| | Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009 | | К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Колесников С. В. аспирант кафедры экономической теории Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева
| |
| | В качестве ключевой проблемы рассматривается роль инноваций в конкурентной среде и активизация инвестиционной деятельности, прежде всего, увеличение капитальных вложений в материальное производство и производственную инфраструктуру, определяющие развитие всей экономики. Государство рассматривается как один из участников инновационного процесса и как правовой регулятор инновационной деятельности | Ключевые слова: инвестиции, инновации, конкурентоспособность, экономический рост, производство | В XXI в. страна вступила с устойчивым экономическим ростом в сырьевых отраслях — с устаревшей инфраструктурой, неспособной обеспечить доставку, освоение, создание новых факторов производства. Соответственно, необходим анализ тенденций развития инновационной сферы как фактора конкурентоспособности и степени влияния инновационного процесса на экономические изменения в стране. Для того чтобы вывести объем промышленного производства на более высокий уровень и при этом производить конкурентоспособный продукт, необходимо привлечение инвестиций, в том числе иностранных, а также внедрение новейших отечественных и иностранных технологий, научных разработок. В условиях перехода экономики от индустриального типа к постиндустриальному типу инновационная сфера играет определяющую роль в успешном развитии российской экономики. Реализация идеи конкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных подходов предполагает необходимость совершенствования существующих и внедрение абсолютно новых организационно-управленческих, финансово-экономических и производственных технологий. При общемировом замедлении экономического роста российскому правительству, помимо мер, касающихся снижения негативного влияния от экономических изменений, ведущих к снижению экономического роста в РФ, следует увеличить расходы на поддержку инновационных производств, создавая более трудоемкие и «интеллектоемкие» продукты. С их помощью российская экономика переориентируется с роли поставщика факторов производства или каких-либо его компонентов на роль производителя качественной и конкурентоспособной продукции. А ее производство станет эффективным, способным быстро подстраиваться под изменение спроса на рынках.
В России энергетический сектор экономики наиболее привлекателен для инвестиций потому, что он обладает высокой рентабельностью. Чтобы привлечь инвестиции в другие отрасли экономики, следует создать благоприятный инвестиционный климат. Для этого необходимо совершенствовать налоговую систему, создавая такие условия налогообложения, которые обеспечат инвестиционную привлекательность по сравнению с энергетикой.
Ключевой проблемой будет оставаться проблема активизации инвестиционной деятельности, прежде всего увеличение капитальных вложений в материальное производство, производственную инфраструктуру. Состояние материального производства определяет развитие всей экономики, а инвестиции в любой экономической системе являются основой ее развития. К сожалению, именно в этом секторе экономики положение обстоит наиболее сложно, а производимые преобразования пока не привели к оживлению производства в реальном секторе и не вызвали притока капитала в его развитие. Привлекая инвестиции в производство, необходимо учитывать, в какие сферы экономики они направляются. Преимущества получают те государства, которые вкладывают средства в развитие технологий. Сегодня инвесторы не заинтересованы вкладывать средства в наукоемкие технологии, потому что они дают отдачу только в отдаленной перспективе, а также в те сферы экономики, рынок которых насыщен импортными товарами.
Для того чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, в обрабатывающей промышленности необходимо ввести льготное налогообложение, а основную нагрузку возложить на сверхприбыли компаний, занятых в добывающей промышленности. Целесообразно стимулировать капитальные вложения в основные фонды. Задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. В эту отрасль должны привлекаться новинки современной техники и технологии.
Чтобы Россия достигла уровня наиболее развитых государств по ряду показателей развития, необходимо повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, что приведет к необходимости внедрения инноваций. Проблема внедрения инноваций в экономику России не решена до сих пор. Следует произвести накопление собственных средств и привлечь иностранный капитал, а также увеличить затраты на приобретение машин и оборудования, прав на патенты, лицензии и расходы в области научных исследований. Целесообразно разработать законопроекты по защите авторских прав, интеллектуальной собственности, ускорить процедуру выдачи патентов на изобретения, для того чтобы использовать интеллектуальную собственность в инвестиционных проектах. Также следует уделить пристальное внимание подготовке высококвалифицированных кадров в сфере менеджмента и маркетинга, способных реорганизовать структуру управления на предприятиях.
Для повышения конкурентоспособности производства и успешного включения экономики страны в мировую систему производства и обмена необходимо использование международных стандартов качества и современных технических регламентов. Также требуется обеспечить прозрачность содержания заключаемых контрактов, сделок по продаже пакетов акций, отчетности компаний, прибыли акционеров. Для повышения конкурентоспособности экономики возникают задачи перехода к адресной поддержке производств, ориентированных на экспорт, совершенствования системы государственных гарантий, в том числе для активного участия корпораций в международных тендерах.
Для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно — техническую политику. Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его главной цели — максимального удовлетворения требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство (промышленной, экологической и т.д.). Соответственно, необходимо внедрение новых современных стандартов качества и управления.
Для общего снижения издержек в производстве нашей стране необходимо реализовывать инвестиционные проекты, связанные со строительством новых объектов в транспортной сети и созданием инфраструктуры для оптимизации транспортных расходов и общего снижения времени транспортировки, развития отдельных сфер народного хозяйства с применением передовых технологий. Это в конечном итоге может создать конкурентные преимущества через некоторое время после окончания мировой стагнации. Данное предложение оправдано тем, что мировой кризис привел к падению цен на строительные материалы и энергоресурсы. В условиях России это делает вполне возможным реализацию некоторых проектов, связанных с инвестированием в строительство объектов инфраструктуры, оправданным ввиду снижения себестоимости строительства и наличия средств в Стабилизационном фонде от продажи энергоресурсов, накопленных за несколько лет.
Для решения проблемы внедрения инноваций необходимо увеличить затраты на покупку машин и оборудования, прав на патенты, лицензии, а также увеличить расходы в области научных исследований. Необходимо разработать законопроекты по защите в области авторских прав и интеллектуальной собственности, ускорить процедуру выдачи патентов на изобретения, для того чтобы использовать интеллектуальную собственность в инвестиционных проектах. Также следует уделить пристальное внимание подготовке высококвалифицированных кадров в сфере менеджмента и маркетинга, способных реорганизовать структуру управления на предприятиях.
Главные этапы инновационного процесса определяются по его основным составляющим, первыми из которых является рынок новшеств или новаций. Основным товаром этого рынка является научный и научно — технический результат, т.е. продукт интеллектуальной деятельности, на которую распространяются авторские права, оформленные в соответствии с установленным законодательством.
В мировой практике принято различать научную, научно-техническую деятельность, а также экспериментальные разработки. Научная деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний. Прикладные научные исследования — научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач. Научно-техническая деятельность имеет цель получения, распространения и применения новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, социальных и гуманитарных проблем.
Технический и научный прогресс, осуществляясь долгое время параллельно, в инновационной экономике сливаются в единый научно-технический прогресс. Причем ведущим становится именно научный прогресс, наука как источник новых знаний, открытий, изобретений, а, следовательно, и инноваций. Классификация нововведений по критерию значимости в развитии производительных сил общества предполагает их деление на следующие группы:
— во-первых, базовые нововведения — это такие нововведения, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, качественных изменений технологической системы, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного периода времени и крупных затрат для освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект;
— во-вторых, крупные и принципиальные нововведения — инновации, возникшие на базе аналогичного ранга изобретений, научных и технических рекомендаций, в результате которых происходит смена поколений техники в рамках данного направления или появление новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа.
Основным предназначением инновационной экономики является становление современной формы жизнедеятельности человека и общества, которую мы называем человеческим капиталом. Человеческий капитал представляет собой основанное на экономии времени обогащение жизнедеятельности человека и общества или самообогащение. Это самообогащение направлено на самовыражение и самореализацию личности.
Если в аграрном и индустриальном обществах национальное богатство выражалось, в основном, в материальном воплощении (в форме золота и серебра у меркантилистов, совокупности материальных благ, созданных в земледелии, у физиократов, или во всех отраслях материального производства у классиков), то в инновационной экономике под действительным богатством общества понимается не бесконечный рост потребления, приведший к нарушению гармонии человека с природой, а уровень интеллектуального и духовного развития человека, накопление интеллектуальной собственности. Информационная революция актуализировала проблему нематериального накопления, формирующего человеческий капитал.
Обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Рынок новшеств формируют научные организации, ВУЗы, временные научные коллективы, объединения научных работников и т.д. Принято различать новации, инициируемые нуждами потребителей, которые составляют 70-75% от их общего объема и инновации, инициируемые научно — техническими результатами, полученными при проведении НИОКР. К сожалению, некоторые инновационные отрасли, такие как сельское хозяйство, ресурсосбережение, охрана здоровья и окружающей среды, создание искусственных микроорганизмов в генной инженерии и микробиологии и т.д., не получают достаточного финансирования инновационной деятельности, что привело к значительному отставанию, снижению конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем и внешних рынках. Опыт развитых стран Запада показывает, что именно на таком пути достигается подлинный динамизм НТП и укрепляются все аспекты национальной безопасности. Этот же опыт говорит о том, что переход к такой модели не может быть стихийным, он требует продуманной разработки и последовательной реализации государственной политики. В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции.
Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста.
По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия. В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать: наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей; конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства; достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии.
Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств, гибко приспосабливаясь как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями с программным управлением радикальными нововведениями; организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.
Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является получение прибыли. Поэтому организации и компании почти не идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство берет на себя функцию обеспечения бизнеса научными знаниями и идеями, поэтому в официальных документах ведущих стран НТП рассматривается как единая цель: научные идеи и разработки — инновационный бизнес- широкомасштабное использование. Активно работая в научной и инновационной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Основные принципы государственной политики:
— свобода научного и научно-технического творчества;
— правовая охрана интеллектуальной собственности;
— интеграция научной и научно-технической деятельности и образования;
— поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
— конкуренция ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
— стимулирование деловой активности в научной и других видах деятельности;
— развитие международного сотрудничества.
Государство одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке в инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Большое значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.
В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, т.е. переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия может быть достигнута за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес — проектов.
Также необходима поддержка центров, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, целью которых является развитие инновационной деятельности в России, разработка методов оценки инновационных проектов, привлечение инвестиций в инновационную сферу, отработка механизмов финансирования инновационных проектов и различных способов продвижения их на рынок, содействие повышению активности ученых и научных работников, изобретателей, инженерно-технических работников, формирование благоприятного общественного мнения об инновационном потенциале России.
Чтобы из страны-поставщика энергоресурсов превратиться в страну с современной, высокоразвитой экономикой, России, в условиях глобальной конкуренции, необходимо, используя свой экономический и интеллектуальный потенциал, поставить на мировой рынок конкурентоспособный продукт, соответствующий современным стандартам качества, экологическим нормам и при этом опережающий конкурентов в функциональном и технологическом отношениях.
Государственная научно-техническая программа — комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий:
— существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
— принципиальной новизне и взаимосвязанности программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия. |
| |
|
|