| | Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Ворожбит О. Ю. доцент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук
| |
| | Проблемы обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности в последние годы поднимаются на всех уровнях. Существует ряд проблемных блоков, требующих первоочередного решения. Решение любой проблемы невозможно без диагностики причин ее возникновения, определения основных факторов. Представляется важным выявление основных особенностей и проблем развития предпринимательства в рыбной промышленности российского Дальнего Востока, которым обеспечивается более 60 % рыбохозяйственного производства в стране.
В данной статье определены ключевые проблемы, препятствующие позитивному развитию рыбохозяйственной деятельности на Дальнем Востоке | Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, проблемный блок, рыбохозяйственная деятельность, рыбная промышленность, Дальневосточный регион | Преобразования, проводимые в годы экономических реформ в нашей стране, негативно отразились на рыбной промышленности. До 90-х годов прошлого столетия на Дальнем Востоке работал мощный рыбохозяйственный комплекс, который включал не только рыбодобывающие организации, но и рыбопереработку, судостроение и судоремонт, производство орудий лова, тары. Неотъемлемой частью рыбохозяйственного комплекса являлись порты. Рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока имел устойчивые внутренние межотраслевые связи. Кроме того, он обладал значительным потенциалом в развитии международных связей.
В результате приватизации государственной собственности единый рыбохозяйственный комплекс стал распадаться на отдельные структуры, в результате чего возникло большое количество самостоятельных предприятий, каждое из которых занялось добычей, обработкой и сбытом рыбопродукции, привлекая к своей деятельности массу посредников, что привело к удорожанию рыбопродукции, а, следовательно, к снижению конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности.
Анализ ближайшей истории развития рыбной промышленности ДВФО и ее нынешнего состояния, оценка конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности позволили выявить ряд ключевых проблемных блоков, существующих в отрасли, связанных с угрозами экономической безопасности нашей страны (рис. 1). | | | Рис. 1. Проблемные блоки, препятствующие позитивному развитию
рыбохозяйственной деятельности в ДВФО | Разработано автором на основе [3, 5]
Дезинтеграция в рыбохозяйственной деятельности. Распад рыбохозяйственного комплекса привел к созданию значительного количества самостоятельных рыбохозяйственных структур. На сегодняшний день приходится констатировать факт отсутствия организационных и экономических связей между добычей рыбы и морепродуктов и их переработкой. Практически отсутствуют межотраслевые связи рыбопромышленных организаций с предприятиями других отраслей. Это приводит к низкой экономической эффективности рыбохозяйственной деятельности, снижению инвестиционной привлекательности в этой области.
Увеличение числа добывающих компаний в условиях ограниченных сырьевых ресурсов происходит за счет их перераспределения, а не освоения новых объектов лова. Выделением лимитов на добычу рыбы и морепродуктов в малых объемах рыбохозяйственные предприятия подталкиваются на браконьерство, ибо полученная квота не дает возможности возместить произведенные затраты на промысловую деятельность.
Решением данной проблемы, с нашей точки зрения, могут стать интеграционные процессы, способствующие появлению крупных рыбохозяйственных объединений, концентрирующих в своих руках рыбодобычу, рыбопереработку и сбыт готовой продукции. Создание рыбопромышленного кластера в Дальневосточном регионе позволит объединить крупных, средних и мелких рыбопромышленников, направить их усилия на достижение единой цели — повышения конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности, а соответственно и эффективности деятельности каждой рыбохозяйственной организации. Одним из возможных вариантов активизации интеграционных процессов является практика выделения квот не отдельным судам и даже не отдельным предприятиям, а разбиение квот на крупные лоты, которые способны выбрать совместно 10–12 судов. В этом случае мелкие предприятия вынуждены будут кооперироваться для осуществления производственной деятельности.
Дисбаланс между объемами допустимого улова и производственными мощностями для их изъятия. В ДВФО на сегодняшний день остро стоит проблема превышения промысловых возможностей рыболовецких судов над объемами допустимого вылова биоресурсов. Судов специально оборудованных для промысла таких объектов как треска, минтай, краб камчатский, краб синий и др. значительно больше, чем требуется для их освоения в соответствии с установленными ОДУ.
Проведенные исследования показали, что современная сырьевая база рыболовства в ИЭЗ РФ в Дальневосточном бассейне может обеспечить работу не более 80 крупнотажных и 550 среднетажных судов при условии равномерной нагрузки на все промысловые объекты. В действительности, на начало 2000-х гг. на бассейне имелось 192 крупнотажных и приравненных к ним по производственным возможностям судов и 589 среднетажных [1].
В доприватизационный период основной объем вылова и переработки обеспечивало всего 50 крупных организаций. Причем каждая из них имела не менее 50 единиц океанического флота. В настоящее время рыбная отрасль России представлена почти 5 тысячами предприятий, из которых большая часть малорентабельна. Одна российская компания имеет в среднем 2–3 судна, что не позволяет государству эффективно управлять биоресурсами, а бизнесу эффективно их осваивать.
Одновременно с падением объемов добычи биоресурсов происходит изменение структуры уловов по видовому составу и районам промысла. Анализ видового состава добытой океанической рыбы говорит об уменьшении доли традиционных видов рыб. Основную часть морских уловов составляют минтай и ставрида (более 70%). Эта общемировая тенденция в полной мере проявляется и при анализе видового состава отечественного промысла.
Следует отметить, что изменение структуры добычи рыбы и морепродуктов по зонам промысла значительно усилило нагрузку на биоресурсы, находящиеся в исключительной экономической зоне России, что, безусловно, ведет к их истощению, снижению запасов, это увеличивает рискованность рыбохозяйственной деятельности.
Решение данной проблемы общеизвестно и широко применяется во многих рыболовных странах: количество рыбодобывающих судов на бассейне должно строго соответствовать возможностям сырьевой базы. Все избыточные суда должны направляться в другие зоны промысла, включая Мировой океан, либо продаваться.
Данная проблема, в свою очередь, порождает ряд других.
Наличие излишних добывающих мощностей порождает рост промышленного браконьерства в ДВФО. Промышленное браконьерство порождает теневой оборот и контрабандный вывоз за рубеж рыбы и морепродуктов из ДВФО.
По оценке Счетной палаты Российской Федерации из исключительной экономической зоны Российской Федерации незаконно вывозится водных биоресурсов на сумму около $1 млрд., что соответствует ориентировочно 1 млн. т водных биоресурсов.
Для решения данной проблемы целесообразно, по нашему мнению, возложить функции координации охраны и государственного контроля использования всех водных биологических ресурсов, а также среды их обитания в масштабах всей страны — на единый федеральный орган исполнительной власти, и предоставить право оперативной координации промыслом субъектам федерации.
Высокая изношенность основных фондов. Наличие излишних производственных мощностей по отдельным объектам промысла не решает проблемы качественного обеспечения рыбопромышленных предприятий основными средствами. На сегодняшний день в рыбной промышленности Дальневосточного региона более 65% основных средств полностью изношены и требуют обновления (такая ситуация характерна для рыбодобывающих организаций). Такая ситуация сказывается и на качестве промысла и является фактором снижения безопасности рыбодобычи.
Проблема обновления флота является комплексной. Здесь необходима государственная поддержка, причем не только путем его прямого участия в инвестиционных проектах, но и в форме льготных кредитов, субсидирования процентных ставок. Важно обеспечить размещение заказов на строительство рыбодобывающих судов на Российских судостроительных заводах.
Не совершенная система государственного регулирования рыбохозяйственной деятельности. Практически все проблемные блоки затрагивают данную проблему. Ее можно разделить на ряд составляющих. Во-первых, на сегодняшний день отсутствует четкая регламентирующая база управления водными биоресурсами, их добычей, изучением, охраной, воспроизводством, использованием, переработкой. Нормативные документы, разработанные различными органами, взаимно противоречат друг другу, не определяя четких норм и правил. Во-вторых, несогласованна деятельность отдельных министерств и ведомств, которые обеспечивают рыбохозяйственную деятельность в регионе. В-третьих, в рыбохозяйственной деятельности отсутствует единая государственная вертикаль.
Такая ситуация порождает неэффективность государственного контроля использования морских биоресурсов, а следовательно несоблюдение ОДУ по отдельным объектам промысла, рост браконьерства в экономической зоне РФ, нелегальный оборот рыбы и морепродуктов, контрабандный вывоз их за рубеж [2].
Отсутствие государственной поддержки наряду с вышеуказанными проблемами порождает и иные. Достаточно слабо в России и в ДВФО по сравнению с ведущими рыбохозяйственными державами развивается марикультура.
Отдельной проблемой в данном блоке является действующий механизм распределения квот. Основная часть квот по различным схемам выкупается иностранными компаниями. На экспорт в результате уходит рыба и морепродукты с низкой степенью переработки, по демпинговым ценам.
Установленная в России система налогообложения, правила таможенного оформления на сегодняшний день препятствуют развитию рыбопромышленной деятельности, а рыбохозяйственные предприятия уходят с российского рынка. Разница в налогах и сборах значительна при поставке рыбной продукции за рубеж и на российский берег. При официальном экспорте необходимо заплатить пошлину в размере 5–10%, а при поставке продукции на внутренний рынок размер НДС составляет 18%. Затраты в российских портах на приобретение дизтоплива, оборудования, орудий лова в 2–3 раза выше, чем в зарубежных портах. Дешевле в иностранных портах ремонт, услуги, ниже налоги, более льготен кредит. В иностранных портах оформление прихода и отхода, разгрузка судна, его снабжение занимает 3–5 часов. В российских портах оформление документов для кратковременной стоянки судна превышает один день, а в отдельных случаях занимает до трех дней. При этом простой судна стоит от $100 до $500 в час. В то время как, например, в Пусане (Южная Корея) экипаж платит властям $500 в сутки за все: за проживание, портовые услуги, ремонт и т.д.
Неблагоприятные условия ведения предпринимательства в рыбохозяйственной деятельности в России вынудили предприятия обратиться за кредитами в зарубежные банки и кредитные организации, а также привлечь займы. Результатом этого стали расчеты по кредитам рыбой и морепродуктами. Развитая инфраструктура, простота оформления привлекает добывающие суда в иностранные порты. Все это не способствует развитию и экономическому процветанию рыбохозяйственной деятельности в ДВФО.
Решение данной проблемы, на наш взгляд, возможно при упрощении таможенных процедур, снижении всевозможных сборов и пошлин, развитии сети сервисного обслуживания рыбаков и т.п.
Слабая интеграция науки и рыбохозяйственной деятельности. Распад рыбохозяйственного комплекса привел к практическому исчезновению научных исследований в области состояния биоресурсов. На сегодняшний день незначительные объемы финансирования, выделяемые на эти цели, а также организационные и технические просчеты приводят неточностям в определении объемов допустимого улова по отдельным промысловым объектам.
Рассмотрим объемы вылова биоресурсов по выделяемым квотам в 2007 году отдельными субъектами ДВФО (табл. 1)
Как видно из табл. 1 ни один субъект ДВФО не освоил выделенные объемы по квотам. | | Таблица 1 Освоение квот на вылов водных биоресурсов субъектами ДВФО в 2007 г. | | На сегодняшний день практически отсутствует научно-исследовательский флот. Научно-исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития рыбохозяйственной деятельности, такие, например, как ТИНРО, практически не прорабатывают стратегические вопросы развития рыбохозяйственной деятельности в регионе.
Не совершенна система подготовки социалистов для рыбной промышленности в Дальневосточном регионе. Отраслевые вузы готовят специалистов по перечню специальностей, которые сформировались еще при СССР, а также непрофильным специальностям, востребованным на рынке. Однако такой подход не учитывает требования развития рыбохозяйственной науки, препятствует развитию марикультуры. В результате ВУЗы выпускают специалистов, которые не востребованы рыбопромышленными организациями.
Слабая мотивация к развитию рыбопереработки. Особенно остро на сегодняшний день в рыбной промышленности России стоит проблема выпуска продукции с глубокой степенью переработки. Особенно актуальна она для продукции, экспортируемой в другие государства. Следует отметить, что строительство крупных комплексов по глубокой переработке рыбы и морепродуктов, а также создание малых и средних рыбоперерабатывающих предприятий позволит не только решить проблемы занятости населения в ДВФО, но и увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысит накопления рыбохозяйственных организаций, наполнит отечественный рынок рыбной продукцией, готовой к употреблению, потеснит зарубежных производителей. Выход на зарубежные рынки с продукцией глубокой переработки, кроме решения вышеуказанных вопросов, позволит привлечь иностранную валюту, повысить статус российских производителей. Создание рыбоперерабатывающих производств должно опираться на государственную поддержку; кроме того, нужно в полной мере использовать уже имеющийся в рыбной промышленности потенциал и привлекать иностранных инвесторов, реализуя привлекательные проекты.
Таким образом, выявленные и указанные выше факты являются, по нашему мнению, ключевыми причинами низкой конкурентоспособности российских рыбохозяйственных предприятий на мировом рынке. Важнейшая задача, влияющая на конкурентоспособность рыбной промышленности России, сокращение вывоза непереработанной рыбопродукции за рубеж — создание благоприятных условий для сдачи рыбопродукции на российский берег. Прежде всего, речь идет о кардинальном упрощении порядка оформления захода-выхода судов в порты, сокращении портовых расходов, создании условий для развития системы оптовой торговли. В связи с этим, давно назрела необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в закон «О государственной границе Российской Федерации», «Таможенный кодекс Российской Федерации» и в ряд других нормативных актов.
Наращивание производственных мощностей специализированных производств рыбной промышленности необходимо осуществлять преимущественно на основе расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Целесообразно проводить новое строительство только тех объектов, которые предусмотрены государственными программами федерального, отраслевого и регионального уровней. Учитывая основополагающую роль рыбной промышленности в решении продовольственной проблемы, государство должно обеспечить приоритетные условия для ее стабильного развития. Необходима новая, социально ориентированная государственная политика в области развития, что подтверждает необходимость разработки комплекса мер по повышению конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности на внутреннем и внешнем рынках. |
| |
|
|