Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Добрецов В. Г.
аспирант кафедры менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института

Механизм управления госпитальным сектором фармацевтического рынка

В процессе развития здравоохранения в сфере обращения лекарственных средств сформировалась своеобразная социально-экономическая система – рынок фармацевтических услуг.
Фармацевтический рынок (ФР) следует рассматривать как подсистему потребительского рынка, где предметом купли-продажи являются лекарственные средства. При этом сущность госпитального сегмента фармацевтического рынка (ГСФР) заключается в удовлетворении потребностей лечебно-профилактических учреждений в лекарствах, выступающих средством в процессе оказания медицинской помощи населению [2].
Рассмотрим проблемы и механизмы управления ГСФР на примере Красноярского края.
ГСФР правомерно рассматривать не только как фактор рыночной социально-экономической системы, но и как объект экономических исследований и управления. Это обусловлено тем, что ГСФР имеет ряд характерных черт, которые вызывают необходимость формирования адекватной системы управления. Во-первых, ГСФР выступает как индикатор уровня оказания медицинской помощи населению; во-вторых, ГСФР зависит от финансовых возможностей федеральных, региональных и местных бюджетов; в-третьих, ГСФР является «инкубатором» рабочих мест для медицинских работников и фармацевтов; в-четвертых, субъектами хозяйствования ГСФР выступают государственные лечебно-профилактические учреждения; в-пятых, ГСФР оказывает прямое влияние на состояние здоровья населения.
ГСФР следует рассматривать в структуре государ­ственного сегмента ФР. При этом государственный рынок фармацевтических услуг включает в себя госпитальный и сравнительно молодой сегмент рынка – программу дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Доля дополнительного лекарственного обеспечения лекарственных средств составляет 23% от общего объема ФР или около 2,7 млрд. долл. Сегмент госпитальных закупок в 2006 г. составил около 1,4 млрд. долл. (около 14% от общего объема рынка). В 2006 г. объем ФР России составил 11,5 млрд. долл., что более чем на 30% больше, чем в 2005 г. Динамика развития российского ФР представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Российский фармацевтический рынок в 2003–2005 гг. (в конечных ценах)

В среднем за 2006 г. каждый человек потребил лекарств на 2100 руб., что составляет 2% от среднего распределенного дохода на одного жителя России. Для сравнения, в странах Европы этот показатель равен 7%, в США – 9%. [см. напр. 3].
Исследование ГСФР позволяет выделить целый ряд проблем.
Во-первых, это правовые проблемы. Процедура проведения государственных закупок регламентирована Федеральным законом 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказа на поставки товаров, оказании работ и выполнении услуг для государственных и муниципальных нужд» [5]. Однако данный закон не позволяет отразить все особенности рынка лекарственных средств.
Специфика лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений входит в некоторое противоречие с нормами закона, не позволяющими эффективно и рационально осуществлять закупки лекарственных средств. Согласно закону конкурсная документация не должна содержать указание на торговые наименования или наименование производителя. Однако лечебно-профилактические учреждения, имеющие в своей структуре клинических фармакологов и проводящие клинико-экономические исследования для оценки качества конкретного торгового наименования лекарственного средства, в соответствии с действием закона вынуждены закупать более дешевые и неизученные препараты, имеющие по химическому составу то же действующее вещество.
Во-вторых, это финансово-экономические проблемы. В настоящее время семь крупнейших российских дистрибьюторов осуществляют примерно 40% оборота ФР России (табл.1).
Таблица 1 Дистрибьюторы фармацевтического рынка России

В некоторых регионах крупные дистрибьюторы полностью захватили рынок, то есть их совокупная доля на рынке составила 100%. Формирование олигопольного рынка приводит к антиконкурентным действиям со стороны крупных дистрибьюторов (соглашениям, разделу рынка и т.д.).
В результате на ФР отмечается значительный рост цен на лекарственные средства. Если за 2003–2004 гг. цены выросли на 11%, то за 2004–2005 гг. – на 13%. При этом наибольший рост цен имеет место в тех регионах, где дистрибьюторы занимают олигопольное или монопольное положение.
В-третьих, существуют социально-психологические проблемы, к которым относится, в частности, распространение фальсифицированной продукции. На российском рынке более 10% продукции от общего объема рынка (до 30%, по неофициальным данным) является поддельной. По данным опроса, проведенного по заказу Ассоциации международных фармацевтических производителей (APIM) и Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности (CIPP) среди руководителей 53 российских и зарубежных фармацевтических компаний, доля фальсифицированных лекарственных средств на российском рынке составляет 12%.
Выделенные проблемы ГСФР свидетельствуют о необходимости их решения на государственном уровне. Ликвидация распространения фальсифицированной фармацевтической продукции и роста цен является первостепенной задачей государства в отрасли, а внедрение Федерального закона №94-ФЗ в сфере государственных закупок во многом требует доработки и адаптации к специфике рынка фармацевтических услуг. Следовательно, требуются разработки и внедрение новых механизмов управления ГСФР.
Механизм управления предоставляет возможность выбора средств воздействия и их коррекции по факторам эффективности управления и конкретным ситуациям положения и развития фармацевтического рынка. Можно определить понятие механизма управления как совокупности средств воздействия или комплекса рычагов, используемых в управлении. Метод управления – это способ воздействия, способ использования тех или иных средств управления. Понятие метода управления неотделимо от показателей, которые своей принадлежностью и величиной характеризуют использование этих методов.
Выделим организационно-экономические механизмы или средства воздействия государственного управления ГСФР.
Для снижения роста цен предлагается активно внедрить систему конкурсных закупок лекарственных средств, основным способом из которых является открытый конкурс. Открытый конкурс – это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, заявке которого на участие в конкурсе присвоен первый номер [5].
Современная система государственного заказа (далее – СГЗ) Красноярского края основана на следующих принципах:
1) подотчетности государственных служащих, распоряжающихся бюджетными средствами, городским налогоплательщикам;
2) разумного протекционизма по отношению к поставщикам продукции, платящим налоги в бюджет края;
3) планирования государственных нужд, как в денежном, так и в натуральном выражении;
4) системного подхода к формированию СГЗ, созданию структуры, обладающей способностью к развитию и совершенствованию в рамках единой экономической и управленческой стратегии;
5) оптимизации и государственного регулирования расходов средств краевого бюджета и внебюджетных фондов, направляемых на лекарственное обеспечение, которые позволили бы максимально эффективно использовать средства налогоплательщиков [2].
Функционирование этих принципов является взаимосвязанным, что и позволяет достичь положительных результатов. Так, учет того, что привлечение к выполнению заказа краевых налогоплательщиков создает не только дополнительную базу налогообложения, но и новые рабочие места, обеспеченные заработной платой, отчисления от которой опять-таки поступают в бюджет, способствует сокращению расходов бюджета на выплату социальных пособий по безработице, снижению социальной напряженности, а следовательно и реальную возможность оборота сверхплановых поступлений в бюджет. В сочетании с четким планированием госнужд это позволяет предприятиям осуществлять полноценную промышленную политику, а также содействует привлечению инвестиций, т.к. у предприятий есть план сбыта производимой продукции в виде заранее спланированных поставок для нужд города, подтвержденных бюджет­ными средствами [1].
В Красноярском крае широко применяется конкурсная процедура закупок лекарственных средств. В частности, в 2006 г. проведено 34 открытых конкурса на право поставки лекарственных средств на общую сумму 1 035 млн. руб. Экономия по результатам конкурсов составила 86,5 млн. руб. (табл.2).
Таблица 2 Затраты на закупки лекарственных средств в Красноярском крае в 2006 г. (руб.)

Кроме этого, механизмом государственного регулирования ГСФР является внедренная в Красноярском крае система централизованных закупок лекарственных средств.
По мере накопления в России опыта организации и проведения конкурсных закупок продукции для госнужд каждый организатор конкурсов рано или поздно сталкивается с необходимостью применения современных информационных технологий на всех этапах проведения торгов. Основные функции госзаказчиков в процессе подготовки и проведения конкурсов условно можно разделить на макрофункции (связанные с подготовкой плана закупок, т.е. приоритетного перечня намеченных к проведению конкурсов, а также с контролем исполнения заключенных контрактов) и микрофункции (связанные с проведением конкретного конкурса) [2].
Основными макрофункциями организаторов конкурсов являются:
1) сбор и формализация информации о потребностях подведомственных организатору получателей (потребителей) в закупаемой продукции;
2) сбор и формализация информации о необходимой продукции и ее производителях (поставщиках);
3) консолидация заказа с целью экономии бюджетных средств (за счет получения больших оптовых ценовых скидок);
4) установление очередности и сроков проведения конкурсов по различ­ным видам закупаемой продукции;
5) сбор и формализация информации о заключенных контрактах и о ходе их исполнения.
По мере роста объемов обрабатываемой информации с целью повышения эффективности торгов необходимо применение сначала простейшего специального программного обеспечения для ведения реестров получателей (потребителей), производителей (поставщиков), продукции, заключенных контрактов. Затем организаторам целесообразно приобрести универсальную программу управления проектами для осуществления всех вышеуказанных операций, взаимосвязанных закупок, а также поиска и обмена информацией через браузе­ры, почтовые программы, программы терминальной связи, HTML-редакторы [2].
Наиболее трудоемкой микрофункцией организаторов конкурсов является подготовка конкурсных документов. При составлении приглашения к участию в торгах, получении заявок, рассылке конкурсной документации, предквалификации и квалификации участников, отборе победителей и присуждении выигравшему торги в данный момент используются традиционные методы почтовой, специальной и факсной рассылки и переписки. Однако в будущем, благодаря широкому распространению компьютерных технологий и свободного доступа к Интернету, наиболее эффективным станет широкое применение электронной почты для проведения всех вышеуказанных действий [4].
Торги, проходящие в различных организациях, отличаются не только по предметам, но и по составу и количеству участников, количеству закупаемой номенклатуры товаров, заказов на работы или услуги. Соответ­ственно различна и программная реализация процесса торгов. Большинство конкурсных комиссий при простых закупках вполне могут обойтись возможностями пакета Microsoft Office. Несложные вычислительные алгоритмы прекрасно реализуются программным обеспечением Excel 97. Выходные документы достаточно информативны, открытый доступ к данным позволяет использовать результаты торгов и в дальнейшем. Но для торгов, характеризующихся большим объемом обрабатываемой информации, требуются специализированные системы управления базами данных. При их разработке главными параметрами становятся высокая скорость работы программы, а также удобное представление информации о результатах торгов.
Рис. 2. Технологическая схема централизованных закупок

Централизованные закупки – это закупки, которые осуществляются уполномоченным органом (агентством государственного заказа администрации Красноярского края) для нужд нескольких получателей бюджетных средств путем проведения открытого конкурса.
Технологическая схема централизованных закупок состоит из пяти блоков (рис.2). Они характеризуют возвратно-поступательную последовательность различных операций и их групп при разработке и осуществлении управленческого решения и, таким образом, оптимальный вариант лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений [1].
Блок 1. На этом этапе был создан уполномоченный орган по размещению государственного заказа, которым стало Агентство государственного заказа администрации Красноярского края. Специалисты агентства владеют знаниями государственных закупок, бюджетирования и искусством решения проблем в области управления бюджетными учрежденими.
Учитывая специфику оказания лекарственной помощи лечебно-профилактическими учреждениями, в структуре агентства выделен отдел по организации закупок медикаментов и медицинского оборудования.
Блок 2. На этом этапе проводится сбор исходной информации для проведения централизованных закупок, т.е. сбор заявок на медикаменты от лечебно-профилактических учреждений.
Блок 3. На третьем этапе создается система реализации централизованных закупок.
Блок 4. На этом этапе централизованного обеспечения осуществляется организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия (анализ заявок, формирование конкурсных условий, проведение конкурсных торгов, определение победителя и осуществление поставок лекарственных средств), реализация которых в четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных централизованным обеспечением.
Блок 5. На следующем этапе необходима оценка и анализ качества выполнения централизованного обеспечения по итогам проведенных закупок.
В итоге централизованные закупки лекарственных средств и конкурсные торги в Красноярском крае позволили:
– обеспечить лекарственными средствами лечебно-профилактические учреждения в крае по единым ценам, что дает возможность формировать медицинские услуги по одинаковым закупочным ценам на медикаменты;
– провести поставки лекарственных средств через уполномоченный медицинский склад, который осуществляет 100-процентный входной контроль, т.е. все медикаменты, закупаемые централизованно для нужд лечебно-профилактических учреждений, поступая на уполномоченный медицинский склад, проходят анализ на наличие фальсификата и контрафакта;
– закупать именно те торговые наименования лекарственных средств, которые лечебно-профилактические учреждения указали в заявках и по которым проводили фармако-экономический анализ, т.к. при проведении централизованных закупок лекарственные препараты группируются в лоты по принадлежности к производителю. Это позволяет закупать только те лекарственные препараты, которые необходимы для осуществления лечебного процесса;
– сэкономить бюджетные средства на 8,3% от общего объема закупок, направленных на приобретение медикаментов для нужд госпитального сектора Красноярского края.
На основании изложенного можно сделать вывод, что конкурные торги и централизованные закупки целесообразно использовать как эффективный механизм государственного управления ГСФР, внедрение которых позволит минимизировать негативное влияние вышеуказанных проблем.


Литература
1. Антикризисное управление /Под ред. Э.М. Короткова. – М., 2000.
2. Кузнецов К.И. Конкурентные закупки: торги, конкурсы. – СПб., 2005.
3. Фармацевтические рынки в Едином Экономическом Пространстве: (по итогам 2004 года) / Денисова М.Н., Ишмухаметов А.А., Дмитриев В.А.; [RMBC]. – М., 2005.
4. Фармацевтический рынок России //Аудит DSM Group. 2006. Вып. декабрь.
5. Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия