| | Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008 | | ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Лисина М. И. начальник отдела маркетингового анализа ОАО «Нэфис Косметикс» (г. Казань),
соискатель кафедры экономической теории Казанского государственного университета
| |
| | В статье исследуются проблемы обучения и управления знаниями в конкурентных компаниях. Подчеркивается необходимость возникновения самообучающихся организаций, готовых к постоянным переменам окружающей среды. Обосновывается положение, согласно которому способность генерировать новые знания, как и скорость реакции на изменения становятся ключевым конкурентным преимуществом в современной глобальной экономике знаний | Ключевые слова: глобальная экономика, конкурентоспособность, знание, обучение | Достижение и поддержание конкурентоспособности и раньше имело большое значение для организаций, но по мере развития технологий и глобализации торговли эта проблема стала еще острее.
Сегодня конкурентоспособность организации в немалой степени определяется степенью освоения новых возможностей, основанных на информационных и телекоммуникационных технологиях. В некоторых странах компании все еще могут строить свои планы, рассчитывая на доступность сырья и/или дешевой рабочей силы. В такой ситуации можно сначала не уделять должного внимания снижению затрат и повышению качества обслуживания. Однако в большинстве развитых стран любое конкурентное преимущество достигается за счет знаний, умений и творческих решений.
Широкая доступность ресурсов сделала невозможным получение конкурентного преимущества в эксплуатации традиционных внешних условий бизнеса. Поэтому все чаще в поисках конкурентного преимущества организации обращают взгляд вовнутрь себя, стараясь идентифицировать в себе те способности, вокруг которых можно будет выстроить бизнес-пространство.
Глобальный характер конкурентной борьбы приводит к тому, что, с одной стороны, необходимо преодолевать «стандарты» глобальных корпораций, с другой — наиболее гибко приспосабливаться к требованиям, в том числе и организационным, на локальных рынках. Эффективность, уже отнюдь не региональная, заставляет снижать издержки, концентрировать производственные ресурсы в отдельных регионах мира и упрощать сложные матричные структуры, приспосабливая и адаптируя страновые организации. Международный характер деятельности фирм способствует усилению внутреннего межфункционального взаимодействия, укрепляет взаимосвязи между дивизионами, странами и регионами для ускоренной передачи знаний и навыков, стимулирует инвестиции в альянсы и другие партнерства для конкуренции посредством кооперации.
Технологические изменения значительно сокращают жизненный цикл продукции во многих отраслях и также стимулируют создание организаций с повышенной чувствительностью к сигналам рынка (или даже конкретных потребителей), обладающих сверхгибкостью и адаптивностью. Успехи в информационных и коммуникативных технологиях делают реальностью создание сетевых организаций и естественное использование качественного и количественного контроля, а также передачу знаний в формах, которые ранее трудно было даже представить. Ослабление иерархического регулирования (феномен дерегулирования) становится стимулом повышения конкуренции, с одной стороны, и изменения управленческой культуры и самого персонала — с другой. Поэтому для сохранения и развития конкурентоспособности становятся востребованными новые навыки, знания и умения, отношения и стандарты.
Конкурентоспособность фирм все более определяется степенью потребления и качеством информации, воплощаемой в продуктах и благах. Появился термин «информационная прибыльность» компании, который означает способность организации оптимально и систематически использовать информацию для достижения стратегических целей, — это способ объединения информационных навыков компании с теми преимуществами, которые дают электронные формы обмена. Чтобы быть прибыльной с информационной точки зрения, компания должна иметь продуманную информационную политику, четко выявленные информационные приоритеты, корпоративную культуру, учитывающую информационные моменты, и, наконец, — штат высококвалифицированных сотрудников.
Современные исследования показывают, что наиболее конкурентоспособными оказываются те фирмы, которые в состоянии постоянно совершенствоваться с учетом технологических нововведений и внедрять их. Широко распространяется идея обучения в процессе производства, нацеленная на достижение технологических преимуществ. Концепция обучения в процессе производства была впервые изложена американским экономистом К. Эрроу. Основная его идея заключается в том, что по мере осуществления производственного или инвестиционного процесса в определенной отрасли формируются своего рода «навыки» (К. Эрроу называет их «lessons» — уроки) на основе агрегированного опыта, и они создают конкурентные преимущества для фирмы. На сегодняшний день такие навыки заключаются в значительной степени накопления организационного опыта, позволяющего применять более гибкие формы управления, а, следовательно, — быстрее и меньшими трансакционными издержками решать производственные задачи.
Высокий уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий привел к ускорению процессов внедрения и распространения, копирования конкурентами новых наукоемких технологий и каких-либо других научных разработок. В этой связи успешность стратегического развития современного промышленного предприятия, его роль «интеллектуального лидера» в отрасли во все большей мере определяется внутренними, трудно имитируемыми конкурентами неосязаемыми ресурсами, эффективностью использования интеллектуально-творческого потенциала персонала, уникальностью организационных знаний, организационных систем, применяемых технологий.
Главным ресурсом стратегического развития компании в условиях «новой экономики» («экономики знаний») становятся не внешние статичные, природные и социальные благоприятствующие развитию компании факторы, являющиеся традиционными для индустриального общества, а интеллектуальный капитал, креативный потенциал персонала, уникальные организационные знания, инновации на всех стадиях создания товара до движения его от производителя к потребителю. Способность учиться превращается в ключевой, определяющий фактор конкурентоспособности индивидуума и организаций.
Японский экономист Й. Нонака обращает внимание на необходимость формирования сегодня так называемой «компании, создающей знание», то есть такой компании, которая может быстро продуцировать новые и соответствующие современной экономической жизни методы контроля и управление, внедрять передовые технологии, что обеспечивает тесные коммуникационные связи между различными подразделениями компании и «общую когнитивную основу» для взаимодействия работников компании [3].
И поскольку технологией одной фирмы вполне может располагать и другая, а любое изделие можно воспроизвести, то сегодня только та организация будет конкурентоспособной, которая обучается быстрее, чем ее существующие или нарождающиеся конкуренты. Первой попыткой популяризовать концепцию обучающейся организации была книга американского экономиста Питера Синге «Пятая дисциплина». Согласно Синге, в обучающейся организации люди постоянно расширяют свои способности создавать то, чего они действительно хотят, где растят и лелеют новые, активные способы мышления, где возможна свобода для коллективных притязаний и люди постоянно учатся тому, как учится всем вместе. Автор предлагает пять составляющих, формирующих обучающуюся организацию: мастерство совершенствования личности, интеллектуальные модели, общее видение, групповое обучение и системное мышление. Обоснованием существования таких организаций служит то, что во времена постоянных перемен выживут только те, кто гибок, умеет приспосабливаться и обладает высокой производительностью. Заслуга Синге в том, что они одним из первых обратил внимание организаций на необходимость развития и роста людей, создающих интеллектуальный капитал.
В новых конкурентных гонках единственное существенное преимущество компаниям дает обучение и управление знаниями. С точки зрения Питера Друкера, знания — не просто еще один ресурс из числа традиционных средств производства, к которым относятся труд, капитал, земля. Это единственное, что вообще представляет ценность. Схожей позиции придерживаются и шведские исследователи Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, которые в книге «Бизнес в стиле фанк» определяют превосходство в знаниях как последнее оружие, оставшееся в конкурентной борьбе.
Однако квалифицированное управление знаниями — задача более сложная, чем управление материальными активами или финансовыми ресурсами. Решение этой задачи дает возможность получать принципиально новые преимущества в конкурентной борьбе, поскольку позволяет использовать еще не известные большинству субъектов рынка сигналы о перспективных технологиях, будущих потребностях и спросе.
Сложность управления знаниями обусловлена специфическим характером данной категории. Знания можно разделить на кодифицированные и неформальные (неотделимые) знания.
Кодифицированные знания формализованы и легко могут храниться, копироваться и распространяться. Напротив, неформальные знания не отделимы от человека, не оформлены, накапливаются через личный опыт, обучение в процессе деятельности, социальные взаимоотношения и т.д. Как следствие, они трудно поддаются количественному определению, хранению или передаче. Они выходят далеко за рамки технического прогресса и инноваций, находящих материальное воплощение в продуктах, услугах или процессах. Тем не менее, фундаментальной задачей является именно их стимулирование.
Один из основных выводов, связанных с этим фундаментальным разделением знаний, непосредственно касается проблемы конкурентоспособности. Поскольку неформальные знания могут быть переданы только через прямые личные отношения, то это означает, что функция управления человеческими ресурсами стала одной из центральных для реализации новых форм организационной деятельности. По данным различных обследований, растет число корпоративных конференций, семинаров и других мероприятий, на которых создаются условия для совместного взаимодействия, обмена мнениями и знаниями основного персонала компании.
Поэтому на первый план выдвигается умение компании привлекать, сохранять и постоянно совершенствовать навыки работников умственного труда, создавать условия для творчества и новаторства. Главной стратегией развития успешных компаний становится экспансия творческой деятельности, создание условий для совершенствования человека в рамках его профессиональной деятельности, развития его творческих способностей.
Однако только знания не способны обеспечить длительную конкурентоспособность компании. Все современные компании конкурируют на основе знаний. Но знания недолговечны. Как отмечают Нордстрем и Риддерстрале, к знаниям нужно относиться, как к молоку, на них нужно ставить дату выпуска. «Если вы их вовремя не используете, они скиснут и станут бесполезными. Необходимо постоянное совершенствование как революционного, так и эволюционного характера. Или, как сказал глава Northern Telecom Давид Вайс, «в будущем будет два вида компаний — быстрые и мертвые». Итак, мы либо быстрые, либо забытые. В Новой экономике нет ограничений скорости. Правит проворство. Скорость — это все. Необходимость обновления — это то, что применимо к каждому подразделению компании, это касается всех и каждого, это касается любой сферы деятельности, это происходит в режиме нон-стоп» [1]. В пример авторы приводят Энди Ло, успешного исполнительного директора и вдохновителя новаторского рекламного агентства St. Luke’s, который любит напоминать своим коллегам, что бизнес должен обновляться или умереть, причем это касается не только производимых продуктов, но самой организации, собственности и культуры.
Аналогичной точки зрения придерживается и американский автор семинаров по технологии маркетинга и конкурентоспособности Реджис Маккена, который в своей книге «Реальное время» обращает внимание на следующий факт: «организации, одерживающие победу, находятся в постоянном ожидании изменений и сдвигов на рынке, в заботах о чаяниях потребителей и о поведении своих конкурентов. Подобно королеве Льюиса Кэррола, они будут получать сюрпризы шесть раз в день перед завтраком» [7].
Как следствие, время становится одним из решающих факторов конкурентоспособности в современной экономике, а главной движущей силой и основным параметром успеха — динамизм и способность к быстрым изменениям.
Сложность работы в новых условиях объясняется и возросшей требовательностью потребителей. Они хотят получать лучшее качество, более низкие цены, и, что самое главное, они хотят этого прямо сейчас. Сокращается и жизненный цикл товаров. В 1990 г. с момента возникновения идеи до выпуска автомобиля проходило шесть лет. Сегодня — два. Обеспечение немедленной и удовлетворяющей потребителя реакции на любой запрос является трудной задачей для любого бизнеса. Но компания, которая хочет удержаться на рынке, не имеет выбора, — она должна научиться работать в новом режиме.
Конкуренция сегодня — это вопрос скорости. Время между возникновением потребности каждого конкретного субъекта экономических отношений и ее удовлетворением является значимым фактором эффективности экономики предприятия. Нынешний рынок характеризуется возникновением совершенно нового вида конкурентной борьбы, когда во главу угла ставится скорость реакции на изменения в окружающем мире.
Таким образом, способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, предложить новые продукты и услуги раньше своих конкурентов становится главным козырем в бескомпромиссной конкурентной борьбе. Выжить и выйти в лидеры на высококонкурентных рынках смогут только те компании, которые освоят технологию управления знаниями и изменениями, заключающуюся в постоянном внедрении инноваций. Фирмы, сумевшие овладеть плодами электронно-информационной революции, тем самым обеспечили себе доступ в новый технологический уклад, качественно новый уровень экономической эффективности. Тот же, кто не успел выйти на новый уровень развития, обречен на все нарастающее (и уже необратимое) отставание от лидеров мировой экономики. |
| |
|
|