| | Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Гумбатов Н. М. аспирант Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку)
| |
| | В статье анализируется текущее состояние национального производства и экспорта, отмечается, что в настоящее время увеличение экспортного потенциала и диверсификация экспортной базы должно быть одним из основных целей внешнеэкономической стратегии нашего государства. Указывается на необходимость формирования государственной системы поощрения экспорта и национального производства в Азербайджане и на перспективы его развития | Ключевые слова: Азербайджан, производство, торговля, экспорт, нефтяной сектор | В настоящее время развитие азербайджанской экономики органически связано с увеличением объема экспорта и обеспечением его продуктивности. Стране нужно не только восстановить и сохранить позиции на зарубежных рынках, но также освоить новые рынки товаров и услуг. Для независимости азербайджанской экономики от зарубежных рынков, целесообразно развивать и расширять экспорт, как в товарном, так и в географическом аспектах. Экспорт республики должен оперативно реагировать на изменение конъюнктуры мирового рынка. Развитие специализации производства и углубление международного рынка труда дают новые возможности развития национальной экономики в системе международных экономических связей.
Внутреннее содержание и сложная структура экспортного потенциала формируются под воздействием большого количества различных факторов. Азербайджанская республика нуждается в привлечении иностранных инвестиций. Однако привлечение иностранных инвестиций не может полностью обеспечить восстановление национальной экономики с технологической точки зрения, а также формирование внешнеэкономического комплекса. Без мобилизации внутренних возможностей государства положительные изменения в экономике невозможны.
Одной из главных является кредитная политика государства. Выдача юридическим и физическим лицам кредитов как производственного, так и коммерческого назначения, ускоряет товарно-денежный оборот на национальном рынке, стимулирует активность людей бизнеса. Эти процессы ведут к образованию новых рабочих мест, увеличению внутреннего валового продукта, национального дохода, экспорта товаров и услуг, в результате чего государство достигает положительного сальдо во внешнеэкономических связях.
Развитие экспорта в условиях полного или частичного устранения нетарифных отношений выступает гарантом не только эффективной организации внешнеэкономической деятельности, но также экономической безопасности. Для теоретического решения указанной проблемы известный азербайджанский экономист проф. Ш. Гаджиев предлагает проведение поэтапной экспортной политики [1]. Несомненно, реализация выдвинутых им предложений, могла бы привести к серьезным качественным изменениям не только в развитии внешнеэкономического сектора, но и в социально-экономическом развитии республики вообще.
С этой точки зрения усовершенствование структуры экспорта приобретает объективно неизбежный характер, а его осуществление возможно в результате применения комплекса мер:
— диверсификации;
— увеличения удельного веса готовой продукции в общем объеме экспорта;
— определения сравнительных и конкурентных преимуществ национальной экономики не только с точки зрения природных ресурсов, но и позиции научно-технического опыта и дешевой рабочей силы;
— формирования системы государственного поощрения экспорта.
В результате шагов, сделанных в области повышения экспортного потенциала и вмешательства в экономические процессы государства, расширились торговые и экспортные операции республики со странами мира. Так, по сравнению с 2005 г., в 2006 г. товарный экспорт республики Азербайджан, увеличился на 46,6% и составил 6372 млн долл. США. В то же время, за соответствующий период товарный импорт республики вырос на 25% и составил 5265 млн долл. Несмотря на то, что в течение этого периода объем экспорта в «ненефтяном» секторе частично увеличился, в целом основной причиной темпов роста в этом секторе стало увеличение физического объема экспорта нефти и нефтепродуктов.
Однако анализ товарной структуры экспорта показывает, что наряду с положительными количественными изменениями, качественный уровень экспорта очень низок. Например, удельный вес нефти и нефтепродуктов в товарной структуре экспорта в 2006 г. составлял более 84%. Действительно, несмотря на то, что по сравнению с 2001 г. удельный вес в общей товарной структуре экспорта уменьшился примерно на 6%, эта цифра сама по себе достаточно высока и нежелательна. Анализ промышленных отраслей структуры экспорта показывает, что с точки зрения эффективности внешнеторговых отношений, удельный вес промышленных товаров, видов готовой продукции (машиностроительных, химических и металлургических предприятий), которые могут иметь положительный импульс, в общем экспорте — находится на уровне гораздо ниже требуемого. Опасность такой структуры экспорта очевидна. В странах же развитых с экономической точки зрения, машиностроительная продукция преобладает в товарной структуре экспорта (в основном, технологическое оборудование и транспортные средства). Такое положение привело к неконкурентоспособности большей части продукции обрабатывающей промышленности республики и к ослаблению наукоемких отраслей.
То, что сегодня национальная экономика Азербайджанской республики движется, в основном, в направлении экспорта топливно-энергетической продукции и развивается в этом направлении, может привести экономику страны к тяжелому кризису и даже параличу в случае резкого изменения конъюнктуры мирового рынка. Степень зависимости национальной экономики от топливно-энергетического комплекса, и в первую очередь, от цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, наиболее ярко была продемонстрирована в период известного кризиса 1998 г.
Опыт экономического развития стран мира показывает, что обеспечить стабильность и динамику национального развития, опираясь только на сырье и энергоносители невозможно. Поэтому нефтяная стратегия должна формироваться с учетом тенденций мировой экономики, системность в национальном экономическом и социальном развитии должна выдвигаться на первый план.
Надо отметить, что модель экономического развития с экспортной направленностью — один из традиционных способов, используемых развивающимися странами. В настоящее время многие страны, переходящие к рыночной экономике, с успехом используют эту модель. Эта модель может быть еще эффективней в случае использования наравне с импортозамещающей моделью.
В Азербайджане производится продукция, вызывающая большой интерес на мировом рынке — дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, топливный мазут, алюминий, полиэтилен, сульфанол и каустическаая сода, каучук и латексы, бытовые холодильники, бытовые кондиционеры, ковры и ковровые изделия, шампанские вина, коньяк, фруктово-овощные консервы, винные изделия, хлопчатобумажное волокно и очищенный от семян хлопок, табак и др. На Азербайджан приходилось до 70% всей продукции нефтяного машиностроения и нефтепромыслового оборудования в бывшем Советском Союзе. Сегодня производство нефтяного оборудования в Азербайджане представляет собой второй в мире после США центр концентрации таких предприятий [2].
Возможности развития экспортного потенциала Азербайджана и структурного усовершенствования экспорта достаточно широки. Самой большой из этих возможностей является производство нефтяного оборудования. Расчеты показывают, что в случае пуска в эксплуатацию 90% существующих производственных мощностей станет возможным производство разнообразного нефтяного оборудования стоимостью минимум 400—500 млн долл. США в год, соответствующего стандартам API США. Существуют также возможности экспорта этой продукции на выгодных условиях в Казахстан, Туркмению и Иран.
В настоящее время одной из основных проблем, с которыми сталкиваются многие предприятия в вопросах экспорта, это отсутствие специальных сертификатов, подтверждающих соответствие их продукции международным нормам качества. Это в свою очередь, приводит к тому, что такая продукция не покупается на мировых рынках или цены, предлагаемые на нее, очень низки. Таким образом, в первую очередь важно получить стандарты API (American Petroleum Institute) для предприятий черной металлургии и нефтяного машиностроения, потому что в этом случае станет возможным их широкомасштабное участие в нефтяных проектах, выполняемых как в Азербайджане, так и в соседних странах.
В этом ряду нужно отметить считающиеся традиционными для республики химическую и нефтехимическую отрасли. Легкая и пищевая промышленности также имеют большие перспективы.
Нельзя обойти вниманием такие отрасли, как хлопководство, табаководство и чаеводство, так как в республике имеется достаточный опыт работы, квалифицированные кадры и технологии, связанные с этими и вышеуказанными отраслями. Кроме того, эта продукция обладает конкурентоспособностью и на рынках зарубежных стран.
Мировой опыт показывает, что капитал привлекают страны со стабильной, надежной и демократической административно-управленческой структурой и законодательством. Соответствие вышеуказанным требованиям будет способствовать улучшению условий внешней торговли и индекса экспортных цен.
Для увеличения экспортного потенциала Азербайджана и приведения экспортной структуры в оптимальное состояние нужно предпринять комплексные меры. При этом, в первую очередь необходимо, опираясь на опыт мировых стран, разработать долгосрочную стратегическую, научно обоснованную государственную программу, стимулирующую экспорт «ненефтяных» отраслей. При реализации такой программы необходимо создание специального механизма, поддерживающего промышленные предприятия с экспортной направленностью в организационном и финансовом плане.
В промышленно развитых странах механизм государственного стимулирования экспорта характеризуется многосторонностью и активным участием государства. Государственные расходы покрываются за счет повышения прибыли от внешней торговли, роста производства и занятости, увеличения поступлений от налогов и других источников.
Одним из средств, стимулирующих экспорт как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах является государственное кредитование. Выдача экспортных кредитов осуществляется параллельно с коммерческими банками. В сравнении с частным сектором государство устанавливает низкие процентные ставки и продлевает сроки кредитования экспорта. В большинстве стран мира были созданы специальные государственные организации, банки и фонды, с целью выдачи кредитов для экспорта товаров, требующих долгосрочного финансирования, а именно, для экспорта машин и оборудования. Выгодное государственное кредитование экспорта широко распространено не только в промышленно развитых, но и в развивающихся странах. В ряде стран доля экспорта с государственным кредитованием составляет более 1/3 от общей стоимости экспорта.
Применение экспортных кредитов может дать положительные результаты и в Азербайджане. Однако, в осуществлении этого процесса важно также участие специализированных банков и других финансовых институтов. Одним из распространенных средств стимулирования экспорта является экспортное страхование, которое осуществляется в форме страхования государством экспортных кредитов. Коммерческие банки, получающие основательную поддержку благодаря правительственным гарантиям, получают стимул для выдачи кредитов экспортерам на льготных условиях. При этом государство берет на себя риск непогашения кредита.
Одной из широко распространенных в мировой практике форм стимулирования экспорта также является применение различных видов налоговых льгот для экспортеров. Использование того или иного вида налоговых льгот обычно зависит от применяемой национальной налоговой системы.
Другой широко распространенной и, можно сказать, агрессивной формой стимулирования экспорта в международной торговой практике является его непосредственное субсидирование. Субсидирование экспорта позволяет экспортеру в значительной степени уменьшить цены на товары, а во многих случаях даже сделать ее меньше себестоимости. Это обстоятельство создает для экспортеров субсидируемых товаров необоснованные преимущества, и поэтому расценивается как один из несправедливых методов конкурентной борьбы в международной торговой практике. С этим порядком, характеризующимся в международной торговле как метод несправедливой конкурентной борьбы, также систематически сталкивается республика. Надо отметить, что в целом использование субсидий (за исключением сельскохозяйственной продукции) регламентируется в условной форме нормами соглашения о субсидиях и компенсационных пошлинах, заключенного в рамках ВТО.
Во многих странах государственные органы оказывают организационную и информационную помощь экспортной деятельности национальных предприятий. Это организация торговых выставок и ярмарок, направление торговых миссий за границу, обеспечение фирм торгово-экономической информацией. Например, в 80-е гг. правительство Великобритании ежегодно организовывало (и большую часть оплачивало) 300—400 зарубежных выставок и ярмарок [3]. Аналогичную помощь своим экспортерам оказывают Япония, Франция, Германия и другие развитые страны.
Сегодня оптимизация структуры экспорта Азербайджана, обеспечение многоотраслевого повышения экспортного потенциала — самые важные проблемы, стоящие перед страной. Необходимо отметить, что если с использованием современных достижений научно-технического прогресса наукоемкие секторы в республике не будут развиваться, то в ближайшем будущем Азербайджан может превратиться в плательщика технологической «ренты» стран мира и в то же время в источник сырья для них.
Таким образом, для ослабления зависимости конъюнктуры мирового рынка, в первую очередь, настало время подготовки программы развития «ненефтяных» производственных отраслей с экспортной направленностью, введения политики дешевых кредитов для возрождения этих отраслей. Политика дешевых кредитов может предотвратить болезнь под названием «голландский синдром», возникающую в результате одностороннего развития экономики. Уже сегодня стремительный приток в страну нефтяных долларов в конечном итоге стал причиной подорожания маната, а это может привести к негативным последствиям, причиняя ущерб реальному сектору экономики и в первую очередь сельскому хозяйству.
Промышленная структура Азербайджана сформирована таким образом, что 70—80%% производимой продукции, должны идти на экспорт, поэтому внешняя торговля играет очень большую роль. Расширение экспортных возможностей республики и диверсификация экспортного рынка должны стать одним из главных направлений в общей экономической политике Азербайджана, что будет способствовать увеличению валютных поступлений страны, а значит улучшению платежного баланса. Это, в свою очередь, увеличит валютные запасы республики, повысит надежность страны на рынках капитала, увеличит внутренние и внешние инвестиционные возможности, повысит уровень жизни и благосостояния населения. |
| |
|
|