Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Гайнуллина Г. А.
декан факультета дополнительного профессионального образования Омского экономического института

Мониторинг деятельности малых предприятий в изменяющихся условиях рыночной среды
В статье рассматриваются вопросы адаптации малых предприятий к изменяющимся условиям рыночной среды. Исследование процессов адаптации тех или иных объектов к меняющимся условиям заставляет, прежде всего, выявить круг значимых и управляемых факторов, определяющих течение процесса. Но перечень этих факторов при динамично развивающихся процессах быстро меняется, что значительно затрудняет управление в переходные периоды. Выход видится в систематизированном накоплении данных, отражающих влияние тех или иных факторов на процесс при осуществлении социально-экономического мониторинга
Ключевые слова: мониторинг, малое предпринимательство, государственная поддержка, эффективность малого бизнеса

Малое предпринимательство является базовым элементом рыночной системы хозяйствования. Субъекты малого предпринимательства — наиболее многочисленный слой частных собственников. По своему экономическому положению и условиям жизни малый бизнес является основой для формирования среднего класса.
Малый бизнес создает новые рабочие места, вовлекает в процесс общественного производства дополнительные трудовые ресурсы (пенсионеров, несовершеннолетних, многодетных матерей), формирует в обществе «идеологию предпринимательства».
Развитие малого предпринимательства — важная государственная задача. В настоящее время наступил качественно новый этап государственной политики в сфере развития малого предпринимательства в Российской Федерации. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность государства на создание концепции развития данного сектора экономики.
Эффективность всей системы управления малым предпринимательством зависит от рационального сочетания методов и инструментов государственной и негосударственной поддержки субъектов данного сектора экономики [4].
Мировой опыт свидетельствует, что государственная политика поддержки малого предпринимательства должна сводиться не к защите бизнеса от конкуренции или созданию для него особых, «тепличных» условий, а обеспечению таких, которые бы постоянно стимулировали внутрифирменный процесс генерации технологического совершенствования и обучения, повышения конкурентоспособности фирмы.
Анализ деятельности предприятий свидетельствует о том, что недостаточная эффективность хозяйствующих субъектов малого предпринимательства связана не только с неблагоприятными макроэкономическими факторами, но и во многом зависит от их способности ориентироваться в условиях депрессивной экономики. Необходимы меры по созданию интегрированной си­стемы сбора, накопления, анализа и интерпретации информации о ходе и тенденциях развития малого предпринимательства, т.е. мониторинга [4].
Согласно «Статистическому словарю», «...мониторинг — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов» [3]. Экономический мониторинг предприятий — это постоянное комплексное наблюдение за процессом их функционирования и выявление тенденций их экономического поведения, обусловленных системными изменениями, мерами экономической политики.
Мониторинг как система сбора и обработки информации имеет целевую направленность информационных процессов и обеспечивает максимальную объективность получаемых выводов на каждой стадии обработки информации.
Исследование процессов адаптации тех или иных объектов к меняющимся условиям заставляет, прежде всего, выявить круг значимых и управляемых факторов, определяющих течение процесса. Но перечень этих факторов быстро меняется, что значительно затрудняет управление в переходные периоды. Выход видится в систематизированном накоплении данных, отражающих влияние тех или иных факторов на процесс при осуществлении социально-экономического мониторинга. Отличие социально-экономического мониторинга от традиционного анализа в экономике хозяйственной деятельности предприятий заключается в предмете, целях и методах изучения (рис.1).
Рис. 1. Отличительные особенности методов оценки эффективности развития и мониторинга малого предпринимательства

Предметом хозяйственного анализа являются экономические и финансовые аспекты деятельности объекта, в то время как социально-экономический мониторинг охватывает еще социальные процессы в коллективе и ориентирован на принятие решений управленческого характера.
Социально-экономический мониторинг как целостная система непрерывного наблюдения, анализа и краткосрочного прогнозирования хода основных социальных процессов является необходимой основой для подготовки, принятия и контроля решений в структурах хозяйственного управления. Особенно ценен этот метод в переходный экономический период.
Рис. 2. Динамика итоговых показателей развития малых предприятий во втором полугодии 2007 г. в сравнении с аналогичным периодом 2006 г. (в % к числу опрошенных предприятий)

Приспособляемость хозяйствующих субъектов к изменяющимся факторам рыночной среды является одним из важных условий успешного их функционирования. Совокупность действий, позволяющих приспосабливаться к изменению рыночной конъюнктуры, обеспечивает конкурентоспособность предприятий [2]. Адаптация малых предприятий к рыночным условиям в настоящее время является актуальной проблемой.
Принятие Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволило органам местного самоуправления осуществлять различные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Омская область — один из немногих регионов РФ, в котором разработана и утверждена губернатором «Концепция государственной политики развития малого предпринимательства» [5]. Разработана и действует программа содействия развитию малого предпринимательства на 2008–2010 гг., которая направлена на совершенствование форм и методов поддержки, создание благоприятных условий для деятельности [1]. Одним из плановых мероприятий департамента городской экономической политики, проводимых на протяжении ряда лет совместно с Омским экономическим институтом является конъюнктурное изучение деятельности малого предпринимательства и мониторинг его состояния.
Необходимость анализа проблем и мониторинга текущего состояния малого бизнеса определяется двумя основными причинами. Первая из них — социально-экономическая роль, которую играет малый бизнес в формировании гражданского общества; вторая — значительный удельный вес в структуре региональной экономики.
Основными показателями, характеризующими умение адаптироваться к новым условиям на рынке, являются следующие: экономическое положение, объем производства, количество занятых работников, отраслевая структура, длительность функционирования, проблемы осуществления предпринимательской деятельности. Их сопоставление и анализ позволяют оценить способность предприятий адаптироваться к изменяющимся факторам рыночной среды.
В ходе мониторинга опрошенные руководители дают оценку каждого показателя по своему предприятию (улучшение или ухудшение в сравнении с соответ­ствующим периодом прошлого года). Сравнивая долю предприятий, отметивших положительную тенденцию, с долей хозяйств, имеющих отрицательную тенденцию, можно сделать вывод о динамике развития предпринимательства в целом (рис. 2).
Из рис. 2 видно, что динамику развития в сравниваемом периоде можно охарактеризовать как положительную. По оценке руководителей прирост производства продукции в сравнении с прошлым годом обеспечили 37,3 % предприятий, улучшили экономическое положение 37,9 %, увеличили численность занятых работников 48,5 %.
Структура отраслевого распределения соответствует среднестатистической по городу Омску: 42,2% — в торговле, 5% — в промышленности, 1,2% в общественном питании, 5,6% в бытовом обслуживании, 4,4% — транспорт­ные услуги, 9,3% — строительство, 32,3% — прочие услуги (коммунальные, риэлтерские, сервис, юридические, полиграфия, фармацевтические). Динамика отраслевого распределения по годам представлена на рис.3.
Самой популярной сферой деятельности является торговля, это связано с наименьшей капиталоемкостью ведения деятельности, наименее привлекательной сферой деятельности является связь, вследствие большой монополизации среди крупных компаний.
Свыше 40% обследованных субъектов малого предпринимательства уже имеют значительный опыт осуществления предпринимательской деятельности на Омском рынке (свыше 5 лет), 24,84% — от 3 до 5 лет, 27,33% — от 1 до 3 лет, 4,35% — менее 1 года. Динамика сроков деятельности на местном рынке представлена на рис.4.
Рис. 3. Динамика отраслевой структуры по годам
Рис. 4. Длительность функционирования, структура по годам

По сравнению с 2006 г. заметно увеличилась доля предприятий осуществляющих свою деятельность от 1 года до 5 лет, т.е. длительность функционирования на рынке товаров и услуг свидетельствует о способности данных предприятий успешно адаптироваться к рыночной среде.
Рис. 5. Динамика структуры численности персонала
Рис.6. Содержание основных проблем предпринимательской деятельности, в % от числа опрошенных

Основным критерием малого бизнеса является численность персонала. Динамика численности персонала представлена на рис. 5.
Как видно из рис. 5, за исследуемый период сократилась доля предприятий с численностью персонала более 50 человек и возросла доля предприятий с численностью до 5 человек.
Данные конъюнктурного опроса показали, что начинать новый бизнес на современном рынке нелегко. Об этом говорят приведенные ниже данные о содержании проблем развития предпринимательской деятельности: высокий уровень конкуренции, налоговое бремя, растущие затраты, нестабильное законодательство, низкая покупательная способность клиентов, высокая арендная плата (рис.6).
В результате проведения мониторинга выявлены проблемы, которые могут быть сгруппированы по следующим направлениям:
— недостаточная материально-техническая база для ведения эффективного бизнеса;
— низкая покупательная способность клиентов, общее снижение спроса на товары и услуги, растущие затраты на ресурсы;
— недостаток квалифицированных кадров, нехватка знаний и навыков для ведения бизнеса;
— неблагоприятные условия внешней среды сферы функционирования субъектов малого предпринимательства (высокий уровень конкуренции, высокие налоги, нестабильное законодательство нестабильное законодательство и др.).
Для дальнейшего развития малого предпринимательства и повышения эффективности его деятельности необходима помощь этому сектору экономики по следующим направлениям:
— разработка и реализация предпринимателями совместно с учеными города инвестиционных проектов в сфере науки, высоких технологий и инноваций в целях обеспечения на малых предприятиях более высокого уровня организации производственных процессов, получения ими существенных конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках;
— проведение анализа кадрового обеспечения, состояния подготовки кадров в малом предпринимательстве;
— создание перечня научно-исследовательских разработок, выполненных вузами г. Омска по проблемам малого и среднего бизнеса;
— обобщение опыта и полученных результатов реализации программ поддержки малого предпринимательства в других городах России;
— проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам деятельности малого предпринимательства при совместном участии предпринимателей, ученых, представителей органов власти и общественных организаций;
— осуществление периодического мониторинга по выявлению проблем, возникающих в деятельности субъектов малого предпринимательства. Данные мониторинга дают возможность органам государственного управления, а также другим участникам рыночных отношений при адаптации к рынку осуществлять меры регулирующего характера.
Ключевыми направлениями деятельности по регулированию адаптационных процессов могут стать следующие:
1. программа поддержки предприятий в первые 2–3 года их функционирования;
2. формирование производственной и рыночной инфраструктуры: материально-техническое обеспечение, бизнес-инкубаторы, венчурные фирмы, консультационные услуги, рыночная информация и другие.
3. оптимизация взаимоотношений с органами государственного управления, в совокупности образующими внешнюю среду жизнедеятельности предприятия;
4. совершенствование деятельности государства по формированию правовой базы, реализации программ помощи по направлениям деятельности;
5. развитие системы мониторинга процессов адаптации субъектов малого предпринимательства к условиям реальной рыночной среды, придание процессу прозрачности в информационном поле. Наиболее приемлемой формой работы по обеспечению гласности является регулярное освещение динамики развития предпринимательства в средствах массовой информации, регулярное размещение в сети Интернет специальных обзоров.
Развитие малого предпринимательства в г. Омске в среднесрочной перспективе должно быть направлено на повышение его роли в укреплении социально-экономического партнерства, обеспечение взаимодействия органов государственной власти местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности.


Литература
1. Решение Омского городского Совета от 14 мая 2008 г. № 130 «Об утверждении общегородской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2008–2010 годы».
2. Салий В.В., Глебова Н.М. Маркетинг консалтинговых услуг: учеб. пособ. — Омск: Изд-во Омского ин-та предпринимательства и права, 2005.
3. Статистический словарь / Под. ред. М.А. Королева. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1989.
4. Стукач В.Ф. Мониторинг деятельности крестьянских хозяйств в условиях рынка. — Омск: ООО «Издательско-полиграфический центр «Сфера», 2005.
5. Указ Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18 «О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия