| | Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Левченко Т. П. профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Сочинского государственного университета туризма и курортного дела,
доктор экономических наук Баранова А. Ю. старший преподаватель кафедры мировой экономики Сочинского государственного университета туризма и курортного дела,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены экономические составляющие индустрии гостеприимства, эффективное управление которыми позволит решить ряд экономических и социальных проблем региона | Ключевые слова: услуги, индустрия гостеприимства, управление, методы ценообразования, туризм | Услуги индустрии гостеприимства, как и любые другие услуги, формируются на туристском рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос на услуги индустрии гостеприимства формируется под воздействием следующих факторов: потребности рекреантов в лечении и отдыхе; финансовые возможности рекреантов; наличие соответствующего качества предоставляемых услуг; наличие аттракторов на территории курорта; развитие делового туризма.
Предложение на услуги индустрии гостеприимства формируется под воздействием факторов: емкость размещения; ценовая политика предпринимательских структур индустрии гостеприимства; государственное регулирование ценообразования услуг санаторно-курортных организаций через фиксированные размеры дотаций на путевки; наличие финансовых, трудовых, лечебных и инвестиционных ресурсов; структура издержек; экономическая политика органов власти; научно-техническое и материальное оснащение; уровень управления и контроля, позволяющие оперативно отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры и сократить риски.
Экономическая специфика индустрии гостеприимства заключается в том, что отдыхающие тратят деньги не только непосредственно на лечение и отдых, но и на товары и услуги организаций других отраслей (услуги транспорта, мобильной связи, турфирм, покупка товаров широкого потребления). В связи с этим расходы на услуги индустрии гостеприимства подразделяются на прямые (оплата услуг индустрии гостеприимства) и косвенные (приобретение других товаров и услуг при нахождении на курорте).
По времени осуществления расходы отдыхающих подразделяются на: предшествующие затраты (покупка проездных билетов, соответствующей одежды и обуви для поездки, приобретение страховки, оплата туристской путевки); текущие затраты (расходы, осуществляемые на территории курорта); затраты будущего потребления (расходы, связанные с покупкой сувениров, спортивных снаряжений, приобретение литературы в период конференций).
Для экономики курорта больше интересны затраты текущего и будущего потребления; для регионов, где проживают отдыхающие, — затраты, которые предшествуют поездке. Исходя из ограниченности сбережений рекреантов следует то, что чем больше они потратят денег до поездки, тем меньше после поездки и на территории курорта. Сократить предшествующие расходы отдыхающих можно за счет отказа от услуг турфирм, если руководителям предпринимательских структур индустрии гостеприимства наладить контакты по привлечению рекреантов с их работодателями.
Приобрести услугу индустрии гостеприимства можно, вступив в определенные экономические отношения как непосредственно с производителями этих услуг (организации индустрии гостеприимства), так и с предприятиями, реализующими турпродукт (туроператоры, турагенты), то есть на «рынке туристских услуг».
Существует несколько точек зрения на рынок туристских услуг [2, 8, 9]. В современной литературе не существует понятия «рынок индустрии гостеприимства». Но теоретически можно представить, что в отличие от рынка туристских услуг особенностью рынка индустрии гостеприимства является то, что в роли продавцов выступают не туроператораторы и турагенты, а исключительно организации — исполнители, которые помимо услуг проживания, лечения, досуга и питания, предлагают сегодня услуги бронирования билетов, экскурсионные услуги, развлекательные и т.д.
Необходимо обратить внимание на двойственную сущность функционирования рынка индустрии гостеприимства. С одной стороны, ему присущ механизм взаимосвязи спроса и предложения, а с другой стороны, стимулом продавцов услуг является конкуренция. Причем механизм спроса и предложения и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой (рис.1). |
| |
|
|