| | Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Липкина Е. Д. профессор кафедры маркетинга Омского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук Ястребов А. С. директор Института развития образования (г. Омск)
| |
| | Статья посвящена проблеме развития конкуренции на рынке дополнительных профессиональных образовательных услуг (ДПОУ). Конкуренция на рынке ДПОУ протекает по целому ряду самостоятельных, предопределяемых структурой рынка направлений: с рынками иных товаров и услуг, территориальных субрынков, производителей ДПОУ, потребителей ДПОУ, легального и теневого субрынков. Учeт влияния конкуренции позволяет утверждать о еe разноплановой роли на рынке ДПОУ, способности выполнять целый ряд взаимосвязанных функций: 1) селективно-регулирующую, 2) развивающую, 3)инновационно-стимулирующую, 4)адаптирующую, 5)идентификационную и 6) рыночно-интегрирующую | Ключевые слова: дополнительные профессиональные образовательные услуги, конкуренция | В ситуации рыночного реформирования основополагающим экономическим условием саморазвития системы дополнительного профессионального образования и реализации ее миссии в конкретных экономических рамках выступает рынок дополнительных профессиональных образовательных услуг (ДПОУ), чье функционирование и прогнозируемое развитие обуславливает потребность в соответствующем механизме рыночного регулирования с учетом факторов и приоритетов конкуренции.
Конкуренция на рынке образовательных услуг предстаeт как синтез монопольной (из-за монопольного характера подавляющей части локальных рынков) и олигопольной (поскольку параллельно наблюдается и рыночное соперничество самих естественных монополий в образовательной сфере) конкуренции. Причем степень монополизации конкретного территориально-локализованного рынка предопределяется одномоментным действием, как территориального фактора, так и набором образовательных услуг, определяемым социально-профессиональной структурой общества и системой учебных заведений.
Как правило, из-за отсутствия масштабного спроса и соответствующей ограниченности предложения предельно монополизированы, прежде всего, локальные рынки. Росту конкуренции благоприятствует территориальная концентрация предложения (в традиционных научно-образовательных центрах), в то время как рассредоточение неизбежно порождает те или иные формы образовательной монополии.
Двоякое воздействие на параметры рынка оказывает и сама палитра предлагаемых потребителю образовательных услуг. Каждая из них фактически порождает собственный локальный рынок (как правило, монопольный), но при этом вся их совокупность в определeнной экономической системе координат фактически вынуждена конкурировать между собой, что обуславливает общее усиление рыночной конкуренции.
Социальную основу конкуренции составляет совокупность локальных экономических интересов (образовательных учреждений, домохозяйств, организаций, предприятий, государства, общества в целом), а еe субъектами являются все, кто получает прибыль, а также пользуется положительными внешними эффектами в процессе функционирования рынка образовательных услуг.
Поскольку рынок ДПОУ является неотъемлемой частью рынка образовательных услуг в целом, то экстраполяция особенностей действия конкурентных отношений на рынке образовательных услуг, позволяет перейти к анализу конкуренции непосредственно на рынке ДПОУ.
Конкуренция на рынке ДПОУ направлена на целый комплекс разнородных объектов и протекает по целому ряду самостоятельных, предопределяемых структурой рынка направлений.
Прежде всего, в процессе своего развития и функционирования рынок ДПОУ вынужден конкурировать с иными рынками товаров и услуг, как в пределах конкретного региона, так и в макроэкономической системе в целом. Это связано с изначальной ограниченностью платежеспособного спроса (со стороны домохозяйств, предприятий, государства) на весь циркулирующий на рынке комплекс товаров и услуг, предопределяющей необходимость постоянного потребительского выбора в пользу того или иного рынка (приобретение недвижимости, автомобиля или инвестирование в дополнительное профессиональное образование и т. д.).
В условиях социально-экономической нестабильности (как это, в частности, имело место в России в начале 1990-х годов) подобный выбор совершался во многом не в пользу дополнительного образования вообще; обретение позитивных экономических и научно-технических ориентиров повышает экономическую эффективность потребления ДПОУ и, предопределяет конкурентоспособность соответствующего рынка, создаeт условия для его развития.
Менее выражена (хотя также существует) и конкуренция конкретного рынка ДПОУ с иными аспектными составляющими института рыночного воспроизводства (например, с рынком высшего образования). Определяющим фактором подобной конкуренции выступает высокая степень зависимости ситуации на локальном рынке от государственных приоритетов в распределении финансовых ресурсов образования по его отдельным направлениям.
Параллельно конкуренцию порождает и спонтанный (год от года) выбор новых потенциальных обучаемых в пользу того или иного альтернативного вида образования, оценки его достаточности (в складывающемся социально-экономическом и научно-техническом контекстах), либо целесообразности выхода на иной (дополнительный) рынок в качестве потребителя ДПОУ.
Если внешняя конкуренция во многом предопределяет общие параметры и динамику конкретного (аспектного, ориентированного на оказание какого либо специфического вида ДПОУ) рынка, фактически его количественную сторону, то структуру и «качество» безусловно, внутрисистемное взаимодействие рыночных субъектов.
Прежде всего, следует отметить конкуренцию потребителей ДПОУ. В условиях административно-командной экономики в системе конкурентных отношений доминировала конкуренция между потребителями. Утверждение рыночных отношений сказалось и на системе дополнительного профессионального образования, инициировав формирование соответствующего рынка с развитием новых видов конкурентных отношений. Причем современный рынок ДПОУ последовательно эволюционирует от рынка продавца к рынку покупателя.
Постепенный переход от рынка продавца к рынку покупателя провоцирует, в частности, многоаспектное обострение конкуренции непосредственно между производителями ДПОУ. Наиболее очевидна и существенна подобная конкуренция там (в тех аспектных и территориальных сегментах), где наблюдается повышенная концентрация спроса.
Конкуренция производителей в свою очередь охватывает широкий спектр рыночного соперничества: на локальном рынке могут конкурировать отдельные учебные заведения, государственные и негосударственные образовательные структуры, местные и филиалы учебных заведений из других регионов и т.д.
Конкуренция производителей ДПОУ придаeт рынку новое качество, ведeт к его товарному насыщению, глубокому сегментированию, приближению производителя (поставщика услуги) к потребителю, то есть к фактическому развитию, множит внешние эффекты, усиливает роль образовательной составляющей в социально-экономической динамике в целом. Одновременно проявляются и еe негативные стороны: конкуренция инициирует перелив трудовых ресурсов и капитала в высокодоходные сегменты в ущерб остальным, частично содействует снижению качества образования и др.
На качество образовательной услуги существенное влияние оказывает также взаимодействие белого и теневого субрынков (рынок патронажа и репетиторства), выступающих как конкурирующие за потребителей (и соответственно за инвестиции) и, одновременно, весьма взаимозависимые институты. Представляется, в этой связи, что по мере реальной востребованности обществом не только формально-статусной составляющей оказанной образовательной услуги (диплома, сертификата и др.), но и реальных, адекватных потребностям общества, знаний, умений, навыков, то есть качественных параметров ДПО, а также действительного реформирования системы образования, соотношение между теневой и белой составляющими рынка будет неизбежно видоизменяться в пользу последней.
Учeт влияния конкуренции позволяет говорить о еe разноплановой роли в рыночном механизме воспроизводства ДПОУ, способности выполнять целый ряд взаимосвязанных функций: 1) селективно-регулирующую, 2) развивающую, 3) инновационно-стимулирующую, 4) адаптирующую, 5) идентификационную и 6) рыночно-интегрирующую.
1) Представляя собой механизм перераспределения факторов производства, то есть кадрового потенциала, материально-технических, финансовых ресурсов и др., в пользу наиболее активно и эффективно действующих субъектов рыночных отношений, конкуренция выполняет тем самым миссию селекции, регулирования доступа на рынок ДПОУ, как потребителей, так и производителей (поставщиков) услуги.
2) Подобная селекция ведeт, с одной стороны, к повышению эффективности функционирования рыночного механизма, с другой – к более глубокому сегментированию рынка ДПОУ, диверсификации как спроса, так и предложения, и в этой связи, к его общему развитию.
3) Под влиянием фактора конкуренции производители ДПОУ генерируют и внедряют различного рода инновации (в сфере ДПОУ, ценовой, рекламной политики и др.).
4) Благодаря сущности рынка ДПОУ и возникающему на нeм соперничеству подобные инновации тиражируются рыночными субъектами, то есть идeт активная инновационная диффузия. Это, в свою очередь, создаeт предпосылки для спонтанного приспособления рынка (и его субъектов) к видоизменяющимся внешним и внутренним условиям, что позволяет вести речь и об адаптирующей функции конкуренции.
5) и 6) Наконец, конкуренция есть не что иное, как особого рода внутрисистемные (складывающиеся и проявляющиеся в рамках определeнного локального рынка) экономические отношения, с одной стороны, интегрирующие рынок ДПОУ как таковой, с другой – позволяющие идентифицировать его на фоне прочих рынков и субрынков, что делает уместной постановку вопроса о ее идентификационной и рыночно-интегрирующей функциях.
Итак, развитие рынка ДПОУ, появление, проявление и нарастание в нем элементов конкуренции – сложный многоаспектный и многофакторный процесс.
Развитие конкуренции на рынке ДПОУ осуществляется под влиянием комплекса макроэкономических, микроэкономических и мезоэкономических факторов.
На любой рынок, безусловно, самое существенное влияние оказывают макроэкономические факторы: общая экономическая ситуация в стране, государственная политика по отношению к рынку ДПОУ, конкуренция других рынков. Именно они задают общие параметры спроса (через доходы и расходы населения, состояния национальной валюты, темпы инфляции и др.); определяют базовую структуру рынка ДПОУ, включая и рыночную востребованность отдельных специальностей, специализаций, уровней квалификации. На функционирование рынка не менее существенное влияние оказывают приоритеты и инструменты макроэкономического регулирования: бюджетная и налоговая поддержка отдельных категорий субъектов рынка, стимулирование формирования конкурентной рыночной среды как таковой, поддержка интеграционных тенденций на рынке ДПОУ, усилия по становлению общероссийского образовательного пространства и др.
В условиях рыночного реформирования российской экономики существенным фактором развития и функционирования рынка ДПОУ становится и взаимодействие (в том числе и в форме конкуренции) с другими рынками. Макроэкономическое в этой связи тесно стыкуется с микроэкономическим: наличием в том или ином регионе конкурентоспособных производителей ДПОУ, их рыночном поведении (включая наличие эффективных рыночных стратегий и кадров, материально-технических, организационно-экономических и иных возможностей их реализации).
Мезоэкономические факторы напрямую определяют специфику регионального рынка ДПОУ, его внутренний потенциал, логику и траекторию развития, а также позиционирование в системе национальной экономики и включают демографическую, социально-экономическую, социокультурную и географическую составляющую.
Перспективы развития рынка ДПОУ во многом предопределяется демографическими процессами, численностью населения, предъявляющего массовый спрос на профессиональную подготовку и переподготовку. Демографическая ситуация (возрастная структура, в первую очередь) обуславливают общие количественные параметры спроса, а, в этой связи, и маркетинговое поведение производителей ДПОУ.
Современная ситуация в целом вполне стабильна и платежеспособный спрос на ДПОУ стабильно растет, что определяет притягательность данного рынка для действующих на нем образовательных структур, создает предпосылки для их устойчивого функционирования, предопределяет растущий интерес к оказанию ДПОУ.
На ситуацию влияет не только относительно благоприятная демографическая динамика, но и адаптация населения к рыночной среде, а также позитивные социальные процессы на фоне общего оживления в экономике.
Социально-экономическая статистика свидетельствует об общей позитивной динамике потенциального платежеспособного спроса (как следствия наметившегося после структурного кризиса 1992-1997 гг. некоторого роста уровня жизни) при сохраняющейся (и даже усиливающейся) его социальной асимметрии.
Общий вывод об относительно устоявшейся социальной структуре населения, наличии в ней определенной категории, способной предъявлять платежеспособный спрос на ДПОУ даже в сложной макроэкономической ситуации подтверждает и рост параметров рынка.
Влияние на рынок ДПОУ социально-экономических факторов (уровень жизни и доходы потенциальных потребителей) в итоге можно охарактеризовать как относительно благоприятное и пролонгировать данную ситуацию и на среднесрочную перспективу.
В дополнение к социально-экономической (чьe воздействие на рыночную среду можно оценить как относительно позитивное) составляющей рыночного спроса, воздействие социально-культурного фактора (ценностное восприятие отдельных профессий, специальностей, специализаций и уровней квалификации), безусловно, благоприятствует развитию рынка ДПОУ.
Росту спроса способствует, в частности, общее укоренение социальных представлений о необходимости и эффективности инвестирования в человеческий капитал.
Если общая высокая востребованность профессиональной подготовки и переподготовки определяют развитие соответствующего рынка, то соотношение его отдельных профессионально-ориентированных сегментов, их емкость и конкурентоспособность, безусловно, связаны с ситуацией на рынке труда, новыми (рыночно мотивированными) условиями профессионализации населения, его предпочтениями при выборе той или иной предлагаемой образовательной программы, возможностью последующего трудоустройства с учетом ситуации на региональном рынке труда.
Детерминантой конкуренции на рынке ДПОУ выступает и географический фактор (фактор территориальной локальности). Фактор конкуренции вынуждает производителей формировать и реализовывать и собственную территориальную стратегию: ориентироваться либо на максимально возможный охват совокупности локальных рынков (деконцентрацию), либо, напротив, за счeт оптимальной локализации (как правило, в областном центре) использовать потенциал единого рыночного пространства региона в целом. Территориально-локализационный аспект рыночной конкуренции в данном случае вообще крайне важен, поскольку в условиях eмкого и диверсифицированного по параметрам спроса и предложения рынка размещение в том или ином населeнном пункте и даже конкретном городском районе и квартале позволяет обеспечить не только дополнительное конкурентное преимущество, но и определяет возможность получения ренты по местоположению.
Роль территориального фактора вообще не только существенна, но и универсальна. В этом отношении весьма значима точка зрения М. Портера, подчeркивающего, что географическое местоположение остаeтся фундаментальным для конкуренции. «Парадоксальным, – отмечает данный исследователь, является то, что устойчивые конкурентные преимущества в условиях мировой экономики часто оказываются в большей степени локальными, возникающими из концентрации высоко специализированных профессиональных навыков и знаний, институтов, соперников, связанных между собой видов экономической деятельности, а также искушeнных потребителей в конкретной стране или регионе. Близость в географическом, культурном и организационном плане обеспечивает возможность специального доступа, особые отношения, лучшую информированность, возникновение мощных стимулов, а также другие преимущества в производительности, которые сложно получить на расстоянии… Географическое положение, пусть и в ином смысле, чем в предыдущие десятилетия, сохраняет своe значение и на границе двадцать первого века» [1, с. 245].
В контексте проводимого анализа представляется целесообразным акцентировать внимание на одном из наиболее значимых аспектов рыночного соперничества - конкуренции образовательных структур как основных институционализированных производителей ДПОУ, реализации ими конкурентных стратегий в складывающейся и видоизменяющейся рыночной среде.
Если адаптировать общий модельный подход М. Портера применительно к системе ДПО, то основа конкурентных преимуществ того или иного производителя ДПОУ предопределяется:
- позицией в факторах производства дополнительной профессиональной образовательной услуги, включая наличие квалифицированных профессорско-преподавательских кадров, материально-технической базы и необходимой инфраструктуры;
- характером и динамикой спроса на конкретные виды ДПОУ;
- наличием или отсутствием родственных и поддерживающих видов деятельности (информационный бизнес, маркетинговое управление и др.);
- развитием устойчивой стратегии, структуры и соперничества.
Воздействие конкуренции диктует производителям ДПОУ рыночные стратегии, ориентированные на их приоритеты, ресурсные возможности и конкурентные преимущества, предопределяет отношение к освоению тех или иных рыночных сегментов. |
| |
|
|