| | Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ | | Левчук Е. доцент экономического факультета университета в Белостоке (Польша),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье исследованы проблемы развития приграничного сотрудничества. Показана роль межгосударственных региональных образований в социально-экономическом развитии приграничных территорий. Выделены основные особенности приграничного сотрудничества и торговли, факторы их эффективности. Предложена схема анализа и оценки механизмов регулирования и развития приграничной торговли. Отмечены неоднозначные торгово-экономические последствия вступления Польши в состав Европейского Союза | Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, еврорегион, межрегиональные связи, устойчивое развитие, региональная политика, социально-экономическое развитие, приграничная торговля, экономическая интеграция | Мировой практикой выработаны и апробированы различные механизмы регулирования торгово-экономических отношений в условиях приграничья. Актуальность разработки и применения регуляторов и инструментов сотрудничества определяются тем, что границы стали относительно прозрачными для многих видов потоков, в частности, информации, труда и капталов; значительно снизилась роль таможенных ограничений как символа национального суверенитета. Приграничное пространство в странах ЕС и СНГ охватывает не только соседние регионы, границы которых совпадают с линией государственной границы, но и многие глубинные территории — вокруг морских портов, свободных экономических зон, еврорегионы и др.
Специфика механизмов регулирования приграничной торговли заключается в том, что на другой стороне всегда выступает иностранный элемент, т.е. иностранное юридическое или физическое лицо. Эта специфика проявляется и в наличии определенной системы регуляторов, куда входят внутреннее (национальное) законодательство, международные правовые акты, обычаи, судебная (арбитражная) практика, договорные условия. Характерная особенность приграничной торговли состоит и в том, что возникающие здесь отношения подчинены регулирующему воздействию со стороны государств, юридические и физические лица которых являются ее участниками. Это выражается, в частности, в выдаче компетентными органами соответствующих государственных разрешений (лицензий) на экспорт и импорт товаров, совершение других операций.
Рассмотрение механизмов организации приграничной торговли целесообразно начать с изучения и анализа накопленного прогрессивного опыта приграничного сотрудничества и торговли стран ЕС и СНГ, определив систему принципов, структуру и инструменты реализации такого рода региональных отношений. Актуальным представляется изучение опыта выбора критериев и осуществления механизмов приграничной торговли стран с переходной и рыночной экономикой, особенно России, Украины, Беларуси и ЕС, а также западноевропейского опыта построения эффективной системы региональной политики в области трансграничного сотрудничества и торговли.
Отметим, что в практике ЕС различаются два типа транснациональных связей «субгосударственных сообществ». Если сообщества и власти страны сотрудничают с соседними сообществами других государств, то речь идет о «приграничном сотрудничестве», если с несопредельными зарубежными сообществами, то, как правило, употребляются термины «межтерриториальное» или «трансграничное сотрудничество». Данные типы сотрудничества включают две основные составляющие: согласование и соглашения. Согласование, не предполагая правовых связей, предусматривает взаимные консультации, обмен информацией, дискуссии, совместное изучение проблем и координацию; вторая составляющая формирует правовые взаимоотношения. Соглашения, заключенные между территориальными сообществами или властями, могут привести к образованию органов публичного или частного права.
Институционализация органов приграничного сотрудничества реализуется либо на основе соглашений, создающих приграничные комиссии и комитеты, санкционирующие деятельность приграничных сообществ, либо путем заключения соглашений, формирующих постоянные структуры для приграничных консультаций без статуса юридического лица. Таким образом, среди органов, называемых еврорегионами, в ЕС функционируют два объединения муниципального характера типа «Иссельбург-Анхольт» — еврорегионы «Рейн-Вааль» и «Эмс-Долларт»; совместный орган типа «Бенилюкс» — еврорегион «Шельмонд», членами которого являются две бельгийские и одна голландская провинции, еврорегионы «Трансканал» и «Брюссель-столица, Фландрия, Кент, Па-де-Кале-север, Валлония», фонд в рамках голландского права, еврорегион «Маас-Рейн» и ассоциация без права извлечения прибыли, еврорегион «Саар-Лор-Люкс-Рейн» [1].
Опыт стран ЕС в использовании правовых и экономических механизмов регулирования приграничного сотрудничества и торговли обнаруживает все большее разнообразие, при том, что механизмы, способы и принципы регулирования идентичны.
Достоинства европейской интеграции приграничных регионов не исключают, однако, возникающих в связи с этим проблем центральных и периферийных районов. Неравномерность экономического развития приграничных регионов и уровень эффективности их приграничной торговли неизбежно порождают перекосы в отношениях между центром и периферией. При этом очевидно, что ни центр, ни периферия не являются однородными. Они тоже подвергаются градации, например, последняя может быть внутренней или ближней, где заметно влияние импульсов из центра, дальней или внешней, которая остается к ним практически безучастной и реагирует лишь на определенные импульсы из соседнего государства.
Центральные районы выделяются повышенной и постоянно возрастающей долей занятых в непроизводственной сфере, именно здесь принимаются касающиеся остальных территорий решения. Периферийные районы характеризуются относительно низким доходом на душу населения, более высоким уровнем безработицы, пониженной относительно других регионов долей населения с высшим образованием, большим удельными весом занятых в сельском хозяйстве, что свидетельствует о меньшей их способности к освоению инноваций и устойчивому росту.
Приведенные и ряд других характеристик, сведенные воедино, позволяют предложить показатель, определяющий состояние развития приграничных регионов и возможности их отнесения к депрессивным или периферийным, для анализа условий приграничной торговли и сотрудничества. Показателем может быть индекс депрессивности приграничья. Так, депрессивными приграничными районами корректно считать те, чей валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения составляет менее 75% среднего по стране или менее 50% по сравнению с центром (столичные города и мегаполисы). На индекс депрессивности оказывает влияние чрезмерный износ инфраструктуры, в том числе транспортной и коммуникационной. Аналогичный подход по сути используется сегодня в ЕС при решении вопросов регулирования регионального развития.
В мировой практике одним из эффективных направлений развития приграничных регионов считается их участие в работе региональных и международных организаций, которые представляют собой систему образований различного вида. Они создаются на основе договоров между правительствами или государственными органами и хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации торгово-экономического и иных видов сотрудничества, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. Например, Эстония, Латвия и Литва задействованы в нескольких образованиях, в числе которых Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Северный Совет (СС), Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ), Союз Балтийских городов (СБГ), Форум регионов морской периферии Европы — Балтийская комиссия (ФРМПЕ), Северный форум по политике безопасности (СФПБ). Работа в этих международных региональных организациях позволяет странам-участницам создавать благоприятные условия для охраны окружающей среды, внедрения новых технологий, развития транспорта и коммуникаций, формирования приграничной инфраструктуры, налаживания торгово-экономических связей.
Комиссией Европейских Сообществ (исполнительным органом Европейского Союза) разработан проект Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря между странами Балтии и государствами ЕС. Он предусматривает координацию проектов, осуществляемых в рамках программ INTERREG и TACIS. Основным направлением данных программ по степени приоритетности является развитие транспортной инфраструктуры, торговли, межстранового общения и систем управления.
Относительно международных организаций Европейского континента, имеющих целью содействие более тесному сотрудничеству приграничных областей соседствующих государств, следует указать созданный в 1994 г. Конгресс местных и региональных властей Европы, главная цель которого состоит в укреплении приграничного и межрегионального сотрудничества в этой части мира.
Используя опыт ЕС, формируют свою государственную политику страны Балканского полуострова в отношении ближневосточных государств: Румыния и Болгария, с одной стороны, Турция, Сирия и Ирак — с другой. В силу своего географического положения эти соседствующие страны очень заинтересованы в налаживании более тесного приграничного сотрудничества, приоритетами которого считают развитие торговли и транспорта.
Наибольшего внимания заслуживает практика приграничного сотрудничества еврорегионов. С точки зрения ЕС, еврорегион является элементом строительства «Европы регионов» и представляет собой механизм активизации трансграничного сотрудничества и торговли сопредельных государств континента. Он имеет ряд особенностей: стык границ отдельных стран, выгодное экономико-географическое положение, пересечение важнейших транспортных магистралей, наибольшая региональная плотность населения, высокий уровень экономического развития, значительная концентрация научно-исследовательского потенциала. Целевое назначение еврорегиона в разрезе приграничной торговли — выполнение конкретных задач, включающих гармонизацию правовых систем и систем управления, способствующих свободному развитию приграничных территорий, созданию благоприятных условий для контактов между малым и средним бизнесом по обе стороны границы; продолжение процесса стандартизации информационных систем; обмен информацией, товарами, услугами и др.
Опыт европейской региональной интеграции, который может иметь определенное практическое значение и для других государств мира, состоит в следующем:
1. развитие сотрудничества в рамках еврорегиона по административным линиям осуществляется по трем направлениям: одновременно со всех сторон и на всех уровнях; «сверху» (Европейский Союз и правительства непосредственно заинтересованных стран, что создает своего рода общую юридическую основу); «снизу» (коммуны, районные власти, что стало главным в нынешних условиях).
2. Приграничная торговля развивается строго на основе конкретных проектов (а не за счет предоставления каких-либо льгот или формирования общего бюджета), в которых заинтересованы все сопредельные страны, провинции, города и общины. На местном уровне обычно обеспечивается не менее 20% финансирования, остальные средства выделяются Евросоюзом (от 50 до 80%), федеральным и провинциальными (земельными) властями. Запрещено финансирование коммерческих объединений и частных лиц.
3. Сотрудничество в еврорегионах идет по всем направлениям, представляющим практический интерес для местного населения. Большое значение придается личным контактам, в том числе и между функционерами — полицейскими, судьями, представителями региональной администрации, менеджерами и др.
Полноправными торговыми партнерами в рамках еврорегиона выступают не государства, а управленческие структуры провинций и земель. В каждой из стран на местном уровне действует бюро по проблемам сотрудничества в еврорегионе, центральное бюро для всего региона находится в Маастрихте.
Среди прочих важных достоинств данной системы выделяется правило обязательного учета интересов региона в целом и принцип ненанесения какого-либо ущерба партнерам. Например, рекламируя в Нидерландах выгодные условия для иностранных капиталовложений, нельзя упоминать, что налогообложение в этой стране ниже, чем в Германии.
Определенный интерес представляет опыт развития торгово-экономических связей между городами еврорегионов, осуществляемых не через административные (муниципальные) органы, а с участием торгово-промышленных палат (ТПП), в которых объединены все предприятия данного региона. Такая форма сотрудничества исключает администрирование и обеспечивает решение проблем торгово-экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования через корпоративное демократическое регулирование.
Таким образом, можно выделить следующие основные особенности приграничного сотрудничества и торговли между регионами стран Европейского Союза:
● региональные диспропорции наблюдаются в 10 наиболее бедных приграничных районах, большая часть которых расположена на территории Греции, Польши, Словакии и Португалии. Годовой доход на душу населения составляет здесь менее трети от значения аналогичного показателя по 10 наиболее богатым приграничным районам;
● каждое расширение ЕС ставило перед сообществом проблемы, связанные с наличием в новых приграничных регионах явно выраженных трудностей различного генезиса, что обусловило активизацию разработки программ INTERREG-3 по региональному, трансграничному, приграничному и межрегиональному сотрудничеству;
● углубление интеграционных процессов способствовало дивергенции не только приграничной торговли, но и самих районов, поскольку преимущества интеграции и развитие торговли, как правило, привязаны к наиболее «продвинутым» из них;
● особенно активно приграничная торговля развивается в новых промышленных регионах севера ЕС, более медленными темпами характеризуется приграничный оборот с проблемными старыми промышленными районами и городами;
● тенденция фрагментарности приграничной торговли, усложнения ее структуры и географии скорее всего сохранится и впредь. При этом будут наблюдаться диспропорции в социально-экономическом развитии между приграничными районами, уровне жизни их населения.
Обратимся к опыту организации и регулирования приграничной торговли Российской Федерации. Определенная часть приграничных регионов благодаря своему географическому положению обладает существенными конкурентными преимуществами во внешнеэкономической деятельности, особенно в торговле, использовании технической инфраструктуры и энергетических мощностей, туризме и т.д. В первую очередь это относится к приграничным территориям, соседствующим с развитыми или динамично развивающимися странами (на северо-западе — с Норвегией и Финляндией; на Дальнем Востоке — с Китаем, Японией и США) и имеющим транспортные выходы на мировые рынки. Однако выгодное положение по отношению к внешним рынкам зачастую сопровождается свертыванием связей с регионами внутри страны. Такое развитие ситуации особенно характерно для Калининградской области. Примеры «отрыва» от российской экономики имеют место в Мурманской области, рыболовный флот которой основную часть добычи реализует в Норвегии. Аналогичная ситуация сложилась на Дальнем Востоке, где осуществляется продажа выловленной рыбы в Японию. Для внутренних регионов России значительные расстояния до государственной границы увеличивают транспортные расходы на экспортно-импортные операции. Следовательно, они включены в основном во внутрирегиональную торговлю, что в свою очередь и определяет специфику распределения функций приграничной торговли между российскими регионами.
Опыт Российской Федерации в вопросах внутрирегионального сотрудничества позволяет выявить показатель внутренней либо внешней ориентации приграничных регионов, т.е. географическую структуру их товарных потоков. Частные характеристики, сведенные воедино, обеспечивают возможность определения степени интеграции региона в систему внутрирегиональных контактов, характеризующую долю его межрегионального оборота по отношению к ВРП или межрегионального оборота на душу населения.
Растущая самостоятельность региональных экономик — объективный процесс, происходящий в настоящее время не только в Западной и Восточной Европе, но и в мировом сообществе в целом. Максимизация эффекта развития приграничного торгово-экономического сотрудничества региональных экономик пограничных стран возможна посредством проведения сбалансированной политики, направленной на интенсификацию экономического роста региона.
Определяя приграничную торговлю как особый вид внешней или трансграничной торговли, можно учесть возможность применения общих методологических подходов и инструментов для анализа статики и динамики внешней торговли, которые в свою очередь сводятся к оценке ее эффективности за данный период времени, прогнозированию перспектив ее развития в будущем. Одновременно следует помнить о том, что приграничная торговля должна оцениваться на макро- и мезоэкономическом уровнях. И в том, и в другом случае ей свойственна нетривиальность методологических подходов, которая на макроуровне объясняется особыми условиями объекта исследования, на мезоуровне — специфическими инструментами и структурой анализа, возможностью использования методов прикладной математики, теории вероятностей, прогнозирования и планирования в экономике, математической статистики, эконометрического анализа и др.
Традиционно современные методологические подходы к оценке внешней, а следовательно, и приграничной торговли должны основываться на системе показателей, характеризующих фактическое состояние внешнеторгового баланса страны и регионов. К общеизвестным добавляются показатели экспорта, импорта, внешнеторгового сальдо и внешнеторгового оборота. Именно они лежат в основе формирования данной системы.
Исследования приграничной торговли на мезоэкономическом уровне до настоящего времени не получили должного развития, что объясняется новой парадигмой и новым пониманием приграничной торговли в современном мире в условиях трансъевропейской интеграции. Ранее такие исследования системно либо не проводились совсем, либо переносились на микроуровень отдельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговые операции на приграничных территориях.
Оценку эффективности приграничной торговли на макро- и мезоэкономическом уровнях целесообразно проводить по следующим направлениям:
● ретроспективный анализ реальных результатов внешнеторговых связей приграничных регионов;
● прогнозирование приграничной торговли.
Научный интерес представляет внедрение новых инновационных подходов и использование таких инструментов анализа, которые сочетали бы в себе принципы и критерии прогнозирования межрегиональной, транснациональной, трансграничной и внешней торговли, что и позволит выявить специфику анализа и прогнозирования приграничной торговли. Система прогнозирования предполагает разработку кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов, которые выполняют ориентировочные и стабилизирующие функции воздействия на экономику.
Методология анализа должна носить многовекторный характер. При этом необходимо применять дифференцированные подходы в зависимости от складывающейся ситуации, временного тренда, региона (западный или восточный, экологодестабилизированный или наоборот, интегрированный или слабо интегрированный с европейскими инструментами сотрудничества), условий торговли на внешних рынках и т.д. основными параметрами методологического подхода принимаются многогранность, всеобъемлемость, динамизм, корреляция.
Эффективность приграничной торговли как экономическая категория определяется сопоставлением результатов с затратами и расчетом прибыльности трансграничных операций для отдельного региона. К важнейшим показателям можно отнести экспортную, импортную и внешнеторговую квоты, долю импорта в объеме национального потребления, коэффициент покрытия импорта экспортом, коэффициент сбалансированности внешнеторговых операций.
Основными критериями при разработке методики анализа должны стать: возможность ее применения на практике, описание реальных трансграничных процессов приграничных регионов, доступность информационной базы, выявление факторной и таксонометрической зависимостей мезоэкономических величин, объясняющих современное состояние и условия развития приграничной торговли. Учитывая сложности получения статистической информации, в методике важно отразить возможность использования минимального объема сведений по приграничью и обеспечения высокого качества оценки и репрезентативности производимых расчетов.
Современные подходы к анализу состояния приграничной торговли на макро- и мезоэкономическом уровнях должны быть адекватны выбранному объекту исследования. Используя применяемые ВТО и Евростатом методические подходы к оценке трансграничной и транснациональной торговли положения органов статистики государств при проведении социально-экономических исследований, можно представить следующую схему анализа и оценки механизмов регулирования и развития приграничной торговли:
А. оценка состава, структуры и динамики приграничной торговли регионов за рассматриваемый период
А1 — объемы оборота, экспорта, импорта страны и регионов с приграничными торговыми партнерами в целом и с каждым из них;
А2 — темпы роста и прироста показателей п. А1, их удельный вес (с целью анализа динамики и структуры);
А3 — доля приграничной торговли в общем объеме внешнеторгового оборота (выявление порога независимости от приграничной торговли).
Б. Сбалансированность приграничной торговли региона
Б1 — определение эффективности вклада каждого участника приграничной торговли в общую сбалансированность региона;
Б2 — оценка эффективности приграничной торговли регионов за рассматриваемый период;
Б3 — прогноз развития приграничной торговли на среднесрочную перспективу методами коинтегрального анализа и экспоненциального сглаживания.
В. Выводы о состоянии приграничной торговли страны и регионов, определение перспектив ее развития.
В основе приграничной торговли лежит уровень сбалансированности экспортно-импортных операций. Понятие сбалансированности может применяться только в случае, когда между государствами налажена взаимная торговля.
Сбалансированность приграничной торговли в чистом виде определяется как равенство стоимостных объемов экспорта и импорта в торговле приграничных государств и/или регионов. В то же время она показывает неравенство абсолютных объемов этих операций. Следовательно, можно утверждать, что на степень сбалансированности трансграничного сотрудничества и приграничной торговли влияет величина сальдо региона с партнерами по приграничью. Считаем целесообразным положить в основу методики оценки уровня развития приграничной торговли оценку ее сбалансированности. Как экономическая категория она объединяет четыре основных критерия развития внешнеторговых связей: взаимовыгодность, двусторонность, необходимость и длительность.
Сбалансированность приграничной торговли на макроэкономическом уровне несет тот же экономический смысл, что и на мезоуровне, но приобретает, по сути, другую характеристику, так как синтезирует в себе множество элементов, составляющих единое целое. Так, сбалансированность приграничной торговли Польши определяется сбалансированностью приграничной торговли составляющих ее регионов, а та, в свою очередь, — сбалансированностью торговых отношений субъектов хозяйствования на приграничных территориях.
Степень различия между экспортом и импортом по приграничной торговле в динамике, а также превышение темпов роста экспорта сравнительно с ростом импорта, можно отразить с помощью относительного показателя — индекса товаропотоков (Iт) приграничной торговли. Данный индекс строится по аналогии с коэффициентом и интегральным индексом внешней торговли, однако расчет производится с учетом динамики трансграничных контактов и структуры приграничного сотрудничества. Он представляет собой отношение темпов роста экспорта в приграничные страны (регионы) к темпам роста импорта из них: | | | Таким образом, Iт > 1 показывает степень опережения экспортных поставок над импортными в приграничной торговле и, соответственно, наличие ее положительного внешнеторгового сальдо. При Iт < 1 — наоборот. Показатель Iт необходимо применять для каждой из территорий, осуществляющих приграничную торговлю, а затем проводить компаративную характеристику тех регионов, для которых она наиболее значима.
Далее выявляются особенности развития приграничной торговли в целом по стране: изучаются основные направления развития и современное состояние. С этой целью рассматриваются структура и динамика ее основных показателей: товарооборота, экспорта, импорта, сальдо.
На следующем этапе анализа определяются приоритетность ориентации внешнеторговых связей по исследуемому региону, их особенности; устанавливается, в какой степени внешняя торговля региона носит приграничный характер; выявляются имеющиеся незадействованные резервы; находится доля экспорта, импорта в обороте каждого торгового партнера — приграничной страны и (или) региона, а также вида продукции в приграничной торговле в их общем объеме. Все это позволяет рассмотреть структуру приграничной торговли комплексно.
Величина сальдо приграничной торговли исследуется с точки зрения его отрицательного или положительного значения, что характеризует экономический смысл данной величины. По полученным результатам проводится анализ приоритетности ориентации региона в приграничной торговле, обычно по экспортной или импортной деятельности. Определение приоритетной ориентации дает возможность обозначить основных торговых партнеров по приграничью и в целом по странам за анализируемый период (обычно не менее 5 лет).
Для количественной оценки уровня приграничной торговли обычно применяется система относительных показателей, в том числе отношение темпов роста экспорта к темпам роста общего объема продукции промышленности (сельского хозяйства), физический объем товарооборота, инвестиции в основной капитал, интегральный коэффициент приграничной торговли, коэффициент приграничной специализации и др.
Оценка сбалансированности приграничной торговли включает в себя определение степени сбалансированности экспортно-импортных операций с каждым торговым партнером по приграничью и в целом по всей их совокупности. Для этого предварительно рассчитывается коэффициент сбалансированности по отношению сальдо к обороту приграничной торговли: | | | где Ксб — коэффициент сбалансированности приграничной торговли на региональном уровне;
С — сальдо приграничной торговли региона (страны) с отдельным регионом/страной – участницей приграничной торговли;
ТО — приграничный товарооборот с отдельной страной (регионом), группой регионов.
При оценке сбалансированности можно использовать индекс сбалансированности, определяемый как отношение прироста сальдо к приросту оборота приграничной торговли за соответствующий период: | | | где Исб — индекс сбалансированности приграничной торговли на региональном уровне;
ΔС — прирост сальдо приграничной торговли региона (страны) с отдельным регионом/страной –– участницей приграничной торговли за определенный период времени;
ΔТО — прирост приграничного товарооборота с отдельной страной (регионом), группой регионов за определенный период времени.
Данный индекс показывает, насколько изменится оборот приграничной торговли в результате изменения ее сальдо.
Коэффициент сбалансированности приграничной торговли может принимать значения в пределах от +1 до –1. при сбалансированности экспортно-импортных операций данный коэффициент приближается к нулю. Если объемы экспорта и импорта приграничной торговли существенно различаются, его значение в зависимости от знака сальдо приграничной торговли приближается к +1 или –1. Значение коэффициента, равное +1 или –1, свидетельствует о полной односторонности приграничной торговли, т.е. последняя представлена либо экспортными, либо импортными поставками.
Коэффициент сбалансированности следует рассчитывать для определения степени сбалансированности приграничной торговли региона с каждым торговым партнером по приграничью и для нахождения общей сбалансированности со всей совокупностью партнеров. Кроме того, целесообразно проводить расчет коэффициента за анализируемый период и для стран-партнеров в целях выявления степени взаимной увязки сбалансированности приграничной торговли. Общий коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности региона (Ксбобщ) определяется по формуле | | | На общую сбалансированность оказывает влияние каждый осуществляющий приграничную торговлю партнер. В связи с этим на следующей стадии анализа проводится оценка эффективности вклада каждого приграничного торгового партнера в общую сбалансированность приграничной торговли региона (страны). Сначала рассчитываем эффективность вклада каждого торгового партнера по приграничью (регион/страна) в приграничную торговлю исследуемого региона: | | | где Эрi — показатель эффективности вклада i-го партнера по приграничью в приграничную торговлю региона;
Ксб — коэффициент сбалансированности приграничной торговли с партнером;
Д — доля приграничной торговли с торговым партнером в общем объеме приграничной торговли региона.
Затем определяем влияние эффективности вклада каждого приграничного партнера на общую сбалансированность приграничной торговли региона: | | | В целях совершенствования методики оценки уровня развития приграничной торговли региона предлагается проводить анализ на основе эмпирического материала и находить зависимости между признаками, характеризующими изучаемые процессы. Необходимость обработки эмпирического материала по приграничной торговле ведет к применению исследовательского инструментария математической статистики, прежде всего, корреляционно-регрессионного анализа. Он может использоваться для определения силы и направления взаимодействия между изучаемыми признаками.
Традиционный подход, при котором для всей совокупности объектов-данных строится единая общая функция регрессии, не позволяет получить удовлетворительные результаты даже при самых благоприятных условиях. С помощью подобной функции выявляется общая, а следовательно, недостаточно точная характеристика изучаемой зависимости показателей.
Для описания общей экономической ситуации приграничной торговли необходимо строить одновременно несколько моделей последней. Каждая из них рассматривается как частный случай общей модели приграничной торговли и должна удовлетворять следующим требованиям:
● отсутствие чрезмерной сложности (ее состав и детальность следует соотносить с уровнем достоверности исходной информации);
● использование совокупности относительно простых моделей при необходимости прогноза ряда разнородных качеств приграничной торговли;
● соответствие сложности модели степени разработанности математического аппарата исследования.
динамика приграничной торговли находится под воздействием множества имплицитных и эксплицитных факторов, будущие значения которых неизвестны, и, соответственно, невозможно определить точные объемы программ трансграничного сотрудничества и приграничной торговли. Можно лишь ожидать наиболее вероятностные ситуации прогнозирования, однако получить точные значения в условиях динамично меняющейся социально-экономической конъюнктуры мировой и региональной европейской экономики сложно. Методы математической статистики позволяют найти ошибки прогнозирования, построить прогностические модели развития приграничного сотрудничества и торговли на средне- и долгосрочную перспективу как в национальном, так и региональном аспектах.
Методика дает возможность определить, насколько интенсивно и в каком объеме необходим тот либо иной вид продукции или услуг, установить приоритеты и экспортно-импортный потенциал приграничья. Расчет предлагаемого индикатора производится по формуле | | | где Cit — отношение объема импорта/экспорта i-го вида продукции (услуг) j-й страны ко всем странам во времени t;
Cijt — объем импорта/экспорта i-го вида продукции (услуг) j-й страны во времени t;
Ciобщt — объем импорта/экспорта i-й продукции по всем странам во времени t.
Результаты расчетов показывают, насколько интегрированы товарные рынки приграничных государств в условиях применения различных структурных схем приграничной торговли.
На основании вышеизложенного отметим, что резкий переход в начале 1990-х гг. от централизованно управляемой экономики к экономике, основанной на рыночных принципах, наряду с происходившими в этот период политическими изменениями дали толчок региональной фрагментации экономического пространства стран Восточной Европы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед регионами страны, явилось восстановление торгово-экономических связей с государствами по ту сторону границы. Решение данной задачи связано с интеграцией приграничных регионов в систему мирохозяйственных связей и с регионами соседних стран. Причем успех движения навстречу друг другу можно рассматривать как показатель успешности социально-рыночных реформ вообще и эффективности развития приграничного сотрудничества и торговли на современном этапе в частности.
Следует отметить, что целью анализа эффективности приграничной торговли на мезо- и макроэкономическом уровнях является не только оценка этих связей на настоящий момент, но и разработка перспективных направлений их развития в будущем.
Многогранность оценки состояния приграничной торговли проявляется в следующем: приграничная торговля с отдельными странами может характеризоваться низкой степенью несбалансированности при росте в то же время прогнозируемых ее объемов. Применение эконометрических инструментов для построения тренда прогноза приграничной торговли и сотрудничества позволяет определить резервы ее роста в будущем.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Граничный фактор в значительной степени воздействует на объем и характер межгосударственного сотрудничества, в том числе приграничных и трансграничных регионов. Его эффективность определяется большим количеством различных показателей, зависящих от деятельности населения, субъектов хозяйствования, учреждений, различного рода институтов власти, международных структур.
2. Вступление Польши в состав Европейского Союза имеет двойственный характер: с одной стороны, это позволило расширить рынок товаров и трудовых ресурсов, увеличить финансовые инвестиции в развитие инфраструктуры и т.д., но в то же время существенно ухудшились условия сотрудничества, в том числе приграничных и транграничных районов, с государствами Восточной Европы (Россия, Беларусь, Украина). |
| |
|
|