Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Антропова Т. Г.
доцент академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан (г. Казань),
кандидат экономических наук


Экономическая безопасность: институциональные факторы и возможности их оценки
Автором рассматривается вопрос о содержании ключевых институциональных структур, обеспечивающих эффективность рыночных отношений в экономике современной России и, в частности, Республики Татарстан. Сформулирован подход к определению системы мероприятий, направленных на создание эффективных рыночных институтов. Показаны возможности оценки уровня институционального развития экономики
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономические институты, эффективность институциональной системы, конкурентоспособность

Переход от социалистической экономической системы к рыночной не может быть до конца и всесторонне проанализирован без рассмотрения его не только как объекта политэкономического исследования, но и как особого частного случая проявления институциональной динамики. Механизм институционального обеспечения переходных процессов в экономике зачастую рассматривается наукой как стихийный, а его обеспечение со стороны официальной власти осуществляется недостаточно осознанно и, как правило, без должного обоснования.
1. Институциональные аспекты экономического развития
Институциональный подход к анализу экономических изменений позволяет утверждать, что новая идеология должна реализоваться в новых институтах (не только власти), появление которых способствует становлению и развитию новой системы общественных отношений. С другой стороны, с уходом старой идеологии разрушаются прежние институты ее обеспечения. Однако в условиях современной России эта закономерность не проявляется однозначно, хотя с самого начала рыночных преобразований возник вопрос об институциональном обеспечении новой парадигмы общественного развития. К этому следует добавить, что необходимость создания и трансформации институтов зачастую не воспринималась всерьез, государственные инвестиции в эту сферу отсутствовали, поскольку традиционно они направлялись в производственную сферу и инфраструктуру.
Однако обществу необходима перспектива развития, ведь в настоящее время практически все социальные институты имеют свое проявление в сфере экономики. Число институтов велико, поэтому из их числа нужно выделять наиболее значимые, существование которых или кардинально изменяет характер действия экономических тенденций, или может серьезно повлиять на факторы или условия формирования экономической ситуации в сфере обеспечения безопасности страны. Эти институты должны опираться на доверие и социальное взаимодействие большинства членов общества.
Институциональная сфера организована как многоуровневая система: в ней присутствует внеформационная, постоянно расширяющаяся, гуманистическая составляющая, отражающая процесс общего развития, а также отношения не только экономического, но общецивилизационного характера. Существуют также институциональные проявления, еще более значимые для формирования типа общественного производства, определяющие коренные черты организации жизни данного общественного строя, во многом задающие его общественно-экономический характер. Вместе с тем, существуют и элементы институциональной структуры, наполняющие конкретным содержанием формы реализации общественных отношений господствующего типа. Подобные специфические институты могут иметь временный, долгосрочный и постоянный характер действия.
В состав институциональной сферы экономики в качестве элементов, обеспечивающих преемственность традиций, включены также институты прошлых общественно-политических систем. Кроме того, в ее составе можно выявить элементы институтов будущего, которые можно рассматривать как условие реализации возможности перспективного развития общества.
Для отечественной экономики характерен высокий потенциал развития, однако, в отличие от европейских стран, это потенциал догоняющего развития [10, С. 23]. Важно, как мы сможем его использовать. В этом смысле России исключительно необходима инновационная модель развития хотя бы потому, что ее экономике присущи существенные ограничения по трудовым ресурсам. Поэтому нужны институты, способные полноценно использовать все имеющиеся ресурсы и обращать их в высокие стабильные темпы экономического роста.
Институты влияния на экономику значимо воздействуют на труд, доходы, финансы, товарные рынки, на потребление, на инвестиции, сбережения, на конверсию, приватизацию и другие явления и процессы экономической жизни и безопасности общества и определяет характер не только производственных отношений, но и ряда господствующих институциональных отношений. Они определяют конкретную специфику исторической формы существования способа производства в каждой стране и отражают организацию экономической сферы как составной части ее общественного устройства.
Формирующиеся в обществе институты, в том числе, институты управления, призваны способствовать обеспечению безопасности общества, предотвращать вред и ущерб текущим интересам и интересам развития будущих поколений. Е.Ясин в этой связи отмечает, что «институты должны опираться на определенные нормы социального взаимодействия, доверия, терпимости, усвоенные и практикуемые большинством членов общества» [10, С. 28]. Для этого необходимы не только крупные государственные инвестиции в трансформацию существующих институтов, но и пристальное государственное внимание к этой проблеме, появление которого можно отметить лишь в последнее время. До этих пор ни значимость проблемы, ни инвестиции в эту сферу серьезно не воспринимались.
2. Институциональный подход к оценке экономической безопасности
Современная наука ведет постоянный поиск методов оценки и анализ суждений о состоянии экономической безопасности страны. Эта цель достигается путем сопоставления многих параметров экономической деятельности. Полученные данные позволяют составить представление о положении хозяйствующего субъекта и его экономическом состоянии, уровне его рыночной активности, защищенности и экономической безопасности.
Чтобы обеспечить экономическую безопасность, необходимо включить институциональный механизм активизации экономического роста и конкурентоспособности экономики как факторов экономической безопасности страны. Конкуренция является ключевым институциональным фактором для новой парадигмы общественного развития и формирования нового общественного строя.
Экономика хозяйствующего субъекта находится в зависимости от принимаемых решений политического и социального характера. Изучение этих обстоятельств позволяет понять состав институциональных изменений, которые включают совокупность правовых и экономических методов управления и способствуют выявлению опасностей в сфере экономики.
Эффективная институциональная система, реализуя общественные интересы, организует и гармонизирует их в направлении обеспечения национальных интересов высшего порядка, в том числе национальной безопасности. Этим достигается эффективность всего общественного развития страны.
Институты – это порожденные человеческим сознанием и опытом правила взаимодействий («правила игры») в обществе, ограничения и предпосылки развития в политике, социальной сфере и экономике. Институтами, поддерживающими долговременный экономический рост, являются законы и правила, формирующие побудительные мотивы и механизмы. Институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, снижают неопределенность и делают социальную среду более предсказуемой. Д. Норт выделяет три главных составляющих в составе институтов:
– неформальные ограничения (традиции, обычаи, условности);
– формальные правила (законы, административные акты);
– механизмы принуждения, обеспечивающие выполнение правил (суды, полиция и т.д.)
Институты, гарантирующие свободу предпринимательства, хорошо известны: это верховенство закона, независимый и компетентный суд; низкие административные барьеры входа на рынок; отсутствие коррупции и т.п.
В программу современных экономических реформ институциональные преобразования должны быть включены, исходя из принципов экономической безопасности. Особое значение здесь имеют защита прав собственности, экономическая устойчивость, преодоление угроз безопасности бизнеса, рациональное использование факторов производства, эффективное управление, оптимизация затрат по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта любого уровня.
Институциональный подход к экономической безопасности актуален сегодня потому, что люди стремятся к уверенности в своей судьбе и хотят парировать угрозам их экономическим интересам.
Обеспечение экономической безопасности должно быть обусловлено функционированием системы общественных отношений, совокупностью материальных и духовных ценностей и включено в принципы осуществления экономической политики. Необходима также оценка вероятности того, что угрожающее экономическим интересам событие не произойдет, или его последствия не будут катастрофичны.
3. Институциональные особенности обеспечения экономической безопасности в Республике Татарстан
Стратегической целью развития России в долгосрочном периоде является превращение ее в одного из лидеров глобальной экономики, выход страны на уровень развитых постиндустриальных стран. Реализация этой цели предполагает достижение стандартов благосостояния, соответствующих уровню развитых стран (среднедушевой ВВП – 20-30 тыс. долларов США); обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, формирующим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность. Важной задачей является также участие России в международном разделении труда на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий, чему может способствовать функционирование таких институтов развития, как Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Корпорация нанотехнологий, Авиационная и судостроительная, атомной энергии, Банк развития, «Ростехнологии» и другие.
Что касается структурной и институциональной перестройки экономики Республики Татарстан, то в прогнозируемый период [1] должен произойти ускоренный рост отраслей нефтехимии и машиностроения, ориентированных на внешний и российский рынки, выход на проектные мощности высокотехнологичных производств (машиностроения, электроники, деревопереработки). В республике необходимо создание мощного транспортно-логистического центра, развитие высокоэффективного агрокомплекса, повышение степени диверсификации топливно-энергетического комплекса на основе применения современных технологий.
Конкурентные преимущества Республики Татарстан определяются ее вкладом в общероссийскую экономику, сравнительными характеристиками ее современного социально-экономического развития, а также имеющимися благоприятными условиями и предпосылками обеспечения на долгосрочный период устойчивого роста республиканской экономики и социальной сферы.
К числу сильных сторон республиканской экономики следует отнести значительный природно-ресурсный потенциал и выгодное геоэкономическое положение. Территория республики расположена на пересечении реки Волга с проектируемым транспортным коридором «Запад-Восток». Для ее экономики характерны такие черты, как высокий уровень фондообеспеченности, высокодиверсифицированная отраслевая структура экономики, профиль которой определяют отрасли (нефтегазовый комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность, автомобилестроение), имеющие сильные конкурентные позиции на мировом рынке; высококвалифицированный научный потенциал.
К слабым сторонам можно отнести низкую долю в экономике РТ ее высокотехнологичного сектора и, соответственно, слабую восприимчивость производства к новым разработкам, что препятствует росту инноваций. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития малого предпринимательства, негативно влияющий на доходы населения и состояние локальных рынков труда в регионах Республики; а также сдерживающее воздействие недостаточно развитой транспортной инфраструктуры на развитие хозяйственного комплекса территории и явное недоиспользование ее транзитного потенциала для формирования международных транспортных коридоров.
Использование широких возможностей экономики РТ, позволяющих последовательно формировать конкурентную рыночную среду в различных секторах экономики и нарастающие тенденции снижения уровня бюрократизации экономики позволят создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, а сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в социальном развитии на основе реализации национальных проектов можно рассматривать как условие эффективного функционирования экономики.
Среди ключевых проблем, создающих препятствия для реализации Действий Правительства Республики Татарстан по минимизации влияния угроз национальной безопасности [1], можно выделить следующие.
В республике продолжает сохраняться нестабильность налогового и бюджетного законодательства. Отсутствие государственной программы реформирования предприятий реального сектора экономики сопровождается низким уровнем эффективности действующего механизма финансового оздоровления и банкротства.
Недостаточно высокий уровень капитализации функционирующих в Республике отечественных корпораций уменьшает их финансовые и инвестиционные возможности, которые необходимы для проведения реструктуризации и повышения конкурентоспособности предприятий.
Также следует отметить значительное влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние профильных отраслей экономики Республики и низкий уровень инвестиционной привлекательности несырьевых секторов экономики. При этом вывоз капиталов за пределы Республики финансово-промышленными группами и международными корпорациями, а также слабое развитие института аутсорсинга оказываются факторами, серьезно сдерживающими экономический рост и решение проблем занятости.
Таким образом, использование широких возможностей республики, позволяющих последовательно формировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, должно способствовать созданию институциональной рыночной среды, адекватной задаче полноценного использования ресурсов.
4. Возможность диагностики уровня экономической безопасности и мероприятия по ее обеспечению
В указанной связи необходимо назвать основные институты, позволяющие обеспечить высокие и стабильные темпы экономического роста. Прежде всего, требуется аналитическое здравомыслие и политическая толерантность лиц, принимающих решения; их способность к качественному анализу опасностей, угрожающих экономике с целью минимизации влияния угроз национальной безопасности.
Необходимо отражение национально-государственных интересов конкретной страны в системе показателей и выявление факторов, угрожающих этим интересам.
На уровне политики управления человеческими ресурсами следует ориентироваться на использование квалифицированных специалистов, ведущих инновационную деятельность, учитывать возможности усиления международного обмена производственным опытом и кадрами. В целом, требуется возрастание доли работников интеллектуально-информационного труда и ценности интеллектуального продукта.
Эти институты способствуют достижению как текущих целей (устойчивость экономики), так и конечных целей (конкурентоспособность национального хозяйства, качество жизни населения). Чтобы учесть специфику национальной экономики на основе имеющихся теоретических и методологических разработках, предлагается ввести в практику расчет индекса экономической безопасности [7, C. 79]. Использование данного интегрального показателя может позволить диагностировать основные институциональные аспекты экономической безопасности [3, С. 59; 8, С. 220–225].
Основу данного показателя составляют композитные блоки, определяющие факторы обеспечения устойчивости экономической системы в условиях внутренних и внешних воздействий. Разумеется, достоверно учесть и количественно оценить все многообразие институциональных основ экономической безопасности невозможно, но можно сузить их круг до наиболее значимых. Отбор таких факторов предполагает предварительное научное исследование, ранжирование, экспертную и статистическую оценку по определенным методикам, взвешивание по значимости каждого компонента. Однако сложность подобных исследований не исключает теоретическую и прикладную целесообразность разработки такого показателя и его включения в макроэкономические модели.
Экономическая безопасность должна быть включена в макроэкономическую модель в качестве параметра (индекса, коэффициента), характеризующего отклонение в составе и структуре параметров системы под воздействием внутренних и внешних импульсов, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.


Литература
1. Проект Концепции Программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 г. и на период до 2030 г.».
2. Абалкин Л.И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения. // Эволюционная экономика и «мейнстрим». – М. Наука, 2000.
3. Бобков В., Масловский – Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения // Экономист. – 1994. – №6.
4. Возженков А.В. Национальная безопасность России. – М. РАГС, 2002.
5. Мау В. Экономическая политика 2007: успехи и риски // Вопр. экономики. – 2008. – № 2. – С. 4–25.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. – М.: Наука, 1997.
7.Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национальной экономики: механизм и система обеспечения в России. – Воронеж: ВГУ, 2001.
8. Садков В., Гринкевич Л. От индекса развития человеческого потенциала к индексу гармоничного развития цивилизации // Общество и экономика. – 2001. – № 7-8.
9. Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. 2007. № 5, С. 72-80.
10. Степашин С.В. Государственная безопасность России: история и современность // С.В. Степашин. – М., РОССПЭИ, 2004.
11. Страхов А.И. Теоретические основы обеспечения безопасности общества: политэкономический аспект. // М, 2002.
12. Ясин Е. Модернизация и общество // Вопросы экономики, 2007. №5, С. 12-20.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия