Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Гасанов Г. С.
доцент кафедры менеджмента Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку),
кандидат экономических наук


Экономическая природа крупных предпринимательских структур

Происходящий в современном мире процесс экономической глобализации во многом основан на деятельности крупных предпринимательских структур – гигантских корпораций. Как отмечает А.Ф. Михайлов, «только на долю 500 транснациональных корпораций в мире приходится 62% или 22 трлн. долларов общей производимой продукции. Эти компании контролируют 35,6 трлн. долларов транснационального капитала, здесь трудится 85 млн. человек и годовая прибыль составляет более 810 млрд. долларов» [2, с. 4]. О размере транснационального бизнеса свидетельствует и исследование Г. Чибрикова, который показал, что «в мире насчитывается 63 тыс. транснациональных корпораций, которые имеют 690 тыс. зарубежных филиалов» [3, с. 68].
Глобальная экономика не дает гарантий в приобретении сырья, получения прибыли и повышения стоимости компаний. Несмотря на ряд существенных выигрышей, даруемых глобализацией, успех даже самых крупных компаний определяется возможностью их выхода на конечного потребителя.
1. Тенденции развития экономики Азербайджана и значение крупных предпринимательских структур
В современных условиях основой социально-экономической эффективности и повышения конкурентоспособности национальной экономики является не либерализация, а развитие инвестиционно-инновационного капитала, активное использование потенциала крупных корпоративных структур и наличие природно-ресурсного потенциала, его эффективное использование, а также повышение уровня профессионального образования общества.
Сегодня в Азербайджане создалась такая ситуация, когда ни одно из традиционных направлений развития финансово-организационных систем преимущества уже не имеет, потому что в мировой экономике происходят различные интеграционные процессы. Признаки экономического оживления и возрождения носят в Азербайджане необратимый характер. Наблюдаемое в 1990–95 гг. резкое падение темпов экономического развития сменилось на обратные процессы. Начиная с 1995 г., в результате принятия государством пакета экономических реформ и претворения их в жизнь началось стабильное увеличение роста, страна достигла макроэкономической стабильности.
Нынешняя цель экономического развития страны заключается в создании крепкого фундамента для экономического роста и увязывании этого роста с решением социальных и этических проблем. Для живущего в переходном периоде современного постсоциалистического общества, в том числе и молодого независимого общества Азербайджана характерен целый ряд тяжелых социальных проблем, таких как низкий уровень жизни подавляющего большинства населения и безработица. Было бы наивным верить, что в кратчайшие сроки с помощью экономических средств можно решить эти проблемы.
В данный момент экономика переживает нелегкий период: производство и государство не обладают необходимыми материальными ресурсами. Но вместе с тем, более рационально используя возможности, можно смягчить социальное напряжение, использовать все возможности социальной политики. Для улучшения социального положения более широких слоев населения нужно обратить особое внимание на развитие образования, здравоохранения, на защиту окружающей среды и другие области социальной сферы.
Ведущие позиции крупных предпринимательских структур надо принимать как естественное явление. Существует экономическая закономерность концентрации производства и капитала, в результате которой наблюдается укрупнение предпринимательских структур и увеличение их удельного веса в экономике.
2. Крупная предпринимательская структура: преимущества и особенности функционирования
В результате формирования крупных предпринимательских структур, слияния банковского и промышленного капитала предприниматель достигает таких целей, как экономия на масштабе, приобретение преимущества в конкуренции, выход на новые рынки сбыта и к новым источникам материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных и организационных ресурсов; снижение риска.
По мере расширения предпринимательской структуры, изменения внутриорганизационных методов и производственных технологий реализуются преимущества крупного производства. Изменения в технологиях, в организации труда и в системе менеджмента, применение новшеств и модернизация материализуют эффект экономии соответственно масштабу производства. Эффект масштаба обуславливается тем, что по мере расширения производства основные типы производственных расходов, особенно затраты труда, постоянные расходы, связанные с созданием основного капитала и его использования, растут медленнее, чем размеры производства, и поэтому расходы на единицу продукции уменьшаются. Эта ситуация носит всеобщий характер, и поэтому она существует и в домашнем хозяйстве, и во всех областях промышленности и услуг.
Специализация и производственная кооперация являются основными источниками эффекта масштаба. Если на малом предприятии предприниматель бухгалтерским функциям уделяет только один час, то на сравнительно средние предприятия привлекаются наемные бухгалтеры, а в крупных компаниях для выполнения бухгалтерских функций создаются отделы. Таким образом, на выполнении специализированных и производственных функций экономится время и повышается качество работы.
Другим источником эффекта масштаба выступает техника и технология. Наукоемкими технологиями рационально пользуются только крупные и гигантские предприятия. Крупные предприятия, пользуясь машинами и оборудованием в несколько смен, достигают экономического преимущества. Коэффициент полезного действия каждой машины и оборудования на крупном предприятии всегда бывает более высоким, чем на малом предприятии.
Расходы на капитальное строительство в крупном бизнесе также относительно ниже, если рассматривать их как удельные величины. По мере укрупнения предприятия количество обслуживающего персонала остается неизменным или же слегка растет. В то же время, растет производительность труда. За счет уменьшения расходов по статьям «амортизация основных фондов» и «заработная плата» уменьшается себестоимость продукции.
Как правило, увеличение индивидуальной мощности машин и оборудования улучшает их технические характеристики, в связи с чем сырье и материалы расходуются более экономично. Кроме того, на крупных предприятиях больше возможностей для рационального использования производственных отходов. В то же время, изменение масштабов производства имеет и отрицательные стороны. По мере укрупнения предприятия его управление все больше начинает зависеть от иерархических методов. Появление дополнительных ступеней в управлении затрудняет и обесценивает получение нужной информации, необходимой для принятия деловых решений. Слабеют стимулы личной инициативы. Возрастают требования к руководству, растет риск конфликта между локальными групповыми интересами. Тем не менее, теория и практика современного менеджмента может предложить способы устранения и ослабления подобных вредных эффектов, например, путем определения оптимальных размеров предприятий и диапазона управления, использования дивизиональных и множественных организационных структур, а также «центров прибыли».
Профессионализм и конкурентоспособность фирмы зависят от способности освоить новые знания в области производства и менеджмента. У хозяйствующего субъекта, который быстро анализирует информацию и делает правильные выводы, преимущество в конкурентоспособности бывает очень высоким. Новые знания постигаются не только за счет внутреннего потенциала фирмы, они добываются из окружающей экономической среды.
Крупные и гигантские предпринимательские организации успешно используют свой финансовый, организационный и интеллектуальный потенциал для ускорения инновационного процесса. Очень часто, для выхода на новые рынки сбыта, крупные предприятия используют франшизы и лицензионные договоры, передают права на использование своих торговых знаков и технологии производства продукции малым предприятиям.
Для получения доступа к новым источникам сырья крупные компании пользуются различными средствами интеграции. На практике компании с целью получения доступа к новым источникам сырья создают совместные предприятия и консорциумы, проводят перекрестный обмен акций и присоединяют к себе добытчиков сырья. Создание интегрированных предпринимательских структур снижает риск убыточной работы. Это происходит в результате диверсификации деятельности и эффекта синергии. Малые предприятия с небольшими оборотными средствами более подвержены банкротству, нежели крупные. В связи с многоплановой деятельностью в различных сегментах рынка у диверсифицированных компаний меньше оказывается и вероятность убыточности.
Кроме того, предприятия, ориентированные на выпуск одной продукции и участвующие в одном сегменте рынка, полностью зависят от его конъюнктуры и в случае уменьшения спроса могут обанкротиться. И наоборот, крупное предприятие, выпускающее широкий ассортимент продукции, в случае уменьшения спроса на какую-то отдельную продукцию, несет незначительные убытки. У крупного предприятия имеются широкие возможности перехода с выпуска одной продукции на другую и смены рынка. У него нет проблем с привлечением дополнительных инвестиций и выпуском на рынок новых пакетов акций или получением гарантированных долгосрочных кредитов. Кредитные институты считают для себя честью одалживать средства крупным и гигантским компаниям.
Выступая как макроструктуры, крупные предприятия должны служить проводимым экономическим реформам. Успешное проведение реформ требует большого количества финансовых, трудовых, технологических и информационных ресурсов. В первую очередь, страна в качестве потенциального инвестора может привлечь свободные денежные средства граждан, физических лиц и диаспоры.
3. Организационные формы крупного бизнеса
По нашему мнению, с поставленными задачами могут справиться частные и частно-государственные финансово-промышленные группы, стратегические альянсы, концерны, трасты, консорциумы, синдикаты и другие добровольные договорные объединения предприятий. Макроструктуры, связанные с производственными звеньями, играют в этом процессе роль «передающего» механизма, являются ядром экономического роста. В Азербайджане данное ядро неоднородно и условно состоит из трех уровней. Первый уровень составляют крупные бизнес-группы, находящиеся в государственной собственности и работающие в отраслях естественной монополии, такие как «ГНКАР», «АЗАЛ», «АЗЕРСУ», «АЗЕРИГАЗ» и т. д. Второй уровень составляют крупные структуры, работающие в различных отраслях, но связанные с банковским капиталом (например, «ИМПРОТЕКС», «АТАХОЛДИНГ», «НУРГЮН» и др.). В структуру третьего уровня входят бизнес-группы, которые работают на мезоуровне и активно формируют рынок в соответствующих отраслях (например, «ТАЙМЕКС», «ИСР», «АЗЕРСУН», «АЗФЕН» и др.).
Общеизвестно, что совместная деятельность интегрированных бизнес-групп выходит за рамки рыночных договоров. У межкорпорационной интеграции существуют жесткие (концерн, траст и др.) и мягкие (ассоциация, стратегический альянс и др.) формы. По своей экономико-правовой природе конструкция ассоциаций и альянсов не содержит механизмов прямого управления производственной деятельностью их членов и контроля над ней.
Как показывает практика, создание «жестких» типов формирований органически вытекает из потребности в повышении эффективности управления интегрированными структурами «мягкого» типа путем перераспределения прав собственности. Как показал Р. Гумеров, «именно “жесткие” интегрированные крупно-корпоративные формирования позволяют восстановить технологическое и финансово-экономическое единство производства, максимально сбалансировать интересы входящих в объединения предприятий» [1, с. 24].
Основная цель интегрированных корпораций состоит в удовлетворении возникших потребностей в продукте или услуге на основе передовых технологий. В Азербайджане к таким бизнес-структурам можно отнести финансово-промышленные группы и холдинги. Эти бизнес-группы создаются в виде вертикальных корпоративных структур или в виде горизонтальных ассоциативных структур. В табл. 1 показаны основные характерные черты организации крупных корпораций. Основной чертой интегрированной корпорации является долгосрочность стратегии и ее реализация на основе постоянных связей.
Таблица 1
Основные характерные черты организации крупных корпоративных структур
Для нормальной конкуренции в наукоемких областях достаточно деятельности двух или трех крупных компаний. Большое число производственных оппонентов приводит к ненужным повторяющимся расходам в крупных размерах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По нашему мнению, государство должно поддерживать малый бизнес и индивидуальную предпринимательскую деятельность в естественных для них областях: в розничной торговле, в сфере бытовых услуг, в производстве товаров народного потребления и других областях.
В условиях либерализации внешних экономических связей деление крупного капитала и производства на мелкие части нерационально, потому что конкурентоспособность и выпуск экспортных товаров разделенным предприятием противоречат международной практике. К сожалению, в нашей практике международные аспекты институциональных изменений были учтены в малой мере. Наоборот, в настоящее время, для выхода на новый уровень конкурентной борьбы, представителями мирового бизнеса были осуществлены новые слияния и поглощения в аэрокосмической, автомобильной и производственной областях.
С ростом удельного веса крупных предпринимательских структур становится все более возможным переход от централизованной государственной финансовой системы к нецентрализованной частно-государственной финансовой системе. В этой системе наряду с финансово-промышленными группами должны занять основные места частные страховые, пенсионные и другие финансовые институты. По мере постепенного увеличения роли независимых интегрированных финансово-промышленных структур в финансировании экономики государство должно финансировать только работы, относящиеся к общественной категории продукции. Чем меньше будет финансируемых из государственного бюджета областей и чем больше будет областей экономики, финансируемых независимыми предпринимателями, тем выше будет прибыль на каждый инвестируемый рубль. Сейчас главная задача состоит в том, чтобы оказывать государственную помощь крупным интегрированным бизнес-группам и превращать их в транснациональные компании. Таким образом, можно повысить конкурентоспособность страны.


Литература
1. Гумеров Р. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе //Рос. экон. журн. – 2002. – №5–6. – С. 24 – 34.
2. Михайлов А.Ф. Крупнейшие зарубежные транснациональные корпорации //www/edudoc.ru.doc.2546 c. 4.
3. Чибриков Г. ЭНКТАД о формировании глобального рынка предприятий //Рос. экон. журн. – 2001. – №8. – С. 68–73.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия