| | Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Круглов Д. В. докторант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье анализируются вопросы происхождения и развития контроллинга и его роли. Выделяются этапы развития контроллинга. Производится ретроспективный анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей проблематики контроллинга | Ключевые слова: управление, информация, контроллинг, управленческий учет, стратегическое планирование, управленческое решение | В широком смысле «контроллинг» можно трактовать как систему комплексной информационно-аналитической поддержки руководства предприятия, действующего в рыночной среде. Появление и развитие системы контроллинга тесно связано с изменениями в общественном производстве и структуре рыночной экономики. Если в качестве критерия периодизации рыночной эволюции положить доминирующий тип взаимоотношения производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), указанная периодизация может быть представлена следующими этапами:
1. Преобладание рынка продавца до 50-х гг. XX века. Сугубо производственные приоритеты, ориентированные на увеличение выпуска и рост производительности труда, приводят к тому, что в менеджменте преобладает производственный, а затем и управленческий учет. Контроллинг поглощается управленческим учетом. Контроллеры занимаются калькуляцией себестоимости, учетом, счетоводством и обеспечивают менеджеров нужной информацией для принятия результативных решений.
2. В 60–80-х гг. XX века на смену рынка продавца приходит рынок покупателя, что приводит к обострению конкуренции и развитию разнообразных методов привлечения потребителя. Как следствие, акцент в системе управления фирмами переносится в информационную сферу, охватывающую как внутреннюю, так и внешнюю среду бизнеса. Развитие стратегического планирования усиливает потребность в координации работы менеджеров всех уровней. Как следствие, контроллинг выделяется в самостоятельную службу, которая обеспечивает решение специфических задач, связанных с планированием, контролем, принятием решений и др.
3. В современных условиях миссия контроллинга смещается в направлении главных источников эффективности организации: технологические, организационные и продуктные инновации; управление затратами; контроль и оценка эффективности; краткосрочное бюджетирование.
Тем не менее среди исследователей контроллинга нет единого подхода к трактовке этого понятия и, как следствие, отсутствует согласованное мнение о роли и месте контроллинга в системе управления предприятием. В экономических источниках зарубежных и отечественных авторов встречается множество трактовок контроллинга. Поэтому представляет существенный интерес сравнительный анализ и классификация различных подходов к определению данного явления.
Один из ведущих исследователей в данной сфере, немецкий экономист Д. Хан рассматривает контроллинг как информационное обеспечение управления предприятием, ориентированное на результат и включающее решение комплекса задач по планированию, регулированию и контролю [2].
Специалист по контроллингу Т. Райхман, разделяя в целом подход Д. Хана, конкретизирует его, акцентируя внимание на функциях сбора и обработки информации, а также координации и контроля [3]. Обращает на себя внимание предложенная Э. Майером предельно широкая трактовка контроллинга как общей концепции эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования [4]. Чрезмерным лаконизмом отличается определение Ч. Фольмута, согласно которому контроллинг — это система, ориентированная на цели, будущее и узкие места [5].
П. Хорват делает вывод о том, что контроллинг обеспечивает информацией руководство предприятия и настраивает его на реагирование, адаптацию и координацию к меняющимся условиям внешней и внутренней среды для своевременной реализации намеченных целей [7]. С точки зрения исследователей Г. Пича и Э. Шерма, контроллинг — это функция управления, заключающаяся в рефлексии решений, которые касаются других управленческих функций, и рефлексия выходящего за пределы той или иной функции и внутрифункционального согласования этих решений [8]
Анализ отечественной литературы в области экономики и менеджмента, посвященной проблематике контроллинга, свидетельствует о возросшем интересе ученых и специалистов к этой сфере деятельности. Усилиями отечественных исследователей — Е.А. Ананькина [9], А.М. Карминского [11], В.Б. Ивашкевича [10], Ю.Г. Одегова, Т.В. Никоновой [12] и многих других — понятие и содержание контроллинга конкретизировалось и увязывалось с вопросами управленческого учета, стратегического планирования и программно-целевого управления, организации бизнес-процессов, бюджетирования и т.д.
В целом, с некоторой долей условности указанные трактовки и определения можно, на наш взгляд, разделить на 3 большие группы:
1. контролллинг как функция системы управления предприятием. Он является одной из функций менеджмента (В. Кустерманн, Х. Штайманн, А.К. Макальская);
2. контроллинг как система, оказывающая помощь в выполнении ряда функций управляющей системы (Д. Хан, Т. Райхман, Х. Кюппер, А. Дайле, М.С. Зеленский и др.);
3. контроллинг как концепция системного управления предприятием, т.е. он полностью обеспечивает функционирование всей системы менеджмента. (Г.С. Токаренко, Э. Майер, Х. Фольмут, П. Хорвард, Н.Г. Данилочкина, А.М. Карминский, Н.К. Гогуа, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г Фалько, С.В. Гришунин).
Представляется, что на сегодняшний день все больший интерес теоретиков и практиков привлекает концепция контроллинга как системного управления предприятием. Исследование контроллинга при таком подходе может быть реализовано, на наш взгляд, на основе системного подхода, который характеризуется стремлением оценить влияние каждого фактора при их сопоставлении друг с другом, учесть все факторы при выработке решений, понять взаимосвязь различных явлений.
Критически важное значение имеет способность системы моделировать внешнюю среду. Чтобы оградить себя от разрушения, она должна определенным образом принимать информацию о внешних и внутренних сигналах. Для этих нужд внутри нее организуется дополнительный иерархический уровень, который имеет обратную связь с внешней средой. Данная управляющая подсистема обеспечивает группировку внутренних элементов и идентифицирует те внутренние или внешние сигналы, которые позволяют адаптироваться к внешним или внутренним изменениям с минимальными издержками в структуре системы. Итак, способность системы найти и постоянно поддерживать благоприятное состояние, которое называется сбалансированным, определяется реальной возможностью управляющей подсистемы получать и анализировать нужную информацию о внутренней и внешней среде. Этими обстоятельствами, прежде всего, определяется место контроллинга в экономической системе.
По-нашему мнению, возникновение контроллинга, как подсистемы промышленного предприятия, можно объяснить тем, что с повышением уровня рисков и угроз данные системы в процессе самоорганизации приспосабливались к окружающей среде (моделируя ее), пытаясь поддержать состояние сбалансированности посредством включения в их структуру нового элемента управления — контроллинга.
В отличие от динамического, сбалансированное выражается в сохранении равновесного состояния между долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, внешними и внутренними факторами деятельности, а так же возможностью вернуться в прежнее состояние (в условиях быстро изменяющейся среды) с минимальными издержками. Таким образом, состояние сбалансированности, является одним из основных элементов обеспечения живучести и дальнейшего развития промышленного предприятия.
Главная задача контроллинга в управляющей подсистеме заключается, на наш взгляд, в сборе, обработке и передаче информации (информационном обеспечении) с целью согласования и координации всех реализуемых им функций, способствующих достижению предприятием состояния равновесия (сбалансированности). |
| |
|
|