| | Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008 | | ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА | | Галеева Е. И. декан экономического факультета Нижнекамского филиала института экономики управления и права,
кандидат технических наук, доцент
| |
| | Предлагается инновационная технология управления социально-экономическими системами различного иерархического уровня на основе синергетического подхода, позволяющая использовать методы нелинейного моделирования и современные программные продукты для ЭВМ. Синергетическая модель верифицирована при разработке среднесрочного прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития России и Республики Татарстан | Ключевые слова: инновационные технологии, синергетический подход, управление, социально-экономическая система, моделирование | Использование инновационных технологий в управлении социально-экономическими системами весьма актуально, так как только с помощью инноваций можно в настоящее время выиграть в конкурентной борьбе. Инновационные технологии, основанные на взаимодействии со многими процессами в технической, экономической, социальной и природной сфере, создают преимущества отдельным предприятиям, регионам и странам. Им принадлежит ключевая роль в реализации основного императива устойчивого развития – гармоничного сочетания экономического роста с сохранением природной среды и социального прогресса.
Сегодня за счет инновационной составляющей в странах ЕС обеспечивается до 50% прироста ВВП. Эффективное использование инноваций позволяет этим странам преодолевать количественную ограниченность природно-естественных и людских ресурсов и создавать условия для обеспечения долговременной положительной динамики экономического развития [5, С. 58–69].
В мировом масштабе позиции стран определяются новыми условиями конкуренции, их способностью к непрерывному превращению научных знаний в инновационные продукты, реализуемые на рынке. Не случайно страны, в которых отлажен механизм финансирования и экономического стимулирования инновационной деятельности, выходят в лидеры и сохраняют свои позиции в международных рейтингах конкурентоспособности.
В настоящее время инновационная политика России поставлена в ряд важнейших задач государственной экономической политики. Она направлена на стимулирование развития предприятий, отраслей, регионов и может оказать кумулятивное воздействие на развитие всей экономики страны, обеспечить рост предложения отечественных товаров и услуг, диверсификацию производств, быструю модернизацию основных фондов и решение социальных проблем общества. Данная политика должна способствовать капитализации сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики [7, С. 35–43].
Отечественная теория и практика управления социально-экономическими системами в условиях рынка, несмотря на относительно короткую историю, уже имеет определенные успехи в этом направлении. Сегодня уже произошли определенные сдвиги в понимании роли управления на всех уровнях власти. Эти изменения носят не только эволюционный характер, но и сопряжены с качественными изменениями содержания управленческой деятельности, а также ее теоретического фундамента.
В настоящее время Россия переживает этап смены управленческих парадигм, в ходе которого кибернетическая концепция менеджмента уступает место синергетической концепции. Управление предприятием уже не может осуществляться только на основе обобщения и систематизации прошлого опыта, процессу управления должны быть присущи принципиально новые методологические ориентиры и инновационные технологии [1]. Использование таких технологий в управлении весьма актуально еще и потому, что в рыночных условиях деятельность любой организации осуществляется в быстро меняющейся внешней среде. Причем эти изменения часто непредсказуемы, а их экспериментальное изучение или невозможно, или требует огромных финансовых ресурсов.
Синергетический подход в управлении социально-экономическими системами относится к инновационным технологиям, он обусловливает применение концепции упреждающего развития системы, превосходя задачи управления по отклонениям или текущим целям. Синергетические инновации в управлении – это эффективные модели описания и прогнозирования развития систем, основанные на использовании потенциала теории катастроф, бифуркаций, автокаталитических и автоволновых процессов, экономической кинетики, – всего того, что в своей основе имеет нелинейное, неравновесное и необратимое развитие [1;2].
Переход к новой системе управления должен обеспечить рост эффективности производства и достижение социального прогресса. Этот переход связан с реализацией двух составляющих синергетического механизма эволюции социально-экономических систем – организационной и самоорганизационной. Однако в современной политике российского реформизма наблюдается явный перекос в сторону организационной составляющей, в ущерб самоорганизационной, что порождает множество неадекватных проектов и решений, принимаемых руководством страны и регионов. Синергетический подход, как главная инновация в наступившем столетии, позволяет сбалансировать механизм управления экономикой России и вывести ее на новый уровень развития [1; 2; 12].
Для организационных процессов характерно наличие конкретного управляющего субъекта – персонального или коллективного, осуществляющего управление посредством законов, указов, программ, регламентов, переговоров, организационного контроля. Стремление к формальному закреплению новых рождающихся структур является одним из основных направлений такой стратегии. Для самоорганизационных процессов характерна спонтанность, неожиданность структурных образований. Необходимо отметить первичность и значительно более высокий консолидирующий потенциал именно самоорганизационной составляющей управления социально-экономическими процессами.
Главная задача синергетического подхода заключается в том, как управлять, не управляя в классическом смысле: как малым резонансным воздействием подтолкнуть новую структуру на один из собственных и благоприятных для общества путей ее развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие социально-экономических процессов в обществе [12].
Средством обеспечения единства организационных и самоорганизационных процессов, в рамках предлагаемого синергетического подхода, является государственное управление. Эффективность системы государственного управления определяется тем, насколько хорошо оно умеет распознавать случайные отклонения, имеющие деструктивный, разрушительный характер, отличая их от событий, которые, будучи случайными, играют позитивную роль при формировании нового порядка. Система управления должна органично сочетать в себе иерархическую организацию с нормативным регулированием и контролем, с одной стороны, и новыми функциями, направленными на восприятие слабых сигналов и изменений, стимулирующих позитивные тенденции развития социально-экономической системы, с другой стороны. Сохранение баланса изменчивости и устойчивости, традиций и инноваций – вот что должно характеризовать синергетический подход в отношениях между обществом и государством.
Наглядным примером сбалансированного механизма управления экономикой является опыт Республики Татарстан. Руководители республики научились быстро распознавать слабые сигналы позитивных изменений в обществе (самоорганизующую составляющую синергетического подхода) и закреплять их в нормативно-правовых актах законодательства. Недаром Республика Татарстан стала местом апробации новых идей и передовых технологий в управлении экономикой.
В настоящее время практически все регионы России разрабатывают прогнозы социально-экономического развития своих территорий [11; 8, С. 63–66]. Для этой цели используются различные подходы и методы, что затрудняет оценку полученных результатов и в определенной степени препятствует их сравнению. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки такого методического инструментария, использование которого позволило бы сгладить существующие противоречия и облегчить работу аналитиков при разработке различных сценариев социально-экономического развития регионов.
К сожалению, большинство научных работ в области управления социально-экономическими системами, пока основаны лишь на обработке статистических данных и составлении прогнозов развития этих систем методом линейного моделирования. Предлагаемый нами синергетический подход к управлению позволяет использовать методы нелинейного моделирования и современные программные продукты для разработки среднесрочных прогнозов развития социально-экономических систем различного иерархического уровня.
За истекшие тридцать лет использованию синергетического подхода в исследовании открытых, нелинейных систем посвящено огромное количество работ. К числу таких работ можно отнести и исследования в области синергетической экономики [6]. Однако пока еще очень мало работ посвящено практическому использованию синергетического подхода для решения проблем управления социально-экономическими системами.
В данной работе рассмотрен пример использования синергетической модели для разработки прогноза показателей социально-экономического развития России и Республики Татарстан. За основу для разработки синергетической модели был взят накопленный в современной биологии опыт изучения процессов, происходящих в биореакторе [13; 9, С. 76–80]. Мы считаем, что механизм протекания биологических процессов самоорганизации живых организмов является наиболее близким к механизму протекания социально-экономических процессов. В этом состоит отличие нашего подхода от уже используемых моделей, основанных на примерах самоорганизации косных систем: феноменологической теории фазовых переходов Л. Ландау, неравновесной термодинамики и др.
Для оценки комплексного влияния факторов внутренней и внешней среды на результаты деятельности социально-экономической системы был использован интегральный показатель, определенный как активность системы (АС). Данный показатель позволяет количественно оценить качественные характеристики деловой активности социально-экономической системы, не учитываемые в настоящее время экономистами, но влияющие на эффективность ее деятельности [2; 3, С. 93–97]. В нашем случае, АС отображает синергетическую природу процессов преобразования факторов производства, используемых предприятиями при производстве продукции и оказании услуг, в валовой региональный и валовой внутренний продукт исследуемых объектов.
Ставится задача – найти и обосновать взаимовлияние двух стохастических величин: стоимости товаров и услуг в рыночных ценах и АС, с целью оптимизации валовых издержек и валовой прибыли при прогнозировании социально-экономического развития России и Республики Татарстан.
Были приняты следующие допущения [13]:
− величину ВВП России и ВРП Республики Татарстан определяли по аналогии с принятой моделью, как произведение трудоспособного населения (трудовых ресурсов) на их стоимость. Здесь трудовые ресурсы – это «продукт» страны или региона соответствующего количества и качества;
− валовую прибыль для исследуемых объектов определяли как разность между ВВП (ВРП) и расходами на конечное потребление (в виде валовых издержек на воспроизводство трудовых ресурсов).
Следуя работе [3, С. 93–97], для решения нелинейных дифференциальных уравнений, необходимо было задать начальные условия: уровень ВВП (ВРП), численность населения страны и региона, количество трудовых ресурсов, средние валовые издержки на воспроизводство трудовых ресурсов, валовую прибыль (убыток), среднемесячную заработную плату и прочие, которые были взяты из статистической отчетности исследуемых объектов.
Начальные значения для управляющих параметров – величины АС, темпов роста ВВП (ВРП), темпов роста численности населения и трудовых ресурсов определялись из ретроспективных данных социально-экономического развития России и Республики Татарстан вариационным методом, исходя из согласования расчетных и статистических данных за определенный период времени, например, за 3 года. После определения величин управляющих параметров, с помощью ЭВМ разрабатывались и оценивались различные сценарии социально-экономического развития исследуемых объектов при изменении начальных значений скоростей управляющих параметров.
Основные показатели социально-экономического развития России и Республики Татарстан за период с 2001 по 2006 г. представлены в таблице 1. | | Таблица 1 Макроэкономические показатели социально-экономического развития РФ и РТ за период с 2001 по 2006 гг. | | Источник: [4; 10] | В качестве начальных условий были приняты макроэкономические показатели за 2005 год, соответственно для России и Татарстана и прогнозируемый период равный трем годам.
x 0 – ВВП (ВРП) – 21598,0 и (511,1) млрд. руб./год;
x1 – стоимость (цена) трудовых ресурсов, x1 = x0/x2, тыс. руб./чел.;
x2 – количество трудовых ресурсов, x2 = x5 0,24 и ( x5 0,24) млн. чел./год;
x3 – скорость пополнения трудовых ресурсов, 12,7 и (0,40) млн. чел./год2;
x4 – валовые издержки на воспроизводство трудовых ресурсов, 13524,0 и (401,1) млрд. руб./год;
x5 – численность населения, 143,50 и (3,764) млн. чел./ год;
x6 – скорость сокращения населения, –1,15 и (–0,005) млн. чел./год2;
x7 – активность социально-экономической системы (АС), 40 и (220) тыс. руб./чел.;
x8 – себестоимость воспроизводства трудовых ресурсов, x8 = x4/x5 тыс. руб./чел.;
x9 – валовая прибыль, x9 = x0 – x4 млрд. руб./год;
x10 – валовая прибыль на душу населения, x10 = x9/x5 тыс. руб./чел. год;
x11 – среднемесячная заработная плата, 8550,2 и (7068,0) руб.
x12 – рентабельность системы, x12 = (x0 – x4)/x0, %.
Следуя методике, описанной в работах [4, 9], мы получили данные, характеризующие динамику основных показателей социально-экономического развития РФ и РТ за исследуемый период (рис. 1 – 10).
На рис. 1 и 2 представлена динамика численности населения и трудовых ресурсов в России и Республике Татарстан. На рисунках видно, что демографическая ситуация и в России, и в Татарстане пока остается неблагоприятной, население продолжает убывать, так как в начальных условиях была показана отрицательная динамика численности населения, характерная для 2005 года. Динамика спроса на трудовые ресурсы положительная и ситуация развивается с ускорением. Как показывает практика работы крупных предприятий, решать эту проблему уже сегодня приходится за счет импорта трудовых ресурсов. На рисунках 1 и 2 явно видна диспропорция между численностью населения страны и региона и спросом на трудовые ресурсы. | | | Рис. 1. Динамика численности населения и трудовых ресурсов в России. Рассчитано по [4; 10]. | | | Рис. 2. Динамика численности населения и трудовых ресурсов в Татарстане. | На рис. 3 и 4 представлена динамика макроэкономических показателей России и Республики Татарстан за период с 2005 по 2008 гг. Видно хорошее согласование данных, полученных с помощью синергетической модели и статистических данных, представленных в таблице и обозначенных значкам на рисунках. Все показатели имеют положительную динамику, что свидетельствует об экономическом росте в России и Республике Татарстан. | | | Рис. 3. Динамика макроэкономических показателей в России.
Рассчитано по [4; 10]. | | | Рис. 4. Динамика макроэкономических показателей в Татарстане. | На рис. 5 и 6 представлена зависимость тех же макроэкономических показателей от активности социально-экономической системы России и Татарстана. Здесь также прослеживается положительная динамика основных макроэкономических показателей, но активность системы Республики Татарстан в 4 – 5 раз больше, чем в среднем по России. Это подтверждается и на практике. Татарстан всегда был регионом-донором для России. Он имеет высокий экономический, научно-технический и ресурсный потенциал. | | | Рис. 5. Зависимость макроэкономических показателей России от величины АС. Рассчитано по [4; 10]. | | | Рис. 6. Зависимость макроэкономических показателей Татарстана от величины АС. | На рис. 7 и 8 представлена динамика рентабельности продаж продукции и услуг в России и Республике Татарстан. Оба рисунка подтверждают, что эффективность экономики и в России, и Татарстане из года в год увеличивается. Но если с 2005 по 2006 г. рентабельность росла постепенно, то, начиная с 2006 г., темпы ее роста увеличились и в 2008 г. в России рентабельность продаж прогнозируется в 55%, а в Татарстане около 36%. | | | Рис. 7. Динамика рентабельности продаж в России. Рассчитано по [4; 10]. | | | Рис. 8. Динамика рентабельности продаж в Татарстане. | На рис. 9 и 10 представлена зависимость макроэкономических показателей от среднемесячной заработной платы. Видно, что с увеличением размера среднемесячной заработной платы рост экономики замедляется, и она постепенно переходит в стадию насыщения. Следовательно, основные денежные ресурсы предприятий необходимо вкладывать не в увеличение заработной платы, хотя это тоже необходимо, а целесообразнее в человеческий капитал путем повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, образования трудовых ресурсов. Это подтверждает динамика развития макроэкономических показателей на рис. 5 и 6, где с увеличением активности системы, которая в основном определяется активностью трудовых ресурсов, характер кривых имеет совершенно иной вид – экономика находится на подъеме. | | | Рис. 9. Зависимость макроэкономических показателей экономики России от среднемесячной зарплаты. Рассчитано по [4; 10]. | | | Рис. 10. Зависимость макроэкономических показателей экономики Татарстана от среднемесячной зарплаты. | Таким образом, использование синергетического подхода в управлении социально-экономическими системами позволяет:
– оперативно разрабатывать различные сценарии среднесрочного прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития России и Республики Татарстан, а именно: анализировать динамику численности населения и трудовых ресурсов, ВВП, ВРП, валовых издержек, валовой прибыли и рентабельности, а также их зависимость от активности системы и среднемесячной заработной платы;
– сравнивать эффективность деятельности различных экономических объектов с помощью интегрального показателя – активности системы и рентабельности;
– определять влияние различных факторов внутренней и внешней среды на эффективность деятельности различных социально-экономических систем, например, оценивать динамику спроса на трудовые ресурсы в различных социально-экономических системах; определять степень влияния среднемесячной заработной платы на характер развития экономики региона и страны в целом. |
| |
|
|