| | Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009 | | МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ | | Мордовец В. А. аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
| |
| | В статье на основе результатов исследований представлены промежуточные результаты реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» за 2007 год. Раскрывается сущность приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Проводится статистический анализ и обобщение состояния жилищного сектора экономики России за 2007 год. Акцентируется внимание на основных проблемных направлениях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», выявленных в процессе анализа и обобщения статистической информации | Ключевые слова: экономика России, национальный проект, жилищная политика | В современной России происходят масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения беспрецедентны – ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.
Старые методы и подходы, которые и раньше не гарантировали даже «малогабаритного» счастья, в современных условиях не работают вообще. Поэтому необходимо создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения «квартирного вопроса». Это – рынок доступного жилья. Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. Разработаны основы правовой базы, сущность которой составляет принятый Государственной Думой пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В стране появилась институциональная база жилищного рынка: 71,5% жилья находится в частной собственности, и более 90% строительных организаций являются частными компаниями. Однако до сих пор жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн кв. м., и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд необходимо увеличить на 46,1%. При этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств.
Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. В России он составляет 60% – из общего количества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53% происходят из–за их ветхости.
Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства потребовались колоссальные усилия и средства. Именно для решения этих проблем на государственном уровне был сформирован приоритетный национальный проект (ПНП) «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Целью ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
К приоритетным направлениям реализации национального проекта «Доступное жилье» отнесены:
1. Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования. Для реализации предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку по кредитам.
2. Повышение доступности жилья. Оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов.
3. Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством. Государство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.
4. Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Для реализации этого приоритета государство будет сокращать административные барьеры, совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку, оказывать помощь в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Кроме того, у муниципалитетов появится право залога муниципальных и не разграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры.
Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.
Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2002–2010 гг., входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей–инвалидов.
Основная цель ФЦП «Жилище» – комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами ФЦП «Жилище» являются:
1. Создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
2. Создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
3. Обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения – для одиноких граждан, 42 кв. м – на семью из 2 человек, по 18 кв. м – на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более).
Сроки и этапы реализации ФЦП «Жилище» – 2002 – 2010 гг.:
I этап – 2002–2005 гг.;
II этап – 2006–2010 гг., включающий следующие стадии реализации:
1–я стадия – 2006–2007 гг.,
2–я стадия – 2008–2010 гг.
Существенным этапом содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья является созданный по указу Президента России Дмитрия Медведева Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.[7]
Рассмотрим итоги реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2007 г.
В последние годы динамика темпов роста жилья в России является положительной. И в 2007 г. впервые по показателю темпов роста жилья мы почти вышли на уровень 1990 года. Так в 2007 г. было построено 61 млн кв. м жилья. Объем жилищного строительства по сравнению с 2006 г. вырос примерно на 30%.
Динамика ввода в действие жилых домов в России представлена на рис. 1. | | | Рис. 1. Гистограмма ввода жилых домов в России (в тыс. кв. м) | Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 25,7 млн кв. м общей площади жилых домов, что составило 42,6% от общего объема жилья, введенного за 2007 г. Возросла доступность жилья для россиян. Если в 2006 г. купить квартиру или дом могли порядка 17% населения страны, то в 2007 г. этот показатель увеличился до 20%.
В I полугодии 2008 г. уже введено в эксплуатацию 240,5 тыс. квартир общей площадью 21,7 млн кв. м, что превышает уровень 2007 г.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2007 г. составил более 3 трлн. руб., что составляет 118,2% к уровню 2006 г. (Динамика предыдущих лет представлена в табл. 1). | | Таблица 1 Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» | | Источник: Федеральная служба государственной статистики | Факторы, ограничивающие деловую активность строительных организаций представлены в табл. 2.
Наиболее значимыми факторами, ограничивающими деловую активность строительных организаций в 2007 г., были следующие: «высокий уровень налогов», «высокая стоимость материалов, конструкций и изделий» и «конкуренция со стороны других строительных фирм».
Наименее значимые факторы: «недостаток заказов на работы», «нехватка и изношенность машин и механизмов» и «высокий процент коммерческого кредита».
Примечательно, что такие факторы, как «неплатежеспособность заказчиков», «недостаток заказов на работу», «нехватка и изношенность машин и механизмов» и «высокий процент коммерческого кредита» за последние 10 лет сократились более чем в 2 раза. А такие факторы, как «конкуренция со стороны других строительных фирм» и «недостаток квалифицированных рабочих», наоборот – увеличились. | | Таблица 2 Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций (% от общего числа строительных организаций) | | Источник: Федеральная служба государственной статистики | За 2007 г. в 80 субъектах Российской Федерации объемы построенного жилья превысили уровень 2006 г. Среди них наиболее высокие темпы жилищного строительства достигнуты в Иркутской (174%), Калужской (172,4%), Самарской (169,8%), Ярославской (164,6%), Калининградской (149,8%), Сахалинской (147,6%), Вологодской (144,1%), Пензенской (136,9%), Челябинской (135%) областях; Краснодарском (137,2%), Алтайском (135,8%) краях; республиках: Адыгея (155,8%), Тыва (136,8%), Ингушетия (131%); Усть-Ордынском Бурятском (168%), Агинском Бурятском (143,8%) автономных округах, Еврейской автономной области (142,2%).
В ряде субъектов РФ в 2007 г. отмечалось снижение объемов жилищного строительства по отношению к прошлому году. Особенно большое падение объемов ввода жилья произошло в следующих регионах: Ивановской области (71,6%), Камчатском крае (48%), Чеченской республике (56,4%).
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ средняя фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади жилых домов, построенных в 2007 г., в целом по РФ составила 16387 руб.
Наиболее высокая средняя стоимость строительства жилых домов сложилась в следующих субъектах федерации:
В Москве (34692 руб. за 1 кв. м), Санкт-Петербурге (20377 руб.); Сахалинской (27421 руб.), Магаданской (25778 руб.), Новосибирской (22976 руб.), Свердловской (21039 руб.), Тюменской (20212 руб.), Архангельской (18935 руб.), Амурской (18205 руб.), Ярославской (17401 руб.), Ленинградской (17437 руб.), Читинской (17323 руб.) областях; Камчатском (32958 руб.), Хабаровском (25830 руб.), Красноярском (18256 руб.) краях; республиках: Карелия (18589 руб.), Саха (Якутия) (18174 руб.), Коми (17224 руб.); Чукотском (91451 руб.), Ненецком (39366 руб.), Ямало-Ненецком (31718 руб.), Ханты-Мансийском – Югре (22572 руб.) автономных округах.
В 2007 г. в промышленности строительных материалов наблюдался рост производства всех основных материалов, изделий и конструкций.
Производство цемента за 2007 г. по сравнению с прошлым годом возросло на 9,4%, труб и муфт асбестоцементных – на 10%, стекла строительного – на 29,1%, стекла листового термополированного – на 0,5%, линолеума – на 19,2%, мягких кровельных материалов – на 18,4%, изделий санитарных керамических – на 13%, минеральной ваты и изделий из нее – на 13,2%, стеновых материалов – на 13,8%, кирпича строительного – на 12%, сборного железобетона – на 13,2%, панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения – на 4,7%, материалов строительных нерудных – на 17,8%, щебня и гравия – на 18,1%.
Продолжался рост производства группы отделочных материалов. Так, выпуск керамической глазурованной плитки для внутренней облицовки стен увеличился на 7,1%, керамической плитки для полов – на 17,5%.
Правда, допущено 7%-е падение производства шифера.
В РФ за 2007 г. введено в эксплуатацию 330 объектов, производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов.
Не смотря на положительную динамику развития жилищного сектора экономики России, все же остается ряд нерешенных проблем:
1. Резкого наращивания темпов строительства нельзя добиться, не обеспечив его адекватным наращиванием темпов производства строительных материалов.
2. Чрезмерный приток населения в крупные города, в то время как малые населенные пункты оставляются жителями.
3. Отсутствует четкая программа строительства, опирающаяся на реальные потребности в конкретных типах жилья.
4. Строится малое количество жилья эконом-класса.
5. Не оптимизирован перечень документов, необходимых для начала строительства, а также сроки и принципы прохождения и оформления документов. Не работает ответственность чиновников за исполнение сроков обработки документов.
6. Сложные и непрозрачные административные процедуры получения земельных участков и разрешения на строительство.
7. Высокая стоимость реализации проекта застройки. В большинстве случаев потенциальный застройщик должен за свой счет разработать, согласовать и утвердить градостроительные документы.
8. Спрос на рынке жилья опережает предложение, что ведет к росту цен на жилье, делая не выгодным работать с оборота. Как следствие происходит «вымывание» с рынка дешевого жилья.
9. В Российской Федерации не сформирована ниша некоммерческого найма. Существующие ниши коммерческого и социального найма не решат все проблемы жилищного сектора экономики России.
10. Недостаток предложения земельных участков, обеспеченных необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой.
11. Сложности при подключении к сетям инфраструктуры;
12. Недостаточное кредитование строителей со стороны банков в виду непрозрачности бухгалтерии строительных организаций и т.д.
13. Отсутствие в большинстве субъектах федерации необходимой градостроительной документации, Генеральных планов (утвержденного проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства), основанных на Комплексных планах социального развития территории.
14. Отсутствие в России малоэнергетических систем, вообще и в законодательстве, необходимых для широкомасштабного развития индивидуального и малоэтажного жилищного строительства.
15. Низкая осведомленность жителей России о происходящих мероприятиях в рамках национального проекта «Доступное жилье». Необходимо проводить мониторинг реализации национальных проектов. Для проведения контроля и анализа информации нужно создать периодически обновляемую централизованную базу данных, и воспользоваться современными информационными технологиями, позволяющими обеспечить удаленный доступ к первичной информации.
16. Существующая система критериев эффективности реализации национального жилищного проекта как на федеральном, так и на региональном уровнях показывает свою несостоятельность. |
| |
|
|