Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Колтынюк Б. А.
заведующий кафедрой экономической теории и основ предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им проф. М.А. Бонч-Бруевича,
доктор экономических наук

Маркасов С. В.
аспирант Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича

Моделирование показателей систем информатизации управления бизнесом
В статье рассматриваются вопросы моделирования проектирования программного информационного обеспечения бизнеса на основе использования метода статистических испытаний (метода Монте-Карло). Применение этого метода расширяет возможности учета ряда факторов, определяющих эффективность информационного обеспечения при принятии управленческих решений
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационное и техническое обеспечение, моделирование

Известно, что материальные возможности и перспективы социума — индустриализация, урбанизация, рост культуры и образовательных возможностей, проблемы питания, снижения смертности и продления жизни — непосредственно связаны с состоянием научно-технического прогресса. На долю научно-технического прогресса в развитых странах уже сейчас приходится от 75 до 80 процентов прироста ВВП. Поэтому в современных условиях экономический рост начинает отождествляться с научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией производства.
Одним из интенсивных направлений развития мира за последние двадцать лет стали инновационные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Они оказывают огромное влияние на все стороны жизни современного общества: стимулируют экономический рост и модернизацию экономики России, определяют темпы научно-технического прогресса и социально-экономических преобразований. Соответственно растет спрос на услуги, аппаратное оборудование, программные продукты, как со стороны бизнеса, так и государственных структур. Сформировался реальный рынок производства и реализации телекоммуникационного оборудования, относительно большей по сравнению с другими отраслями промышленности и инвестиционной привлекательностью. Доступность информационных и телекоммуникационных технологий для населения становится одним из значимых критериев качества жизни.
В 2008 г. Россия заняла третье место в мире по объемам заказов на разработку программного обеспечения, что, по сравнению с рейтингом готовности стран к сетевому миру, составленному Всемирным экономическим форумом в 2007 г., когда Россия занимала — 72 место, по уровню развития «электронного правительства» — 92, считается весьма успешным достижением.
Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий определяется на разных уровнях от сайт-витрин до реализации схем электронной коммерции, включающей Интернет-магазины, интранет (объединение сетью своих сотрудников) и экстранет (подключение внешних партнеров). В отличие от автоматизированных систем управления отраслями и народным хозяйством широкое внедрение инновационных информационных технологий позволяет принципиально по-новому формировать организационные, экономические и управленческие отношения, возникающие на всех этапах предоставления информационных услуг. Известно, что дальнейшее развитие человечества связано с развитием информационного общества, как элементом постиндустриального общества (ПО). Это общество отличается способностью производить как аграрные, так и промышленные продукты, намного превышающие свои собственные потребности. Следовательно, общество вступило в период перепроизводства.
Информационные услуги общества определяются потребностями:
в коммерческой информации, использование которой необходимо бизнесу (списки фирм с адресами, курсы валют, объявления о продажах и покупках, сведения о товарах и др.);
в массовой информации (афиши театров и кинотеатров, расписание движения транспорта, станции медицинской помощи, справочные службы и др.);
государственных органов в информации, характеризующих деятельность органов местного самоуправления и относящихся к обслуживанию отдельных предприятий и населения, а также необходимостью сбора, хранения и предоставлением информации для других видов деятельности, включая управление производством, финансами и коллективом.
Надо отметить, что спрос на информационно-коммуникационные услуги и требования к функциональным особенностям и эффективности вообще и, особенно к корпоративным информационным системам в последнее время все более возрастает. Они обеспечивают интегрированное решение задач управления предприятием как по вертикали (от первичной информации до поддержки принятия решений высшим руководством), так и по горизонтали (все направления деятельности и технологические операции).
Развитие информационных услуг осуществляется, в основном, в рамках компьютерной сети Интернет, доступ к услугам которой выполняется через традиционные сети связи. В то же время в ряде случаев услуги Интернет, ввиду ограниченных возможностей их транспортной инфраструктуры, не отвечают современным требованиям, предъявляемым в условиях информационного общества.
Для создания условий формирования и развития рынка информационно-коммуникационных услуг, построения современной телекоммуникационной инфраструктуры, интеграции национальной информационной инфраструктуры в глобальную информационную систему Министерством связи РФ разработаны концептуальные положения и определены первоочередные мероприятия, включающие:
создание условий для формирования и развития рынка информационно-коммуникационных услуг в России, соответствующего мировому уровню;
построение современной телекоммуникационной инфраструктуры, соответствующей общеевропейским тенденциям развития сетей связи и учитывающей требования как существующих, так и новых услуг связи;
согласованное и скоординированное внедрение на сетях отечественных операторов связи новых транспортных технологий;
интеграцию национальной информационной инфраструктуры в глобальную информационную систему.
Наряду с возможностями развития информационных технологий в новых условиях хозяйствования, создаются предпосылки для перевода традиционных предприятий из потребителей информационных продуктов (вычислительной техники, офисного обеспечения, коммуникационного оборудования, программного обеспечения и др.) в производители информационной продукции (ИП). Формируемые предприятия в результате увеличения потребности в ИП должны быть ориентированы на создание расширенного комплекса образцов технологий с определенными требованиями, обеспечивающими потребности государственных структур и бизнеса с минимальными дополнительными затратами и риском. Понятно, что при всех прочих условиях решение об инвестировании в ту или иную информационную систему должно основываться на оценках эффективности с учетом фактора риска. При этом возрастет сложность принятия решения из-за новизны информационного продукта и неопределенности в поведении покупателей.
Надо отметить, что большинство требований представлено в стандартах ИСО серии 9000 и учтено в методологии SADT. Например, согласно ИСО экономическую деятельность компании следует рассматривать как процесс, в котором выделяются следующие составные части:
операционная деятельность;
обеспечение операционной деятельности;
измерение и анализ результатов операционной деятельности;
руководство процессом.
Каждый из процессов имеет для их реализации:
строго выделенные в определенном количестве в заданное время ресурсы;
продукт на входе, который подлежит качественному преобразованию в соответствии с задачами информатизации (для анализа, управления, логистики и т.п.);
критерии и ограничения решения задачи, т.е. условия автоматизации принятия решения;
результат поиска необходимого решения на выходе.
Например, интегрированная система управления класса ERP (Enterprise Recourse Planning) — ориентирована на выполнение комплекса задач по управлению предприятием. Она обеспечивает возможность учета, анализа, контроля и планирования финансов, материальных средств, производственных мощностей, а также человеческих ресурсов.
Главной задачей ERP-системы является обеспечение интегрированной обработки данных на любом уровне управления компанией. В результате можно исключить повторный ввод информации, и ее дублирование. Это повышает оперативность использования достоверных данных бизнес-процессов предприятия при принятии оптимальных управленческих решений по времени и ресурсам.
Системы стандарта ERP поддерживают управленческие функции:
управление финансами;
сбыт (включая складской учет, торговлю и маркетинг);
управление закупками;
управление кадрами;
логистику;
управление проектами.
Наряду с управленческими функциями, ERP-система позволяет контролировать выполнение планов и при необходимости рассчитывать и вносить необходимые коррективы в текущую деятельность предприятий.
В настоящее время на рынке корпоративных информационных систем (КИС) представлено большое число зарубежных разработок, направленных на решение следующих задач:
формирование отчетных показателей (налоговые службы, статистика, инвесторы и т.д.), получаемых на основе стандартной бухгалтерской и статистической отчетности;
разработку стратегических управленческих решений по развитию бизнеса на основе базы высоко агрегированных показателей;
разработку тактических решений, направленных на оперативное управление.
Как показывают исследования, основной трудностью при внедрении КИС является диагностика. Из-за отсутствия методического обеспечения объективно учесть все условия использования или других систем в конкурентных условиях бизнеса в настоящее время не представляется возможным.
Эффективная организация взаимодействия отдельных структурных единиц сформировалась на основе использования концепции процессного подхода в управлении. Суть этой концепции состоит в определении бизнес-процессов, которые определяют деятельность предприятия, для протекания которых создаются технологические и организационные условия с учетом эффективного использования ресурсов. При всей объективности, а, следовательно, и целесообразности использования процессного подхода в управлении он, к сожалению, не учитывает стохастичность деловых процессов, которая возникают не только в текущей деятельности предприятия, но при принятии стратегических решений.
Исследования показывают, что многообразие условий эксплуатации информационной системы и сложность их учета при проектировании системы не позволяет теоретически обосновать возможности ее использования в ряде областей применения. Следует также отметить, что чем сложнее бизнес и его конкурентная среда, тем выше требования к разработке и эксплуатации его программного и технического обеспечения информатизации. Из-за отсутствия информации об имеющейся инфраструктуре или квалификации пользователей системы, являющихся одними из факторов ее эффективного использования, возрастает неопределенность ее эффективности. С другой стороны, чаще всего незапланированные управленческие решения возникают в условиях нестационарных ситуаций, к примеру, связанных с всевозможными сбоями производства и снабжения. Поэтому информационная система должна рассматриваться как вероятностная система, учитывающая спектр возможных отклонений от принятых при ее проектировании решений. При этом выбранное решение должно иметь определенный «запас прочности», обеспечивающий принятие решений с учетом неопределенности ряда возникаемых ситуаций в бизнесе и, соответственно, в управлении предприятием. Нельзя исключить также ошибки, связанные непосредственно с планированием производства, а также с ошибками менеджеров, принимающих на их основе ответственные управленческие решения.
Отсутствие статистической информации об использовании информационного и технического обеспечения в разных условиях бизнеса, формирующих информационные технологии с определенными показателями, характеризующими их эффективное использование при проектировании информационных систем применительно к условиям бизнеса, определила разработку методики эффективного проектирования корпоративных информационных систем в неопределенной среде использования. Поскольку каждая проектируемая система информатизации, как правило, разрабатывается под определенные бизнес-задачи предприятия, она содержит как типовые элементы, присущие системам информатизации, так и отличающиеся задачами бизнеса. При этом любая, удачно запроектированная информационная система при изменении задач бизнеса или же отдельных процессов принятия решений подлежит изменению. Поэтому срок эффективного использования системы уступает возможностям ее использования в изменяющейся среде бизнеса.
Обоснованный выбор критерия или их системы является важнейшим вопросом постановки любой оптимизационной задачи. В ряде специальной отечественной и зарубежной литературе им неслучайно уделено особое внимание. Отметим, что изменения коснулись двух предметов оценки бизнеса. По справедливому замечанию профессора С.В. Валдайцева, к ним относятся [2, с.4]:
оценка фирм, которые могут основываться (но не обязательно) на оценке их имущества;
оценка бизнес–линий или продуктовых линий, обеспечивающих с некоторой вероятностью будущие доходы. Причем, бизнес-линии могут находиться в начале, середине и конце на разных стадиях жизненного цикла, что в свою очередь требует при определении эффективности принимаемых инвестиционных решений учета этого фактора.
Использование имитационной модели, описывающей возможно реальные процессы управления бизнесом, обеспечивает рациональное распределение менеджеров, принимающих управленческие решения информацией для анализа, оптимального планирования производства продукции в любом товарном ассортименте. При этом можно учитывать различные производственные ситуации, в которых менеджеры могут перераспределять загрузку производственных мощностей исходя из требований поставщиков и имеющихся ограничений (наличия материалов, приоритетности заказов, финансирования и т.п.), а также эффективно планировать загрузку отдельных модулей (бизнес-процессов) путем использования системы информатизации. Его использование при проектировании отдельных блоков информационных систем и их инвестировании позволяет повысить их функциональные возможности и тем самым надежность принимаемых решений.
В основе предложенного авторами решения о проектировании информационной системы управления предприятием лежит структурный подход, учитывающий задачи отдельных подразделений в управлении отдельными бизнес-процессами. Для обоснования подхода используется анализ функциональных связей взаимодействия в соответствии с задачами управления, структурой системы информатизации, а также условиями эксплуатации в информационном пространстве. Выявляются ее недостатки и узкие места с учетом стандартов IDEF0 (ICAM DEFinition). Модель в нотации IDEFO — это совокупность работ, каждая из которых оперирует с некоторым набором данных.
В результате проведенного анализа уточняется не только функциональная структура предприятия и деятельность отдельных подразделений, но и оценка предлагаемых решений по внедрению управления бизнес-процессами и комплексной системы управления предприятием.
В состав управления бизнес-процессами входят: планирование, учет, контроль и анализ деятельности всех взаимодействующих структурных единиц. Для них формируются определенные блоки, в которых содержится базовая исходная информация, определяющая своевременность и равномерность протекания бизнес-процессов. Учитывая отсутствие аналогов разработки и использования таких систем информатизации, авторы предложили для ее описания использовать модель, в основу которой положены события, которые реально могут происходить при управлении бизнесом на предприятии. Предлагается с помощью модели описывать последовательность действий и преобразований, присущих деятельности менеджера в производственных ситуациях, искусственно созданных и расширенных в результате использования имитационной модели на основе метода статических испытаний или метода Монте-Карло. Этот метод получил широкое распространение в случаях отсутствия информации и задачах, которые нуждаются в вероятностном описании и получении ответов с обоснованно выбранной доверительной вероятностью. Считается, что для полного вероятностного описания управления отдельным участком управления в дискретные отрезки времени в течение года 0, t1, t2, ... ,t12 особое внимание уделяется спросу на управленческие решения. При формировании плана происходит случайный набор некоторого управленческого решения, на спрос которого влияют многочисленные факторы технологического, организационного и рыночного характера. Поскольку влияние каждого фактора на управленческое решение, в общем-то, незначительно, естественно полагать, что спрос на принятие управленческих решений согласно центральной предельной теореме (теорема А. Ляпунова) подчиняется закону нормального распределения. Если в результате многократного повторения описанного процесса исчерпываются возможности управленческих решений, то в дальнейшем они в определенном периоде времени (месяце) не рассматриваются.
При определении спроса на управленческие услуги надо учитывать допустимые отклонения от их математического ожидания и риск принимаемых решений при формировании решений об инвестировании системы информатизации с учетом заданного критерия оптимальности.
Полученная в результате использования метода статистических испытаний информация обрабатывается, анализируется и оценивается с учетом доверительной вероятности 0,95. Месячное задание предприятия в части управления производством и другими, присущими ему участками хозяйствования будет составлять М.О. ± 2G, где
М.О. — математическое ожидание; G — среднеквадратическое отклонение.
Использование предлагаемой модели позволяет также лучшим образом определять структуру и загрузку программного и технического обеспечения управления, которое при всех прочих условиях будет способствовать снижению проектных рисков, бизнес и технических рисков, сокращению риска от несвоевременного принятия управленческого решения.


Литература
1. Бугорский В.Н. Сетевая экономика: учеб. пособие. — М.:Финансы и статистика, 2008. — 256 с.
2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: учеб. 2 изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2006. — 360 с.
3. Вендеров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия