Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Муртузалиева С. Ю.
доцент Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова,
кандидат экономических наук


Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Вьетнама – нового члена ВТО
В статье рассматривается современное состояние внешней торговли Вьетнама и основные элементы комплекса таможенно-тарифного регулирования в этой стране. Раскрываются правила, по которым происходит определение страны происхождения товаров, таможенной стоимости товаров и импортный тариф
Ключевые слова: Вьетнам, импорт, экспорт, регулирование внешнеэкономической деятельности, внешняя торговля, товар, пошлина, тариф

Существующий сегодня у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеэкономическую политику других государств. Экономические успехи Вьетнама вызывают интерес к его системе государственного регулирования, используемому государством инструментарию для стимулирования внешнеэкономической деятельности.
В 2000—2007 гг. экономика Вьетнама восстановилась после азиатского финансового кризиса 1997 г. и демонстрировала высокие темпы развития 7—7,5% в год. Страна имеет экономические торговые отношения с более чем 150 странами. Среднегодовой темп прироста внешнеторгового оборота равен 20%. В 2005 г. объем экспорта составил 39,8 млрд долл. США, объем импорта — 44,9 млрд долл. США [1]. С развитием внешней торговли страны объем таможенных пошлин постепенно растет и в 2007 г. достиг свыше 50 000 млрд донгов (3,5 млрд долл. США).
По законодательству Вьетнама, Постоянный Комитет Национального Собрания устанавливает фреймы экспортного и импортного тарифа на основе экономических условий страны в определенном периоде и международных соглашений, к которым Вьетнам присоединился. На основании этих фреймов Правительство определяет конкретный таможенный тариф для всех товаров. В настоящее время действует Резолюция Постоянного Комитета Национального Собрания «Об обнародовании рамочного экспортного тарифа и рамочного минимального импортного тарифа» от 13 декабря 2005 г. № 977/2005/NQ-UBTVQH и Постановление Министерства Финансов Социалистической Республики Вьетнам «Об обнародовании экспортного тарифа, минимального импортного тарифа» 28 июля 2006 г. № 39/2006/QD-BTC.
Экспортный тариф применяется только к ограниченному кругу товаров, таким как полезные ископаемые и продовольственные продукты.
Существуют четыре вида импортного тарифа (табл.1). Кроме того, Вьетнам представляет Лаосу и Камбодже отдельные тарифные преференции в рамках программ сотрудничества между странами.
Таблица 1
Импортные тарифы Вьетнама

Для товаров из стран, которые не имеют торгового соглашения с Вьетнамом, импортная ставка повышается на 150% с базовой ставки по льготному тарифу.
Самые высокие ставки таможенной пошлины распространяются на напитки и табачные изделия, одежду, чай и кофе, рыбу и рыбные продукты, фрукты и овощи. Как и в большинстве стран, напитки и табачные изделия находятся под строгим контролем и ограничением со стороны государства. Кроме высоких пошлинных ставок эти товары облагаются высокими ставками НДС (10%) и акцизы (до 100% от стоимости). Одежда, чай, кофе, рыба и рыбные продукты, фрукты, овощи являются главными экспортными товарами Вьетнама. Государство защищает внутренний рынок и стимулирует внутреннее производство путем установления высоких импортных таможенных пошлин.
Сырьевые товары (химикаты, минералы и металлы, хлопок, нефть) облагаются самыми низкими ставками таможенной пошлины. Они потребляются основными отраслями экономики страны. Машины и оборудования также являются основными статьями импорта страны и облагаются достаточно низкими тарифными ставками. В настоящее время ставки пошлины на готовые изделия, промышленные товары продолжают снижаться в соответствии с тарифными обязательствами ВТО.
Рассмотрим импортный тариф Вьетнама 2006 г. (табл. 2).
Таблица 2
Импортный тариф 2006 г.
Источник: World Tariff Profiles 2006. WTO, ITC and UNCTAD

Но все же, большинство товарных позиций облагается высокими таможенными ставками. 31% несельскохозяйственных субпозиций и 39,4% сельскохозяйственных субпозиций имеют импортные ставки в пределах 25—50%. Такая ситуация отражает высокую степень защиты внутреннего рынка Вьетнама. Высокие ставки импорта защищают отечественных производителей от иностранных конкурентов, наполняют госбюджет и ограничивают импорт и дефицит платежного баланса. Одновременно высокие тарифные барьеры не стимулируют импорт высокотехнологичных товаров, которые способствуют росту производства, экспорта и развитию экономики страны в целом. Качество отечественных товаров в защищенных отраслях не улучшается и цены на товары превышают мировые цены. Высокий уровень ввозной таможенной пошлины приводит в отдельных случаях к росту нарушений таможенных правил, таких как декларирование товаров не под своим наименованием, по коду товарной номенклатуры ставки пошлин ниже и т.д. Для рационализации структуры импорта Вьетнам устанавливает низкие ставки пошлин на ввозимые товары производственного назначения и высокие ставки на потребительские товары. Кроме того, предприятия получают льготы при импорте средств производства, в виде отсрочки, или вообще беспошлинный ввоз таких товаров.
В последнее десятилетие в связи с проблемами по наполняемости бюджета в характере таможенно-тарифного регулирования активно прослеживается фискальная роль. Однако доля от уплаты таможенных пошлин в государственном бюджете постепенно снижается. В настоящее время она составляет около 16% (для сравнения: в развитых странах, например в США, эта доля равняется 1%, в России 38%) [2]. В отдельные годы поступления от взимания импортных пошлин обеспечивали до 25% доходной части госбюджета. Важно отметить, что в условиях сравнительно узкой базы доходов бюджета и неэффективной системы сбора налогов Вьетнама импортные пошлины являются одним из наиболее надежных источников пополнения государственной казны. Проблема наполнения бюджета становится острее при осуществлении Вьетнамом процесса снижения тарифа по договору присоединения к ВТО.
Интересна специфика системы государственного регулирования в части льгот для участников внешнеэкономической деятельности. Участникам внешнеэкономической деятельности предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин. В этой связи, существует проблема долгов предприятий перед государством.
С ростом внешнеторгового оборота таможенные обязательства предприятий увеличиваются. Многие предприятия получая льготы по уплате таможенной пошлины, не выполняют своих обязательств. Например, предприятия получают отсрочку по уплате таможенной пошлины, но они не платят вовремя и подают заявление на списание долга в связи с финансовой несостоятельностью предприятия. Некоторые предприятия находятся в состоянии банкротства в момент наступления срока уплаты таможенных пошлин, некоторые предприятия исчезают до срока платежа. Эти фирмы существуют только на бумаге, они не осуществляют никаких хозяйственных операций и отмирают сразу после первой экспортной или импортной операции. Объем безнадежного долга увеличивается каждый год.
В конце 2005 г. по данным государственного таможенного комитета было 3600 предприятий, имеющих таможенные обязательства, которые составили 7% количества зарегистрированных участников ВЭД. Их долговая сумма была 27,0 млрд донгов (6% от плановой суммы таможенных платежей за 2005 г.)[3]. Для решения данной проблемы возможно необходим пересмотр системы льгот по отсрочке уплаты таможенной пошлины, налаживание взаимодействия таможенных органов, коммерческих банков и правоохранительных органов.
В итоге фактическое обложение тарифа уменьшается не только в результате снижения импортного тарифа, увеличения объема таможенных обязательств, но и самого метода его исчисления.
В отношении характеристики системы государственного регулирования Вьетнама можно сделать следующие выводы:
— объем таможенных платежей имеет тенденцию к увеличению, хотя его темп роста уступает темпу роста объема внешнеторгового оборота;
— импортный тариф страны снижается в связи с осуществлением тарифного обязательства страны перед ВТО и АСЕАН;
— самыми высокими ввозными ставками облагаются сельскохозяйственные и сырьевые товары;
— пошлины Вьетнама остаются высокими по сравнению не только с развитыми странами (как ЕС, РФ), но и с развивающимися странами одинакового уровня (как Таиланд);
— объемы таможенных обязательств увеличивались в рассмотренный период, что является одной из причин снижения уровня фактического обложения пошлины.
Вьетнам стал 150-ым членом ВТО в январе 2007 г. В соответствии с договоренностями о присоединении Вьетнама к ВТО он обязуется не повышать сегодняшние ставки тарифа на все 10600 товарных подсубпозиций и последовательно снижать пошлинные ставки на 3800 товарных подсубпозиций (35,5% от общего количества подсубпозиций). В конечном итоге средневзвешенный уровень снизится на 23% по сравнению с сегодняшнем (от 17,4% до 13,4%). Переходный период установлен от 2007 г. до начала 2012 г. Для сельскохозяйственных товаров средневзвешенная ставка в момент вступления Вьетнама в ВТО равна 23,5% и должна быть снижена до 21% в 2012 г. В 2006 г. такая ставка составила 25,5%. Тарифная квота применяется в отношении 4 следующих товаров: яиц, сахара, сигарет и соли. Для промышленных товаров средневзвешенная ставка в момент вступления Вьетнама в ВТО равнялась 16,1% и должна была быть доведена до 12,6% в конце периода. Данная ставка будет на 23,9% меньше, чем средневзвешенный уровень в 2006 г. Все товары информационной технологии будут облагаться ставками тарифа 0% после 5 лет с момента присоединения Вьетнама к ВТО
При осуществлении своих обязательств перед ВТО и АСЕАН Вьетнам должен учитывать нужды в защите от иностранной конкуренции молодых промышленных отраслей и сельскохозяйственных производителей. Государство может публиковать информацию о новых ставках пошлины и времени их применения, осуществлять программы в поддержку национальной конкурентоспособности и инвестировать в НИОКР.
В течение 5 лет после вступления в ВТО в связи со снижением импортного тарифа каждый год объем таможенных платежей будет снижаться на 60 млн. долл. (8% от объема таможенных платежей в 2005 г.). Таким образом, доходы бюджета будут значительно снижены. В этой связи, государству необходимо принять меры для ограничения просрочки и неуплаты пошлины, для предотвращения искажения таможенной стоимости и определения страны происхождения товара с целью снижения таможенных платежей и т.д.
Чтобы увеличить доходы госбюджета и ограничить негативное влияние от снижения импортного тарифа необходимо совершенствование внутренней системы налогообложения и повышение эффективности ее функционирования. Основными направлениями могут быть: расширение круга налогоплательщиков и налоговой базы, улучшение деятельности налоговых органов, принятие нового закона о налоге на доходы физических лиц и т.д. Разрабатываются методы по улучшению и приближению качества деятельности таможенных органов к международным стандартам, что позволит выполнить требования ВТО и ограничить таможенные нарушения в части предоставления ложной информации о стране происхождения товаров и занижении таможенной стоимости товаров.
Одной из актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль за таможенной стоимостью. Проблема точного определения таможенной стоимости для вьетнамских таможенников — одна из наиболее острых. Таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Только за последние годы принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. Таможенники получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, чья декларируемая стоимость заметно отличается от установленной таможенной службой Вьетнама временно-условной оценки, определяемой на основе мировых цен. Но это только временное решение, так как в настоящее время приказы и постановления всегда будут отставать от реальных проблем. Поэтому без каких-либо кардинальных изменений в области определения и контроля таможенной стоимости обойтись нельзя.
На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, методами ее исчисления, что может быть решено в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.


Литература
1. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник. — М.: Экономисть, 2005.
2. World Tariff Profiles 2006. WTO, ITC and UNCTAD.
3. http://www.gso.gov.vn
4. http://www.vietnamnet.vn/kinhte/taichinh/2005/10/502751/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия