| | Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Коновалова М. Е. докторант кафедры экономической теории Самарского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук, доцент
| |
| | Статья посвящена исследованию института предпринимательства как основной движущей силы структурных преобразований в современной экономике. Рассматривается сущность, категории предпринимательства, его основные функции, главная из которых состоит в возможности устранять возникающие диспропорции воспроизводственного процесса в неравновесных экономических системах. Обосновывается вывод о необходимости развития инновационных форм ведения бизнеса, которые обусловливают преобразования в технологическом базисе общества в период формирования постиндустриальной парадигмы социально-экономического развития | Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, технологический трансфер, конкуренция, структурное преобразование, инновационное малое предприятие, воспроизводственный процесс, инновационный цикл, технологический мультипликатор | Развитие постиндустриальной экономики предъявляет более высокие требования к качеству институтов, отводя особую роль развитию предпринимательства как генератору динамических эволюционных изменений. Специфика функционирования отечественного предпринимательства заключается в том, что прежняя система не содержала в себе такой феномен как предпринимательство, во всяком случае, как типичный и достаточно массовый элемент. Развитые же рыночные системы имеют дело с цивилизованным предпринимательством, в то время как для России возникновение и развитие предпринимательства представляет достаточно новый элемент социально-экономической системы. Тем не менее, не вызывает сомнений роль предпринимательства как источника и движущей силы инновационных преобразований и прогрессивных структурных сдвигов в период смены концепции социально-экономической системы. В самом общем смысле предпринимательство — это то же самое, что человеческая деятельность *, то есть любой, кто действует, чтобы изменить свое настоящее и достичь своих целей в будущем, занимается предпринимательством. По мнению Питера Друкера предпринимательство — это вообще поведенческая особенность, определяемая действиями по выявлению возможностей для ведения бизнеса и умению воспользоваться ими, «люди, намечаемые для работы в качестве предпринимателей, вполне могут, имея статус наемных работников, успешно реализовывать предпринимательские функции» *. Основной функцией предпринимательства является удовлетворение многообразных потребностей общества на локальных сегментах рынка, что отражает его участие в воспроизводственном процессе. Предпринимательская деятельность обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса, поскольку создает условия для воспроизводства потребительского спроса в условиях постоянно возрастающих и меняющихся потребностей индивидов или социальных групп, общества в целом. В современных условиях предпринимательство является субъектом воспроизводственного процесса, поскольку оно встроено в систему общественного разделения труда и воспроизводства общественного капитала не только в рамках национальной, но и мировой экономик. В связи с этим предпринимательский капитал есть часть общественного капитала, выполняющий в данной системе отношений определенные специализированные функции. Условия воспроизводства предпринимательства — это условия постоянной ресурсной зависимости и неустойчивости во всех формах его движения — в денежной, производительной и товарной. Поэтому еще одна важная цель его функционирования — обеспечение динамической рыночной устойчивости на основе формирования и более полной реализации своего инновационного потенциала, обеспечивающего ему не только адаптацию, но и саморазвитие в изменяющихся условиях внешней среды.
Традиционно в экономической литературе выделяют следующие функции предпринимательства: ресурсная функция, она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных или других факторов производительного использования; организационная функция, мобилизационные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя организацию производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок; творческая функция, предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Классический предприниматель изучает рыночный спрос, инновационная компонента которого согласно установившемуся в экономической теории мнению следует за изменениями предложения. Спрос на новые продукты и услуги возникает после их проявления на рынке. Следовательно, при осуществлении наиболее радикальных нововведений творческий предприниматель вначале ориентируется исключительно на перспективные (потенциально возможные) потребности людей, обнаруживая их вне пределов рынка.
Еще одной немаловажной функцией предпринимательства является его способность нивелировать социальную рассогласованность, а также устранять диспропорции в производственной сфере в ситуациях неравновесия. Данная функция является следствием непосредственно конкурентной природы предпринимательства. По самой своей сути и по определению предпринимательство всегда является конкурентным. Это означает, что как только человек обнаруживает конкретную возможность получения прибыли и начинает действовать, эта возможность исчезает, и никто другой не может увидеть ее и воспользоваться ей. Следовательно, социальный процесс носит ярко выраженный конкурентный характер в том смысле, что различные действующие субъекты сознательно или бессознательно конкурируют друг с другом за то, чтобы первыми обнаружить и использовать возможности для извлечения прибыли *. Вследствие этого предпринимательство является движущей силой социально-экономического процесса, поскольку в его основе лежит создание и передача новой информации, что неизбежно меняет общее восприятие средств и целей у всех участников данного процесса. Эти изменения, в свою очередь, вызывают бесчисленные новые случаи несогласованности, представляющие собой новые возможности для извлечения предпринимательской прибыли, и этот динамический процесс распространяется, никогда не останавливается и приводит к постоянному развитию цивилизации.
На наш взгляд данную функцию наиболее полно реализует малая форма предпринимательства в силу специфических особенностей, присущих ей. Поскольку малое предпринимательство органично вписывается в общую систему общественного воспроизводства оно способно создавать условия для развития сфер и отраслей экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и сбалансированный характер. Кроме того, малый бизнес позволяет ускорить оборот общественного капитала в целом и увеличить тем самым созданные в национальной и мировой экономике ВВП и массу прибыли, что создает условия для устойчивого экономического роста. Особое значение, как нам видится, имеет развитие малого предпринимательства в целях стимулирования конкуренции, поскольку именно данный институт является определяющим в формировании диверсифицированной структуры экономики.
Тем не менее, в настоящее время, несмотря на некоторый прогресс, отечественный малый бизнес не выполняет свойственные ему функции — быть катализатором экономического роста и движущей силой структурных изменений, как это происходит в развитых странах. Так, в России с ее населением в 142 млн человек зарегистрировано всего 1137,4 тыс. малых предприятий, на которых занято лишь 9,2 млн работников *. В то же время, по данным управления по делам малого бизнеса США, в Америке с населением 293,1 млн человек в этой сфере работают 23 млн фирм с общей численность сотрудников в 57,1 млн человек. Следовательно, у нас в малом бизнесе работают всего 6,4% населения, в то время как в США — 20%. При этом малые предприниматели в России производят примерно 11,6% ВВП, а в США — около половины. Что касается распределения предприятий малой формы бизнеса по основным секторам экономики, то здесь четко прослеживается общая несбалансированность воспроизводственного процесса в современной российской экономике. Наибольший удельный имеют следующие виды деятельности малых предприятий: оптовая и розничная торговля (44,9%), операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (15,4%), строительство (1,5%) *. Таким образом, можно утверждать, что в данный период развитие малого предпринимательства не стимулирует качественные структурные сдвиги в воспроизводственном процессе, направленные на переход отечественной экономики на инновационный тип развития.
К настоящему времени среди ученых-специалистов сложилось определенное мнение относительно необходимости повсеместного решительного перехода высокоразвитых национальных хозяйств к новой, инновационной модели развития. Движущие силы указанного типа во многом отличны от сил, определяющих так называемую позитивную экономическую динамику. В период расцвета индустриального общества основным стимулом экономического роста являлись безграничные материальные потребности человека, что заставляло искать новые, более совершенные методы ведения хозяйственной деятельности. Преобразование структуры человеческой деятельности в процессе трансформации общества в постиндустриальное, привело к последствиям, когда в структуре потребностей критически значимую долю стало занимать стремление к новым знаниям, получаемым посредством научных исследований. Основным объектом инвестирования становятся отличающиеся возрастающей шкалой предельного дохода знания и умения человека; его же безграничные потребности, развиваемые постоянным стремлением к новым знаниям, определяют рыночный спрос. Те страны, которым удалось осуществить структурный маневр в пользу информационно-коммуникационных технологий и отраслей, получили возможность перейти на более высокую ступень развития. Вследствие глобализации данного процесса конкуренция товаров на мировых рынках по своей сути является уже конкуренцией научно-технических идей, реализованных в технологиях и товарах. Поэтому на определенном этапе эволюции самого бизнеса независимо от его размерности, он объективно становится все более инновационным, то есть тесно взаимосвязанным с процессом создания и продвижения нововведений во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, изменение взаимосвязи науки и производства объективно привело к появлению новых, более эффективных форм организации самого бизнеса в глобальном масштабе. Как показывает мировой опыт, в сфере НИОКР наиболее интенсивно возникают малые формы организации бизнеса, позволяющие решать научно-исследовательские инженерно-конструкторские проблемы в оптимальные сроки при наименьших затратах. Механизм конкуренции, особенно в условиях глобализации бизнеса, заставляет фирмы постоянно внедрять в производство результаты НИОКР, следить за перспективными направлениями науки и техники, ускоренно внедрять прорывные технологии. Лидерами на мировом рынке наукоемкой продукции являются США и Япония, контролирующие более 2/3 этого рынка. Доля же России на мировых рынках высокотехнологичной продукции оставляет всего 0,3%, т.е. в 130 раз меньше, чем в США *. В этих условиях, связанных с усилением влияния фактора глобализации на все воспроизводственные процессы в рамах национальных экономик у России имеется еще определенный научно-технический потенциал, при эффективном использовании которого она могла бы преодолеть доминирование сырьевой направленности в развитии и осуществить переход к инновационной экономике. Так, из 55 макротехнологий мирового класса Россия потенциально может обеспечить развитие приоритетных отраслей за счет 5–7, ориентированных на научно-технологический прорыв. Это, прежде всего аэрокосмическая промышленность, транспортная отрасль, биотехнологии, телекоммуникации, информационные технологии. Однако при внедрении инноваций наши отечественные предприниматели предпочитают закупать импортное оборудование и технологии. В силу этого развиваются два параллельных процесса: с одной стороны, высокотехнологичная продукция, которая разрабатывается российским инновационным сектором и главным образом реализуется не на отечественном рынке, а за рубежом; с другой стороны сами отечественные производители предпочитают приобретать импорт *. Здесь, на наш взгляд, очень остро стоит проблема формирования спроса на инновационную продукцию, поскольку при недостаточности спроса наступает кризис приспособления, замедляющий развитие предложения. Если предположить, что потребитель обладает способностью инициировать инновационные процессы в экономике, то это создало бы определенный фон для перехода инноваций как точечного явления, к формированию стабильной инновационной системы. Завершение перевода экономик развитых стран на преимущественно интенсивный тип расширенного воспроизводства создало материальную основу для постоянного технологического обновления действующего производства. Возросший фонд амортизации и применение схемы ускоренного ее списания создают условия для инновационного развития бизнеса в реальном секторе, связанного с постоянным обновлением основного капитала в действующем производстве. Кроме того, переход от массового стандартизированного производства к мелкосерийному, резко усилили инновационную активность бизнеса в целом; с другой стороны обусловили необходимость интенсивного развития малых форм организации инновационной деятельности в реальном секторе экономики, как более мобильных и гибких структур, позволяющих в минимальные сроки переоснастить производство в соответствии с новыми запросами потребителей. Вместе с тем, по мере повышения инновационной активности бизнеса в реальном секторе экономики выросли и риски, связанные с инновационной деятельностью. Это связано с особенностями развития данной сферы, высокой степенью неопределенности и риска на всех стадиях продвижения инноваций — от идеи до готового инновационного продукта и его реализации на рынке. Крупный бизнес не в состоянии справиться со столь значительным риском, поэтому основная его часть перекладывается на специализированные малые инновационные фирмы и венчурные фонды. Это не случайно, поскольку здесь используется основное свойство малого бизнеса — а именно, его способность чутко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры. Перестраиваясь в соответствии с новой ситуацией, малое предпринимательство снижает степень инновационного риска.
Таким образом, предпринимательство в целом, как наиболее активная и творческая форма бизнеса, по своей сути является инновационным процессом, поскольку независимо от сферы деятельности оно связано с поиском новых комбинаций факторов производства и потому определяет основные направления экономического развития на всех этапах хозяйственного механизма. Прежде всего, это новые технологии, новые материалы, новое более производительное оборудование, новые системы организации производства и управления. Все инновации являются в настоящее время важнейшим производственным ресурсом, позволяющим значительно повысить не только производительность труда, но и эффективность воспроизводственного процесса в целом.
Малое предпринимательство за счет фактора своей всесторонней зависимости от изменений параметров внешней среды является еще более подвижной, мобильной и восприимчивой к инновациям формой организации хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. Малые предприятия активно включены во все этапы инновационного цикла *. У них существует целый ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом, которые позволяют ему достигнуть успеха, прежде всего, на второй и третьей фазах. Наиболее эффективны в данном случае, могут быть малые инновационные предприятия, которые специализируются на трансфере технологий *. В развитых странах эта форма технологического трансфера используется не только для подключения малых инновационных фирм к реализации крупных научно-технических программ и проектов, но и для проникновения на рынки других стран на основе внутрифирменного технологического обмена.
В настоящее время инновационная активность российских малых предприятий весьма далека от потенциально возможной. По официальным данным Госкомстата РФ разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют всего около 3,5% промышленных предприятий малой формы бизнеса. Наибольший удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, имеется в производстве электрооборудования, электронного и оптического (9,6%), в химическом производстве (9,9%), в производстве резиновых и пластмассовых изделий (6,0%), в производстве кокса и нефтепродуктов (4,5%), в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (4,7%), в производстве пищевых продуктов (4,5%) *. Доли остальных отраслей колеблются от десятых долей процента в микробиологии, электроэнергетике и др. Таким образом, инновационное развитие предприятий отстает от потенциально возможного. Среди причин низкой инновационной активности российских предприятий особо следует выделить следующие: недостаток собственных средств и высокие процентные ставки по кредитам, недоступность более передовых западных технологий, и еще одна причина — это нехватка высококвалифицированных специалистов. Низкая инновационная активность реального сектора экономики чревата для России не только еще большим технологическим отставанием и утратой значительной части основных производственных фондов, изношенность которых в ряде отраслей в 2008 г. составляла более 50% (в электроэнергетике — 52,7%, добывающей отрасли — 53,4%, на транспорте и связи — 54,3%, в строительстве 46,4% и т.д.) *, но и аварийным состоянием ряда производств, вплоть до техногенных катастроф.
Для осуществления структурного маневра в целях развития инновационных отраслей необходима экономическая политика по запуску технологического мультипликатора. И здесь, на наш взгляд, особое значение приобретает процесс взаимодействия науки, бизнеса и государства. Коммерческое продвижение уже созданных нововведений должно обеспечиваться развитой системой малого и среднего бизнеса, как интегрального компонента конкурентного рыночного механизма, при условии их стратегического союза с крупными корпорациями. Из анализа развития малого и среднего бизнеса становится ясно, что их внешняя среда формируется под влиянием крупного бизнеса. Как показывает зарубежный опыт, в рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых и средних фирм находится в сфере интересов крупных предприятий. Малый и средний бизнес не просто охвачен системой кооперационных связей с крупным бизнесом: они — неотъемлемая часть производственной структуры крупных корпораций. Корпорации используют рыночную и структурную гибкость малых и средних предприятий. Кооперирование малых и средних предприятий с крупными корпорациями в определенной степени способно нейтрализовать несовершенство государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса. Развитие подобной кооперации делает фирмы основным объектом и субъектом данной политики, оставляя за государством функции создания общих рамочных условий хозяйствования. Особое значение приобретает поддержка отношений крупного, среднего и малого бизнеса в сфере НИОКР, а также в тех отраслях, которые способны стать локомотивами структурной трансформации и перехода экономики на инновационной путь развития. Это, прежде всего, машиностроение, космическая отрасль, ВПК, топливно-энергетический комплекс и т.д. Такая взаимосвязь может принимать различные формы, такие например как производственные контракты, подряд и субподряд, производственно-сбытовые (франчайзинг), инновационные (венчурное финансирование), производственно-финансовое (лизинг и факторинг), промышленно-предпринимательские (инкубаторы малого и среднего бизнеса, технопарки, технополисы, промышленные кластеры).
Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Формирование основ постиндустриальной экономики и смена модели социально-экономического развития системы, предъявляет более высокие требования к качеству институтов, отводя особую роль предпринимательству как генератору динамических эволюционных изменений и структурных преобразований.
Специфика развития предпринимательства в отечественной экономике состоит в том, что формирование данного института произошло сравнительно недавно, что обусловливает его низкую эффективность. Данный аспект негативно сказывается на реализации предпринимательского потенциала и снижает роль предпринимательства в повышении конкурентоспособности экономики России.
Трансформация модели социально-экономического развития, в основе которой лежит творческий интеллектуальный потенциал индивида, увеличивает значение роли предпринимателя, как главного агента институциональных преобразований, способствующих повышению эффективности воспроизводственного процесса. Предпринимательская деятельность органично вписывается в воспроизводственный процесс, а именно, обеспечивает его непрерывность, поскольку создает основу для воспроизводства потребительского спроса в условиях постоянно возрастающих и меняющихся потребностей индивидов, социальных групп и общества в целом.
Конкурентная природа предпринимательства обеспечивает реализацию такой важной функции, как способность устранять производственные диспропорции в ситуациях несбалансированности, а также нивелировать социальную рассогласованность. Это значит, что предпринимательство является той силой, которая объединяет общество и обеспечивает его гармоничное развитие, так как оно берет на себя координацию неизбежных и необходимых случаев несогласованности, вызванных этим развитием.
На наш взгляд, наиболее оптимальной формой бизнеса, способной устранять диспропорции, является малая форма организации предпринимательской деятельности, в силу специфических особенностей, присущих ей. Малое предпринимательство органично встроено в общую систему общественного воспроизводства, что создает условия для развития сфер и отраслей экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и сбалансированный характер.
Анализ структуры малых предприятий в отечественной экономике отражает несбалансированность их распределения по основным видам деятельности. По-прежнему наибольшая доля таких предприятий концентрируется в сфере торговли и посреднических услуг, в то время как на долю обрабатывающих производств, строительства приходится их незначительная часть. Таким образом, в настоящее время малое предпринимательство в России не является движущей силой структурных преобразований, направленных на диверсификацию экономики.
Трансформация структуры человеческой деятельности в процессе перехода общества к постиндустриальной стадии развития привела к последствиям, когда в структуре потребностей критически значимую долю стало занимать стремление к новым знаниям, получаемым посредством научных исследований. В связи с этим особое значение приобретает развитие инновационных технологий и отраслей в целях формирования инновационной модели развития.
Для осуществления структурного маневра в целях развития инновационных отраслей необходима экономическая политика по запуску технологического мультипликатора. И здесь, как представляется, стратегическое значение имеет процесс взаимодействия науки, бизнеса и государства. Коммерческое продвижение уже созданных нововведений должно обеспечиваться развитой системой малого и среднего бизнеса, как интегрального компонента конкурентного рыночного механизма, при условии стратегического союза с крупными корпорациями. | |
|