| | Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Николаев М. В. профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук Никитина А. И. специалист Якутского филиала НП «Алмазная Палата России» Парников В. В. генеральный директор ЗАО «Аврора Диамант»
| |
| |
| Проблемы подготовки кадров на современном этапе развития алмазно-бриллиантового комплекса России актуальны в свете последних изменений на мировом алмазном рынке, а также внешней и внутренней политики России в сфере системы образования. Выводы, сделанные в результате проведенного нами исследования, делают необходимым приведение процесса отраслевой подготовки кадров в соответствие с современными и действенными подходами к построению образовательной системы в РФ.
С одной стороны, подготовка специалистов высокого уровня для алмазодобывающей и алмазообрабатывающей отраслей – процесс достаточно сложный и фундаментальный, занимающий десятилетия и дающий возможность дать экономике страны значительный прирост промышленного потенциала. С другой стороны, этот процесс может быть легко разрушен в случае отсутствия поддержки со стороны государства и предприятий отраслей. Восстановить же его трудно, так как подготовка даже одного специалиста для алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) обходится достаточно дорого, и в случае ухода специалистов в другую сферу деятельности предприятиям АБК будет очень сложно восполнить потери от инвестиций в образование. Поэтому для решения задач отраслевой подготовки кадров необходим комплексный подход, включающий в себя:
– использование всех накопленных ранее знаний в сфере строения системы образования и ведения научной деятельности;
– создание системы поэтапной подготовки и распределения обучаемых специалистов на предприятиях;
– внедрение программ мотивирования трудовой и научной деятельности.
Как известно, российская система высшего профессионального образования традиционно была одноуровневой и осуществляла непрерывную подготовку дипломированных специалистов, срок обучения которых, как правило, составлял 5 лет, а структура профессиональной образовательной программы строилась с использованием дисциплинарного подхода.
Необходимость модернизации системы образования в СССР остро назрела уже в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. В результате осуществленных реформ произошла демократизация российского образования, позволившая России в сентябре 2003 г. присоединиться к Болонскому процессу и вступить в Единое Европейское пространство высшего образования.
В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре специалиста введена двухуровневая квалификационная структура – бакалавриат и магистратура. Сегодня бакалавров готовят более половины российских высших учебных заведений.
Вводя первый уровень высшего образования по Болонским канонам («бакалавр»), вуз получает возможность сделать свой образовательный процесс более гибким с точки зрения обновления содержания образования в соответствии с велениями времени. При введении уровня «бакалавр», вуз будет основательно анализировать свой учебный план и квалификационные характеристики выпускников-бакалавров, чтобы обеспечить их необходимым теоретическим и практическим багажом высшего профессионального образования.
Реализация положений Болонской декларации в России дала новый импульс модернизации образования, целями которого являются:
– развитие открытой государственно-общественной системы;
– расширение доступности образования как для российских граждан, обучающихся за рубежом, так и для зарубежных, обучающихся в РФ;
– повышение качества образования и конкурентоспособности подготовленных специалистов.
Необходимость Болонского процесса также согласуется с процессом присоединения России к ВТО.
Становление и развитие рыночных отношений в системе образования России инициировали процесс интеграции различных ступеней образования.
Подготовка кадров для алмазно-бриллиантового комплекса России с целью обеспечения возможности создания на территории Российской Федерации экономически эффективного производства бриллиантов и ювелирной продукции по мировым стандартам напрямую затрагивает вопросы защиты геополитических и геоэкономических интересов России на мировом алмазном рынке. Либерализация алмазного бизнеса в условиях вхождения России в ВТО ужесточает требования к товарной продукции предприятий АБК (по добыче алмазов, огранке, изготовлению алмазного инструмента и ювелирных изделий), ставит их в равные рыночные условия с ведущими центрами отрасли, повышая тем самым требования к подготовленности персонала в условиях конкуренции. При этом одним из главных условий успешной подготовки персонала должно стать обязательное требование к специалисту, решившему работать или работающему в отрасли – иметь четкое представление о системе своей профессиональной подготовки и профессионального развития, а значит о своей карьере. В систему профессиональной подготовки и профессионального развития должно входить получение дополнительных специальностей, профессиональная переподготовка, непосредственное участие в научно-исследовательских работах в своей отрасли. Для этого необходимо создать проект, который связывающий три направления: образование, науку и производство.
Внедрение инновационного проекта «Образование-Наука-Производство» позволит улучшить качество подготовки высококвалифицированных специалистов для АБК, наличие которых является существенным фактором конкурентоспособности в условиях вступления России в ВТО.
В настоящее время подготовка кадров для алмазно-бриллиантового комплекса является одной из актуальных задач, требующей комплексного решения. Эффективная подготовка кадров для АБК РФ в сфере профессионального образования и реализации вертикальной интеграции в рамках проекта «образование – наука – производство» предусматривает организацию поэтапной подготовки и распределения специалистов, разработку и реализацию программ стимулирования трудовой и научной деятельности в отрасли. Необходимо создать вертикально-интегрированную образовательную систему (ВИОС) для повышения эффективности и качества образования специалистов, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при их подготовке и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития АБК РС (Я) и РФ. Для этого, в свою очередь, требуется: наличие единого информационного центра; вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и самих обучающихся; создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности.
Создание ВИОС обеспечивает прочный фундамент для дальнейшего развития алмазной промышленности России. Организация и создание на базе Якутского государственного университета учебно-научно-производственного комплекса усилит взаимосвязь и единство трех основ АБК РС (Я):
– подготовки высокопрофессиональных специалистов;
– развития технологической науки;
– совершенствования производства, создающего наилучшие условия для эффективного развития каждого из вышеуказанных компонентов.
В нашем исследовании рассматривается способ вертикальной интеграции в системе образования с привлечением в процесс обучения заинтересованных работодателей, нуждающихся в подготовленных специалистах и требующих в своей практической деятельности постоянного повышения квалификации ключевых работников по их специализации.
Вертикальная интеграции в образовании – это связь между образовательными учреждениями различного уровня, например, между ПТУ, техникумом и техническим вузом, между вузовским и послевузовским образованием. Оно также может означать связь между послевузовским образованием и последующим включением в деятельность научно-исследовательского учреждения, интеграцию в рамках научной школы:
– ПТУ (технического бакалавриата);
– университетов, в которых должны быть три образовательные траектории: а) бакалавриат для ряда факультетов; б) специалитет как основной способ получения знаний; и в) магистратура для студентов, проявивших склонность к науке;
– Академии.
Научной основой взаимодействия образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня, является концепция непрерывного образования, сформулированная ЮНЕСКО: «непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни человека, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию…».
Таким образом, при создании ВИОС вертикаль выстраивается от высшего образования через профессионально ориентированные специализации и факультеты к существующим алмазодобывающим, гранильным, ювелирным производственным компаниям. В него входят предприятия, являющиеся основными потребителями и заказчиками специалистов, обеспечивают основной, базовый принцип вертикально-интегрированной системы образования – гарантированную востребованность выпускников, подготовленных в рамках ВИОК.
Задачами такой системы являются:
1. Обеспечение интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления тесных связей между образовательными, иными учреждениями и некоммерческими организациями;
2. Создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности в виде информационного центра с использованием имеющейся базы библиотек и других источников информации РС (Я);
3. Реализация на базе университетского комплекса единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней;
4. Введение многоступенчатой системы образования: вуз-аспирантура-докторантура;
5. Создание производственной лаборатории и экспериментальной базы для подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития АБК РС (Я) и РФ;
6. Выполнение поисковых, фундаментальных, прикладных, опытно-конструкторских, научно-производственных исследований и разработок по обработке алмазов в бриллианты;
7. Организация внедрения в производство результатов завершенных в учебных заведениях научных исследований;
8. Создание производственными субъектами дополнительных рабочих мест для высокотехнологических специальностей;
9. Достижение экономической выгоды от использования высокотехнологических специалистов и дальнейшего увеличения их количества, использования результатов научно-инновационной деятельности.
10. Прикладное изучение внутреннего рынка бриллиантов России;
11. Развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов, в том числе опыта зарубежных стран, выполнение совместных научных и инновационных проектов. В условиях глобальной интеграции в мировую экономику и вступления России в ВТО и Болонский процесс возникает насущная потребность в специалистах нового поколения, имеющих сертификацию международного стандарта. Именно Болонский процесс, становясь стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов;
12. Защита интеллектуальной собственности на создаваемую наукоемкую продукцию, технологии и услуги.
Для решения вышеуказанных задач необходим комплексный подход, включающий в себя использование всех накопленных ранее знаний, систему поэтапной подготовки и распределение обучаемых специалистов на предприятия, а также внедрение программ мотивации трудовой и научной деятельности [2].
В вертикально интегрированной образовательной системе может быть реализовано многовариантное освоение как образовательных программ, зависящее от источников финансирования, места и организационных форм обучения, от уровня и формы получения базового образования, так и от заказов работодателей на конкретных специалистов, в соответствии с моделью специалистов для определенной отрасли. | | | Рис 1. Схема поэтапной подготовки специалиста [4] | На рис. 1 представлена схема поэтапной подготовки специалиста.
Начальная образовательная ступень предполагает создание профильных (технических) классов, ведение профориентационной работы посредством элективных курсов, факультативов, спецкурсов и т. д.
Среднеспециальная образовательная ступень реализуется через существующие либо специально создаваемые ПТУ, техникумы, лицеи и колледжи алмазодобывающего, алмазогранильного профиля.
Университетская трехуровневая программа предполагает, что выпускники в условиях перехода на европейские стандарты Болонской конференции могут получить дипломы бакалавра, затем специалиста (в соответствии с выбранной студентом программой и результатами его обучения), а также магистра [3].
После окончания выпускник продолжает дальнейшее научное образование до получения ученых степеней высшей квалификации – кандидата наук и доктора наук (сегодня на наиболее современных предприятиях идет процесс «насыщения» производства кадрами высшей квалификации) либо сразу гарантированно получает рабочее место по специальности (предприятие заключает долговременный договор со студентом).
Повышение квалификации специалистов предприятий, институтов и т. п. (курсы по геммологии, МБА и др.) позволяет объединить училища, техникумы, вузы, учреждения повышения квалификации работников в единый вертикально-интегрированный образовательный комплекс.
Таким образом, анализируя систему получения образования с учетом специфики подготовки кадров для алмазно-бриллиантового комплекса, можно сделать вывод, что наиболее эффективным направлением для целевой подготовки специалистов АБК является внедрение вертикально-интегрированной образовательной системы.
Эффективность вертикально-интегрированной образовательной системы заключается в том, что она:
– дает оптимальный путь для получения образования любому школьнику, абитуриенту, студенту, специалисту, в зависимости от условий, уровня базового образования и жизненных планов.
– позволяет, опираясь на долговременные договоры с предприятиями-работодателями, ввести практику заключения договоров о персональной карьере будущего специалиста, гарантирующую ему последовательный оптимальный цикл профессионального обучения;
– гарантирует получение работы и снижение финансовых затрат на обучение специалистов по всей вертикали обучения за счет имеющегося бюджетного финансирования университетом и в основном за счет оплаты предприятиями по соответствующим договорам. При таком подходе предприятия-работодатели заинтересованы в максимально высоком качестве принимаемых на работу кадров, которые бы способствовали:
– реорганизации системы научных, научно-технических и инновационных программ, направленных на решение проблем;
– развитию науки в университете и алмазно-бриллиантовом комплексе;
– решению социально-экономических и научно-технических проблем региона, обеспечению участия в программах отраслей и региона. |
| |
|
|