Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Аникина Ю. А.
старший преподаватель кафедры организации и управления наукоемкими производствами Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск)

Проблемы регулирования социально-экономического развития в городской агломерации
В статье рассматриваются основные задачи, связанные с решением проблем регулирования социально-экономического развития административно-территориальных единиц в городской агломерации. Приводится систематизация принципов регулирования социально-экономического развития
Ключевые слова: административно-территориальная единица, городская агломерация, механизм регулирования социально-экономического развития

Переход России к инновационному социально-ориентированному типу развития потребовал от государственных органов власти системного и эффективного управления в рамках таких форм размещения населения и хозяйства как городские агломерации. В этом смысле городская агломерация (ГА) становится региональной социально-экономической подсистемой и составной частью экономики страны в целом. [1]
Структурные преобразования, проводимые в российской экономике в настоящее время, стимулируют изменения факторов и условий функционирования таких социально-экономических подсистем. Успех или неудачи этих преобразований во многом связаны с общими закономерностями и противоречиями, существующими и возникающими в процессе управления социально-экономическим развитием на уровне административно-территориальных единиц (АТЕ) в ГА.
Отсутствие системного взаимодействия и регулирования между АТЕ в ГА создает между ними значительную дифференциацию социально-экономического развития. Это приводит к увеличению числа отстающих АТЕ от успешно функционирующих, способных стать опорными «точками роста». При этом происходит ослабление механизмов экономического взаимодействия и нарастание противоречий между АТЕ. Значительно затрудняется проведение единой региональной политики социально-экономических преобразований. В таких условиях, региональная политика социально-экономического развития АТЕ в ГА должна соединять концептуальные решения социально-экономических проблем и конкретные меры по регулированию социально-экономического развития.
При дефиците бюджетных средств и отсутствии самодостаточности населения регулятивные меры должны осуществляться по наиболее приоритетным направлениям и только в такой организационной форме, которая обеспечивает постановку конкретной цели, оценку дифференциации социально-экономического развития, отбор наиболее результативных первоочередных действий, контроль за использованием средств и результативностью каждого этапа и т.п. В этом смысле предстоит решать задачу по радикальному изменению механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА.
Таким образом, одной из важнейших задач по управлению социально-экономическим развитием АТЕ в ГА становится разработка механизма регулирования, позволяющего им эффективно функционировать в изменяющихся условиях.
Регулирование социально-экономического развития АТЕ в ГА не может быть результативным, если не будет основываться на строгих теоретических представлениях о сути этого развития. Понятие «социально-экономическое развитие АТЕ в ГА» отражает сущностные черты объекта управления, на который направлено действие механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА, и стратегические цели трансформации параметров этого объекта.
В общем смысле социально-экономическое развитие АТЕ в ГА подразумевает прогрессивное изменение в социальной и экономической деятельности. При этом если позитивное изменение количественное, то это свидетельствует о социально-экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных процессах или о приобретении социально-экономической системой новых параметров, определяющих и оценивающих степень социально-экономического развития АТЕ в ГА. Управляемость и регулируемость представляет собой важные особенности рассматриваемых изменений.
Социально-экономическое развитие АТЕ в ГА всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Направления и стратегические цели государственной и региональной политики социально-экономического развития АТЕ в ГА, позволили определить, что стратегическая социальная цель социально-экономического развития АТЕ в ГА — сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения, которая должна учитываться и нивелироваться механизмом регулирования социально-экономического развития.
Проведенный анализ существующих определений социально-экономического развития АТЕ в ГА, позволил выделить основных два подхода. Первый подход рассматривает социально-экономическое развитие как развитие инфраструктуры и иных ресурсов АТЕ (например, нормативной деятельности АТЕ в ГА, муниципальных предприятий и пр.) [2]. Второй подход отождествляет социально-экономическое развитие с «генеральным планом застройки» или «генеральным планом капитального строительства» [3]. Существующие подходы к определению данной категории не позволяют учесть регулируемость и целевую направленность данного процесса, связанную с дифференциацией в уровне и качестве жизни населения АТЕ в ГА. В качестве рабочего, в рамках исследования, предлагается определение категории «социально-экономическое развитие АТЕ в ГА», под которым следует понимать регулируемый процесс социально-экономических изменений, ориентированный на сглаживание дифференциации в уровне и качестве жизни населения АТЕ в ГА.
Социально-экономическое развитие АТЕ в ГА обладает следующими свойствами:
структурность — наличие единого процесса социально-экономических изменений и ряда подпроцессов (например, жилищно-коммунальные изменения);
системность — изменение любого фактора социально-экономического развития АТЕ в ГА под влиянием управляющего воздействия приводит к изменению состояния социально-экономического развития АТЕ в ГА в целом или отдельных его частей;
целостность — все элементы социально-экономического развития АТЕ в ГА объединены географически, единой ресурсной базой, общей инфраструктурой и др.;
Использование уточненного понятия позволило выделить сущностные черты объекта управления, на который направлено действие механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА, и стратегические цели трансформации параметров этого объекта. Трактовка данного понятия также позволяет комплексно описать проблемы регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА.
Несмотря на достаточно широкую известность и относительную исследованность отдельных типов экономических, организационных, управленческих или хозяйственных механизмов, понятие «механизма регулирования» остается в теории экономики недостаточно четко определенным. Эта неопределенность значительно усиливается в отношении механизмов регионального управления, а именно, механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА. Для того чтобы определить структуру и особенности функционирования механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА, необходимо наполнить категориальную сущность данного понятия.
Теоретической базой современного механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА являются системный и ситуационный подходы. Наше исследование позволило определить, что теория механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА должна строиться на следующих положениях: обнаружении и целесообразном использовании сложившихся зависимостей, так называемых факторов регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА; необходимости выявления их совокупности; степени соответствия этих факторов критериям оценки результатов регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА.
Рис. 1. Модель системы регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА

Одновременно с этим было выявлено, что для каждого направления регулирования, определяемого стратегической целью социально-экономического развития АТЕ в ГА, следуя принципам регулирования, характерен набор функциональных и обеспечивающих средств регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА, воздействующих на управляемый объект, в случае возникновения отклонения параметров этого объекта от заданных параметров. Таким образом, регулирование социально-экономического развития АТЕ в ГА складывается из совместного использования функциональных и обеспечивающих средств механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА, воздействующих на объекты управления для достижения состояния устойчивости данных объектов в случае возникновения отклонения параметров этих объектов от заданных. Настройка механизма производится при помощи стратегической цели и принципов социально-экономического развития АТЕ в ГА, с учетом сложившихся зависимостей и степени соответствия факторов регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА критериям оценки результатов этого регулирования. При этом цели, которые ставят перед собой субъекты управления, представляют собой основу для выработки критериев оценки результатов регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА. [4, 5]
Предлагаемая модель представлена на рис.1.
Системный подход к построению механизма регулированию социально-экономического развития АТЕ в ГА реализуется в понятиях организационной модели управления регулированием социально-экономического развития АТЕ в ГА. Это значит, что главной задачей становится создание системно организованных подпространств отдельных видов социальной и экономической деятельности. Преодоление организационного разобщения — одна из ключевых задач функционирования механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА.
В целом механизм регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА следует рассматривать как наиболее активный элемент системы регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА, содержание которого определяется спецификой всех структурных элементов системы регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА. Наличие прямой и обратной связи между субъектами и объектами управления составляют основу механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА. По нашему мнению, механизм регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА можно определить как совокупность взаимосвязанных функциональных и обеспечивающих средств воздействия на объекты управления, применяемых субъектами управления для достижения состояния устойчивости данных объектов в случае возникновения отклонения параметров этих объектов от заданных параметров. Функционирование механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА осуществляется посредством следующих блоков, выделенных на основе функциональных средств регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА:
Рис.2. Система принципов регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА

формирующий блок направлен на создание средств организационного, информационного, методического и нормативно-правового и др. обеспечения регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА;
блок функционирования включает конкретные действия по выбору и реализации форм и методов регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА;
блок оценки и анализа регулирования призван оценить и проанализировать результативность регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА;
блок мониторинга регулирования включает меры последовательного и постоянного отслеживания хода реализации каждого элемента предыдущего блока, а также позволяет вносить в механизм регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА необходимые коррективы.
Действие механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА основывается на необходимости учета принципов регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА. Для решения данной задачи были исследованы закономерности социально-экономического развития АТЕ в ГА, а также система взглядов на регулирование социально-экономического развития АТЕ в ГА, сложившаяся под влиянием различных школ, течений и направлений, разрабатывавших те или иные проблемы управления. В результате исследования были выявлены и систематизированы принципы регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА в следующие шесть групп признаков (рис.2):
принципы цели обусловлены требованиями к стратегическим целям регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА;
принципы формы сосредоточены на внешнем выражении содержания системы регулирования, а значит и механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА, представленного в виде организационной модели управления регулированием социально-экономического развития АТЕ в ГА;
принципы содержания обусловлены элементами системы и механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА;
принципы взаимосвязи обеспечивают перенос информации между элементами организационной модели управления регулированием социально-экономического развития АТЕ в ГА;
принципы взаимодействия отражают процессы воздействия элементов системы и механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним элементом другого;
принципы конечного результата определяют желаемые характеристики системы и механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА.
Полученная система принципов регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА определяет выбор и использование компонентов механизма регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА. Это позволяет разработать организационную модель управления и решить проблемы регулирования социально-экономического развития АТЕ в ГА.
Анализ международного и российского опыта управления ГА позволил выделить в работе спектр реальных альтернатив при разработке организационной модели для Красноярской агломерации (КА), ограниченный двумя моделями, известными в международной практике: двухуровневой моделью управления и договорной моделью управления. Обсуждение этих моделей и соответствующих им организационно-правовых механизмов решения общих вопросов регулирования социально-экономического развития АТЕ в КА показали, что обе модели имеют перспективы для применения. Договорное управление агломерации является «организационно рыхлым» по сравнению с другими рассмотренными моделями, создает риски отсутствия общих решений по общим вопросам развития агломерации (как ввиду их непринятия, так и ввиду их неисполнения). Однако именно такая модель управления единственно возможна на ранних этапах развития сотрудничества общего для всей агломерации. Именно она создает основу для более тесной координации АТЕ в КА в будущем. На основе этого, была разработана организационная модель управления регулированием социально-экономического развития АТЕ для КА. Данная модель включает в себя субъекты управления и субъекты-участники в их взаимодействии.
Использование разработанной модели предполагает:
— заключение базового соглашения о сотрудничестве Красноярским краем и всеми АТЕ агломерации;
— создание высшего координационного органа управления агломерацией — его одобрения потребует решение всех ключевых вопросов функционирования и развития КА; вопросов, имеющих стратегическое значение;
— формирование обеспечивающих структур — «приводных ремней» реализации принятых высшим координационным органом решений;
— определение административно-договорных механизмов управления каждой из сфер, требующих общего управления в агломерации (создание отраслевых координирующих органов; выработка общих регламентов рассмотрения и решения вопросов; принятие решений о создании межмуниципальных организаций — «некоммерческого партнерства» т.н. Агентства социально-экономического развития и Фонда социально-экономического развития);
— осуществление представительными и исполнительно-распорядительными органами АТЕ действий, отражающих принятые координирующими органами КА решения (принятие нормативных актов и утверждение целевых программ с согласованным содержанием, финансирование из местного бюджета расходов на общие для агломерации нужды в соответствующей части).
Таким образом, построенная организационная модель, приводя в действие механизм регулирования социально-экономического развития АТЕ в Красноярской агломерации, позволит принимать управленческие, финансовые и стратегические решения, а также оперативно реагировать на изменения, происходящие во всех сферах деятельности, уровне и качестве жизни населения территорий и решать весь комплекс возникающих проблем.


Литература
1. Распоряжение правительства Российской Федерации №1662-р от 17.11.2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — №47. — ст.5489
2. Федеральный закон РФ от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Российская газета. — 1995. — 1 сентября
3. Градостроительный Кодекс РФ от 07.05.98 № 73-ФЗ // Российская газета. — 1998. — № 091.
4. Дафт Р. Менеджмент. — СПб: Питер, 2006. — С.864.
5. Веснин В.Р. Менеджмент. — М., 2004. -С.12.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия