| | Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Виролайнен О. А. соискатель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
| |
| | К числу основных тенденций развития рынка финансовых услуг в России относятся информатизация, глобализация и изменение менталитета населения. Информатизация сферы финансовых услуг приводит к дистанционному управлению процессом заключения и исполнения сделок, широкому использованию электронных денег, кредитных карт нового поколения, что требует развития новых форм контроля, регулирования и защиты безопасности. Глобализация финансовых услуг повышает их роль в стимулировании экономического роста, но одновременно создает «новый хаос», усиливает риск финансовых кризисов и спекулятивных сделок, противоречащих интересам большинства участников финансового рынка, особенно представляющим периферийные (удаленные от глобальных финансовых центров) государства и сектора экономики. Изменения менталитета российских потребителей связаны с расширением числа участников и потребителей финансовых услуг, повышением информированности и доверия к субъектам рынка финансовых услуг по мере роста доходов населения и стабилизации государственной финансовой политики.
К числу внешних условий развития российского рынка финансовых услуг после кризиса 1998 г. относится также макроэкономическая стабилизация, которая привела к снижению инфляции при росте монетизации экономики, сокращению размеров внешнего государственного долга, устойчивому профициту бюджета, росту финансовых резервов и курса рубля. Эта стабилизация создает возможность для ускорения реформ, необходимых в связи со вступлением России в ВТО и усилением глобальной конкуренции на финансовом рынке.
Важной новой тенденцией развития комплекса финансовых услуг, связанной с глобализацией, стало увеличение числа корреспондентских счетов кредитных организаций, кредитуемых ЦБ. В 2007 г. оно превысило 500, в т.ч. около 300 – головных банков (в Москве, соответственно, 170 и 150, в Петербурге – 22 и 8).
При погашении кредита в тот же день проценты не взимаются. Если же на конец операционного дня сохраняется кредитовое сальдо, эта сумма переоформляется в платный кредит овернайт (по ставке рефинансирования 10,5% годовых). Удельный вес кредитов овернайт невелик – менее 1% по РФ по итогам 2006 г. от общей суммы выданных внутридневных кредитов. Этими кредитами пользуется не обязательно крупный банк. Так, по данным ЦБ на 1 марта 2007 г. у 45,1% банков, заключивших ГКД, уставный капитал превышает 300 млн. руб., у 21% банков – находится в пределах 150–300 млн. руб., у 15,4% – 60–150 млн. руб., у 7,7% – 30–60 млн. руб., у 7,3% – 10–30 млн. руб., и у 3,5% банков уставный капитал менее 10 млн. руб.
Лимит кредитования устанавливается по каждому счету/субсчету и зависит от стоимости обеспечения, имеющегося у банка. В качестве обеспечения выступает блокировка, либо залог высоконадежных, но низкодоходных ценных бумаг. Залоговый коэффициент по ОФЗ наибольший по сравнению с другими ценными бумагами из ломбардного списка.
В 2007 г. максимальный размер вклада, гарантированный вкладчику в случае банкротства банка, увеличился со 190 тыс. до 400 тыс. руб. Круг лиц, имеющих гарантии, расширился по данным АСВ на 1,6 млн. чел. В системе страхования вкладов участвует более 950 банков, размер фонда ССВ в 2007 г. превысил 41 млрд. руб. при общем объеме обязательств банков перед вкладчиками – 3,7 трлн. руб. (53,5% – доля Сбербанка). В 2006 г. АСВ выплатило 33 млн. компенсаций.
Система страхования уравняла надежность банков. Несмотря на невысокие проценты, в 2005 г. объем депозитов физических лиц вырос на 40%, а в 2006 г. – на 38%. В этих условиях высокие проценты (в 2007 г. у банков «Русский стандарт» и «Кит финанс» они достигли 12%) означают либо высокую (не менее 20–30%) доходность активных операций на рынке скорингового потребительского кредитования, ипотеки или на фондовом рынке, либо кредиты теневому бизнесу.
Весьма перспективно развитие услуг по торговому финансированию за счет кредитов зарубежных банков и международных финансовых организаций. Предприятие-экспортер получает 100%-ную оплату сразу по факту поставки (отгрузки, оказания услуг), соответственно оно не увеличивает контрактные цены, что обычно делается при предоставлении товарного кредита. На срок 1–1,5 года стоимость кредитования на 1,5–2% (иногда 3%) годовых ниже, чем при кредитовании клиентов за счет собственных средств банка.
Принципиально новым для российского финансового рынка явлением, порожденным информатизацией, стал интернет-трейдинг физических лиц на фондовом рынке. В 2006 г. на долю 250 тыс. участников пришлось 30% оборота по российским акциям. Число пользователей систем интернет-трейдинга увеличивается на 80% в год. Его услуги предлагают сегодня практически все инвестиционные компании, ориентированные на розницу. У одного из лидеров рынка компании «Атон» более половины оборота приходится на интернет-трейдинг физических лиц, у компании «Брокеркредитсервис» – 60%, у ИК «Баррель» – 70–80% оборота. На интернет-трейдинг приходится более 90% оборота ИК «Финам» и NetTrader.ru.
Клиентам предлагается стандартное программное обеспечение: интерфейс NetInvestor, информационно-торговая система Quik-брокер Transaq. Через эти системы подключают пользователей к биржевому интернет-шлюзу компании «Брокеркредитсервис», ИК «Баррель» и многим другим. Ведущие компании предлагают клиентам программы, предназначенные для неопытных игроков (Finam WebTrade, «Алор-трейд», NetTrader и др.). Эти программы дают возможность осуществлять операции с ценными бумагами из любой точки страны и мира. Интернет-трейдинг – собственный бизнес инвестора, занимаясь им, он не обязан ни перед кем отчитываться. Каждый клиент имеет доступ к ежедневным и еженедельным аналитическим обзорам посредством своей персональной страницы на корпоративном web-портале, может в режиме реального времени отслеживать текущие котировки ценных бумаг; строить графики, используя индикаторы технического анализа; просматривать заявки на покупку и продажу акций, подавать сложные заявки для совершения сделок с учетом разных вариантов поведения рынка. При этом клиент получает подробную информацию по каждой сделке, возможность выполнения стоп-заявок, on-line контроль выставления, изменения, выполнения и отмены любой заявки.
Компания предоставляет своим клиентам возможность «играть на чужие средства». Плечо предоставляется под посильный процент годовых (12–18%). Максимальная величина «плеча» ограничена законом. Новички получают «плечо» 1 к 1, т.е. на 100 руб. собственных средств клиента компания добавляет еще 100. «Плечо» 1 к 3 компании предлагают опытным инвесторам. В компании «Брокеркредитсервис» комиссионная шкала простирается от 0,015 до 0,45% от месячного оборота, в компании «Атон» – 0,14%.
По прогнозам экспертов, карточное кредитование вытеснит потребительское и станет приоритетным для российских банков. К 2008 г. число кредитных карт может достичь 15–20 млн. По данным VISA International, по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему числу трансакций Россия лидирует среди стран Центральной и Восточной Европы. Выделяются следующие этапы развития российского карточного рынка:
– 1998–2002 гг. – становление рынка на основе дебетовых карт,
– 2001–2004 гг. – быстрое развитие рынка с преобладанием зарплатных проектов,
– с 2003 г. – бум розничного кредитования,
– с 2005 г. – становление рынка кредитных карт,
– с 2006 г. – рост оборотов по российским кредитным картам.
Банки идут навстречу потребителю, предоставляя ему бонусы, налаживают выгодные договорные отношения с торговыми сетями, турфирмами и страховщиками, клубами, аптеками, др. Клиентам – владельцам кредитных карт предоставляются скидки. По данным ФАС, лидерство на российском рынке международных платежных систем принадлежит в 2006 г. VISA (85% рынка по оборотам и 62% – по количеству эмитированных карт). Второе место у MasterCard (15 и 38%).
Дальнейший рост рынка кредитных карт обеспечат кобрендинговые проекты и мультифункциональные продукты. Формирование относительно новых продуктов – мультифункциональных карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных, увеличение льготного периода и кредитного лимита становится базой развития пластикового рынка. У кредитных карт крупных банков есть grace period – период, когда проценты на использованные средства не начисляются, однако процент за снятие наличности в банках может достигать 4–5% от суммы. С приходом иностранного капитала на российский рынок появились «бизнес-карты» (корпоративные карты). Они выдаются топ-менеджерам компании, которые могут производить по ним бизнес-расчеты.
В условиях макроэкономической стабилизации изменяются факторы и методы регулирования инфляции. Как показал Нобелевский лауреат 2006 г. Фелпс, неоклассическая кривая Филлипса, на которой ранее базировалась денежная политика многих стран, не подтверждается современным опытом *, что требует новых методов государственного и межгосударственного регулирования. Рост мировых цен на энергоресурсы и сырье в 2000–2006 гг. не привел к росту инфляции в развитых странах. В России денежная масса увеличилась в 2006 г. на 30%, в узком определении она превысила в 2007 г. 3,2 трлн.руб., чистый приток капитала превысил 41 млрд.долл. Однако инфляция при этом снизилась, хотя увеличение спроса в ряде секторов привело не к росту предложения, а к повышению цен. Цены на 15–20 товарных групп, которые определяют жизненный уровень основной части населения, услуги ЖКХ и транспорта росли в 2004–2006 гг. в 2–3 раза быстрее, чем общая инфляция, рассчитываемая по 400 товарным группам.
По оценке Института экономики РАН российская инфляция на 2/3 носит немонетарный характер, т.е. связана непосредственно не с соотношением спроса и предложения, а с ростом цен естественных монополий (к 2010 г. цена на газ вырастет в 2–2,5 раза, соответственно вырастут тарифы на электроэнергию) и локальных монополистов, особенно в ЖКХ. Эти данные противоречат оценке ЦБ, по которой доля монетарных факторов инфляции в 2005–2007 гг. увеличилась с 61 до 69%.
Инфляционное целеполагание (таргетирование) сможет стать основой денежно-кредитной политики лишь после реформирования комплекса финансовых услуг и снижения неопределенности на финансовом рынке, когда ожидания рыночных субъектов станут соответствовать целям государственной денежно-кредитной политики. Пока базовая ставка процента, установленная ЦБ, не определяет ситуацию на финансовом рынке, не действуют выводы монетарной теории о невозможности государственного регулирования реального курса рубля, поскольку рост номинальной массы денег корректируется инфляцией. В ряде европейских стран стратегия Центробанка направлена только на снижение инфляции, уменьшение связанной с этим неопределенности и рисков. Курс национальной валюты формирует сам рынок, а финансовая система контролируется транснациональными банками. В России денежные власти обязаны контролировать не только инфляцию, но и валютный курс, поскольку его во многом определяют внешние факторы – изменение цен на нефть и газ, денежно-кредитная политика США и ЕС, общая конъюнктура мирового рынка, действия спекулянтов, динамика портфельных инвестиций. *
При активном сальдо торгового баланса и притоке валюты от сырьевого экспорта главной задачей ЦБ была стерилизация денежной массы посредством стабилизационного фонда, обязательного резервирования части привлеченных банками средств, массовой скупки валюты. Стабилизация физических объемов экспорта, а также цен на сырье, бурный рост импорта, низкая конкурентоспособность производства в обрабатывающей промышленности, а как следствие – уменьшение положительного сальдо торгового и платежного баланса создают серьезные проблемы и изменяют задачи финансового регулирования. Главная из них – финансирование коренной реструктуризации, необходимой для роста конкурентоспособности российской экономики.
Расширяются операции обратного РЕПО – покупка (продажа) ЦБ ценных бумаг с обязательством их обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Перечень бумаг, под залог которых ЦБ выдает средства, предстоит существенно расширить за счет корпоративных облигаций, номинированных в валюте.
Данные Росстата подтверждают: несмотря на рост денежной базы и денежной массы темпы инфляции снижается (см. рис.1.6), хотя цены быстрее всего растут на наиболее чувствительные для большинства населения услуги ЖКХ и медицины, мясопродукты, рыбу, молоко и т.д.
Самый большой вклад в инфляцию вносят платные услуги населению, в т.ч. водо-, газо- и энергоснабжение, проезд на пассажирском транспорте и услуги организаций культуры (среднегодовой темп роста – 15–20%). Рост цен производителей является главным компонентом издержек производства потребительских товаров и услуг. В 2005 г. цены на продукцию обрабатывающей промышленности возросли всего на 7,7%, тогда как в ЖКХ – 34%, в топливно-энергетическом комплексе – 57,4%, на нефть – 67,8%, на нефтепродукты – 38,4%, а на мазут цены выросли в 2,5 раза.
В странах ОЭСР, несмотря на удвоение цен на энергоресурсы темп инфляции не вышел за пределы 2–3% в год.
В развитых зарубежных странах главным инструментом регулирования сферы финансовых услуг является ставка рефинансирования ЦБ. Она определяет процент, под который банки могут занимать деньги у ЦБ, а через него – цену кредита, количество денег в обращении, активность на рынке ценных бумаг, ставку ипотечных кредитов. В 2005–2006 гг. для предотвращения инфляции эти ставки повышались (в США – до 5,25%).
ЦБ России в 1998–2006 гг. снизил ставку рефинансирования со 150 до 10%. Однако в России банки практически не финансировались в ЦБ, денежное предложение определялось в основном экспортной выручкой, а не внутренним спросом и ценовыми параметрами внутреннего рынка. Средняя ставка кредитования в 2007 г. составила 13–15% – выше средней рентабельности предприятий, что привело к увеличению их чистой задолженности банкам. Основным источником ресурсов российских банков являются не деньги ЦБ, а зарубежные кредиты, депозиты вкладчиков и межбанковский рынок, где ставки составляют менее 2%.
Ставка по операциям РЕПО (краткосрочный кредит под залог весьма ограниченного перечня ценных бумаг – примерно 6%. Ставка рефинансирования используется лишь для начисления штрафов, пени и налогов (если кредит получен по особо низкой ставке).
Целесообразно ввести систему рефинансирования и долгосрочного кредитования коммерческих банков, позволяющую им отказываться от привлечения дорогих и краткосрочных пассивов, резко расширить перечень активов, принимаемых в обеспечение, получать краткосрочные, среднесрочные и относительно долгосрочные (до 2–3 мес.) ресурсы. Следует расширить круг организаций, векселя или права требования которых по кредитным договорам могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России.
Совершенствование системы рефинансирования требует упрощения процедур предоставления кредитов и рассмотрения заявок, снижения стоимости рефинансирования, расширения залогового обеспечения, более оперативного решения вопроса о выдаче кредитным организациям кредитов Банка России. Это позволит постепенно снизить процентные ставки по операциям рефинансирования, повысить оценочную стоимость залога в форме векселей и прав требования по кредитным договорам, увеличить долю кредитов до 5–10% общей суммы активов ЦБ. Тогда российские компании смогут покупать финансовые услуги на российском, а не зарубежном рынке.
В 1998–2007 гг. размер внешнего государственного долга России сократился со 146 до 9% ВВП, что намного меньше, чем в развитых зарубежных странах (Канада – 10%, Австралия – 12%, Норвегия – 36%, Великобритания – 43%, США – 53%, Франция – 61%, Германия – 68% – данные Standard Poor’s). Досрочное погашение долга позволит до 2020 г. сэкономить 12 млрд.долл. на его обслуживании. Соответственно повысился инвестиционный рейтинг России, что позволяет привлекать средства с мирового финансового рынка под 5–6% годовых. * Однако это привело к росту объема долговых обязательств банков и нефинансовых организаций перед нерезидентами. Их объем к 2007 г. превысил 275 млрд.долл., причем большая часть приходится на государственные компании (Газпром, Роснефть, Внешторгбанк, Сбербанк, Газпромбанк и т.д.). Около 69% общего внешнего долга занял частный сектор (МТС, Альфа-банк, Уралсиб и др.). Суммарная капитализация российских компаний в 2006–2007 гг. увеличилась с 73 до 100% ВВП.
Изменение модели государственного регулирования означает с одной стороны расширение самостоятельности банков, а с другой – прекращение деятельности тех из них, которые по своим функциям банками не являются, а занимаются обналичиванием и вывозом средств за рубеж, обслуживает «серые» зарплатные схемы. По оценке экспертов * 44% зарплаты выплачивается «в конвертах», без уплаты ЕСН и подоходного налога. В соответствии с требованиями FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) банки, занятые отмыванием денег, должны быть ликвидированы.
Важное значение для устойчивости комплекса финансовых услуг имеет переход на рыночные отношения с зарубежными странами. В советские годы выручка от экспорта сырья использовалась для безвозмездного финансирования «дружественных» стран. По данным Счетной палаты списанный долг Кубе составляет 31 млрд.долл., Монголии – 10, Афганистану – 10, Анголе – 10 млрд.долл., Эфиопия и Вьетнам из 16 млрд.долл. возвращают 2,7 млрд.долл. Этих денег (75 млрд.долл., а вместе с другими долгами – свыше 100 млрд.долл.) хватило бы на комплексное перевооружение промышленности.
Макроэкономическая стабилизация обусловила развитие российской банковской системы. По данным ЦБ в 2001–2006 гг. банковские активы выросли с 32,9 до 52,8% ВВП. Объем кредитов достиг 30,2% ВВП. Это не могло не отразиться на повышении монетизации экономики. Отношение денежной массы М2 к ВВП на 1 января 2007 г. составило 33,8%. Таким образом, и банковская система, и экономика страны продолжают быстро насыщаться деньгами. При этом инфляция плавно снижается.
Российская банковская система в 2005–2007 гг. развивается быстрее, чем в других странах. Ее совокупные активы в 2006 г. выросли на 40% и в 2007 г. превысили 14 трлн.руб. – 50% ВВП. Однако это все еще ниже уровня развивающихся (80–500% ВВП) и европейских стран (300% ВВП).
Важной тенденцией является опережающий индекс роста акций банков. По расчетам ИК «Энергокапитал» в 2006 г. он составил 139%, в т.ч. Сбербанка – 162%, Банка Москвы – 131%, «Уралсиба» – 102% и т.д. На росте показателей банков сказывается достаточно высокая маржа. Суверенный рейтинг России позволяет привлекать финансирование за рубежом по низким ставкам, немногим превышающим LIBOR – стоимость привлеченных средств составляет 6–9%. Многие банковские продукты, предлагаемые на внутреннем рынке, значительно дороже. Так, ставка по ипотечным кредитам в среднем варьируется от 10 до 12%, а по потребительским – от 20 до 50%.
Одним из самых надежных видов вложений стали ОФБУ. В 2006 г. их стоимость (чистые активы общих фондов банковского управления) увеличилась на 8,44 млрд.руб. Количество вкладчиков возросло в 4,5 раза, чему поспособствовало расширение банками ассортимента предлагаемых инвестиционных услуг. Средства ОФБУ размещаются на уполномоченных счетах ЦБ и вкладываются в разной валюте в разные отрасли и в разных странах. В Петербурге в 2006–2007 гг. лидерами по привлечению средств в ОФБУ стали банк «Петрокоммерц» (1,41 млрд.руб.), банк «Зенит» (884 млн.руб.) и «Юниаструм Банк» (872 млн.руб.). По приросту СЧА с начала 2006 г. лидируют фонды «Петрокоммерц-2» банка «Петрокоммерц» и фонд «Доходный» банка «Зенит». Самым доходным ОФБУ стали «Базовые отрасли» (77,5% годовых), что на 10% меньше доходности самого успешного открытого ПИФа акций.
Число кредитных организаций в России постепенно сокращается (2006 г. – 1253, 2007 г. – 1180, в т.ч. около 1140 банков и 45 небанковских кредитных организаций). Число их филиалов стабилизировалось (3,3 тыс.), а филиалов Сбербанка – сокращается (2006 г. – 1004, 2007 г. – 560). При этом сумма выданных кредитов в 2006 г. выросла на 40% и достигла 8,4 трлн. руб.
Существенно изменилась структура кредитных услуг. Кредитование населения в 2006 г. выросло на 66% и в 2007 г. превысило 2 трлн.руб., а их доля в общей сумме кредитов в 2005–2006 гг. выросла с 18,5 до 23,2%. Однако по регионам эта сфера финансовых услуг распределена весьма неравномерно: 35% приходится на ЦФО, включая Москву, 17% – на Поволжье и только 3,5% – на Дальний Восток. По данным ЦБ средний размер потребительского кредита в 2007 г. превысил 11 тыс. руб., в Москве – 35 тыс. руб.
Почти 60% потребительских кредитов по данным ВЦИОМ выдается в магазинах. Почти половину рынка заняли 5 банков – Сбербанк (35%), Русский стандарт (7,4%), Росбанк (3,9%), Уралсиб и Внешторгбанк (1.7%), причем доля ВТБ, создавшего дочерний банк ВТБ-24, в 2007 г. существенно выросла.
Банк «Русский стандарт» эмитировал 14 млн. кредитных карт (около 70% российского рынка), намного обогнав ХоумКредитФинансбанк, Инвестсбербанк и Ситибанк. В 2006 г. эмиссия кредитных карт выросла в 1,9 раза, создана разветвленная инфраструктура, включающая в 2007 г. 2 тыс. банкоматов и автоматических касс по приему наличных, число фронт-офисов в 2006–2007 гг. выросло с 80 до 200.
«Русский стандарт» представил четыре вида рублевых кредиток платежных систем MasterCard и Visa, рассчитанных на разные категории клиентов. Карта «Русский Стандарт» с лимитом кредитования до 50 тыс.руб. (с последующим возможным увеличением до 150 тыс.) будет бесплатно рассылаться по почте тем, кто успешно погасил в банке потребительский кредит. При этом банк усложнил процедуру активации и рассылки таких карт для препятствия случаям мошенничества. Стоимость выпуска и обслуживания классической кредитки – 600 руб. в год, золотой – 3600 руб. Ставка кредита дифференцирована и составляет 22% годовых при оплате товаров и услуг и 36% при обналичивании. Для золотой карты проценты еще ниже – 18 и 22%, соответственно. Проведено дифференцирование ставок кредитования в зависимости от вида операций.
В расчете на увеличение общего оборота банк отказался от дополнительных комиссий, взимая только «чистую» процентную ставку. Карты с низкими ставками и длительным нулевым периодом с 2007 г. – оформляются по паспорту без подтверждения доходов (комиссия взимается с торгового предприятия). Клиент уплачивает лишь при обналичивании в кредит.
Для всех держателей новых карт предусмотрена возможность дальнейшего улучшения условий предоставления кредитов – снижения ставок и увеличения кредитного лимита. Клиентам, которые вовремя вносят платежи, снижение может составить до 3% годовых. Дополнительные сервисные услуги делают более удобной коммуникацию с банком – интернет-банк, СМС-сервис, Инфо-мейл. Через интернет можно узнать график платежей по кредиту, сумму досрочного погашения, размер очередного платежа, историю погашения кредита.
Другие банки также увеличивают свои кредитные ресурсы. Сбербанк разместил акции на 250 млрд.руб., число его акционеров достигло 250 тыс., а доля нерезидентов в уставном капитале выросла с 20 до 24%. Часть выручки от дополнительной эмиссии направлена на покупку облигаций ЦБ, чтобы не разгонять инфляцию.
ВТБ-24, обслуживающий физических лиц и малый бизнес, увеличил в 2007 г. свой уставный капитал за пределы 13 млрд., а активы – свыше 166 млрд.руб. (14 место среди российских банков), выкупив при этом доли миноритарных акционеров.
Однако рост масштабов кредитования требует улучшения скоринговой оценки заемщиков, работы коллекторских агентств и доли обеспеченных кредитов (ипотека и автомобили), где доля просроченных кредитов не превышает 2–4%. В целом же, по данным Business Vision 35% заемщиков имеют непогашенную задолженность, главным образом по экспресс-кредитам и кредитным картам. У некоторых банков доля просроченных кредитов в 2007 г. превысила 30%.
Развитие кредитных бюро, накапливающих сведения о добросовестности заемщиков – физических и юридических лиц, позволит уменьшить риски возврата кредитов и трансакционные издержки. Система этих бюро охватывает не только банковские договора займа и кредита, но и любые поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа (товарный кредит, услуги связи, доставки товаров, коммунальные платежи и т.д.). В перспективе эти бюро наряду со сбором, обработкой и предоставлением информации о заемщиках, займутся подготовкой аналитических отчетов.
С 2005 г. кредитные организации отчитываются перед ЦБ за открытие веб-сайтов, изменение их содержания, услуги интернет-банкинга и доступа к карточным счетам. При оценке работы банков учитывается не только размер уставного капитала и его относительная достаточность для покрытия обязательств с учетом риска, но и роль банка в сфере корпоративной социальной ответственности, использование современных информационных технологий в межбанковских расчетах и ритейле, качество управления рисками и стратегии выпуска ценных бумаг, финансирования слияний и поглощений, использования кредитных деривативов, деривативных продуктов на базе акций, процентных свопов, проектного финансирования, новых форм привлечения капитала, управления наличностью и обслуживания глобальных продуктов и т.д.
Растет доля кредитных банков, более двух третей активов которых составляет кредитный портфель. При относительно высокой доле собственных средств в последние годы они используют для привлечения долгосрочных ресурсов различные виды облигаций. Растет число банков с развитой корреспондентской сетью, осуществляющих расчетные, документарные и кредитные операции в сфере внешней торговли, а также инвестиционных банков, организующих проектное финансирование, выпуск и размещение акций, облигаций и других ценных бумаг, долгосрочный лизинг самолетов, судов и т.д. | |
|