| | Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009 | | МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ | | Кадырова Э. Ф. аспирант Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье рассмотрены проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов по продвижению медицинских услуг. Даны характеристики существующих методов оценки, обоснована необходимость их модификации для обеспечения применимости к инвестиционным проектам по продвижению медицинских услуг с учетом их специфики. Предложены критерии и показатели оценки эффективности инвестиционных проектов по продвижению медицинских услуг | Ключевые слова: инвестиционный проект, медицинские услуги, продвижение медицинских услуг, здравоохранение, оценка эффективности, инвестиции | При рассмотрении проблемы экономической эффективности внедрения новых медицинских продуктов (услуг, технологий), техники и т.д., необходимо уточнить содержание вопроса. В первую очередь, следует выяснить — за счет каких источников будет приобретаться оборудование и финансироваться оказываемые услуги.
Кроме того, крайне важным является вопрос оценки эффективности продвижения медицинских услуг с точки зрения различных субъектов, имеющих отношение к этим услугам (сам производитель услуг или какая-то из внешних структур).
Эта проблема характерна, прежде всего, для бюджетных учреждений, имеющих различные источники финансирования и большое количество субъектов, с чьих позиций можно оценивать эффективность проектов по продвижению медицинских услуг (наряду с самим учреждением, это еще и финансирующие органы, органы управления и т.д.). Но актуальна она и для коммерческих организаций, являющихся производителями медицинских услуг в случаях, если они работают в системе обязательного медицинского страхования, либо оказывают медицинские услуги, финансируемые за счет средств бюджета по государственному (муниципальному заказу).
Таким образом, оценку деятельности производителей медицинских услуг осуществляет с собственных позиций и в собственных целях целый ряд субъектов:
- производитель услуг;
- собственник (инвестор);
- органы управления;
- финансирующие органы;
- налоговые органы (для оценки размера прибыльности в целях реализации фискальной политики);
- кредиторы (значимость подобной оценки особенно возросла в связи с разразившимся финансовым кризисом);
- другие органы (антимонопольные, надзорные
и т.д.).
Каждый из подобных субъектов имеет свои задачи, свои интересы и т.д., что предполагает использование различных критериев оценки эффективности инвестиций. Так, финансирующие органы в качестве наиболее эффективных обычно рассматривают проекты, основанные на оборудовании, имеющем наименьшую цену, не учитывая при этом затрат, связанных с эксплуатацией оборудования, ремонтами, стоимостью расходных материалов и т.д. Такой подход, в частности был характерен для оценки реализации Национального приоритетного проекта «Здоровье», когда мониторинг успешности реализации проекта основывался на таких показателях, как количество и стоимость поставленного медицинского оборудования, показатели его использования и объем оказанных услуг без учета затрат со стороны самих медицинских учреждений на подготовку помещений, обучение персонала, расходные материалы и т.д.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов, направленных на продвижение новых продуктов в методологическом плане могут основываться на «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 N ВК 477 (далее — Методические рекомендации от 1999 г.).
Вместе с тем, при рассмотрении методов оценки эффективности инвестиций в продвижение медицинских услуг, на наш взгляд, целесообразно использовать также положения приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N 117 «Об утверждении методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов».
Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, утвержденная вышеуказанным приказом (далее — Методика эффективности региональных инвестиционных проектов), предназначена для оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее — Фонд), в соответствии с критериями, установленными Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Данная методика устанавливает общие требования к расчету количественных показателей эффективности.
Методика эффективности региональных инвестиционных проектов представляет интерес прежде всего тем, что кроме показателей финансовой эффективности, вводит показатели социального эффекта, достигаемого в результате реализации регионального инвестиционного проекта. К таким показателям относится, в частности, повышение доступности и качества услуг населению в сфере здравоохранения. Применительно к теме нашего исследования, социальный эффект может выражаться в удовлетворенности оказания медицинской помощи, оцениваемой по результатам специальных опросов.
Дело в том, что хотя Методические рекомендации от 1999 г. и вводят понятие «общественной эффективности проекта», тем не менее, показатели общественной эффективности учитывают все же в форме социально-экономических, а не чисто социальных последствий осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, при том, скорее как “внешние” последствия: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.
В методологическом плане целесообразно использование и постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения». В данном документе содержатся количественные и качественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов.
Также важным, на наш взгляд, является учет конкретных социально-экономических условий и их перспектив. Сложившийся в настоящее время мировой инвестиционно-финансовый кризис заставляет по-новому взглянуть на целый ряд традиционных подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов. Сложность получения долгосрочных кредитов, резкое их удорожание, возможный промышленный кризис и снижение платежеспособности населения и т.д. создают нестабильность рынка, его непредсказуемость на долгосрочную перспективу. Поэтому на повестку выходят вопросы минимизации рисков. Это может быть обеспечено, с одной стороны, ориентацией на традиционные проверенные продукты (медицинские услуги), а с другой — сохранением своего рыночного сегмента на фоне возможного сужения рынка. Диверсификация своей деятельности путем создания нового продукта и попытка продвижения его на рынок в этих условиях становится крайне рискованной, особенно с точки зрения ориентации на долгосрочную перспективу.
Все факторы, риски (в том числе сырьевые, ценовые, валютные, проектные) должны быть учтены в параметрах финансовой модели инвестиционного проекта.
В связи с тем, что стратегия продвижения медицинских услуг определяется многочисленными факторами, связанными со спецификой медицинской услуги, (жизненный цикл услуги, сезонность, организационно-правовая форма производителей медицинских услуг, рыночная конъюнктура и т.д.) выбор наиболее эффективных направлений деятельности должен определяться ключевыми задачами производителя медицинских услуг в конкретных условиях.
Важнейшей проблемой в связи с этим становится выбор критериев эффективности при реализации инвестиционного проекта. При всей, казалось бы, простоте проблемы, она не столь проста, как кажется на первый взгляд.
Действительно, основным критерием обеспечения финансовой эффективности инвестиционного проекта традиционно считается окупаемость инвестиций в период реализации проекта с учетом стоимости капитала во времени. Однако в процессе реализации проекта неизбежно возникают промежуточные задачи. Соответственно, возникает необходимость оценки эффективности отдельных составляющих стратегии продвижения услуги. В частности, это касается ценовой стратегии, учитывающей спрос на медицинские услуги в зависимости от цены.
С учетом вышесказанного, основными направлениями совершенствования методов оценки эффективности инвестиций в продвижение медицинских услуг, на наш взгляд, должны являться:
- совершенствование критериев оценки эффективности инновационных проектов с учетом источников финансирования и конкретных задач, стоящих перед производителями медицинских услуг, а также других субъектов здравоохранения (органы власти, страховые организации, потребители услуг и т.д.);
- учет специфики медицинской услуги;
- разработка методик оценки социального эффекта при внедрении новых услуг в рамках бюджетного финансирования и обязательного медицинского страхования, когда коммерческий эффект не является определяющим;
- выработка методов оценки затрат и результатов, связанных с непосредственным продвижением медицинского продукта, и вычленение их из общих затрат и результатов производства медицинских услуг;
- разработка системы вспомогательных критериев и методик оценки эффективности инновационных проектов в продвижение медицинских услуг, не ограничиваясь выбором одной единственной «универсальной» методики;
- использование «частичных» критериев и методов оценки инвестиционных проектов, ориентированных на отдельные его стороны или этапы (для оценки ценовой стратегии, эффективности выбора конкретного оборудования и т.д.).
В рамках данного исследования ограничимся обоснованием ряда из указанных направлений совершенствования методов оценки эффективности инвестиций в продвижение медицинских услуг.
В частности, что касается общих критериев эффективности инвестиционных проектов в продвижение медицинских услуг, то, на наш взгляд, основными из них являются:
- соответствия целей и ожидаемых результатов реализации проекта стратегии развития организации (стратегии долгосрочного существования организации с финансовой точки зрения, с точки зрения ее положительного имиджа и т.д.);
- достижение реального социального эффекта (надлежащее качество оказания медицинской помощи; отсутствие нарушения этических и деонтологических норм; недопущение избыточности оказания медицинской помощи и т.д.);
- высокая экономическая эффективность.
Качественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов в продвижение медицинских услуг должны включать:
а) наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления;
б) соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в Уставе организации, стратегических планах развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;
в) комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с другими мероприятиями, направленными на реализацию поставленных задач;
г) отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями;
д) обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с использованием привлеченных средств;
е) наличие аналогичных проектов, реализуемых конкурентами;
ж) медицинская и социальная значимость услуг, продвижение которых осуществляется в рамках проекта;
з) целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих видов медицинского оборудования;
и) невозможность достижения поставленной задачи другими методами без реализации инвестиционного проекта.
Количественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов в продвижение медицинских услуг:
а) значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;
б) отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;
в) наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта;
г) отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, обеспечивающем безубыточность;
д) обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.
Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций в продвижение медицинских услуг должно включать в себя:
1. наименование и тип (инфраструктурный, инновационный и другие) инвестиционного проекта;
2. цель и задачи инвестиционного проекта;
3. выбор критериев и методики оценки инвестиционного проекта;
4. описание предварительного маркетингового исследования рынка (рыночного сегмента, конкурентов и т.д.);
5. анализ возможных альтернативных вариантов решения проблемы (на основе SWOT-анализа и т.д.);
6. краткое описание инвестиционного проекта, включая предварительные расчеты объемов инвестиций;
7. источники и объемы финансирования инвестиционного проекта по годам его реализации;
8. срок подготовки и реализации инвестиционного проекта;
9. обоснование необходимости привлечения заемных средств для реализации инвестиционного проекта;
10. обоснование спроса (потребности) на производимые услуги (продукцию), создаваемого в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности.
Коснемся вопроса, связанного с выработкой методов оценки затрат и результатов, связанных с непосредственным продвижением медицинского продукта и вычленением их из общих затрат и результатов производства медицинских услуг. Результат продвижения медицинских услуг можно рассматривать двояко:
- как увеличение объемов реализации медицинских услуг в соотношении с затратами на продвижение услуг, безотносительно к росту других, связанных с этим затрат;
- как конечная эффективность деятельности по оказанию медицинских услуг, в которых отражаются и затраты на непосредственное продвижение медицинских услуг (на маркетинг и т.д.), так и дополнительные производственные затраты (на зарплату, медикаменты и т.д.), связанные с дополнительным объемом оказываемых услуг.
Очень важной задачей в связи с этим является оценка влияния на изменение объемов оказанных услуг конкретных факторов, в частности непосредственных затрат, направленных на продвижение медицинской услуги. Можно выделить несколько подходов к решению этой проблемы: экспертные оценки; применение методов социологических исследований (опросы, анкетирование, фокус-группы и т.д.); факторный анализ; элиминирование влияния других факторов.
Использование «частичных» критериев и методов оценки инвестиционных проектов, ориентированных на отдельные его стороны или этапы (для оценки ценовой стратегии, эффективности выбора конкретного выбора оборудования и т.д.) можно рассматривать с двух основных позиций:
– для более точного прогнозирования денежных потоков в рамках традиционных методов оценки эффективности инвестиционных проектов;
– для оценки затрат, окупаемых в течение календарного года и не требующих оценки показателей по многочисленным периодам (что обычно как раз и характерно для многих видов затрат, направленных на продвижение медицинских услуг).
В заключение отметим, что все параметры, описывающие инвестиционный проект, должны быть сведены в финансовую модель инвестиционного проекта, включающую связанные прогнозные отчетные формы, — отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств, выполненные на срок прямого прогнозирования денежных потоков. Результатом построения финансовой модели инвестиционного проекта должны являться временные ряды показателей, требующихся для оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционного проекта. |
| |
|
|