| | Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Ибатуллова Ю. Т. соискатель кафедры менеджмента организации Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань)
| |
| | В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности национальной экономики на различных уровнях и ее кластерная организация в условиях глобализации экономических процессов; исследуются региональные особенности и конкретные формы на микроэкономическом уровне | Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационное развитие, кластерная организация, Республика Татарстан | Конкурентоспособность страны зависит, в первую очередь, от двух групп факторов: количества и качества имеющихся у нее ресурсов, а также эффективности деятельности бизнеса, власти и социума, распоряжающихся этими ресурсами. Россия обладает первоклассными по качеству и количеству ресурсами. Однако на международных рейтингах конкурентоспособности Россия занимает позицию аутсайдера. По оценке всемирного экономического форума по рейтингу конкурентоспособности Россия вначале ХХI в. занимала 70-е место среди 102 стран, находясь в группе развивающихся стран, а по инвестиционному климату – 90-е место в мире. В рейтинге конкурентоспособности, составленном Всемирным экономическом форумом в этот же период Россия занимала 75-е место из 117. Причем в последние годы ее позиция не изменилась, а по отдельным позициям даже ухудшилась. Наша страна проигрывает таким странам, как: Китай (49-е место), Индия (50-е место), Польша (51-е место), Бразилия (65-е место), Турция (66-е место) и др.
Эти позиции обусловлены высокими рисками, неэффективным использованием имеющихся потенциалов, неудовлетворительными факторами конкурентоспособности РФ. Россия занимает низкие места не только по конкурентоспособности и качеству жизни, но и по эффективности использования ресурсов (в 2–3 раза более низкой, чем в развитых странах), инвестиционному климату, обновлению основного капитала (ежегодно он стареет примерно на 2,5%), по воспроизводству населения и т. д.
В рейтинге Всемирного банка, составленном по результатам исследования 155 стран, Россия находится на 79 месте. Несмотря на улучшения в макроэкономической сфере и ряда структурных реформ, слабость институтов государства и банковского сектора, коррупция, неэффективность защиты прав собственности определяют низкую итоговую позиции России в рейтингах.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что перед Россией возникает необходимость повышения конкурентоспособности ее экономики. Здесь интересным и продуктивным может быть обращение к зарубежному опыту обеспечения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальной экономики.
Базируясь на концепции, разработанной Майклом Портером, множество развитых стран приступили к реализации так называемой кластерной политики, главная идея которой – переход к реализации новой фазы процесса повышения конкурентоспособности, созданию сильного микроэкономического фундамента национальной экономики.
Вследствие глобализации факторы производства становятся гибкими, усиливается конкуренция между странами, хозяйствующими субъектами, поэтому важными для развития и удержания превосходства над конкурентами являются не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями.
Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс активного диверсифицированного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий различных отраслей, сфер и уровней. Причем в разных странах с рыночной экономикой обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии диверсифицированных объединений предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.
Как показывает практика развития наиболее успешных фирм и преуспевающих экономических систем, наиболее эффективной формой экономического роста является теория кластерного механизма. В ее основе находится понятие «кластер» – сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т.е. совокупность взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм, которые образуют «золотое сечение», в западной интерпретации «diamond – бриллиант» всей экономической системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, региональном, национальном и мировом рынках.
Кластер в экономической литературе определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации и диверсификации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу.
Для кластера обязательны наличие различных форм собственности, конкуренции, принцип свободного ценообразования, стабильность денежного обращения, экономическая самостоятельность и ответственность хозяйствующих субъектов. Как единый интеграционный и диверсифицированный механизм он позволяет снижать издержки производства и ликвидировать дублирование. Когда хозяйствующие субъекты более конкурентоспособны вместе, нежели раздельно, это и есть предпосылки к созданию кластера как инновационной формы диверсификации и развития национальной экономики.
Зарубежный опыт свидетельствует, что кластерный подход во всем мире признается как политика повышения конкурентоспособности национальных экономик и ее структур. В свое время, исследуя конкуренцию, Майкл Портер отмечал, что конкурируют не страны (регионы), а хозяйствующие субъекты; регион или страна представляют собой лишь среду, способствующую (или не способствующую) конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Перед присоединением России к ВТО проблема повышения конкурентоспособности специалистов, товаров, услуг, организаций, регионов, страны является актуальной, стоящей перед каждым хозяйствующим субъектом отечественной экономики.
В последние годы интерес к развитию кластеров наиболее сильно возрос именно в странах с неустойчивой экономикой. Подобный рост интереса к развитию кластеров не случаен, так как в таких экономиках кластерные инициативы приводят к лучшим результатам практически по всем параметрам, оцениваемым в терминах организации и осуществления инициатив, а также экономического эффекта от их реализации. Правительства и социум играют самую скромную роль среди организаторов кластерных инициатив, а основное бремя ответственности за реализацию кластерных проектов ложится на бизнес. Между тем роль органов власти и социума в развитии кластеров велика, особенно на ранних этапах становления кластеров. За период с 1999 г. по настоящее время в таких странах частота участия правительств в кластерных инициативах возросла более чем десятикратно. Согласно М. Портеру, правительство должно ориентироваться на усиление и развитие, а также совершенствование всех кластеров, в то время как общая экономическая ситуация выступает определяющим фактором для конкурентоспособности. Условия существования кластеров оказываются все более важными, чтобы позволить экономике развиваться за рамками конкуренции по факторным издержкам. Политика правительства естественным образом влияет на возможности совершенствования кластеров. В дополнение к совершенствованию собственной политики правительство может обеспечивать мотивацию, возможности, а также создавать стимулы для коллективных действий в частном секторе. Роль правительства в экономике состоит в разработке и внедрении положительной четкой и долгосрочной экономической стратегии, предусматривающей процесс изменений, мобилизующих правительство, бизнес и трудящихся на достижение главной цели – процветание страны и ее граждан. Добиться этого можно благодаря совершенствованию общей экономической обстановки и развитию всего массива местных кластеров.
В условиях России, наряду с четко определенной позицией федерального центра относительно кластерной политики, представляется необходимым более активное участие местных органов власти на уровне региональной экономики.
Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Анализ более 500 кластерных инициатив, реализованных за последние 10 лет в 20 странах, подтвердил существенное повышение их конкурентоспособности. При этом эффект был достигнут за счет роста инвестиций и формирования новых компаний, усиления экспортного потенциала, повышения занятости населения, развития новых технологий, усиления конкурентоспособности и производительности корпораций – членов кластеров, развития тесных связей между наукой и производством. Развития инфраструктуры, повышения образовательного уровня и компетенции сотрудников корпораций. Учитывая обоснованное смещение фокуса государственной политики с макроуровня на микроуровень и наличие определенных территорий как важнейшего фактора развития кластеров, в процессе разработки стратегии существенно повышается роль региональных администраций.
Сегодня, когда российские корпорации начинают всерьез конкурировать на международных рынках, правительство перед лицом негативных фактов вынуждено искать новые подходы к выработке государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности страны. Россия в настоящий время переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества. Сегодня считается, что кластерная политика стимулирует инициативу на региональном и местном уровне, что очень важно. Это, прежде всего, инструмент регионального развития, и функции федерального правительства здесь сводятся лишь к нахождению кластеров и созданию стимулов для регионов по их развитию. Здесь на первый план выдвинута задача развития регионов.
Под конкурентоспособностью региона, как субъекта рыночных отношений, понимается способность выступать на рынке наравне с конкурирующими субъектами. Конкурентоспособность региона определяется как наличием тех или иных конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных областях.
Ведущая роль в достижении конкурентоспособности региона принадлежит кластерам, то есть группе географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной форме, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях.
Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация экономики и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью ассоциации и диверсификации деятельности хозяйствующих субъектов в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества.
Суть кластерного подхода в политике развитых стран отражена достаточно точно: территориальные кластеры, как динамичные и внутренние конкурентоспособные сети близко локализованных хозяйствующих субъектов, производящие одну и ту же или смежную продукцию, совместно обеспечивают инновационность и инновативность своего положения и взаимодействующего в кластере партнерства, хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих хозяйствующих субъектов.
Аналогичное содержание при реализации программ кластерного обеспечения инновационного развития вкладывается в РФ и ее регионах. В подразделе «Основные задачи регионального развития» среднесрочной программы правительства РФ на 2006-2008 гг. указано на необходимость развития кластерного анализа, к числу основных направлений которого отнесены: инновационная траектория кластеризации деятельности хозяйствующих субъектов; долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера; реализация программ содействия повышению конкурентоспособности предприятий кластера и их выходу на внешние рынки; повышение эффективности программ подготовки кадров и другое.
Власти Республики Татарстан, во взаимодействии с бизнесом и обществом проводят активную политику кластерного обеспечения инновационного развития своей экономики и повышения на этой основе ее конкурентоспособности и эффективности. В Республике делается ставка на конкурентоспособные предприятия в рамках отдельных отраслей, которые занимают лидирующие позиции на мировом рынке. При этом учитывается тот факт, что эффективное функционирование кластера может быть обеспечено во взаимосвязи таких основных элементов как: ключевых фирм – лидеров, экспортирующих свои товары или услуги за пределы республики, сети внутриреспубликанских производителей-поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющих для них сервисные, логистические услуги и т.п.; бизнес-климата – инфраструктуры, системы доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала; системы налогообложения, административных барьеров, транспортной инфраструктуры, научно-исследовательских институтов и центров.
В республике сформировались ярко выраженные ключевые фирмы-лидеры в нефтегазохимической отрасли, энергетике, авиации, автомобилестроении, АПК для того, чтобы, с одной стороны, повысить их конкурентоспособность, и, с другой стороны, максимально полно использовать их потенциал для увеличения добавленной стоимости и обеспечения динамичного и эффективного роста национальной экономики. Сегодня важно начать формирование в республике системы кластерного управления ведущими отраслями. Кластерное управление позволяет рационально сочетать преимущества и возможности вертикальной интеграции, диверсификации и конкуренции. А главным ее синергетическим, системным эффектом является формирование и утверждение инновационного типа развития национальной экономики. Мировая практика показывает, что только таким образом, объединив усилия и преимущества бизнеса, власти и социума, республика сможет достойно конкурировать не только на внутреннем, но и внешнем рынке.
В Татарстане на базе 14 крупнейших промышленных предприятий создаются образовательные кластеры, реализуется следующие кластерные программы:
– по созданию нефтегазохимического кластера с участием основных преприятий отраслей нефтедобычи («Татнефть»), нефтехимии («Нижнекамскнефтехим») и автомобилестроения («КамАЗ»);
– по производству бытовой техники на базе зеленодольского ФГУП «ПО «Завод им. Серго» (POZIS) – одного из крупнейших предприятий в России и единственного в Татарстане, выпускающего бытовую холодильную технику; и другие.
Инновационное развитие хозяйствующих комплексов на базе кластеров – залог повышения конкурентоспособности национальной экономики Российской Федерации и ее регионов. |
| |
|
|