Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Рыбаков Ф. Ф.
заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ


Экономическая политика: эволюция теоретических воззрений
В статье идет речь о генезисе и эволюции теоретических концепций о содержании и основных принципах экономиче­ской политики. Особое внимание обращается на становления отечественной и зарубежных научных школ в этой обла­сти. Автор рассматривает проблему в контексте современного кризиса
Ключевые слова: экономическая политика, политическая экономия, конкуренция, рыночная экономика

Экономическая политика — атрибут государства. О ней речь идет только в случае государственного воздействия на экономические процессы.
Зарубежная и отечественная экономическая мысль уделяла очень большое внимание анализу содержания и направлений реализации экономической политики. И это не случайно, ибо если есть государство, то есть и экономическая политика. Другое дело, что она может быть различной степени глубины и наполняемости. Но таможенное, антимонопольное, тарифное, налоговое и другие виды регулирования всегда были прерогативой государства.
Венский профессор Евг. Филиппович определил экономическую политику как вмешательство организованных структур, в особенности государства, в развитие народного хозяйства *. П. Вельфенс, немецкий ученый середины ХХ века, определяет экономическую политику как целенаправленное создание рамочных условий в рыночной экономике с целью оказания влияния на экономические процессы и развитие экономики *. Видный отечественный экономист М.И. Туган-Барановский пишет об экономической политике как практической политической экономии *.
Попытаемся упорядочить эти положения. Прежде всего, отожествлять политическую экономию, даже не всю, а ее практическую составляющую или часть вряд ли целесообразно. У М.И. Тугана-Барановского политическая экономия распадается на теоретическую и практическую науку, а теоретическая в свою очередь подразделяется на абстрактную и конкретную. М.И. Туган-Барановский в основе подобного деления видел использование методов индукции и дедукции. В первом случае для установления общих причинно-функциональных зависимостей народного хозяйства используется метод дедукции. Дедуктивный метод представляет собой цепь утверждений, где одно служит основой для другого. М.И. Туган-Барановский считал, что политическая экономия как наука охватывает собой несколько научных дисциплин, глубоко отличающихся друг от друга по своим методологическим приемам *.
Во втором случае речь идет об описании, классификации и объяснении конкретных типов хозяйственных явлений. Здесь используется индуктивный метод. Индукция как научный метод анализа позволяет перейти от единичных фактов к общим положениям.
Таким образом, М.И. Туган-Барановский признавал интегральный характер политической экономии, а экономическую политику рассматривал как ее органическую часть. Дело в определении предмета политической экономии.
По Тугану-Барановскому она изучает народное хозяйство. Развивая это положение, М.И. Туган-Барановский пишет: «Хозяйство есть совокупность действий человека, направленных на внешнюю природу и имеющих своей целью не наслаждение самой деятельностью, а создание материальной обстановки, необходимой для удовлетворения наших потребностей» *. Отсюда и трактовки политической экономии как интегральной, состоящей из трех частей.
Дальнейшая эволюция содержания экономической политики пошла по-иному пути. Видный отечественный экономист В.М. Штейн в своей книге «Экономическая политика» (Петроград, 1922) ссылается на определение проф. Е. Филипповича, приведенное выше. Далее В.М. Штейн приводит ряд убедительных аргументов в пользу отказа от старой доктрины, суть которых в коренной реконструкции экономической системы. Невмешательство государства в экономическую жизнь подвергнуто сомнению. И сделано это задолго до Великой депрессии и выхода в свет знаменитой книги Д.М. Кейнса (1936 г.).
Экономическая политика, таким образом, по сути своей отрицает принцип невмешательства государства. По В.М.Штейну, представители классической школы довольно скептически относились к социальному прогрессу. Отсюда и мысль о предоставлении хозяйствующему субъекту «естественной свободы». Далее В.М.Штейн формулирует основной вывод из предшествующих экономических доктрин: «Свобода, ничем не ограниченная конкуренция между производителями — лучший способ существования естественного порядка» *.
Приведенное положение убедительно свидетельствует о гениальном предвидении необходимости государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. И в наши дни кризис 2008–2009 гг. подтвердил эту истину. Однако либеральные идеи не сошли со сцены. Их необыкновенная живучесть подтверждает еще одну аксиому: в экономической науке нет и не может быть абсолютной истины. Полярные теоретические доктрины сосуществуют, и время от времени передают друг другу роль лидера. По этому поводу В.М. Штейн писал, что время от времени человечество переживает периоды прилива реформаторской энергии, мечтами о полном переустройстве общественных отношений. Но затем идеологический маятник качается в обратную сторону и наступает период полного разочарования. Наступает торжество идей полного невмешательства государства в общественные отношения *. И история ХХ века полностью подтверждает эту мысль.
Идеи либеральной экономики и государства в виде «ночного сторожа» восторжествовали в 1980–90 годы. Но с началом глобального кризиса увлечение ими резко пошло на спад. Более того, стал востребован не только Д.М. Кейнс, но и К. Маркс. Поэтому экономическая политика, прежде всего, выступает как деятельность государства. Современные экономисты обращают внимание на разработку рыночной концепции экономической политики. У В. Ойкена, например, при анализе трех типов хозяйственного регулирования, утверждается, что экономическая политика централизовано управляемой экономики в структурном отношении неспособна осуществлять радикальное регулирование экономики. По В. Ойкену, только политика свободной экономики, при которой экономическая власть государства должна быть минимизированная, эффективная и действенная *.
Таким образом, у В. Ойкена экономическая политика предполагает сведение роли государства к минимуму. Заметим, что В.М. Штейн, развивая определение экономической политики проф. Е. Филипповича, писал о том, что если вставать на позицию, согласно которой стихийная закономерность правит хозяйством, то при такой постановке вопроса лучшая экономическая политика — это отсутствие всякой политики *.
Итак, мы видим два достаточно альтернативных подхода. Первый зиждется на идеи вмешательства государства в хозяйственную жизнь, второй — на построении экономической политики при максимальном отстранении государства от экономических процессов.
Подобное противостояние — результат длительных споров вокруг центральной идеи — свободы или несвободы экономики. Сторонники свободной экономики, включая В. Ойкена, отстаивают принцип полной конкуренции, конкурентный порядок. В этом — «сухой остаток» идей В. Ойкена.
И в ранних, и в поздних работах по экономической политике большое внимание уделяется эффективному ведению хозяйства. М.И. Туган-Барановский писал о хозяйственном принципе, суть которого в максимизации результатов при минимизации затрат *. В.М. Штейн обратил внимание на идеи рационализации хозяйства. Ее он тесно связывал с принципом вмешательства государства в экономические процессы.
Рационализация хозяйства — это то, что в наши дни называется модернизацией, о чем говорят первые лица и видные политики России.
По В.М. Штейну, высшая заповедь экономической политики — преодоление отсталых хозяйственных форм, поддержание созидательной энергии науки *. Эта задача как раз и требует планомерного вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Невозможно не поразиться прозорливости великих экономистов прошлого. Еще в 20-е годы ХХ века писали: «В настоящее время более чем когда-либо уместны попытки наметить такую линию экономической политики, которая избавляла бы народное хозяйство от застоя и обеспечивала постоянное поддержание национальной предприимчивости на известном уровне» *.
Рационализация — очень емкое понятие, включающие целую гамму составляющих. Это и использование передовой техники, и оптимальное снабжение, и использование дешевых кредитов, и многое другое.
Итак, рационализация и хозяйственный принцип. В отечественной литературе уже давно последней трактуется как эффективность производства или отношение эффекта (результата) к затратам. Рационализация — это по сути то же самое, если рассматривать ее конечный итог. Следовательно, экономическая политика — это вмешательство государства (создание рамочных условий для хозяйствующих субъектов) с целью повышения эффективности производства. Государство, таким образом, призвано задавать «правила игры», руководствуясь принципом эффективности. Для этого необходимы талантливые управленцы, знающие экономику и умеющие принимать оптимальные решения.
Экономическая политика как вторжение государства в хозяйственные процессы или создание рамочных условий для субъектов рыночной экономики — специфический «продукт», концентрированное выражение мировоззрения ее разработчиков. В.М. Штейн указывал, что политика при установлении норм человеческого поведения опирается на систему абсолютных, обязательных для всех ценностей *. М.И. Туган-Барановский обращал внимание на то, что только как слуга этики политика может стать наукой, приводя слова Дитцеля о том, что без этических норм политика становится собранием рецептов для осуществления всевозможных интересов, действующих в социальной жизни *.
Как деятельность государства экономическая политика покоится на определенных принципах. У В. Ойкена их два. Первый — нацеленность политики государства на роспуск властных группировок в экономике или ограничение их функций. Второй — направленность политики государства на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса *. В. Ойкен, таким образом, не противник государства вообще, а последовательный сторонник недопущения государства в регулирующую деятельность.
У В.М. Штейна речь идет о двух принципах — активно-производственном и пассивно-гедонистическом *. Иными словами экономическая политика должна быть направлена на развитие производительных сил и справедливые распределения национального дохода. Руководствуясь этими принципами современную российскую экономическую политику нельзя признать эффективной и разумной. Старение основных фондов, технические катастрофы, деградация наукоемких отраслей, с одной стороны, и расслоение и дифференциация по доходам, с другой — свидетельство неэффективности экономической политики.
Справедливость утверждений В.М. Штейна подтвердилась всем ходом социально-экономического развития.
Экономическая политика — важнейшая функция государственного управления. Очень часто теоретики-экономисты обращают внимание на различия между собственно наукой и политикой. Так, например, В.М. Штейн по этому поводу писал, что теория изучает сущее — то, что есть. Политика говорит о должном, — о том, что должно быть *. М.И. Туган-Барановский, как уже отмечалось, противопоставлял теоретической политической экономии практическую, называя ее экономической политикой. По Туган-Барановскому и экономическая теория не может быть изучена совершенно независимо от экономической политики *. Иными словами теория не может оперировать лишь эмпирическими построениями, нужны факты и практическая деятельность. А это и составляет содержание экономической политики.
Таким образом, политическая экономия является теоретической основой экономической политики.
Субординация теории и политики с полным основанием отражает соотношение политической экономии и экономической политики. Однако отождествлять их было бы неверно. У М.И. Туган-Барановского речь идет об экономической политике в тесной связи с этикой. М.И. Туган-Барановский писал, что центральной идеей политики должна стать идея верховной ценности человеческой личности *. Иначе, говоря, во главу политики положена идея верховенства человеческой личности. Человек — главная ценность. В такой постановке экономическая политика как вмешательство государства (создание рамочных условий для хозяйствующих субъектов) осуществляется с конечной целью гармоничного и всестороннего развития личности. Но цель эта опосредована и реализуется путем развития производительных сил и совершенствования распределительных отношений, что полностью соответствует тем принципам, о которых речь шла выше.
Итак, ретроспективный анализ и обзор современных публикаций свидетельствует о том, что экономическая политика давно находится в центре внимания ученых-экономистов. Ее действенность зависит от степени вторжения организованных структур в хозяйственные процессы. Даже если речь идет о конкурентном порядке, который должно обеспечить государство. Но дискуссионных моментов в данной области еще предостаточно.
В наши дни экономическая политика не может не быть активной.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия