| | Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Буров В. Ю. заведующий кафедрой финансов и кредита Читинского государственного университета
| |
| | На основе проведенных исследований предлагается структура организационно-экономического механизма по противодействию теневой экономике на примере Иркутской области. В качестве основной цели функционирования данной системы выступает политика субъектов малого предпринимательства по противодействию теневой деятельности | Ключевые слова: теневая экономика, малое предпринимательство, политика, издержки, налог, доходы | Обеспечение стабильного экономического роста в условиях экономического кризиса является актуальной проблемой, которая требует решения. Одним из факторов резерва роста экономического потенциала является снижение доли теневой деятельности малого предпринимательства (далее МП). При определенных экономических условиях теневая экономика превращается в один из доминирующих, системообразующих секторов экономических отношений, который определяет направленность развития всей социально-экономической системы и при этом создает условия для своего функционирования, что в полной мере касается деятельности субъектов МП.
На сегодняшнем этапе деятельность субъектов МП и участников неформального сектора окочательно сформировалась как многоуровневая система межхозяйственных связей, объединяющая официальный — учитываемый (правовой) и теневой (внеправовой) секторы экономики.
Проблема экономических последствий теневой экономической деятельности малых предприятий, характеризующихся величиной теневых издержек, а также недополученных бюджетами всех уровней налогов столь остра, что анализ ее причин и поиска путей по ее решению, является сегодня одной из важнейших задач.
Причинами теневой деятельности МП являются неадекватные экономические условия в виде высоких налогов, недобросовестной конкуренции, отсутствием доступа к ресурсам, незащищенностью собственности, отсутствием имущественной поддержки.
Теневая экономика субъектов малого предпринимательства представляет собой совокупность экономических отношений, является полностью или частично неправовой, неучитываемой и неконтролируемой. Она осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, с целью получения предпринимательского дохода и выполняющая двойственную роль: позитивную — сглаживание отрицательных условий по развитию бизнеса; негативную — антисоциальное перераспределение доходов общества и уменьшение его благосостояния, снижение эффективности системы управления экономикой.
По результатам проведенных исследований выяснено, что налоговая нагрузка не является основной причиной, по которой субъекты МП осуществляют свою деятельность в теневом секторе. Опросы среди представителей малого бизнеса показали, что основными причинами их теневой деятельности, являются административные барьеры, отсутствие имущественной и ресурсной поддержки, а причину «высокие налоги» предприниматели ставят на последнее место (табл. 1) *. | | Таблица 1
Основные причины теневой деятельности с точки зрения субъектов МП (по значимости причины) | | Необходимо отметить также специфические экономические факторы, влияющие на деятельность МП, в условиях мирового экономического кризиса:
● резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования;
● высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса;
● увеличение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий; сокращение масштабов деятельности.
В нынешней кризисной ситуации теневая экономика МП имеет тенденцию к своему увеличению.
Методом опроса, анкетирования и экспертной оценки исследована практическая деятельность МП в теневом секторе экономики, что позволило определить объем, структуру теневого оборота (дохода) и структуру расходования этих средств (рис. 1). | | | Рис. 1. Структура расходов теневого оборота субъектов МП | Процесс исследования издержек в теневом обороте вызвал необходимость ввести понятия:
● теневые издержки потребления — используются на поддержку материальной составляющей бизнеса;
● теневые издержки доступа — издержки, связанные с правом осуществления деятельности в теневом секторе экономике — доступом к ресурсам, защитой прав собственности, заключением и обслуживанием деловых отношений, при этом они связаны не с платой за ресурсы, а с платой за получение права на их использование. Теневые издержки доступа эквивалентны сумме коррупционных издержек, издержек защиты и издержек теневой конкуренции.
Уточнены термины «коррупционные издержки»; «издержки теневой конкуренции»; «издержки защиты»;
● коррупционные издержки — неофициальная оплата неправовой услуги работника негосударственного предприятия, чиновника государственного предприятия, производимая заинтересованным лицом при положительном решении его вопросов, которые непосредственно влияют на повышение эффективности деятельности заинтересованного лица или скрывают имеющиеся правовые нарушения;
● издержки теневой конкуренции — доля денежного «дохода» руководителей и работников организации, предприятий, чиновников государственных организаций и учреждений, получаемого ими от заинтересованного лица, при свершении коммерческих сделок, производимых в ущерб предприятию, организации, учреждению;
● издержки защиты — оплата лицу или группе лиц, выполняющих функции защиты от неправомерных посягательств на собственность или на часть денежных доходов другого лица, группы лиц, предприятия. Ими может быть представитель криминальных группировок, работники правоохранительных органов, спец. служб, государственные чиновники.
На основании предложенной структуры теневого оборота субъектов МП проведен его сравнительный анализ, основанный на исследованиях за 2008–2009 гг. и исследованиях О. Шестоперова [1]. Полученные результаты во многом идентичны, хотя показатели используемые О. Шестоперовым были получены в 1999–2002 гг. Это подтверждает тот факт, что теневая составляющая в оборотах малых предприятий и издержки функционирования в теневом секторе экономики остаются на прежнем уровне (табл. 2).
Субъекты сектора МП выдерживают определенную финансовую нагрузку (рис. 2).
Оплаченная цена доступа равна сумме оплаченных налогов и различных платежей за право заниматься бизнесом (цена входа) и теневым издержкам доступа. Полная цена доступа эквивалентна сумме начисленных налогов, цене входа и теневым издержкам доступа.
Анализ теневой деятельности МП показывает, что необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений: предпринимателей и физических лиц (рис. 2).
Одним из путей является снижение издержек функционирования субъектов МП в официальном секторе экономики — уменьшение налоговой нагрузки. Для решения поставленной задачи, необходимо рассчитать суммы оплаченных и не оплаченных налогов, размеры теневых издержек, что является трудноразрешимой проблемой. | | Таблица 2
Сравнительный анализ оборота субъектов МП и издержек функционирования в теневом секторе экономики РФ | | * Оценка теневого оборота 31–42%, принимаем средний результат 36%.
** Издержки функционирования в теневом секторе экономики равны теневому обороту. | Возможности оценки масштабов теневой экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Современными учеными проанализированы, дополнены и разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики. В исследованиях А. Яковлева и О. Воронцовой рассматриваются методические подходы на микроуровне, используются косвенные и прямые методы в выявлении «неучтенного наличного оборота».
При проведении анализа масштабов теневой деятельности субъектов малого предпринимательства использован метод экономического анализа — специальных расчетных показателей, полученных в исследованиях и из данных органов статистики. В качестве специальных расчетных показателей, полученных органами статистики, в ходе выборочных исследований деятельности малых и средних предприятий, применялись аналитические показатели: рентабельность; сальдированный финансовый результат * (табл. 3) *.
Ориентируясь на рентабельность средних предприятий 13,2% — за 2006 и 13,1%– за 2007 гг. (см. табл. 2), принимаем рентабельность Rr = 8%. Расчеты позволили выявить суммы недополученных и уплаченных налогов (начисленные налоги) 1328,77 млрд руб. за 2006 г. и 1923,1 млрд руб. за 2007 г., что является величиной издержек, которую должны были бы заплатить предприниматели, осуществляя свою деятельность в официальном секторе (учитываемая деятельность). При этом оплаченная цена доступа равна 1270,4 млрд руб. за 2006 г. и 1762,4 млрд руб. за 2007 г., что практически эквивалентно сумме начисленных налогов.
Для более глубокого анализа издержек функционирования при различных экономических условиях: налоговых ставках и уровне теневой составляющей деятельности МП, был проведен расчет двух дополнительных вариантов. Первый (основной вариант) расчет по реально существующим показателям; второй — (предлагаемый вариант) расчет по предлагаемым показателям, при которых создаются адекватные экономические условия, исходя из предлагаемого уровня налоговых ставок и платежей. Расчет ведется при изменении ставки налога на прибыль с 20 до 10%, ЕСН с 26 до 23%, налога на доходы при упрощенной системе налогообложения — с 15 до 5%, налога на доходы — с 6 до 3%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — с 13 до 5%, единого социального налога (ЕСН) — с 26 до 21%, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — с 14 до 10%. Данные расчета представлены в табл. 4. | | | Рис. 2. Структура полной и оплаченной цены доступа | | Таблица 3
Основные экономические и финансовые показатели деятельности МП и ИПБОЮЛ, используемые при расчете издержек | | * Без внешних совместителей. | При сравнении с основным вариантом, характеризующий сегодняшнюю официальную и теневую деятельность предпринимателя, во втором варианте выгоду получает государство — увеличение доходов с 544,3 до 1034,6 млрд руб. то есть в 1,9 раза. Сумма теневых издержек снижается с 726,0 до 121,0 млрд руб., — на 605,0 млрд руб., а оплаченная цена доступа снижается на 114,8 млрд руб. — за 2006 г. Соответственно за 2007 г. — увеличение доходов с 834,2 до 1446,9 млрд руб. то есть в 1,7 раза. При этом сумма теневых издержек снижается с 928,2 до 154,9 млрд руб., — на 773,3 млрд руб., а оплаченная цена доступа снижается на 160,6 млрд руб. 2007 г. (табл. 4).
Данный расчет подтверждает, что предлагаемый нами уровень налоговых ставок и взносов является теми экономическими условиями, которые способствуют эффективной деятельности МП в официально-учитываемом секторе экономики, что позволит снизить уровень теневой деятельности сектора МП до 10%.
Снижение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учитывает тот факт, что оно коснется только работников сектора малого предпринимательства, не более 20 млн. чел. денежные доходы которых практически скрытые, что соответственно ведет к не уплате этих налогов и платежей. НДФЛ и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников средних и больших предприятий, корпораций и бюджетных организаций выплачивается в полном объеме, т.е. предлагаемые нами снижение налоговых нагрузок для субъектов МП не повлияет негативно на уровень социальной защищенности населения нашей страны.
Способы государственного воздействия на теневую деятельность субъектов малого предпринимательства занимают важное место в структуре механизма хозяйственного регулирования. Они сдерживают действие негативных факторов и предотвращается перетекание ресурсов из реального сектора в нелегальное производство, нейтрализуются предпринимательские и финансовые риски, усиливается контроль за этими явлениями со стороны государства и общества. Представим систему целей и задач государственной концепции противодействия теневым экономическим отношениям (рис. 3).
Главной целью государственной политики в противодействии теневой экономики в России на всех уровнях является создание высокоэффективного механизма противодействия, обеспечивающего широкие возможности участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов государственного управления всех уровней, общественных и политических организаций, объединений и партий.
На основе проведенных исследований предлагается структура организационно-экономического механизма противодействия теневой экономике сектора МП на примере Иркутской области. В качестве основной цели функционирования данной системы выступает формирование политики противодействия теневой деятельности субъектов МП, с одной стороны, и стимулирование развития официального сектора МП, с другой (рис. 4).
Со стороны правительства Иркутской области в данном механизме предполагается участие вновь созданной службы «Департамент по развитию малого предпринимательства и ограничению теневой деятельности», который является организационной структурой.
Правовое обеспечение включает формирование правовых предпосылок для создания политики противодействия теневой деятельности на всех уровнях хозяйствования.
Блок мониторинга должен обеспечить непрерывный контроль над процессами, происходящими в секторе теневой экономики, и их влиянием на деятельность сектора МП. Функцией данного блока является анализ количественных и качественных изменений в теневом секторе. | | Таблица 4
Сравнительный анализ издержек функционирования субъектов МП при различных экономических условиях за 2006 и 2007 гг. | | | | Рис. 3. Система целей и задач государственной концепции противодействия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства | | | Рис. 4. Структура организационно-экономического механизма противодействия теневой экономике МП на примере Иркутской области | Научно-методическое обеспечение предлагается поручить Байкальскому Государственному Университету Экономики и Права (БГУЭП) с привлечением научного потенциала Иркутской области.
Реализация механизма противодействия теневой деятельности сектора МП с учетом предлагаемого снижения налоговой нагрузки позволит через развитие сектора МП диверсифицировать структуру экономики, усилить социальную защищенность населения и приведет к увеличению добавленной стоимости производимой продукции.
Государственное воздействие на теневую экономику должно принять форму комплексной программы государственной политики, рассчитанной на длительную перспективу. Эта тема приобретает еще большую актуальность, если учесть, что в стране формируется новая политическая обстановка, повышается экономическая роль государства и его ответственность перед гражданами России. |
| |
|
|