| | Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Кирюхин В. В. аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита института экономики и менеджмента Сочинского государственного университета туризма и курортного дела
| |
| | В условиях современной экономики производственный и экономический потенциал санаторно-курортного комплекса не может эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный хозяйственный механизм управления инновационной деятельностью санаторно-курортных организаций (СКО).
Инновационный механизм – это блочная система, важной составляющей которой является механизм управления инновационной деятельностью. Последний обладает основными чертами инновационного механизма и в то же время имеет свою специфику. Специфика механизма управления инновационной деятельностью определяется особенностями процесса воспроизводства экономического и производственного потенциала и ведения инновационной деятельности в конкретных экономических условиях.
Разработка механизма управления инновационной деятельностью является одной из важнейших задач санаторно-курортных организаций. Решение этой задачи позволит организациям санаторно-курортной сферы (СКС) не просто остаться «на плаву», но и добиться желаемых результатов и от инновационной деятельности, и от всей хозяйственной деятельности СКО в целом.
В целом механизм управления инновационной деятельностью представлен на рис.1. Только оптимальное сочетание всех основных функций делает управление процессами ведущей интегрирующей силой наиболее активного действия факторов развития инноваций. | |  | Рис. 1. Механизм управления инновационной деятельностью санаторно-курортных организаций | Рассмотрим более подробно каждый из блоков механизма управления инновационной деятельностью.
Рациональность взаимодействия элементов механизма управления инновационной деятельностью может проявляться в конкретизации и оптимизации направленности деятельности действия каждого из них, не дублирующих друг друга, а совместно направленных на достижение основной цели и высокого уровня эффективности управления инновационной деятельностью СКО.
В этой связи необходимо отметить, что первая группа элементов управления инновационной деятельностью (блок 1) – это внутренние органы управления (руководство и подразделения санаторно-курортной организации) и внешние (компания инновационного развития (КИР)), которая будет представлять собой управляющую структуру, призванную помимо осуществления непосредственного руководства реализацией инновационных проектов, принимать также активное участие в разработке и реализации региональной научно-технической и инновационной политики.
Применение в качестве основных взаимодействующих элементов в механизме управления инновационной деятельностью СКО экономических, социальных, нормативно-правовых, административно-распорядительных методов (блок 2) может быть выражено как направленностью достижения намечаемых ориентиров результативности (экономической, социальной, структурно-организационной), так и соответствующими приемами, действиями, мерами, в конечном итоге реализуемыми в функциях текущего, перспективного и стратегического управления.
В этом случае экономические методы управления должны способствовать не только достижению экономического роста санаторно-курортной организации, но и определять оптимальный комплекс мер, стратегий, реализация которых может результативно оправдывать развитие СКО. В основу применения данных методов управления, должны быть положены:
– результативные решения проблем ценообразования за оказываемые санаторно-курортные услуги, в том числе медико-оздоровительные, лечебно-профилактические, диагностические;
– установление и соблюдение медико-экономических стандартов оказания санаторно-курортной (лечебной, оздоровительной) помощи гражданам;
– оптимальные решения в осуществлении затрат на ресурсопотребление;
– ориентация персонала СКО на повышение уровня заинтересованности в достижении намечаемых (ожидаемых) экономических результатов (роста объемов оказания услуг, получения прибыли);
– установление дифференцированных по отношению к открывающимся или устойчиво функционирующим здравницам, а в целом и ко всей санаторно-курортной сфере льготных налоговых ставок;
– предпринимательские виды деятельности, позволяющие своими результатами укреплять материально-техническую базу санаторно-курортных организаций;
– система стимулирования персонала при выполнении запланированных объемов работ, оказанных услуг, применения санкций за несоблюдение ими медико-экономических стандартов, медицинских технологий оздоровления и лечения;
– рационализация цен на коммунальные услуги, энергоносители, снижение транспортных тарифов.
Социальные методы управления СКО, взаимодействуя с экономическими, административными, правовыми, должны быть направлены на стимулирование труда и обеспечение роста его оплаты; охрану и создание благоприятных социально-психологических условий труда обслуживающего СКО персонала; повышение информированности персонала СКО о способах и методах оздоровления, о социально-экономическом развитии организаций санаторно-курортной сферы.
Социальные меры управления СКО должны способствовать повышению профессионального уровня персонала, особенно медицинских работников, врачей-специалистов, а также объединять профессиональные, экономические, социальные интересы на основе деловой активности и творческого отношения к труду.
Нормативно-правовой метод управления СКО (блок 2.3) воздействует как в рамках регламентации законов РФ, направленных на эффективное использование природно-климатических ресурсов лечебного свойства, развитие санаторно-курортной сети, повышение уровня медико-оздоровительного обслуживания и оказания необходимой лечебно-профилактической помощи гражданам, так и на выполнение федеральных и региональных программ развития СКС, являющихся основными источниками доходной части бюджетов всех уровней.
Осуществление основных функций стратегического управления (блоки 4.1 – 4.6) возможно в результате реализации конкретных экономических, социальных, финансовых, инновационных, организационных, инвестиционных и иных мер (блоки 6.1.–6.6) в процессе планово-расчетных обоснований, прогнозирования, организации, принятия регулирующих воздействий, программирования, контроля, учета и анализа деятельности и развития как в целом СКС, так и его отдельных СКО.
При этом важно отметить то, что каждая из функций управления тесно взаимосвязана друг с другом. Так, меры регулирования, например, по увеличению размера финансовых поступлений от оказания комплекса санаторно-курортных услуг гражданам посредством изменения цен на услуги, снижения затрат в процессе потребления трудовых, лечебно-лекарственных, материально-технических, энергетических ресурсов, устранения непроизводительных расходов непосредственно зависят от:
– организации труда персонала и медико-оздоровительного и лечебно-профилактического процессов;
– запланированных мероприятий по техническому оснащению медицинских, оздоровительных комплексов;
– внедрения улучшающих и кардинально новых инноваций санаторно-курортной организации;
– планово-расчетных объемов оказываемых СКУ отдыхающим и лечащимся гражданам;
– планируемых к достижению экономических показателей в виде прибыли, затрат на ресурсопотребление;
предстоящего выполнения экономически и социально значимых проектов медицинской, инновационной и иной направленности.
Немаловажное значение в управлении инновационной деятельностью СКО имеют ресурсы и потенциал (блок 5.1–5.2). Инновационные ресурсы – это совокупность финансовых, интеллектуальных и материальных средств, которыми располагает санаторно-курортная организация для достижения положительных инновационных результатов.
Инновационные ресурсы включают в себя:
– персонал организации, который характеризуется уровнем профессиональной подготовки, обучаемостью, инновационностью;
– соответствие организационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса;
– кодифицированное знание, которым располагает санаторно-курортная организация, в части нематериальных активов представленное патентами, ноу-хау, прототипами, компьютерными программами и т.д.;
– научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов;
– финансовое обеспечение инновационной деятельности.
Важным инновационным ресурсом санаторно-курортной организации, осуществляющим собственные разработки в рамках инновационной стратегии, является задел по незаконченным научно-исследовательским и опытно-промышленным работам. Можно отметить несколько характеристик ценности этого ресурса: степень готовности и радикальности, предварительная оценка результата, вероятность положительного результата и т.д.
Общим условием успешности инновационной деятельности является ее достаточное финансирование. Уровень финансирования зависит от финансового состояния санаторно-курортной организации, выбранной инновационной стратегии развития, предыдущих инновационных результатов.
Приоритетность финансирования инновационной деятельности является элементом стратегии санаторно-курортной организации, а конкретные размеры – объектом стратегического планирования, а также стратегического инновационного анализа.
Таким образом, инновационные ресурсы являются условием инновационного процесса и в этом качестве могут служить его объективной характеристикой и основой для инновационного анализа, как текущего, так и (при учете взаимосвязи понятий «инновационные ресурсы» и «инновационный потенциал») стратегического.
Тесно связано с инновационными ресурсами понятие инновационный потенциал. С экономической точки зрения нам кажется приемлемым следующее определение инновационного потенциала санаторно-курортной организации: это предельно возможный уровень вклада нововведенческой деятельности в улучшение финансовых показателей организации санаторно-курортной сферы при оптимальном использовании имеющихся инновационных ресурсов.
Совокупный инновационный потенциал санаторно-курортной организации определяется в первую очередь наиболее сильной составляющей ресурсной базы инновационного процесса, полная реализация возможностей которой может быть осуществлена при наименьших финансовых затратах.
Организационная культура СКО, базирующаяся на иерархических структурах и не делающая исключений для инновационного процесса, не изменяется за короткий период, а возможно, ее инновационность и не может быть сформирована при существующем персонале. В этих условиях анализ инновационного потенциала подсказывает наиболее эффективные направления инновационной деятельности, выявляет оптимальные инновационные стратегии.
Основу же рекреационных ресурсов составляют географическое положение, природные условия, материально-техническая база санаторно-курортной организации, насыщенность историко-культурными достопримечательностями, степень территориальной доступности основных зон и центров санаторно-курортной деятельности с точки зрения транспортных коммуникаций, а также их аттрактивность. Степень использования имеющихся рекреационных ресурсов санаторно-курортной деятельности определяет рекреационный потенциал и фиксируется рядом факторов, как внутренних (эндогенных), так и внешних (экзогенных), в том числе демографических, этноконфессиональных, социально-экономических, политических и других.
Необходимым условием развития рекреационного потенциала является наличие и высокое качество рекреационных ресурсов. Существенное значение имеют также природные факторы, способствующие или ограничивающие возможности освоения и эксплуатации рекреационных ресурсов как основы рекреационного потенциала. Характер пространственного распределения и взаимного сочетания природных факторов существенно влияет на особенности организации санаториев. Роль отдельных рекреационных факторов в процессе санаторно-курортной деятельности неоднозначна. Это обусловлено, во-первых, разнообразием целей отдыха (лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные), а также его видов и форм организации; во-вторых, многокомпонентным составом природной среды и множественностью рекреационных свойств каждого из этих компонентов.
С точки зрения влияния на рекреационный потенциал санаторно-курортных организаций вся совокупность природных и антропогенных факторов делится на три группы.
Первая группа инновационного управления – ресурсы, функционально необходимые для конкретных видов оздоровления и отдыха. Она включает: лечебные минеральные воды и грязи, климатические, ландшафтные условия, водоемы, биологические, объекты материальной культуры познавательного и эстетического значения.
Вторая группа – природные условия, оказывающие влияние на сам процесс отдыха и его эффективность. К ним относятся: медико-географические, санитарно-гигиенические, рельеф местности, проходимость лесов, опасные природные явления.
Третья группа – факторы, влияющие на возможность санаторно-курортного строительства и функционирования инфраструктуры. Это наличие источников водоснабжения, инженерно-геологические и почвенно-растительные условия, озеленение территории.
Принципиальное различие между понятиями «рекреационные ресурсы» и «природные условия» заключается в том, что организация отдыха возможна лишь при наличии соответствующих рекреационных ресурсов. Условия же ограничивают возможности использования рекреационных ресурсов, но не могут компенсировать их отсутствие.
Проблемам природных рекреационных ресурсов в рамках их влияния на рекреационный потенциал санаторно-курортных организаций уделяется значительное внимание в научной литературе. Описаны отдельные виды природных рекреационных ресурсов, определены объемы многих из них, произведено всестороннее исследование климата курортов России и стран СНГ по степени их воздействия на человека, систематизированы и обобщены данные природных рекреационных ресурсов отдельных регионов с целью их дальнейшей экономической оценки и определения приоритетных направлений их дальнейшего освоения.
Природные рекреационные ресурсы в рамках формализации рекреационного потенциала классифицированы следующим образом (рис.2). | |  | Рис. 2. Классификация природно-рекреационных ресурсов | В первом случае санаторно-курортная деятельность не оказывает негативного воздействия на природную среду, во втором – природные рекреационные ресурсы подвергаются воздействию, изменению и деградации, в третьем случае природные рекреационные ресурсы могут истощаться и даже исчезать при нерациональном использовании.
Природные рекреационные ресурсы по происхождению подразделяются на физические, биологические и энергоинформационные.
Физические природные ресурсы – это все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и термальные). Биологические рекреационные ресурсы – это компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические и флористические. Энергоинформационные рекреационные ресурсы представляют собой специфические поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое состояние человека, покупающего санаторно-курортные услуги.
Все эти рекреационные ресурсы в рамках рекреационного потенциала РСКО неразрывно связаны между собой и формируют комплексные рекреационные ресурсы, или ресурсы природно-территориальных рекреационных СКО, которые подразделяются на природно-континентальные и природно-аквальные, которые, в свою очередь, делятся на природные (заповедники, долины рек и т.д.), природно-антропогенные (парки, скверы, лесопарки, национальные парки и т.д.) и уникальные.
Уникальные комплексные рекреационные ресурсы имеют исключительно важное значение для развития рекреационно-ориентированной экономики, являясь наиболее привлекательными санаторно-курортными объектами, что особенно важно для Краснодарского края, так как городам Черноморского побережья присуща санаторно-курортная специализация.
В решении основных задач объективизации и конкретизации принимаемых мер по достижению намеченных целевых ориентиров и результативности в предлагаемых методических подходах создания и рационального функционирования механизма управления инновационной деятельностью санаторно-курортной организации, могут играть важную роль такие элементы формируемого механизма, как способы прогностического, оптимального, имитационного, логико-вербального и расчетно-аналитического способов обоснованности принимаемых решений по развитию СКО (блоки 3.1 – 3.5).
Прогностический метод перенесения тенденций функционирования организаций санаторно-курортной сферы из прошлого в будущее (блок 3.1) путем экстраполяции экономико-математическими или экспертными способами предоставляет возможность органам управления развитием СКС иметь параметры и показатели предстоящего социального и экономического развития для оценки своих ресурсных возможностей и принятия необходимых мер, связанных как с реализацией функциональных и обобщающих стратегий, так и с реальностью достижения намечаемых стратегических ориентиров социально-экономического развития.
Оптимальные экономико-математические способы обоснования достижения экстремальных значений (блок 3.3), например, экономического, инновационного, финансового роста СКО и в целом санаторно-курортной сферы раскрывают органам управления СКС потенциальные возможности в реализации стратегических мер.
Имитационный способ обоснований может быть реализован в полной мере при использовании логико-вербальных и расчетно-аналитических способов (блоки 3.4 и 3.5), сочетающихся с экономико-математическими способами обоснования реальности достижения результативности обобщающей (базовой) стратегии развития СКО.
Подчеркнем, что любая из функций управления инновационной деятельностью основывается на оценке и сравнительном анализе вариантов развития (блок 3.5.1), а именно: определении степени инновационности СКО и готовности организации к эффективному внедрению инноваций, а также определении наиболее эффективного инновационного проекта и выявление вероятного эффективного периода внедрения инновационного санаторно-курортного продукта (СКП).
Таким образом, рациональное функционирование механизма управления инновационной деятельностью санаторно-курортных организаций возможно при условии согласованности нормативно-правовых и административно-распорядительных актов вышестоящих органов управления, целенаправленного использования методов, способов и процедур управления, мер, обеспечивающих осуществление функций управления инновационной деятельностью санаторно-курортных организаций. |
| |
|
|