| | Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | | |
| | В статье исследуются теоретические и практические аспекты повышения конкурентоспособности ВУЗов на основе интеграции с отраслевыми организациями. Рассмотрены основные тенденции и проблемы интеграции сферы образования и отраслевых научных организаций с целью повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг | Ключевые слова: конкурентоспособность, интеграция науки и образования, форма взаимодействия структур, инновационное направление, исследовательский университет | В последнее десятилетие в связи с повышением роли образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств происходят существенные изменения в самой сфере образования. Они затрагивают в целом как саму философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, так и содержание образовательных процессов, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества образования, контроль за качеством обучения.
Следует отметить, что в настоящее время вопросы обеспечения качества образования являются актуальнейшими. Связано это с тем, что в основе Болонской декларации одной из важнейших позиций является качество. Установлено, что национальные системы гарантии качества образования должны обеспечивать:
• определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;
• оценку программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу;
• систему аккредитации, сертификации и подобных процедур;
• свидетельства международного участия в оценке и международного сотрудничества.
При этом отмечается, что в соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства.
В настоящее время во многих странах, причем вне зависимости от уровня их социально-экономического развития (например, в Австралии, Германии, Китае, Украине) наблюдается тенденция интеграции начального профессионального образования с полным средним, а среднего профессионального — с высшим.
Что касается высшего профессионального образования, то современная тенденция его развития заключается во введении многоуровневой системы высшего профессионального образования: бакалавриат (со сроком обучения три-четыре года), магистратура (один-два года обучения), докторантура (срок обучения два-три года) с присвоением соответствующей степени бакалавра, магистра и доктора наук. Характерно также придание квалификации бакалавра и магистра более профессионально ориентированного характера, что достигается как изменением содержания существующих образовательных программ, так и более радикальным способом — разделением этих квалификаций, в первую очередь, бакалавра, на два типа: с академической ориентацией и профессиональной. Подобное разделение квалификаций и, следовательно, образовательных программ планируется в ряде европейских стран в рамках Болонского процесса (Франция, Германия, Швеция и др.).
Высшие учебные заведения развитых стран традиционно интегрированы с системами научных исследований и разработок, а в ряде стран (США, Великобритания, Канада, Япония) они являются базой фундаментальной науки. На базе исследовательских университетов создаются учебно-научно-производственные комплексы, органично интегрирующие науку, высшее образование и промышленность. Однако необходимо отметить, что при создании таких комплексов возникает ряд определенных проблем, связанных в первую очередь с определением прав на объекты интеллектуальной собственности, хотя идея такой институциональной организации, безусловно, актуальна и перспективна. Хотелось бы отметить и такой немаловажный аспект, что исследовательские университеты являются ключевым элементом трансферта технологий.
Большим преимуществом масштабной интеграции высшего образования и науки является концентрация в рамках одних и тех же или смежных структур кадрового персонала всех уровней и возрастов, материально-технических ресурсов и финансового обеспечения. Это создает объективные предпосылки, как для развития науки, так и для подготовки специалистов на современном качественном уровне.
По нашему мнению, качество образовательного учреждения определяется качеством не только непосредственно образовательного процесса, но и научной, а также инновационной деятельности и воспитательной работы. Важным аспектом обеспечения качества является участие обучающихся в практической деятельности, основанной на использовании полученных знаний, что в первую очередь проявляется в их участии в научно-исследовательской деятельности. Особенностями научной деятельности в ВУЗах (в широком ее понимании) являются:
• высокий уровень концентрации специалистов высшей квалификации (доктора и кандидаты наук);
• возможности проведения крупных теоретических фундаментальных исследований в пограничных смежных областях знаний, т.е. использование интеллектуального потенциала различных факультетов, кафедр;
• постоянное обновление состава участников исследовательской деятельности за счет привлечения талантливых студентов, аспирантов;
• высокая степень сочетаемости научной работы с учебным процессом, при которой основные результаты завершенных исследований используются в учебно-методических материалах;
• слабая производственно-экспериментальная, метрологическая база образовательного учреждения, особенно в части высокотехнологичных производств.
Перечисленные особенности характеризуют высокую степень взаимопроникновения образовательной и научной деятельности, т.е. качество образовательных услуг существенным образом определяется масштабом и уровнем выполняемых исследований. Показателями, характеризующими такую связь, могут быть:
— участие студентов в выполнении научно-исследовательских работ (в составе коллектива авторов);
— публикации, подготовленные студентами;
— количество докладов, сделанных студентами на научных конференциях и других научных собраниях;
— участие студентов в качестве авторов в получении оформленных по результатам исследований патентов.
Однако, как показывает мировой опыт, существуют большие различия в организационных механизмах проведения таких исследований. В США и Великобритании, например, вузовская наука сосредоточена в лабораториях, научных центрах и институтах, в которых исследования проводятся самостоятельно или при участии и под контролем внешних организаций. Исследовательские подразделения университетов широко используют магистрантов и докторантов при выполнении ими диссертационных работ. В Германии университетские НИР и ОКР проводятся в сотрудничестве с ведущими научными центрами страны, деятельность которых координируется Немецким научным обществом, Обществом Макса Планка или другими корпоративными объединениями.
В России, в сложившейся экономической ситуации, первостепенное значение приобретает решение проблемы интеграции высших учебных заведений и отраслевых научных предприятий в целях обеспечения:
• подготовки специалистов современного профиля, адаптированных к актуальным проблемам развития соответствующей области науки, методам квалифицированной работы на современном научном, стендовом оборудовании, задачам и способам их решения по созданию новых видов наукоемкой продукции;
• предоставления студентам традиционных и качественно новых рабочих мест для проведения производственной практики, дипломного проектирования;
• более полного и эффективного использования научной, информационной, экспериментально-производственной и других составляющих располагаемого потенциала.
В то же время ВУЗы по своей организационно-правовой форме являются учреждениями, а отраслевые научные организации — это федеральные государственные унитарные предприятия или акционерные общества. Процессам интеграции в их традиционном понимании значительно мешает недостаточность правовой базы. Даже специальное постановление Правительства РФ об организации университетских комплексов решает проблемы интеграции ВУЗов только с научными учреждениями и другими некоммерческими организациями (постановление от 17.09.01 № 676), оставляя нерешенными проблемы интеграции ВУЗов с отраслевыми предприятиями, являющимися по техническим специальностям основными потребителями выпускников. Однако процессы интегрирования ВУЗов и отраслевых научных организаций единой научно-технической области являются в настоящее время объективными, поэтому возможно их решение на основе комплекса взаимовыгодных двусторонних соглашений по ряду конкретных аспектов деятельности, определяющих такие направления, как развитие научных исследований, обучение и подготовка инженерных и научных кадров, инновационная деятельность.
При функционально-целевом подходе для большинства интеграционных процессов не требуется юридических действий в виде слияния, присоединения и организации на этой основе единого юридического лица (предприятия или учреждения). В данном случае интеграционные процессы обеспечиваются следующим образом:
• совместными коллективами соответствующих специалистов при сохранении их в штатах основного места работы;
• формированием «виртуальных» комплексов экспериментально-производственного, научного, учебно-лабораторного оборудования при сохранении его на балансе соответствующих предприятий и учреждений;
• обеспечением технической совместимости, единых систем доступа, хранения и изменения массивов, баз и банков данных действующих и перспективных информационных систем.
Обеспечение интегрированной деятельности путем совместимости и координации целей и методов их реализации при сохранении их индивидуального характера на каждом предприятии и учреждении возможно при параллельном развитии следующих направлений деятельности:
• формирование совокупного потенциала как комплекса возможностей (по всем составляющим);
• паритетное эффективное использование совокупного потенциала.
Значительное влияние на развитие высшей школы оказывает общий подъем российской экономики, и в первую очередь, рост промышленного производства. Повышение спроса на высококвалифицированных специалистов и научно-исследовательские разработки способствует постепенному восстановлению престижа профессии преподавателя вуза и повышает привлекательность российской высшей школы в глазах молодых ученых.
Наглядным примером интеграции отраслевой организации и ВУЗа является пример НПК «ГОИ им. С.И. Вавилова» и Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГИТМО (ТУ)). В данном случае интеграция содержательно дополняет функции каждой организации. Так, если основная деятельность НПК «ГОИ им. С.И.Вавилова» направлена прежде всего на получение и применение знаний, то деятельность СПбГИТМО (ТУ) в первую очередь связана с распространением и применением знаний, полученных выпускниками ВУЗа. При интеграции естественным путем выстраивается полная согласованная цепочка — получение, распространение и применение знаний, — находящаяся под единым управлением. Конечной целью интеграционного процесса должно стать построение новой конструкции — «наука — образование — информационные технологии», опирающейся на фундамент в виде нанотехнологий и инноваций. С целью реализации поставленных задач по интеграции были предприняты следующие шаги:
• организован новый факультет фотоники и оптоинформатики, на котором преподавателями работают научные сотрудники НПК «ГОИ им. С. И. Вавилова»;
• создан инновационно-технологический центр;
• совместно проведен ряд научных, научно-методических конференций и др.
Основными направлениями интеграционной политики ведущих региональных организаций, обладающих научным потенциалом в области оптической науки и соответствующим высоким научным рейтингом — ГОИ им. С. И. Вавилова и СПбГИТМО (ТУ) являются:
— развитие научных исследований в области оптической науки, техники и технологии;
— обучение и целевая подготовка инженерных и научных кадров;
— инновационная деятельность.
Реализация перечисленных направлений интеграционной политики предполагает формулировку соответствующих процессов и их предполагаемых конечных результатов в виде интегрированных систем документов и подразделений, объединенных в логическую схему по каждому направлению. Так, в соответствии с выработанными целями научно-технического развития совместно разрабатываются единые программы научных исследований и разработок (с самостоятельными источниками финансирования). По нашему мнению, процесс интеграции науки и образования является сильным толчком для превращения ВУЗов в мощные центры научно-инновационного развития. Создание таких интегрированных учреждений, активно осуществляющих инновационную деятельность на основе развития собственной науки, прежде всего фундаментальной, безусловно, повысит качество образования и подготовки высококлассных специалистов.
Как показывает российский опыт реализации процессов интеграции академической и вузовской науки и производства, для разработки конкретной модели и ее организационно-правового оформления необходим учет таких моментов, какого рода проблемы будут решаться (научные, образовательные, социальные и др.), каковы возможные формы взаимодействия структур, формируемых в составе нового образования и др.
Основные направления развития системы высшего образования, требующие разрешения в самое ближайшее время, по нашему мнению, могут быть сформулированы следующим образом:
• обеспечение активного участия государства в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности сферы образования, совершенствования механизмов управления инновационными проектами, опережающего обновления материально-технической базы образования;
• решение важных проблем образования на основе сотрудничества в рамках международного сообщества, сохранения общего образовательного пространства со странами Содружества независимых государств, образовательной поддержки соотечественников за рубежом, содействие интеграции науки и образования;
• поддержка научных школ в ВУЗах;
• модернизация системы научно-методического обеспечения образования.
По нашему мнению, одним из ведущих условий стабильного роста качества образования является интеграция научно-педагогических сил и творческих сил практических работников образования с целью приближения науки к практике, а практики — к науке. В создании «точек роста» образования должны быть заинтересованы органы управления образованием. По существу, это важнейшее условие возникновения инновационных направлений, инновационных площадок.
Одной из важнейших целей модернизации системы российского образования является повышение качества предоставляемых образовательных услуг и, безусловно, немало важную роль в этом играют процессы интеграции ВУЗов и отраслевых научных организаций.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• В настоящее время в России решаются проблемы комплексного формирования и развития науки и образования, однако необходимо отметить, что не используется механизм системного воздействия через создание интегрированных научно-образовательных учреждений — исследовательских университетов нового типа.
• На основе анализа зарубежного и отечественного опыта предложено несколько вариантов концепций создания исследовательских университетов. Однако региональные ВУЗы не имеют достаточно развитой научной инфраструктуры, что предполагает внедрение таких вариантов, как варианты интеграция региональных университетов с академическими и отраслевыми научно-исследовательскими институтами.
• Важным аспектом обеспечения качества является повышение уровня участия обучающихся в практической деятельности, основанной на использовании полученных знаний, т. е. получение практических навыков.
• Учебно-научно-производственные комплексы органично интегрируют науку, высшее образование и промышленность, являются ключевым элементом трансферта технологий.
• Большим преимуществом масштабной интеграции высшего образования и науки является концентрация в рамках одних и тех же или смежных структур кадрового персонала всех уровней и возрастов, материально-технических ресурсов и финансового обеспечения. Это создает объективные предпосылки как для развития науки, так и для подготовки специалистов на современном уровне. |
| |
|
|