| | Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ | | Лисина М. И. начальник отдела маркетингового анализа ОАО «Нэфис Косметикс» (г. Казань),
соискатель кафедры экономической теории Казанского государственного университета
| |
| | Информационно-технологическая революция последней четверти XX в. явилась мощным импульсом изменения экономической сферы общества, тем самым значительно усложнив условия конкуренции. На рубеже 90-х гг. возникла экономика, которую сегодня называют «экономикой знаний», или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности. Новая экономика ведет к размыванию географических и национальных границ экономического пространства, ускорению процессов обмена информацией, увеличению конкурентного давления в целях проникновения на новые рынки за счет новейших технологических и управленческих знаний.
Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. Знание превращается в основной фактор производства, более значимый, чем такие традиционные факторы, как природные ресурсы и капитал. Таким образом, главным ресурсом стратегического развития компании в условиях новой экономики становятся интеллектуальный капитал, креативный потенциал персонала в сочетании с его способностью к обучению, уникальные организационные знания, инновации на всех стадиях создания товара до движения его от производителя к потребителю.
Инфраструктурой новой экономики становится сеть. Экономика знаний – это экономика сетевых связей в самых разных формах. Возможность ведения дел на основе прямых равноправных связей всех со всеми стала важным итогом ХХ в.
Свобода от пространственно-временных ограничений и общедоступность сетевых взаимоотношений обеспечены, прежде всего, достижениями в сфере Интернета и развитием информационных технологий. Интернет-технологии придают экономическим отношениям и процессам электронную форму существования, особенность которой состоит в сетевом характере ее структуры, низкой себестоимости, а также в том, что коммуникативные события в ней происходят в режиме реального времени. Эти обстоятельства открывают новые экономические перспективы и создают новые условия конкуренции.
Во-первых, сетевая форма экономического поведения не дает посреднику возможности навязывать свои условия остальным ключевым участникам рыночных отношений. Интернет-технологии предоставляют возможность установления прямых равноправных связей между производителем и потребителем, допускают развитие их взаимоотношений без участия перекупщиков.
Во-вторых, сетевой способ ведения дел позволяет принимать решения гораздо быстрее, становится возможным «бизнес со скоростью мысли». Нынешний рынок характеризуется возникновением совершенно новых условий конкуренции, когда во главу угла ставится скорость реакции на изменения в окружающем мире. Сегодня время превращается в один из решающих факторов конкурентоспособности. Время между возникновением потребности каждого участника экономических процессов и ее удовлетворением является значимым показателем успешности организации в конкурентной борьбе. Способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, предложить новые продукты и услуги раньше своих конкурентов становится главным козырем в конкурентной борьбе.
В-третьих, широкое применение сетевых технологий сводит практически к нулю стоимость тиражирования всего, что может существовать в электронном виде, в том числе всевозможных методов, способов и приемов. Высокий уровень развития электронных коммуникаций привел к ускорению процессов внедрения, распространения и копирования конкурентами новых наукоемких технологий, других научных разработок. Это означает, что технологией одной фирмы вполне может располагать и другая, а любое изделие может быть воспроизведено в кратчайшие сроки. Таким образом, широкая доступность сетевых ресурсов сделала невозможным получение конкурентного преимущества за счет внешних условий бизнеса. В этой связи, все чаще в поисках конкурентного преимущества организации обращают взгляд вовнутрь себя, стараясь идентифицировать в себе те способности, вокруг которых можно будет выстроить бизнес-пространство.
В новых условиях конкуренции единственное существенное преимущество компаниям дает обучение и управление знаниями. Квалифицированное управление знаниями – задача более сложная, чем управление материальными активами или финансовыми ресурсами. Решение этой задачи дает возможность получать принципиально новые преимущества в конкурентной борьбе, поскольку позволяет использовать еще не известные большинству субъектов рынка сигналы о перспективных технологиях, будущих потребностях и спросе. Поэтому успешность стратегического развития современного промышленного предприятия, его роль «интеллектуального лидера» в отрасли во все большей мере определяется внутренними, не поддающимися конкурентной имитации, неосязаемыми ресурсами, – эффективностью использования интеллектуально-творческого потенциала персонала, уникальностью организационных знаний, организационных систем. Преобладающим становится соперничество творческих способностей, а не готовых товаров и услуг. Фирмы, сумевшие овладеть плодами электронно-информационной революции и наладившие процесс управления знаниями, тем самым обеспечили себе доступ в новый технологический уклад, к качественно новому уровню экономической эффективности. Тот же, кто не успел выйти на новый уровень развития, обречен на все возрастающее отставание от лидеров мировой экономики.
Экономика знаний является глобальной по своему характеру. С одной стороны, прогресс в производстве все в большей степени базируется на знаниях и обучении. А поскольку знание, будучи однажды приобретенным, может гораздо легче распространяться по всему миру, нежели физический капитал, экономика приобретает все более глобальный характер, ибо глобальными являются ее ключевые ресурсы. С другой стороны, ни одна страна не располагает монополией на открытия и инновации, и все страны выигрывают от международного использования новых знаний. Объективно это побуждает страны устранять препятствия на пути международной торговли и инвестиций, что, в свою очередь, приводит к созданию новых условий конкуренции, гораздо более жестких, чем, например, полвека назад.
Таким образом, новым доминирующим фактором в экономике наряду с информатизацией стала глобализация. Глобализация, понимаемая как новый масштаб и новая сущность интернационализации хозяйственной жизни, приводит к распространению конкуренции далеко за пределы национальных границ, придавая ей международный характер. Что, в свою очередь, влечет расширение возможностей для достижения успеха и, в то же время, увеличение риска потери конкурентных позиций. Для реализации позитивного эффекта необходима новая концепция стратегического развития предприятий.
Глобализация и либерализация мировой торговли привели к появлению новых рынков, новых субъектов (агентов) этих рынков, новых форм их рыночного поведения, новых интересов и противоречий между ними, подняв конкуренцию на качественно иной уровень.
Новые сферы, где разворачивается конкурентная борьба между производителями, – глобальные товарные рынки. Потребительские рынки становятся глобальными в силу всеобщего распространения отдельных товаров, их торговых марок и брендов, а также вследствие появления и охвата все большего круга стран и регионов сетями из сотен и тысяч промышленных и торговых центров, ресторанов, магазинов, сервисных систем и т.п.
Новые субъекты конкуренции – транснациональные корпорации (ТНК). В классическом виде ТНК предстает как корпорация, национальная, реже – многонациональная, по происхождению, имеющая предприятия и штаб-квартиру в стране базирования, а в других странах – сеть дочерних компаний, филиалов и агентств, связанных общей стратегией развития, системой управления, производственной, маркетинговой и сбытовой инфраструктурами и программами. Нередко они представляют собой звенья единой технологической цепочки или системы распределенного производства комплектующих. Размещение ресурсов между странами происходит в соответствии с максимально выгодной структурой трансфертных цен и минимизацией уровня налогообложения, оплаты труда, экологических требований, транспортных и других издержек.
Деятельность глобальных субъектов глобального рынка с неизбежностью порождает новые формы их рыночного поведения, свойственные им масштабы и приемы конкурентной борьбы за сохранение и расширение своей доли рынка. Основные конкурентные схватки разворачиваются на поле производственных и управленческих технологий. Для поддержания своей конкурентоспособности предприятию необходимо вести непрерывную борьбу за обновление продукции с более низкими издержками и более совершенными потребительскими свойствами на основе новейших технологий, инновационных разработок и быстрого обновления производственных мощностей. Способность участвовать в непрерывно усложняющейся технологической гонке является важнейшим условием сохранения и закрепления конкурентных позиций.
Другим условием успеха выступает участие в освоении и развитии управленческих технологий, благодаря которым достигается эффективное размещение ресурсов, оперативное перебазирование отдельных стадий и участков технологических цепочек с учетом квалификации и стоимости рабочей силы, возможности принимающих стран в области налогового, ценового, экологического и других видов контроля, степени благоприятности инвестиционного климата и других факторов. Значение совершенствования управленческих технологий особенно возрастает в связи с применением в их осуществлении новейших информационных технологий, позволяющих в реальном времени использовать в управленческих решениях непрерывную информацию о потоках, запасах, издержках, продажах и других параметрах их деятельности.
Субъекты рынка в рамках своих стратегий также вносят и новые формы взаимоотношений между собою. Новым условием конкуренции стало то, что конкурентная борьба сегодня не обязательно заканчивается вытеснением с рынка или разорением побежденных. Все чаще практикуются поглощения и слияния фирм, которые, как правило, преследуют цели получения конкурентных преимуществ за счет концентрации ресурсов и в расчете на получение эффекта экономии на масштабе. Девяностые годы прошедшего столетия стали десятилетием бума слияний и поглощений. Например, в 1998 г. только в США было официально объявлено об 11 400 слияниях.
В последние годы в различных формах развивается партнерство фирм-конкурентов, позволяющее им лучше знать друг у друга положение дел, совместно осваивать новые рынки и делить риски принимаемых стратегических решений. Такое партнерство может принимать формы взаимного владения акциями (кросс-холдинга) или стратегического альянса. Стратегические альянсы получили в последнее десятилетие особенно большое распространение, поскольку они позволяют фирмам объединять их ресурсы и усилия для достижения определенных целей, в результате чего им удается снизить издержки по реализации проектов запуска в производство новых изделий, минимизировать риски, взаимно воспользоваться преимуществами партнеров, использовать торговые марки или сбытовые сети партнеров к обоюдной выгоде, сократить сроки освоения новых технологий и выпуска новых продуктов. Число стратегических альянсов непрерывно растет: в начале 80-х гг. ежегодно заключалось примерно 300 соглашений, к середине 90-х гг. эта цифра превысила 600.
Глобализация рынков побуждает организации искать также новые формы взаимоотношений с хозяйствующими субъектами, которые не являются их конкурентами, но весьма гибко приспосабливаются к меняющимся условиям. В первую очередь, это многочисленные мелкие и средние предприятия как развитых, так и развивающихся стран. Сегодня ТНК нередко используют эти предприятия в качестве субподрядных поставщиков, обслуживающих агентств, дилерских фирм, нередко составляющих элементы обширных сетей с гибкой и меняющейся конфигурацией к обоюдной выгоде как самих корпораций, так и сопровождающего их шлейфа мелких предприятий.
Развитие этих тенденций привело, в частности, к появлению так называемых «оригинальных производителей» из числа известных фирм (IBM, Philips, Sony и др.), которые размещают по системе аутсорсинга заказы на производство товаров с их брендом среди фирм-контракторов. Оригинальные производители подчас ничего уже не производят сами, превратившись в операторов сетей из множества специализированных фирм-контракторов. Это позволяет владельцам брендов высвободить ресурсы для разработки новой продукции и сосредоточиться на управлении торговой маркой, разработке новейших технологий, управлении внешними сетями. Аутсорсинг как альтернатива вертикальной интеграции снижает риски в управлении активами, освобождает крупные фирмы от необходимости участвовать в издержках гонки по непрерывной модернизации оборудования и дает целый ряд других преимуществ. Стратегия распределения центров производства особенно удобна для производителей нематериальных ценностей, однако она все чаще используется и в высокотехнологичных отраслях материального производства, а ее отдельные приемы стали привычными и в такой традиционной отрасли как автомобилестроение. Уже в 1991 г. две трети мировой автомобильной отрасли работало на аутсорсинге.
Глобальность рыночных принципов означает не что иное, как глобальность конкуренции. В свою очередь конкурентная борьба не позволяет никому расслабляться, требует и напряжения всех сил, и оптимизации использования ресурсов на каждом этапе развития и воспроизводства. Конкурентный отбор выступает как неугасающий для всех стимул максимизировать результаты и минимизировать затраты своей экономической деятельности. Обострение конкуренции отмечается практически на всех рынках. Как никогда раньше, экспортная ориентированность национальных производств и конкурентоспособность их товаров на мировом рынке стали важнейшим условием успеха хозяйственной деятельности. О возросших масштабах экспортной направленности современного производства свидетельствуют такие данные. За период с 1970 по 1999 г. мировой валовой общественный продукт увеличился почти в 12 раз, а международный экспорт товаров вырос в 18 раз.
Таким образом, трансформация условий конкуренции является следствием изменений, происходящих в организации и функционировании экономики, решающими факторами в которой стали знания, глобализация и сетевой характер взаимоотношений. Современная экономика – это экономика изменений. В полной мере это относится и ко всей рыночной инфраструктуре мирового хозяйства, в том числе и к экономике России. |
| |
|
|