Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Маркушина Е. В.
аспирант Межрегионального открытого социального института (г. Йошкар-Ола)

Кластеры и кластерные стратегии в развитии экономики региона
В статье рассматривается сущность кластеров, их типы и стратегии, применяемые для развития экономики региона, повышения конкурентоспособности региональных предприятий. Показано, что реализация кластерной стратегии в составе общей региональной стратегии развития дает возможность повысить конкурентоспособность региона и вывести его на новую модель экономического роста
Ключевые слова: кластер, кластерный подход, кластерная стратегия, конкурентоспособность, инновационная политика

Для развития экономики региона необходимо применение такой формы организации и кооперации труда, которая могла бы обеспечить накопление и эффективное использование ресурсов территории. К таким формам можно отнести кластеры. Согласно теории М. Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. М. Портер в своей книге «Конкуренция» кластер рассматривал как способ повышения конкурентоспособности экономической системы. В настоящее время кластеры формируются на уровне региона или субъекта, какой-либо системы [4].
Наиболее эффективное существование кластера рассматривается как «симбиоз кооперации и конкуренции», учитывающий положительные синергетические эффекты территориальной агломерации. Синергетический эффект может быть достигнут в результате сотрудничества и эффективного использования возможностей всех заинтересованных партнеров в длительном периоде. Конкуренция внутри кластера помогает оптимизировать систему, а обмен информацией, специалистами, технологиями позволяет развивать систему и дает возможность перетекать финансовым ресурсам в сектора, наиболее необходимые для развития кластера [3].
Различают два вида стратегий, которые дополняют друг друга:
— стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах;
— стратегии, направленные на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров [7].
В зависимости от стратегии развития кластеры можно поделить на следующие типы:
1. Инфраструктурно-инновационный кластер формируется вокруг системы гарантированного потребления продукции и используется уже существующая инфраструктура, но с применением принципиально новых технологических решений.
2. Инновационный кластер формируется на основе принципиально новых инфраструктур не существующих до этого. В данном кластере невозможно просчитать гарантированный спрос продукции и формирование данного кластера возможно только под гарантии государства.
3. Ультраструктурный или метапромышленный кластер формируется на основе преобразования существующей промышленности, причем создается наиболее передовая технология вокруг которой формируется необходимая система предприятий.
4. Заимствованный кластер формируется на примере зарубежного опыта применяемых технологий и основывается на импортозамещающих технологиях.
Во многих источниках экспертами описаны 7 основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
— географическая — построение пространственных кластеров экономической активности;
— горизонтальная — соединение нескольких отраслей в один большой кластер;
— вертикальная — присутствие в кластерах смежных этапов производственного процесса, при выделении инициатора и конечного исполнителя инноваций;
— латеральная — объединение разных секторов, которые обеспечивают экономию за счет эффекта масштаба;
— технологическая — объединение отраслей, пользующихся одной и той же технологией;
— фокусная — объединение предприятий вокруг одного центра — предприятия, НИИ или учебного заведения;
— качественная — сотрудничество фирм, позволяющее подавлять инновационные процессы и поощрять защитное поведение. В этом случае могут стимулироваться инновационные процессы с помощью взаимосвязи с поставщиками, с одной стороны, и могут перекладываться расходы на партнеров и ущемляться права в финансовом отношении, с другой стороны [7].
С точки зрения валового регионального продукта кластеры рассматриваются как механизм перехода к новому техно-промышленному и социо-культурному укладу, а также как способ формирования резервных систем развития экономики региона.
Высокая конкурентоспособность и стабильность кластерных хозяйственных систем определяется факторами, которые способствует развитию региона:
— распространение новых технологий;
— характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования;
— государственная политика и промышленность.
В связи с этим можно выделить особенности кластерных систем:
— наличие крупного предприятия — лидера (якорного предприятия), определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
— территориальная локализация основной массы субъектов экономики — участников кластерной системы;
— устойчивость хозяйственных связей субъектов экономики — участников кластерной системы, доминирующее значение этих связей для большинства ее участников;
— долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационные процессы основных систем управления, контроль качества и пр.;
— ориентация продукции кластеров, как правило, на экспорт или импортозамещение [5].
Создание кластеров в региональной экономической системе формирует целый ряд преимуществ[1]:
— эффективное взаимодействие органов власти с бизнесом. Представители администрации участвуют в координационном совете и выступают равноправным партнером, влияя на принятие организационных и экономических решений в кластере;
— помогает выявлять проблемы и сильные стороны соответствующего сектора экономики с помощью достоверной информации о деятельности предприятий, рынках сбыта и трудовых ресурсах;
— повышает эффективность малых предприятий, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в бюджет региона;
— снижает барьеры выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы для средних и малых предприятий;
— повышает общую экономическую устойчивость предприятий как внутри кластеров, так и за его пределами и дает возможность предприятиям малого и среднего бизнеса получать доступ к финансовым ресурсам, которые раньше не были доступны;
— предприниматели могут систематизировать возникающие проблемы и пути их преодоления совместными усилиями;
— способствует улучшению кадрового обеспечения предприятий;
— появляется инфраструктура для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
— снижаются издержки производства;
— появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки.
Основу формирования кластеров в регионе составляют следующие компоненты:
— научные лаборатории, в которых создаются новые технологии;
— экспериментальные производства по созданию промышленных образцов и апробации новых технологий;
— промышленно-технологические группы, осуществляющие серийное производство;
— маркетинговые группы для продвижения товара и формирования устойчивого спроса;
— управленческие структуры, включающие совет инвесторов, который принимает решение о приоритетном финансировании того или иного проекта;
— экспертный совет, рассматривающий различные проекты по мере их подготовки к реализации [3].
В зарубежном опыте формирования кластеров выделяют следующие варианты их построения:
— «сверху вниз» — органы власти определяют стратегию кластеров, выделяют ресурсы, формируют координационный совет;
— «снизу вверх» — возникает в результате объединения отдельных проектов и программ, инициатива исходит от хозяйствующих субъектов;
— смешанный — сочетает в себе оба варианта [1].
Выбор того или иного варианта зависит от органов власти, насколько они готовы идти на взаимосвязь с бизнесом. Без поддержки со стороны органов власти невозможно существование кластеров. В связи с этим в мировой практике выделяют следующие формы стимулирования малых инновационных предприятий в рамках кластеров:
— прямое финансирование, до 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США);
— предоставление ссуд без выплаты процентов (Швеция);
— целевые дотации на научно-исследовательские разработки;
— создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
— безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
— снижение государственных пошлин для индивидуальны изобретателей (Австрия, Германия, США);
— отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
— бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия) [7].
Успешная реализация проектов по стимулированию кластеров возможна при наличии региональной стратегии. При разработке региональной стратегии необходимо учитывать ключевые точки роста региона в целом. Кластеры, в региональном аспекте соединяя в себе фундаментальную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства создают условия для перевооружения промышленности, определяют приоритетные инвестиционные вложения и формируют комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений. Привлечение инвестиций в кластеры обеспечивают мультипликативный эффект развития экономики региона. Кластеры способствуют внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, чем обеспечивают устойчивость региональной экономики в динамичной рыночной среде [3].
Региональный кластер представляет собой совокупность фирм, университетов и других организаций, связанных в определенной производительной области в определенном регионе, где синергия достигается при помощи конкуренции и кооперации между участниками. Среди характеристик региональных кластеров следует отметить открытость, распространяющуюся за пределы внутрирегиональных сетей и имеющую цель использовать внешние ресурсы [6].
Развитие кластерной стратегии дает возможность развития инновационной политики региона. Так, например Республика Татарстан, является ярким примером развития кластерной стратегии развития региона. Главной стратегической задачей Республики Татарстан является смена сложившейся модели экономического роста: от «нефтяного» к инновационному росту. В связи с этим правительством РТ постоянно поддерживается важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.
Развитие инновационной экономики Республики Татарстан возможно на основании создания и развития кластерного подхода в управлении экономическими процессами. Данный подход рассматривается как необходимое условие для поступательного, прорывного развития экономики любой территории, любого государства. Повышение конкурентоспособности территорий и производственных комплексов возможно путем реализации кластероориентированной территориальной политики.
Татарстан — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района, где развита нефтедобыча (ОАО «Татнефть»), нефтепереработка, нефтехимический комплекс (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина» и др.), машиностроение (ОАО «КАМАЗ», ОАО «Соллерс») и авиастроение. В связи с этим на сегодняшний день в Республике Татарстан можно выделить несколько сформированных кластеров:
— автомобильный с территориальной принадлежностью г. Набережные Челны и якорным предприятием ОАО «КАМАЗ»;
— нефтепереработка, нефтехимия с территориальной принадлежностью г. Нижнекамск и якорным предприятием ОАО «Нижнекамскнефтехим»;
— электроэнергетика с территориальной принадлежностью г. Казань и якорным предприятием ОАО «Татэнерго».
Помимо сформированных кластеров, в Республики Татарстан существуют и перспективные, к которым можно отнести строительный, агропромышленный и IT-кластер. Данные кластеры постепенно развиваются, но существуют различные проблемы, которые задерживают развитие. Так, например, в строительном кластере нет якорного предприятия и отсутствуют трудовые ресурсы, в связи, с чем коэффициент локализации составляет менее 25%. В IT-кластере другая проблема, нет соответствующих трудовых ресурсов для развития данного сектора. На самом низком уровне развития находится агропромышленный кластер, где кроме отраслевого Вуза ничего нет и поэтому его сложнее всего развивать. В этом отношении необходимо создание кластера по варианту «сверху вниз», где стратегию развития кластера должны предложить органы власти, а не ждать инициативы от хозяйствующих субъектов, так как на сегодняшний день агропромышленный комплекс рассматривается как низкорентабельный и неэффективный.
Создание особой экономической зоны (ОЭЗ) с особым режимом предпринимательской деятельности является проявлением кластерной политики в регионе. ОЭЗ были сформированы рынком, на основании «якорных» резидентов — мощных компаний, конкурентоспособных на мировом рынке и распространяющих свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. Кроме этого государство создает вокруг ОЭЗ необходимую инфраструктуру и благоприятные условия для возникновения и развития потенциальных кластеров.
Такой подход к реализации кластерной политики в рамках проекта по созданию ОЭЗ способствует повышению эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формированию единого видения развития бизнеса и власти, развитию взаимодействия между поставщиками и производителями, образовательными учреждениями, финансовыми и государственными институтами. В результате за счет развития специализации, аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие инфраструктуры [2].
Примером создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа является созданная в 2005 г. в Елабужском районе Республики Татарстан Особая экономическая зона «Алабуга». Основной целью создания ОЭЗ в Республике Татарстан является содействие развитию экономики республики и России в целом с помощью создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства компонентов, автомобилей, создание производств химической, нефтехимической, обрабатывающей промышленности, фармацевтической и авиационной отраслей.
Приоритетными направлениями развития ОЭЗ «Алабуга» можно назвать следующие:
— создание инженерной и транспортной инфраструктуры;
— создание таможенной инфраструктуры;
— создание деловой инфраструктуры;
— создание социальной инфраструктуры;
— взаимодействие с инвесторами и резидентами с помощью организации PR-компании, проведения комплекса маркетинговых мероприятий;
— кадровое обеспечение ОЭЗ.
Конкурентные преимущества ОЭЗ заключаются в предоставлении резидентам комплекса преференций, позволяющих создать на их территории благоприятную среду для организации и ведения высокотехнологического бизнеса. На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, что позволяет ввозить и вывозить сырье, материалы, технологические компоненты без уплаты налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины. При вывозе готовой продукции налог на добавленную стоимость и таможенная пошлина взимаются. Региональными законами предусмотрены льготы в размере 4% по уплате налога на прибыль в той части, которая зачисляется в бюджет субъекта РФ, а также освобождение от уплаты земельного и имущественного налогов.
На территории ОЭЗ создана служба «Одного окна», где предоставляются государственные и муниципальные услуги, и была запущена информационная система «Электронный портал», который связывает между собой все особые экономические зоны России. В работе системы принимают участие представители органов исполнительной власти, оказывающие наиболее востребованные резидентами ОЭЗ услуги, в том числе Федеральная налоговая служба России, Федеральная таможенная служба России, Федеральная миграционная служба России, пенсионный фонд России и другие службы. В рамках данной системы резиденты и другие участники ОЭЗ могут решать вопросы, связанные с заключением соглашений о ведении деятельности на территории ОЭЗ, земельно-имущественными отношениями, проектированием и строительством объектов недвижимости, ввозом товаров в режиме свободной таможенной зоны, привлечением иностранной рабочей силы. Это будет способствовать сокращению издержек резидентов, созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и созданию уникального государственно-частного партнерства [2].
При создании кластеров необходимо использовать новые фундаментальные научные решения, которые помогут вывести экономику региона на новый уровень развития — инновационный. Правильно принятая политика поддержки кластеров в регионе — действенный инструмент конкурентоспособности региона, инновационного потенциала, темпов экономического роста, а также важное условие обеспечения устойчивости и экономической независимости региона в условиях глобализации. Региональный кластер должен стать местом, где непрерывно циркулируют человеческие ресурсы, организации и технологии. В этом отношении полезными могут стать международные межкластерные обмены опытом, товарами и информацией.
Создание кластеров способствует развитию конкуренции между регионами, что позволяет привлекать дополнительные инвестиции в развивающиеся регионы со всей России. Кроме того, кластеры дают возможность развиваться регионам на основе новых технологий.


Литература
1. Карпова Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. — 2007. — № 4.
2. Ляховский Д. Кластерный подход: [Электронный ресурс]. www.metalinfo.ru
3. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 3. — С. 355–358.
4. Портер Майкл Э. Конкуренция. — М: Изд. дом «Вильямс», 2005.
5. Проект концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан: [Электронный ресурс]. www.mert.tatar.ru
6. Семенова Н. Кластеризация — новое явление в мировой экономике и политике // www.nikst.ru
7. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. — 2003. — № 5.
8. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием: [Электронный ресурс]. www.subcontract.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия