| | Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Данилов Ю. Г. старший научный сотрудник отдела экономики горнопромышленного комплекса ФГНУ Института региональной экономики Севера (г. Якутск)
| |
| | В структуре мирового алмазного рынка в последние годы происходят коренные изменения. В этих условиях необходима новая конкурентоспособная стратегия предприятий алмазной отрасли России. Предложена стратегия асимметричного прорыва, позволяющая в перспективе ЗАО АК «АЛРОСА» и отечественной алмазной отрасли выйти в мировые лидеры, а также определены пути повышения конкурентоспособности алмазно-бриллиантового комплекса | Ключевые слова: алмазная отрасль России, мировой алмазный рынок, ЗАО АК "Алроса", конкурентоспособность | В начале третьего тысячелетия произошли кардинальные изменения в структуре мирового алмазного рынка, которые обусловлены следующими глобальными факторами с точки зрения этой сферы экономики:
– произошло окончательное формирование и оформление Кимберлийского процесса, в который в настоящее время входит 74 государств мира, связанных с алмазным бизнесом, объединившихся с целью наведения жесткого порядка в обращении на рынке алмазного сырья, практически исключающего возможность вовлечения в оборот так называемых конфликтных алмазов;
– мировой лидер алмазного бизнеса De Beers в июле 2000 г. официально объявил о своей новой сбытовой стратегии «предпочитаемый поставщик» (Supplier of Choice, SoC);
– алмаз лишился статуса стратегического сырья для высоких, в том числе оборонных технологий и перешел в категорию исключительно драгоценных камней;
– крупнейшие в алмазном бизнесе структуры (Гохран России и DTC) утратили экономические стимулы для хранения своих запасов природных алмазов и постепенно вывели их на рынок;
– завершились научные и технические разработки по выращиванию в лабораторных условиях крупных синтетических кристаллов алмаза, и появилась возможность получения из таких кристаллов качественных бриллиантов [1].
Устранение De Beers от регулирования предложения алмазов на мировом рынке, и, следовательно, от формирования рыночных цен на алмазное сырье означает обострение конкурентной борьбы за долю на мировом рынке между крупными независимыми продуцентами алмазов – ЗАО АК «АЛРОСА», BHP Billiton и Rio Tinto, а также многочисленными посредниками, которые занимаются торговлей алмазным сырьем. Рост числа и объема спекулятивных операций с алмазным сырьем становится одной из наиболее серьезных проблем в развитии мирового рынка сырых алмазов. В эту деятельность в той или иной степени сегодня оказались вовлечены все участники рынка – от крупных добывающих компаний до мелких гранильных мастерских, а также предприятия, для которых дилерство является основным видом деятельности [2].
К настоящему времени сформировался принципиально новый, высококонкурентный рынок природных алмазов и бриллиантов. Выбор и разработка эффективной стратегии становится решающим условием для успеха в такой конкуренции, что сегодня является актуальным как для отдельных предприятий, так и в целом алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России. В качестве средства повышения конкурентоспособности многими исследователями рассматривается стратегия вертикальной интеграции с выстраиванием полной технологической цепочки: добыча алмазов (обогащение, сортировка) – огранка – ювелирное производство – реализация ювелирных изделий с бриллиантами (маркетинг, розничные сети), в которых исключаются дилерские операции с алмазным сырьем [3].
На практике все крупнейшие алмазодобывающие предприятия, за исключением ЗАО АК «АЛРОСА», являются крупными диверсифицированными горнодобывающими холдинговыми компаниями, которые помимо алмазов занимаются добычей ряда различных полезных ископаемых, чтобы быть независимыми от конъюнктуры цен на один вид сырья. К примеру, та же De Beers входит в состав холдинга Anglo American, добывающего золото, платину, железную руду и т. д. Полностью такую стратегию осуществил только израильский бизнесмен Леви Леваев, предприятия которого не только добывают и гранят алмазы, но и реализуют ювелирные изделия с бриллиантами.
Нынешняя стратегия компании «АЛРОСА» в целом идентична стратегии De Beers и предполагает дальнейшее наращивание объемов добычи с созданием собственной сбытовой сети, что дает значительные возможности, так как позволяет избавиться от большого количества посредников получающих маржинальную прибыль. Отличием нашей компании является наличие у нее собственного ювелирного производства. Объем реализации бриллиантов в 2007 г. составил 146,7 млн долларов [4] или 5,3% алмазной продукции группы «АЛРОСА».
В перспективе, для выхода «АЛРОСА» в мировые лидеры алмазного бизнеса, необходима новая стратегия развития, которую можно назвать стратегией асимметричного прорыва [5]. Она предполагает выход на рынок ювелирных изделий с бриллиантами, который является наиболее прибыльным из всех составляющих алмазного бизнеса (рис. 1). В первую очередь это было обусловлено создавшимся распределением прибыли по циклам мирового алмазопровода (табл.1).
Если при добыче алмазов в среднем за 2000–2006 гг. в целом алмазодобывающие предприятия ежегодно получали 16,5% прибыли, то прибыль мировой гранильной отрасли значительно ниже – 7,5%, что явилось причиной кризиса большинства гранильных предприятий России. Создание в ряде алмазодобывающих государств мира национальных бриллиантовых производств, в этом аспекте, возможно, является недостаточно продуманной стратегией развития АБК этих стран [9]. В то же время, следует отметить, что при реализации ювелирных изделий с бриллиантами прибыль составляет – 99,3%. | | Таблица 1 Распределение прибыли по основным составляющим мирового алмазного бизнеса в 2000–2006 гг. | | Таблица рассчитана автором с использованием данных источников [6, 7, 8]. | | | Рис. 1. Циклы алмазного бизнеса, и стратегии алмазных компаний (вертикальная интеграция и асимметричный прорыв. | Вместе с тем, следует подумать об экономически обоснованных объемах добычи алмазов в России. По данным Министерства финансов Российской Федерации в 2007 г. цены на природные алмазы пока стабилизировались на уровне 2006 г. А с 2005 г. курс доллара снизился более чем на 15%. По оценкам экспертов в ближайшие несколько лет цены на алмазы могут побить все исторические максимумы. К 2012 г. спрос может достичь 18 млрд долл. при падении добычи до 9–10 млрд долл. в текущих ценах. Причиной является резкое сокращение объемов мировой добычи алмазов, которая может упасть на 25%.
Планируемые в эти годы крупные пуски производства на вновь осваиваемых месторождениях в мире: ОАО «Севералмаз» в Архангельской области и De Beers на месторождении Snap Lake (Канада), которые позволят нарастить объемы добычи алмазов более чем на 1 млрд долл., не смогут компенсировать мировой дефицит. Складские запасы алмазов корпорации De Beers и аккумулированные сайтхолдерами стоки также вряд ли смогут помешать грядущему дефициту сырья на рынке. И на этом фоне даже сохранение достигнутого уровня добычи позволит России в будущем увеличить долю в мировом объеме поставок алмазного сырья. Более того, даже при существующих мощностях имеются значительные возможности повышения качества и количества добываемых алмазов за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих их сохранность и более полное извлечение. Резервы в увеличении количества добываемых природных алмазов в стране далеко не исчерпаны. Это и архангельские алмазы, и недавно открытое компанией «АЛРОСА» Верхне-Мунское месторождение (с запасами на 3,5 млрд долл.), а также целый ряд алмазных россыпей в Якутии. Их освоение может осуществляться относительно небольшими мобильными предприятиями, специально создаваемыми для этих целей[10]. Наглядным подтверждением эффективности такого подхода является успешный опыт деятельности дочерних предприятий ЗАО АК «АЛРОСА» и ОАО «Нижне-Ленское», созданных при освоении алмазных месторождений Республики Саха (Якутия) в последние годы.
Выводы и рекомендации:
1. Создание собственной сбытовой сети ЗАО АК «АЛРОСА» позволит продавать алмазное сырье, минуя многочисленных посредников покупателям продукции и таким образом влиять на цены, что должно способствовать дальнейшей либерализации отечественного алмазно-бриллиантового рынка.
2. Для выхода «АЛРОСА» в мировые лидеры алмазного бизнеса необходима новая стратегия асимметричного прорыва с более активным выходом на рынок ювелирных изделий с бриллиантами, что потребует значительных финансовых затрат на создание и освоение новых сфер в деятельности компании.
3. Необходимо определить экономически оправданные объемы добычи алмазов, а также производства бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами в России с целью получения максимальных выгод из участия страны в мировом алмазном бизнесе.
4. При освоении новых месторождений алмазов в стране эффективнее создавать новые добывающие предприятия, что в дальнейшем приведет к кластерному развитию всего АБК России и повышению его конкурентоспособности. |
| |
|
|