-импорта товаров.
Объектом международного лизинга обычно является оборудование, импортируемое в страну лизингополучателя, в связи с этим международный лизинг осуществляется в трех направлениях:
— экспортный лизинг, при котором зарубежной стороной является сторона арендатора и предназначенное для лизинга оборудование вывозится из страны на условиях экспортного контракта;
— импортный лизинг, при котором зарубежной стороной является лизингодатель и оборудование поставляется в страну арендатора на условиях импортного контракта;
— транзитный лизинг, при котором все участники находятся в разных странах.
В основном на мировом рынке лизинговых услуг лизинговые компании подразделяются на сервисные и финансовые, которые по договору лизинга передают имущество на срок, равный или несколько меньший его нормативного срока службы, т.е. срока, заложенного в расчет нормы амортизационных отчислений.
Отличие между ними состоит в том, что сервисные компании дополнительно берут на себя обязательства, связанные с ремонтом и обслуживанием оборудования. Финансовые лизинговые компании дополнительно занимаются страхованием, расчетом налогов, а также частичным управлением рисками.
Структура мирового рынка лизинговых услуг представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура мирового лизингового рынка

Как показано на рис. 1, в структуру мирового рынка лизинговых услуг входят лизинговые ассоциации, которые объединяют профессиональных лизингодателей, ассоциации финансовых компаний, домов, банков. Основными задачами ассоциаций являются:
— представление интересов членов ассоциации как внутри страны, так и за рубежом;
— формулирование общего мнения членов ассоциации по лизинговой проблематике и лоббирование интересов в различных государственных органах;
— разработка предложений по изменению законодательных актов, учету и регулированию лизинга в стране;
— сбор и обработка информации по лизингу;
— организация форума по вопросам лизинга;
— продвижение стандартов в лизинговом бизнесе.
Лизинговые ассоциации оказывают позитивное влияние на развитие мирового лизингового бизнеса. Ассоциации организуют, как правило, независимые объединения с членством на принципах добровольности.
Национальные ассоциации объединяют лизингодателей по отраслевому признаку. Такие ассоциации включают в свой состав, в основном, лизингодателей автотранспортных средств в странах, где доля операций с этими объектами значительна. Существуют ассоциации, в которые входят лизингодатели компьютерной техники (США), лизингодатели имущества для государственных органов (США) и лизинговые брокеры (США, Великобритания).
Международные лизинговые ассоциации объединяют национальные ассоциации: Европейская федерация национальных ассоциаций со штаб-квартирой в Брюсселе (1972 г.), Латиноамериканская лизинговая федерация в Мехико (1983 г.), Азиатская лизинговая ассоциация (Сингапур, 1982 г.), Африканская лизинговая ассоциация (Нигерия, 1993 г.)
Особая роль в структуре мирового рынка лизинговых услуг принадлежит консультационным и брокерским компаниям. К ним относятся компании, которые напрямую не участвуют ни в инвестировании, ни в исполнении договоров лизинга. Тем не менее, их роль в организации и оформлении лизинговых сделок достаточно велика. В качестве юридических консультантов обычно выступают крупнейшие юридические фирмы мира. Они отвечают за подготовку договорной документации и юридическое исполнение сделки. Кроме того, они занимаются сбором и анализом информации о состоянии локальных лизинговых рынков. Основной функцией лизинговых брокерских компаний является посредническая деятельность между потенциальным пользователем и банком. Лизинговый брокер, не являясь прямым участником лизинговых отношений, выступает в качестве агента по сбыту, действующего в интересах производителя имущества за комиссионное вознаграждение. Однако, чаще всего именно лизингополучатели выплачивают брокеру вознаграждение после организации лизинговой сделки или одновременно с каждым лизинговым платежом. При этом заключается специальное соглашение, по которому брокер принимает обязательства по организации лизинговой сделки, включая риски.
Независимые лизинговые компании в большинстве стран занимают относительно скромное положение в объемах лизинговых операций. К полностью независимым в настоящее время относятся, в основном, небольшие компании, которые работают на локальном рынке с постоянными клиентами и специализируются на лизинге определенных видов имущества. Объемы операций этих компаний невелики. Их штат укомплектован специалистами, способными как обслуживать клиентов, так и оказывать им техническую помощь. Владельцами независимых компаний могут выступать физические лица, небольшие коммерческие банки, филиалы сберегательных банков, страховые компании и фонды.
Лизинговые компании подразделяются по объемам лизинговых сделок и специализации. Среди них можно выделить: крупные компании — лизинговые сделки таких компаний, в основном, заключаются по авиатехнике, судам, промышленному оборудованию и др.; средние компании, которые специализируются на определенном наборе близких по свойствам объектов; небольшие компании, деятельность которых в значительной мере зависит от объектов лизинговых сделок и осуществляется по стандартным схемам лизинга.
Мировой рынок лизинговых услуг отличается многообразием форм. Существуют следующие формы международного лизинга: стандартный; возвратный (продавец оборудования становится лизингополучателем); «мокрый» (с дополнительными услугами); «чистый» (лизингополучатель оплачивает все расходы по эксплуатации оборудования); возобновляемый (периодическая замена объекта более совершенным оборудованием).
Выгодность применения сделок международного лизинга состоит в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.
Сделки международного лизинга являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, т.к. практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы, представленной на рис.2. Лизингополучатели получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.
Рис. 2. Схема международных лизинговых операций [2]

Условные обозначения:
1 — подача потенциальным лизингополучателем заявки на оборудование;
2 — заключение о платежеспособности лизингополучателя;
3 — получение банковской ссуды;
4 — подписание договора о купли-продажи предмета лизинга;
5 — поставка предмета лизинга;
6 — оплата поставки;
7 — акт приемки оборудования в эксплуатацию;
8 — подписание лизингового соглашения;
9, 9а — подписание договора о страховании предмета лизинга;
10 — осуществление лизинговых платежей;
11 — возврат предмета лизинга;
12 — возврат ссуды и выплата процентов.

Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволяет привлечь более дешевые средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в какую-либо страну.
Несомненным преимуществом международного лизинга для страны-арендатора является тот факт, что сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной задолженности, т.е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам. Кроме того, лизинг обеспечивает общее повышение конкуренции между источниками финансирования и уровнем капиталовложений.
Анализ международной практики позволяет классифицировать сделки международного лизинга, представленной на рис.3.
Рис. 3. Классификация сделок международного лизинга

Лизинг с условной продажей представляет собой продажу оборудования с рассрочкой платежа. Объект лизинга выступает в качестве обеспечения предоставленного фирмой кредита. Срок аренды обычно составляет 75% от предлагаемого срока службы имущества. В случае использования лизинга с условной продажей лизингополучатель после истечения срока действия договора имеет право приобрести лизинговое имущество по льготной цене, фиксированной в договоре.
Истинный лизинг направлен на оптимизацию налоговых платежей. При использовании данного вида лизинга срок экономической жизни оборудования больше, чем срок действия лизингового договора, а лизингополучатель имеет право приобрести лизинговое имущество по справедливой рыночной цене после истечения срока действия лизингового договора. Истинный лизинг подразделяется на следующие виды:
— прямой лизинг, при котором лизингодатель приобретает лизинговое имущество за счет собственных средств и несет все риски по мобилизации ресурсов, необходимых для приобретения передаваемого в лизинг имущества;
— сублизинг — это операция через посредника. При этом имеется основной лизингодатель, который через посредника, как правило, также через лизинговую компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. В международной практике сублизинговые сделки получили название «дабл диппинг», в которых используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах. Эффективность таких сделок связана с тем, что выгоды от налоговых льгот в одной стране больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в другой стране — если лизингодатель имеет право владения. Учитывая данные особенности, лизинговое соглашение может быть построено по следующей схеме: национальная лизинговая компания покупает оборудование (право собственности) и отдает его в лизинг иностранной лизинговой компании (право владения), которая в свою очередь передает их в лизинг местным лизингополучателям;
— хеджированный лизинг — это особый вид сделки, который заключается в предоставлении лизингодателем лизингополучателю части денежных средств для покупки объекта лизинга, при этом остальная часть средств, необходимых для приобретения имущества, перечисляется самим лизингополучателем на нерегрессионной основе. Данный вид лизинга пока в России широкого применения не получил.
Лизинг с опционом используется при работе с автотранспортом, предназначенным для эксплуатации на шоссейных автодорогах. Ни грузовой автотранспорт, ни сельскохозяйственная и строительная техника не могут являться объектом лизинга с опционом, что существенно снижает его значимость для лизинговых операций с недвижимостью.
Лизинг как специфическая форма экономических отношений отражается в юридическом документе, где оговариваются необходимые поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.
Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Дания) не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерческого права, в то время как Франция, Португалия, Швеция имеют специальное законодательство, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг.
Одни страны, например, Франция, Бельгия, Италия, придерживаются концепции экономического собственника (как правило, опцион является обязательным условием лизинга). Другие же (Великобритания, Ирландия, Голландия и США) строят взаимоотношения исходя из концепции юридического собственника. Кроме того, некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом отношении промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные как для той, так и для другой правовой системы.
В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизинга является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион). В Великобритании, США предусматривается аренда-продажа. При этом в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами.
Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т.е. договор лизинга как таковой определяется не по экономическим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам [4].
Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции. Во Франции лизинговые соглашения, предусматривающие по окончании оговоренного срока возможность опциона (права выкупа по остаточной цене), относятся к сделкам кредит-аренда, причем такое различие имеет принципиальное значение, поскольку сделки типа кредит-аренда регулируются государством другими методами.
Законодательствами Италии, США, Франции предусмотрены специальные требования к лизинговому механизму. Лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством о собственнике имущества, передаваемого в лизинг.
В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах лизинговая деятельность, как правило, не регулируется и не ограничивается [5].
Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов. Тормозом являются нормы амортизации, которые регулируются государством.
Хорошо развиты лизинговые отношения в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, особенно на европейском и американском. Только в Нью-Йорке работают более 20 представительств лизинговых компаний. Основное направление деятельности лизинговых компаний — лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усилению их влияния на международном рынке лизинговых услуг.
В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный на обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в отношении недвижимости городского значения и строительства муниципального жилья.
Активно развивается международный лизинг в Китае, Индонезии, Сингапуре, Малайзии, Южной Корее. Азия пошла по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами. Это связано с тем, что использование лизинга в международном масштабе может помочь азиатским компаниям увеличить объемы реализации своей продукции на других мировых рынках.
При осуществлении операций международного лизинга необходимо учитывать риски, с которыми могут столкнуться участники данных сделок. Основными видами рисков, возникающих в практике международного лизинга, являются [2]:
1) риски возникновения дополнительных налоговых выплат — это налог на доходы иностранных юридических лиц, который должен удерживаться плательщиком (лизингополучателем). При заключении лизингового договора участникам сделки необходимо предусмотреть процедуру во избежание двойного налогообложения (соглашение), каким образом лизингополучатель будет возмещать расходы как лизингодателя-нерезидента, так и кредитора-нерезидента по выплате налогов на доходы иностранных юридических лиц;
2) кредитные риски, связанные с вероятностью невозврата основной суммы кредита и процентов по нему;
3) политические риски, связанные с политической нестабильностью, с возможной экспроприацией, национализацией, прямым или косвенным вмешательством государства в осуществление лизинговых проектов;
4) риски, связанные с нарушением поставок сырья и материалов;
5) риски, связанные с реализацией продукции, опасностью потери постоянных покупателей;
6) валютные риски, возникающие в результате изменения валютного курса в период реализации лизинговой сделки.
Все это свидетельствует о том, что инвестиционные проекты всегда сопряжены с определенной долей риска. Поэтому любой инвестор заинтересован в максимальном снижении рисков. В настоящее время существует несколько способов снижения рисков при осуществлении международных лизинговых операций: распределение риска между участниками проекта; диверсификация рисков; лимитирование рисков; страхование сделки от возможных убытков; создание резервного фонда.
В России эти процессы имеют свою специфику. Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в нашей стране является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия и филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования.
Наиболее активными инвестиционными партнерами России являются Германия, Великобритания, Италия, Финляндия, Швейцария, Австрия, США, Китай, Кипр. Зачастую активность этих стран стимулируется действующими на российском рынке их крупными компаниями, для которых экономическая нестабильность и несовершенство российской законодательной базы не являются значительным препятствием [2].
Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России.
Международные лизинговые сделки в России были организованы крупными лизинговыми компаниями при содействии ведущих банков РФ: Мосбизнесбанк — «Лизингбизнес», Межрегиональный банк — «Меликон», «Промстройбанк» — «Балтиз» (Санкт-Петербург). В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний [1].
Структура российских лизинговых компаний представлена на рис.4.
Рис. 4. Структура лизингового рынка в России [3]

Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний в России, большинство из них не смогли достигнуть необходимого уровня. Более успешно работают лишь те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной власти федерального или местного уровней.
Хотя и имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их доля в общем объеме инвестиций остается все-таки незначительной, где-то в пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30–40%. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями, и в основном на операциях международного лизинга. Причем более 80% сделок осуществляются на передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевой продукции, телекоммуникационной, компьютерной техники, грузовых автомобилей и др.
В общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. При международном лизинге имущества в роли лизингополучателей, как правило, выступают российские юридические лица. Лизингополучателями могут быть также и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в России. Чтобы международная лизинговая сделка соответствовала российскому законодательству об иностранных инвестициях, лизингодатель должен быть иностранным инвестором. Что касается изготовителя имущества, то страна его местопребывания не имеет значения (это может быть как иностранное предприятие, так и российское). Главное, чтобы имущество, изготовленное им и приобретенное иностранной лизинговой компанией предназначалось для российского лизингополучателя.
Международный лизинг является действенной формой привлечения инвестиций в национальную экономику, поэтому его развитие является важной тактической и стратегической задачей в осуществлении модернизации экономики России.


Литература
1. Кабатова Е.В. Лизинг. Экономическая сущность и перспективы развития: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАЭиУ, 1996.
2. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Самохвалова Ю.Н. Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение. — М.: «Юрист», 1999.
4. Серегин В.П., Хелевинская Е.Д. Организация, учет и налогообложение лизинговых операций. — М.: «Юрист», 1999.
5. Серегин В.П. Иностранный капитал на пути в Россию. — М.: МАИК-НАУКА, 1999.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия