| | Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Сулейманова М. С. ассистент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала) Гаджиева Н. А. доцент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются особенности развития туризма в Республике Дагестан. Эффективное управление туристской сферой определяется получением максимально возможного в количественном и качественном выражении социального эффекта. Государственное регулирование этой отрасли направлено на создание стабильно развивающейся экономической базы, как основы реальной самостоятельности всех звеньев туристической отрасли | Ключевые слова: туризм, управление туризмом, государственное регулирование туризма, Республика Дагестан | Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Она вносит значительный вклад в национальный доход во многих странах мира.
Роль туризма в современном хозяйственном комплексе России более чем скромная. Если доля туризма в ВНП большинства развитых стран мира составляет от 5 до 15% дохода, а в отдельных случаях до 40%, то в Российской Федерации этот показатель находится на уровне 0,01%. Ежегодно Россия теряет миллиарды рублей из-за неразвитости туристской отрасли.
Сегодня для современного состояния туристской отрасли в стране характерно резкое снижение объемов туристических услуг на внутреннем рынке и резкий рост объемов услуг, связанных с зарубежными турами российских и приездом в страну зарубежных туристов. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие внутреннего рынка и инфраструктуры туристской отрасли.
По прогнозу Всемирной туристической организации к 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран, представляющих самые популярные направления туризма. По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. [6, С. 36]. | | Таблица 1
Основные показатели туристской деятельности в России за период 2005–2008 гг. | | Источник: Данные Росстата 2005–2008 гг. | В табл. 1. показаны количественные характеристики въездного и выездного туризма и основные показатели туристической деятельности в России за период 2005–2008 гг.
Из табл.1 видно, что объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и другими средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 г 88,9 млрд руб., что превысило показатели 2005 г. на 47%.
По оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 г. в ВВП страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в индустрии туризма составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей — 5,7%. Инвестиции в основной капитал в туристическую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом их росте в 8,2% .
При более активном проведении государственной политики в сфере туризма, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год.
Для улучшения обслуживания туристов Дагоблтурсоветом приняты меры по созданию и укреплению материально-технической базы туризма. Так, за 1986–1987 гг. общая вместимость туристских баз увеличилась с 4459 до 5083 мест. В 1987 г. оказаны услуги на 11,8 млн руб. Были обслужены 92,3 тыс. туристов, 847 тыс. экскурсантов.
С 1990 г. туризм в Дагестане стал переживать серьезный кризис в связи обострением межнациональных отношений в Закавказье, Прибалтике, Чечено-Ингушетии и других регионах страны.
Монополия ДСТЭ в области туристических услуг в 1991 г. распалась. ДСТЭ разделился на самостоятельные предприятия. Появился свободный рынок туристических услуг.
В связи с общей криминогенной обстановкой в регионе резко сократилось количество приезжих туристов. Турбазы были законсервированы. Но постепенно число туристов начало расти, и в 2007 г. Республику Дагестан посетило 42089 иностранных туристов, из них 4697 иностранных граждан дальнего зарубежья. Развитие туризма в 2003–2007 гг. в Республике Дагестан показано в табл. 2. | | Таблица 2
Развитие туризма и экскурсий в 2003–2007 гг. в Республике Дагестан | | | | Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли.
По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300 занятых в сфере услуг, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока. Все это определяет объективную необходимость в смене возникшей сегодня в стране ситуации.
Процесс децентрализации управления туризмом должен быть дополнен совершенным механизмом регулирования и поддержки туристической деятельности со стороны правительства. Система регулирования определяет совокупность форм и методов государственного регулирования, которые реализуются через соответствующие системы и звенья управления сферой туризма региона.
Достижение подобного положения выдвигает необходимость отражения в практической деятельности государства не только экономических, политических, социальных, но и региональных аспектов развития сферы туризма. Этому отвечает, на наш взгляд, проведение региональной политики, направленной на использование благоприятных и ограничение действия негативных региональных факторов, как для достижения общих целей социально-экономического развития России, так и стабильного развития конкретного региона. В отраслевом разрезе роль сферы туризма в формировании экономики региона вполне соответствует материальной сфере: вклад сферы туристических услуг (13,6%) сравним с промышленностью (15,8%), услуг связанных с жильем (5,4%) — со строительством (4,5%). [11, С. 88].
Государственное регулирование туризма по своей сути направлено на создание стабильно развивающейся экономической базы, как основы реальной самостоятельности всех звеньев туристской отрасли, что предполагает создание условий для оптимального сочетания организационно-распорядительных и экономических методов регулирования хозяйственной деятельности.
Эффективное управление и государственное регулирование туристской сферы определяется только получением максимально возможного в количественном и качественном выражении социального эффекта развития предприятий этой сферы.
В связи с этим необходима конкретная программа формирования и развития государственного регулирования экономики региона, как в целом, так и в отраслевом разрезе. Эффективное управление социальным развитием любых организационных структур необходимо, чтобы цели, задачи, функции объективно определялись потребностями в создании условий для их функционирования. При этом важным является обоснованность структурных элементов, которая должна определяться составом функций и объемами задач по их реализации. Разнообразие целей и задач системы управления развитием туристской сферы определяется для каждой конкретной отрасли и предприятия с учетом специфики оказываемых туристских услуг. Обобщенная схема определения и формирования цели развития туристской сферы показана в табл. 3, из которой видно, что цель развития формируется с учетом особенностей функционирования предприятий и организаций сферы туризма. | | Таблица 3
Формы государственного регулирования туристской отрасли | | | | Таким образом, необходимо отметить, что для формирования и функционирования эффективного механизма управления сферой туризма сегодня особенно важным становится эффективное функционирование организационно-экономического механизма регулирования экономики и ее сфер на региональном и местном уровнях. |
| |
|
|