| | Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008 | | МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ | | Кондраткова Н. В. аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления
| |
| | В статье содержится оригинальный подход к рассмотрению систем менеджмента качества (далее — СМК), получивших отражение в международных стандартах серии ISO 9000, в качестве важнейшего экономического института. Сходство ряда положений институциональной теории и международных стандартов сделало возможным рассмотрение СМК в качестве института, определяющего конкурентоспособность отдельного предприятия и эффективность экономики в целом. В качестве доказательства того, что данный институт является международным, автор статьи приводит историю разработки СМК и статистические данные, характеризующие степень распространенности СМК в странах мирового сообщества | Ключевые слова: институт, международный стандарт, конкурентоспособность, менеджмент качества | Переход от командно-административной к рыночной экономике в 1990-е гг. оживил интерес отечественных экономистов к классическим работам зарубежных институционалистов, рассматривающих в качестве особого экономического ресурса различного рода институты.
Рост интереса к институционализму также во многом обусловлен перспективами вхождения России в ВТО. Становление эффективных экономических и политических институтов в нашей стране является не только условием вступления в данную организацию, но и единственной возможностью дальнейшего выживания субъектов экономики в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Одним из важнейших экономических институтов, который определяет степень конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также выступает кодом доступа на глобальный рынок, является международный институт систем менеджмента качества (далее — СМК), получивший отражение в стандартах серии ISO 9000.
Предпосылкой создания данного института стало существование значительных расхождений в законодательных актах и технических правилах различных стран мира в части, касающейся требований к качеству продукции, квалификации персонала, методов оценки качества продукции.
Данные различия зачастую превращались в непреодолимые барьеры к доступу на национальные рынки, в связи с чем остро стояла проблема поиска способа интеграции крупных предприятий в мировую экономику.
Идею создания международных стандартов, в основе которых лежала системность и комплексность, поддержали около 200 стран мира, в силу чего стандарты получили быстрое распространение и мировое признание.
Первым стандартом на системы качества, утвержденным Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) в 1986 г. стал ISO 8402. Данный стандарт установил терминологию для систем менеджмента качества. В 1987 г. вышла версия стандартов ISO серии 9000, призванных обеспечить эффективное управление качеством, помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить эффективное функционирование действующих систем менеджмента качества.
Вторая редакция стандартов этой серии была опубликована в 1994 г.
В декабре 2000 г. принята новая версия серии ISO 9000, состоящая из пяти основных стандартов:
— ISO 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» — представляет собой введение в систему менеджмента качества, а также словарь терминов и определений;
— ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» — устанавливает требования для систем менеджмента качества и определяет модель системы, основанную на процессах;
— ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» — рассматривается дальнейшее развитие построенной системы менеджмента качества с целью достижения постоянного улучшения деловой деятельности и управления организацией;
— ISO 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» — стандарт, который описывает руководство по проведению аудитов систем менеджмента качества, а также требования к аудиторам;
— ISO 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».
По данным сайта ISO (http://www.iso.org) в общей сложности с 1947 по настоящий период было опубликовано 17 000 международных стандартов. Ежегодно данный список пополняется на 1100 новых стандартов.
Стандарты ISO, устанавливающие минимальные требования к системе управления организацией, выполнение которых необходимо для обеспечения стабильного качества продукции/услуг, дали многочисленным предприятиям возможность выхода за рамки национальных границ.
Всеобщий интерес к международным стандартам стал результатом не только процесса глобализации торговли, усиления конкуренции на мировом рынке, но и осознания мировым сообществом роли производственной и социальной инфраструктур, проблем здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды, энергосбережения.
СМК — это институт, ориентированный на поиск эффективных, но в то же время экономичных технологий, институт, в основе которого лежит добросовестное и ответственное отношение к делу производителей, целью которого является улучшение качества товаров, услуг и в конечном итоге качества жизни.
В целом рассмотрение СМК в качестве института, определяющего конкурентоспособность отдельного предприятия и эффективность экономики в целом, обусловлено сходством ряда положений институциональной теории и международных стандартов. Остановимся на некоторых из них подробнее.
Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии, где институт трактуется как установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения больших масс людей, чьи действия управляются нормами и ролями [3].
В государственном стандарте ИСО 9000:2000 СМК определяется как система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Иными словами СМК — это система формальных правил и моделей поведения заинтересованных сторон организации, целью которой является достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителей и получения выгоды для работников предприятия и общества.
Основы институциональной теории были заложены в трудах таких зарубежных ученых, как Т. Веблен, Дж. Коммонс, К. Гелбрейт, Дж. Норт, У. Гамильтон, О. Уильямсон, Р. Коуз и др.
Т. Веблен трактует институт как «стереотип мысли» [4]. Этому вполне соответствуют и СМК, которые предписывают определенный стереотип мысли, привычные способы реагирования на стимулы.
Д. Норт представляет институт, как «правила игры» в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия [5].
Создание СМК проходит в пять этапов, и уже на начальном этапе основная роль отводится руководству, которое своими действиями должно обеспечить единство цели и направления деятельности организации, создать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества.
Обязанности и ответственность руководства регламентированы в п.п. 5.1–5.6 ИСО 9001–2001 и являются обязательными, поэтому, принимая решение о внедрении СМК на предприятии, руководитель негласно обязуется следовать правилам и нормам, закрепленным в стандартах.
Полномочиями и ответственностью по достижению целей в области качества наделяются не только руководители, но и иные сотрудники организации. СМК требует полного вовлечения персонала, с целью максимального использования его потенциала на благо организации.
Таким образом, система менеджмента качества — это набор правил, структурирующих отношения внутри организации таким образом, чтобы добиться наилучших результатов от деятельности.
По словам Д. Норта, институты должны, во-первых, создавать стимулы к производительной деятельности, во-вторых, оказывать воздействие на трансакционные издержки, в-третьих, уменьшать неопределенность путем установления устойчивой структуры взаимодействия [6].
СМК в полной мере удовлетворяет перечисленным требованиям.
Необходимость внедрения СМК имеет для предприятия не только «внешние», но и «внутренние» причины, такие как ускорение цикла производства и повышение производительности труда.
Вместе с тем создание и функционирование СМК связано с трансакционными издержками. Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность, что сопряжено с немалыми затратами. Речь идет, в частности о необходимости закупки ресурсов, которые постоянно требуют оценки, если фирма хочет выпускать продукцию высокого качества. Изменчивость в показателях качества окажет негативное влияние на спрос: изменчивое качество требует от потребителей расходования дополнительных ресурсов на получение информации, на измерение параметров качества выпускаемой продукции.
Все издержки на разработку, внедрение и функционирование СМК за короткий промежуток времени покрываются доходами и прибылью от повышения стабильности качества продукции, мотивации игроков, а также хорошей репутации и имиджа фирмы.
Что касается уменьшения неопределенности, то СМК, ориентированные на стабильный рост качества продукции, позволяют структурировать взаимоотношения как внутри, так и за пределами организации, установить долгосрочные партнерские отношения, поддерживать репутацию и общепринятые стандарты поведения.
Сегодня в мире насчитывается более семисот тысяч предприятий, сертифицировавших свои системы качества по стандартам ISO, что с уверенностью позволяет утверждать: СМК — это институт международного уровня.
Глубокое проникновение стандартов ISO серии 9000 в мировую экономику подтверждается ежегодными отчетами ISO с обзором состояния сертификации в мире [2]. Так по данным отчета за 2005 г., общее число сертификатов, выданных в различных секторах экономики, составило 776608. На конец декабря 2006 г. в мире действовало 897866 сертификатов, то есть прирост по сравнению с 2005 годом составил 16% [1].
В 2004 г. в исследовании участвовало 154 страны, в 2005 г. 161 страна, в 2006 г. — 170, что говорит о стабильной интеграции института СМК в экономику стран мирового сообщества.
Наибольшее число сертификатов соответствия стандарту ИСО 9001:2000 в 2005 г. выдано в Китае (143823), Италии (98028), Японии (53771), Испании (47445), Соединенном Королевстве (45612), США (44270), Германии (39816), Индии (24660), Франции (24441) и Австралии (16922).
В 2006 г. состав десятки стран — мировых лидеров по числу выданных сертификатов практически не изменился, только выбыла Австралия, место которой заняли Нидерланды. На седьмое место с восьмого переместилась Индия, поменялись местами Германия и Великобритания.
Статистические данные в отчете ISO также представлены в региональном разрезе. На первом месте по числу выданных сертификатов в 2005 г. находилась Европа (48,92%), следом шел Дальний Восток (31,82%). В 2006 г. страны Европы также лидируют — 46,24% от общего числа выданных сертификатов, затем идут страны Восточной Азии (33,51%).
Европа в 2006 году была представлена 49 странами. Четверка стран-лидеров та же, что и в прошлом году. Это Италия, Испания, Германия и Великобритания. В 2005 г. выдающегося результата достигла Турция, более чем удвоившая свои показатели (в 2005 г. 10929 сертификатов против 5009 в 2004 г.). В 2006 г. в Нидерландах прирост сертификатов составил по сравнению с 2005 г. 106,5%.
В Восточной Европе по-прежнему лидеры по сертификации: Венгрия (15464 сертификата в 2005 г. против 15008 в 2006 г.), Чехия (12743/12811) и Румыния (6097/9426).
Страны Дальнего Востока также имеют устойчивые темпы роста сертифицированных организаций. После Китая второе место занимает Япония (в 2005 году 53771 сертификат, в 2006 — 80518), далее Республика Корея (14033/15739).
В 2006 г. прирост числа сертификатов в странах Африки и Западной Азии относительно 2005 г. составил 47,8%. В основном это заслуга Индии (прирост сертификатов 66,1%) и Ирана (69,9%).
По государствам Центральной и Южной Америки многолетними лидерами являются Бразилия (в 2005 г. 8533 единицы/в 2006 г. 9014), Аргентина (5556/7934), Колумбия (4926/6271). Блестящего успеха добилась Чили — 2565 сертификатов, что в 2,3 раза больше показателя 2005 г.
США в 2006 г. увеличили число выданных сертификатов до 44883.
Россия значительно отстает от большинства европейских стран по числу выданных сертификатов: в 2006 г. общее число сертификатов составило 6398. Однако анализ данных за период с 2003 по 2006 гг. показывает, что имеет место положительная динамика количества выданных в Российской Федерации сертификатов: по сравнению с 2005 годом прирост составил 1515 единиц, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. — 1067 сертификатов, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. — 2854.
О том, что стандарты на системы качества с каждым годом получают все большее распространение в мире, свидетельствует и стабильный рост членов ISO. За период с 1994 г. по 2003 г. общее количество членов организации увеличилось практически на 50% (со 100 до 147). В 2007 г. данное значение достигло 157.
Специалисты, работающие в организациях различных сфер деятельности, а также ученые объясняют высокий интерес к институту СМК как со стороны высоко развитых, так и со стороны развивающихся стран конкурентными преимуществами, которые приобретают сертифицированные предприятия в условиях глобального рынка, а также влиянием СМК на социальное развитие и экологическое благополучие.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Во-первых, СМК — это экономический институт, стимулирующий развитие производства, устраняющий неопределенность в обмене, определяющий набор альтернатив и, таким образом, снижающий издержки производства и обращения, и соответственно способствующий росту прибыльности экономической деятельности; во-вторых, СМК — это международный институт, о чем свидетельствует история разработки и распространенность СМК в странах мирового сообщества. |
| |
|
|